Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 06.06.2002 № 1778
"О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Медицинский информационный вестник", № 22(246). Июнь 2002 г.






ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 6 июня 2002 г. № 1778

О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Руководителям органов и
учреждений здравоохранения

В соответствии с планом действий Министерства здравоохранения Российской Федерации по реализации программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу до 2004 г., утвержденным решением Коллегии Министерства здравоохранения РФ от 20.03.2002 г., планируется разработка Государственной программы управления качеством медицинской помощи.
На Всероссийской конференции "Совершенствование качества оказания медицинской помощи на основе развития информатизации здравоохранения", прошедшей в г. Тольятти 30-31 мая 2002 г., Департаментом организации и развития медицинской помощи МЗ РФ был представлен на обсуждение первый вариант проекта Концепции данной государственной программы (прилагается).
Прошу Вас принять участие в рассмотрении и обсуждении данного документа. Свои предложения и замечания направлять в Самарский областной медицинский информационный центр по электронной почте.

Руководитель департамента здравоохранения
Г.И.ГУСАРОВА





Приложение
к письму
Департамента здравоохранения
администрации Самарской области
от 6 июня 2002 г. № 1778

ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Решением Коллегии МЗ РФ от 20 марта 2002 г. утвержден план действий МЗ РФ по реализации программы социально - экономического развития РФ на среднесрочную перспективу до 2004 г. Целью данного плана действий является создание прочной основы для формирования в стране системы здравоохранения, способной реально укреплять здоровье населения и эффективно восстанавливать его в случае утраты.
Для достижения этой цели коллегией намечено скоординировать воедино три принципа развития отрасли:
- единство системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений;
- единство лечебно-профилактической и экономической эффективности;
- единство врача и пациента в достижении максимальной эффективности результатов профилактической и лечебной деятельности.
Единство системы здравоохранения предполагает:
- единство целей и задач;
- единую методику анализа результатов деятельности организаций здравоохранения и отрасли в целом;
- стандартизацию в здравоохранении;
- применение медицинских технологий, эффективность которых доказана;
- использование единой системы нормирования труда и заработной платы;
- единую технологию внедрения научных достижений в практическое здравоохранение;
- единую технологию подготовки и последипломного образования специалистов;
- использование единых технологий в управлении и организации здравоохранения.
Единство лечебно-профилактической и экономической эффективности определяется:
- единой методикой оценки результатов качества лечебно-профилактической работы;
- единой методикой оценки эффективности использования кадровых, материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов;
- применением интегрального коэффициента соотношения показателей качества медицинской помощи и величины затраченных ресурсов;
- введением государственной статистической отчетности по показателям, характеризующим качество медицинской помощи и затраченных ресурсов.
Единство врача и пациента в достижении медицинской эффективности результатов профилактической и лечебной деятельности определяется:
- полным и правдивым информированием пациента о выборе технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, вероятных исходов лечения;
- единой методикой деятельности школ из числа пациентов, страдающих хроническими заболеваниями;
- единой методикой оценки работы врача по результатам профилактической и лечебной деятельности;
- единой технологией оценки пациентами качества медицинской помощи.
В решении итоговой коллегии Минздрава России намечено до конца 2002 года разработать Концепцию Государственной программы управления качеством в здравоохранении, а в первом полугодии 2003 года разработать и утвердить саму Государственную программу.
Предполагается разработать систему управления качеством в здравоохранении, базирующуюся на стандартизации, медицине основанной на доказательствах и клинико-экономическом анализе. В основе мер, направленных на повышение качества в здравоохранении лежит работа по созданию комплекса показателей и методологии его оценки, организационно-технические мероприятия.
Под стандартизацией в здравоохранении понимают "деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочивания в здравоохранении путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий, продукции, технологий, работ, услуг, применяемых в здравоохранении" (ОСТ 91500.01.0007-2001 "Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения").
Медициной, основанной на доказательствах, является клиническая практика, основанная на критическом анализе результатов научных исследований. Одновременно административные и управленческие решения в здравоохранении должны строиться на тех же принципах, что позволит говорить о переходе от медицины, основанной на доказательствах, к здравоохранению, основанному на доказательствах.
Клинико - экономический анализ подразумевает сравнительную оценку двух и более методов профилактики, диагностики, лекарственного и нелекарственного лечения на основе комплексного взаимосвязанного учета результатов медицинского вмешательства и затрат на его выполнение.
Систему управления качеством в здравоохранении, базирующуюся на стандартизации, медицине основанной на доказательствах и клинико - экономическом анализе можно трактовать как управление качеством через достижение оптимальной степени упорядочивания в здравоохранении путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий, продукции, технологий, работ, услуг, применяемых в здравоохранении, на основе критического анализа результатов научных исследований с учетом экономической целесообразности.
Принципы управления качеством в здравоохранении:
- деятельность учреждений здравоохранения должны формировать потребители и их потребности.
- необходима командная работа как средство формирования единых целей.
- должен иметь место научный подход к принятию решений, основанный на постоянном сборе и анализе объективных данных (в виде количественных показателей).
- усилия должны быть сосредоточены не на проверке индивидуального выполнения работ, а на совершенствовании самих технологических процессов и их ресурсного обеспечения.
- совершенствование процессов предполагает переход от поиска виновных и их наказания к выявлению отклонений и причин их возникновения, и предотвращение их в дальнейшем.
Методы оценки качества строятся на сопоставлении реальной ситуации с желаемой (оптимальной или идеальной). Формализованным представлением такой желаемой ситуации и являются стандарты, которые следует рассматривать как базовые (эталонные) показатели качества в системе здравоохранения.
С позиции управления качеством, стандарты должны определять:
- минимально допустимый уровень качества через обозначение обязательных требований, образующих основу программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включающей не виды помощи, а перечни конкретных услуг;
- направления дальнейшего совершенствования качества через формулирование дополнительных требований, носящих рекомендательный характер.
С учетом "триады Донабедиана" предполагается обеспечение качества через проведение на всех уровнях системы здравоохранения взаимосвязанных мероприятий в области оптимизации использования ресурсов, внедрения современных технологий и оценки получаемых результатов. Соответственно, можно выделить три основных укрупненных объекта стандартизации и три основных группы стандартов:
- стандарты ресурсного обеспечения здравоохранения (требования к различным видам ресурсов - кадровым, материальным, финансовым, информационным);
- стандарты процессов в здравоохранении, включая административные;
- стандарты результата.
Таким образом "Государственная программа управления качеством в здравоохранении" должна состоять из основных разделов:
Требования к ресурсам системы здравоохранения, включающие:
- финансовое обеспечение;
- кадры;
- медицинская техника;
- лекарственные средства;
- здания, сооружения;
- транспорт;
- мягкий и твердый инвентарь;
- продукты питания.
Требования к технологиям в системе здравоохранения, включающие:
- технологии выполнения медицинских услуг;
- технологии процесса оказания медицинской помощи;
- организационные технологии;
- технологии производства лекарственных средств;
- технологии производства медицинской техники;
- технологии фармацевтической товаропроводящеи сети;
- технологии товаропроводящеи сети медицинской техники;
- технологии ремонта и обслуживания медицинской техники;
- технологии обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
- технологии приготовления продуктов питания;
- технологии обеспечения безопасности труда медицинского персонала;
- технологии образования медицинского персонала;
- технологии выполнения манипуляций, исследований и процедур;
- технологии управления качеством в здравоохранении;
- технологии проведения научных исследований здравоохранении;
- деонтологические и этические технологии;
- информационные технологии в здравоохранении
Требования к результатам, включающие:
- исходы заболеваний;
- результаты оказания медицинских услуг, проведения манипуляций, исследований и процедур;
- социальные результаты оказания медицинской помощи;
- результаты мероприятий по профилактике заболеваний;
- безопасность лекарственных средств и медицинских технологий.
Система управления качеством является непрерывным циклическим процессом, каждый цикл включает аналитически - контрольную фазу, фазу разработки мероприятий по обеспечению качества и фазу их внедрения. Система управления качеством в здравоохранении реализуется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, медицинского учреждения, каждого медицинского работника. На каждом уровне устанавливается приоритетность проблем управления качеством, описываются задачи и технологии обеспечения качества, охватывающие три фазы управленческого цикла. Для решения конкретных задач разрабатываются стандарты (стандартные операции и процедуры) соответствующего уровня.
В рамках реализации Государственной Программы управления качеством в здравоохранении на всех уровнях должны быть созданы структуры, занимающимися вопросами:
- анализа показателей качества в здравоохранении;
- разработкой мероприятий, направленных на повышение качества в здравоохранении;
- принятием оперативных мер по устранению причин, мешающих обеспечению качества;
- осуществлением контроля за реализацией программ управления качеством
Для реализации этих задач необходимо повсеместно:
- осуществлять переход на первоочередное использование технологий, эффективность и экономическая целесообразность которых доказана;
- развивать стандартизацию в здравоохранении;
- развивать системы лицензирования в здравоохранении, аккредитации, сертификации, ведомственного и вневедомственного контроля;
- введение методики управления здравоохранением на основе отклонений от заданных показателей качества.
В целях введения постоянной оценки качества медицинской помощи по уровням управления в 2002 году должны быть разработаны показатели качества на всех уровнях: медицинской организации, муниципального образования, субъекта Федерации и страны в целом, с последующим введением государственной статистической отчетности.
Ход работы по подготовке Государственной программы по управлению качеством медицинской помощи свидетельствуют о крайней необходимости реализации важнейших направлений управления качеством:
- расширение и координация научных исследований по комплексной оценке клинической, социальной и экономической эффективности медицинских вмешательств (определение приоритетных направлений и стимулирование выполнения работ по этим направлениям);
- совершенствование методологии таких исследований;
- адаптация существующих международных и разработка собственных стандартов с учетом особенностей организации и финансирования медицинской помощи в Российской Федерации;
- создание системы внедрения результатов клинико - экономических исследований (организационных технологий, алгоритмов их использования в качестве основы для разработки нормативных документов, регулирующих использование ресурсов на всех уровнях);
- внедрение минимальных стандартов представления результатов клинико - экономических исследований, обеспечивающих достоверность результатов;
- накопление и обобщение результатов проведенных исследований, создание и развитие единой информационной сети, обеспечивающей максимально возможную доступность к исследованиям, проведенным в соответствии с современными методологическими принципами (например, создание и развитие центров медицины, основанной на доказательствах и/или комплексного анализа медицинской, социальной и экономической эффективности медицинских технологий);
- обучение лиц, принимающих решения в области управления здравоохранением, и практических врачей, вопросам медицины, основанной на доказательствах, и комплексной оценки медико-социальной и экономической эффективности медицинских вмешательств.
Решение данных проблем позволит заложить в российской медицине прочный фундамент системы эффективного управления качеством медицинской помощи, основанной на доказательствах, и дает менеджерам здравоохранения механизм, позволяющий рационализировать использование ресурсов.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru