Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 26.06.2002 № 195
"О КОНЦЕПЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2002 г. № 195

О КОНЦЕПЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ

В целях разработки и реализации системы мер, направленных на создание условий и механизмов эффективной реализации государственной молодежной политики, формирования системы социализации молодежи в Самарской области постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию молодежной политики в Самарской области на 2002 - 2005 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент по делам молодежи Самарской области (Фурсова).

Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ





Приложение
к Постановлению
Губернатора Самарской области
от 26 июня 2002 г. № 195

КОНЦЕПЦИЯ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
(далее - Концепция)

Введение

Молодежь - важнейший социальный слой общества, поддержка которого всегда являлась актуальной задачей для государства и общества. Интересы и возможности молодежи значимы в таких сферах общественной жизни, как семья, образование, спорт, армия. От молодого поколения зависит реализация таких важнейших функций, как воспроизводство населения, защита государства, обеспечение трудовых ресурсов.
Молодежь - не саморазвивающаяся система, ее жизнь обусловлена существующими социально - экономическими и политическими условиями в обществе. Социальное положение молодежи определяется рядом факторов, среди которых по-прежнему важнейшими остаются экономические. Однако защита интересов основной части молодежи находится не в сфере традиционных форм социальной защиты в виде пособий, компенсаций, льготного снабжения товарами первой необходимости. Основная часть молодежи нуждается скорее в услугах, компенсирующих недостаток жизненного опыта, оказываемых молодежными биржами труда, центрами правовой помощи, телефонами доверия. Реализация данного рода услуг, закрепленных в соответствующих программах, является прерогативой государственной молодежной политики.
Молодые люди играют все более заметную роль повсюду в мире. Звезды спорта, выдающиеся ученые и инженеры, предприниматели, борцы за мир, активисты, выступающие против использования детского труда, поп - идолы, защитники окружающей среды, защитники прав потребителей и неформальные лидеры - все это молодые люди, иными словами молодежь, представляющая собой экономическую, политическую и социальную силу. Молодые люди области - составная часть российского молодежного сообщества со своей уникальной историей, своим собственным настоящим и своим будущим.
Повсюду в мире растет понимание того, что молодежь - отдельный сегмент общества, и целью настоящей Концепции является определение основных направлений работы государственных органов власти с молодым поколением, которое выросло в период экономических и политических преобразований в России.
Об этом молодом поколении, представители которого были детьми в конце 80-х годов, когда в России начались исторические перемены, нередко говорят, что именно оно больше всего выиграло от преобразований переходного периода. Действительно, рыночные и демократические преобразования открывают все более широкие возможности перед народами Российской Федерации, а молодежь, естественно, особенно восприимчива к новым идеям и новым условиям. Однако молодые люди также выступают в роли первопроходцев в этих рожденных заново обществах и в данной роли, особенно с учетом их незрелого возраста они, подвергаются такому риску, которого практически не знали в своей жизни их родители, воспитатели и остальные наставники.
На протяжении нескольких лет департамент по делам молодежи Самарской области проводит сбор информации о молодежи, в результате анализа которого отмечаются существенные несоответствия между взглядами и потенциальными возможностями молодежи области, с одной стороны, и их реальной жизнью и фактическими достижениями - с другой. Согласно выводам, содержащимся в научно - методическом бюллетене "Молодежь Самарской области в 2000 - 2001 годах: современное положение и тенденции развития", молодые люди области:
в большей степени поддерживают рыночные и демократические реформы, чем люди старшего поколения, но меньше участвуют в выборах;
интересуются общественной и политической жизнью региона, но настроены критически и даже скептически по отношению к деятельности новых демократических институтов;
подвержены большим рискам в области репродуктивного и сексуального здоровья, в том числе опасности заражения ВИЧ-инфекцией (СПИДом), в условиях ограниченного доступа к необходимой информации и медицинским услугам;
нередко проявляют удивительно терпимое отношение к противоправным действиям и чаще вступают в конфликт с законом, чем их сверстники в дореформенный период;
придают большее значение образованию, чем их сверстники в дореформенный период;
высоко ценят семью, но вступают в брак и обзаводятся детьми гораздо реже, чем люди их возраста в дореформенный период;
проявляют впечатляющую гибкость и большую изобретательность для достижения материального благополучия, но при этом показатели безработицы у них значительно выше, чем у людей старшего поколения;
высоко ценят приоритеты либерального общества, но почти половина предпочитает видеть Россию закрытым обществом;
активно участвуют в формировании частной собственности, но только 5% из них поддерживает принцип ее неприкосновенности;
зачастую страдают от нарушения своих основных прав, но только 18% из них считают неукоснительным соблюдение прав человека;
несмотря на смещение ценностных установок в обществе, по-прежнему отдают приоритет как верности, честности, порядочности, дружбе - традиционным ценностям, так и знанию, образованию и здоровью - индивидуалистическим ценностям;
несмотря на существующий уровень молодежной безработицы и отсутствие гарантированного получения жилья, более половины молодежи чувствуют себя успешными людьми;
почти каждый четвертый молодой житель области стремится жить лучше, чем большинство его повседневного окружения, а каждый девятый ориентируется на уровень жизни Западной Европы и США.
Проведенный анализ также выявил растущее сходство молодежи области с молодежью промышленно развитых стран, особенно стран Западной Европы. Это свидетельствует о появлении более широких возможностей и выбора у молодежи региона, что определенно является позитивным результатом реформ. Однако это также означает, что молодые люди региона теперь сталкиваются с теми же проблемами и риском, что и их сверстники на Западе, но зачастую не наделены прочными механизмами поддержки.
Рассматривая изменения, которые претерпела молодежь Самарской области за последние десять лет, приходится констатировать, что риск и опасности общества переходного периода в полной мере отразились на молодежи. Показатели, отражающие социальные и общественные явления молодежной политики в Самарской области в 1990 - 2000 годах, прилагаются к настоящей Концепции.
В настоящее время в международных конвенциях признается, что все люди, в том числе дети и молодежь, имеют право участвовать в принятии решений, влияющих на их жизнь. Данные международных исследований и опыт различных стран свидетельствуют о том, что наличие позитивных целей в жизни и благоприятных окружающих условий гораздо эффективнее способствует укреплению здоровья и развитию подростков, чем методы подавления. Новые подходы к проблемам молодежи особенно необходимы в переживающей переходный период области, где экономический рост в огромной степени зависит от людских ресурсов, а общественный прогресс зачастую не имеет достаточно прочного фундамента в виде гражданского общества и демократических традиций.
Действительно, при анализе положения дел отмечается позитивная связь между продвижением по пути реформ и расширением возможностей для молодых людей.
В частности, по данным за 2001 год, половина опрошенных жителей области в возрасте от 14 до 30 лет назвала себя успешными. Можно предположить, что эта половина в целом обладала и обладает социальными ресурсами, позволяющими ей достигать значимых для нее и общества целей и результатов. Данный уровень социального оптимизма один - из наиболее высоких по стране, что косвенно подтверждает эффективность рыночных преобразований, проводимых в области.
Таким образом, как представляется, успехи в расширении участия молодежи способствуют успехам в осуществлении реформ переходного периода и, по всей видимости, наоборот. Вместе с тем анализ убедительно показывает, что молодежь теперь сталкивается с более высоким риском, чем раньше. И хотя реформы, осуществляемые в переходный период, по-видимому, отвечают интересам молодежи, требуется особое внимание к молодым людям, которое должно проявляться как в политике государства, так и в частных инициативах.
Для того чтобы политика в отношении молодежи была эффективной, необходимо:
признавать молодежь отдельной группой населения со своими специфическими потребностями и возможностями, обусловленными формированием личности;
являться продолжением политики в отношении детей, действовать в том же направлении;
выработать единую терминологию и единый подход к проблемам молодежи;
начать содержательный диалог с молодежью по вопросам, касающимся ее жизни;
быть готовой к откровенному обсуждению таких деликатных вопросов, как сексуальное и репродуктивное здоровье;
быть многогранной и опираться на детальные исследования и политическую волю;
в большей степени учитывать роль психосоциальных факторов в развитии молодежи;
развивать межведомственные подходы к решению таких проблем, как здравоохранение и трудоустройство молодежи;
укреплять доверие между молодежью и поставщиками услуг, а также органами, отвечающими за выработку и проведение политики;
устранять такие факторы, затрудняющие доступ к услугам, как недостаток информации, отсутствие конфиденциальности и недоступные цены;
уделять особое внимание молодежи из неблагополучных слоев населения;
привлекать молодежь к участию в планировании и предоставлении услуг;
добиваться того, чтобы молодежь воспринималась как ценное достояние и полноправные партнеры.
За десять лет реформ многие доктрины, которых прежде неукоснительно придерживались, рассыпались, и это крушение может стать спасительным. Оно, в частности, может изменить мнение о том, что молодые люди - лишь пассивные потребители социальных ценностей, услуг, оказываемых государством, товаров массового спроса и политических привилегий. Это может содействовать пониманию того, что в наше время стремительных экономических и социальных преобразований разум, тело и дух 862 тыс. представителей самарской молодежи - огромное достояние нашей области.

1. Основные понятия, используемые
в настоящей Концепции

В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
молодежь - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет включительно;
молодежная политика - специальная регулярная самостоятельная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций по целенаправленному воздействию на развитие молодежи;
государственная молодежная политика - деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив;
молодежная политика в Самарской области - составная часть федеральной молодежной политики, которая вырабатывается органами государственной власти Самарской области и реализуется на территории Самарской области;
орган по делам молодежи муниципального образования Самарской области - структурное подразделение органа местного самоуправления, осуществляющее функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики в Самарской области;
молодая семья - семья в первые три года после заключения брака при условии, что супруги не достигли 30-летнего возраста (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
детские и молодежные общественные объединения - добровольные некоммерческие самоуправляемые формирования, созданные в установленном порядке по инициативе граждан в возрасте от 18 до 30 лет, объединившиеся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, а также в целях защиты своих прав и свобод;
социальный заказ - выполнение интеллектуальной работы, направленной на реализацию государственной молодежной политики на территории Самарской области;
социализация - процесс усвоения молодым человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества, включающий как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

2. Общие положения

Настоящая Концепция является составной частью стратегии Администрации Самарской области в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения области, представляет собой систему научных положений, принципов, приоритетных направлений и основных механизмов ее реализации.
Правовую базу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 16.09.92 № 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики", постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93 № 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.95 № 98-ФЗ, Устав (Основной Закон) Самарской области, иные нормативные правовые акты Самарской области, регулирующие проведение молодежной политики.
Настоящая Концепция исходит из признания исключительной роли молодежи как стратегического ресурса развития Самарской области и понимания важности поддержки в ее воспитании и образовании на этапе социального становления, в процессе включения в социально - профессиональную деятельность, создания семьи, проявления гражданских инициатив.
Объектом молодежной политики в Самарской области является молодежь.
Субъектами реализации молодежной политики в Самарской области выступают структурные подразделения Администрации области, департамент по делам молодежи Самарской области, органы по делам молодежи муниципальных образований в Самарской области, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, юридические и физические лица.
Молодежная политика в Самарской области направлена на поддержку и стимулирование детских и молодежных общественных объединений, работодателей, иных юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни, труда молодежи, по ее образованию, воспитанию и развитию.
Исключительное значение имеет участие самой молодежи, молодежных, детских объединений в формировании и реализации молодежной политики в Самарской области.

3. Цели и задачи настоящей Концепции

Целями молодежной политики, осуществляемой в Самарской области, являются:
создание правовых, социально - экономических условий для выбора молодыми людьми своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области молодежной политики, социального становления, самореализации и участия в общественной деятельности, защиты их прав и законных интересов, условий для стимулирования активности и самостоятельности молодежи и более полного включения ее в социально - экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
содействие воспитанию (в том числе и патриотическому) и образованию молодежи, реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений, социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
участие в формировании и внедрении в социальную практику норм толерантного поведения и сознания как платформы общественного согласия в демократическом обществе;
недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
реализация инновационного потенциала молодежи.
Цель настоящей Концепции - определение направления деятельности органов государственной власти по созданию механизмов поддержки молодых граждан Самарской области при столкновении с проблемами и реалиями государства, рыночной экономикой.
В настоящей Концепции предлагается решение следующих приоритетных задач:
обеспечение более широких и более справедливых возможностей в получении образования;
более активное принятие мер по развитию рынка труда в интересах молодежи;
сокращение числа аварий и несчастных случаев, борьба с насилием;
повышение внимания к вопросам репродуктивного и сексуального здоровья;
профилактика табакокурения, злоупотребления алкоголем и наркотиками;
внедрение международных стандартов в работу с молодежью, вступившей в конфликт с законом;
содействие участию молодежи в жизни гражданского общества.

4. Основные принципы реализации молодежной
политики в Самарской области

Молодежная политика исходит из необходимости утверждения нравственности в обществе, защиты интересов молодого человека - труженика, его приоритета над государством и создания достойных стартовых условий для каждого, а в перспективе - и для свободного развития каждой личности.
Молодой человек, его интересы, его благо, развитие и свобода - вот главный критерий и ориентир, который должен определять государственную молодежную политику.
Молодежная политика в Самарской области основывается на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным и общественным объединениям, государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий достойной жизни и свободы человека и гражданина. Реализация этих положений в Самарской области осуществляется на следующих основных принципах:
устойчивое развитие - проведение областной и муниципальной молодежной политики не должно приводить к ухудшению материального и социального положения молодежи, к снижению ее уровня жизни;
инициативность - стимулирование развития инициативы молодежи;
сбалансированность - оптимальное сочетание личных, общественных и государственных интересов;
ответственность - соблюдение органами государственной власти Самарской области прав и законных интересов молодежи и осуществление молодыми людьми реализации конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в сферах государственной и общественной жизни;
приоритетность - первоочередная поддержка приоритетных направлений государственной молодежной политики;
соучастие - сознательное участие молодежи в социальных преобразованиях;
открытость - право общественных объединений и граждан принимать участие в установленном порядке в реализации государственной молодежной политики;
диалог - признание молодежи в качестве равноправного партнера в формировании и реализации молодежной политики в Самарской области;
координация деятельности - согласованность действий органов государственной власти Самарской области по проведению молодежной политики;
научность - проведение молодежной политики в Самарской области при научном сопровождении на основе перманентных результатов научных исследований развития молодежи и проведения молодежной политики;
преемственность - независимость государственной молодежной политики от организационных перемен в системе управления.

5. Приоритетные направления молодежной политики
в Самарской области

Определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации молодежной политики в Самарской области базируется на учете:
стратегических целей молодежной политики в Самарской области, определяющих молодежь в качестве стратегического ресурса устойчивого социально - экономического развития области, обеспечения высокого качества жизни населения;
реальных возможностей Самарской области, результатов, достигнутых в осуществлении социально - экономической политики в целом и молодежной в частности;
актуальности и специфики социальных проблем молодежи применительно к ее различным возрастным и социально - профессиональным группам.
Приоритетными направлениями молодежной политики в Самарской области являются:
в сфере образования и воспитания:
содействие в воспитании патриота - гражданина, заботящегося об экономическом процветании и преемственности традиций Самарской области, гражданина - созидателя, активно участвующего в общественной жизни Самарской области, в функционировании институтов гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений, нравственно и физически развитого гражданина, обладающего полноценным здоровьем и ведущего здоровый образ жизни;
обеспечение последовательного повышения уровня образования молодежи, условий для получения каждым молодым человеком обязательного основного общего образования;
оказание помощи в повышении правовой культуры, получении молодыми людьми - профессионального образования, соответствующего перспективным потребностям общества, путем развития системы профессионального образования;
содействие в подготовке личности, имеющей полноценное общее и профессиональное образование, соответствующее потребностям современного развития производства, становлении гражданина, знающего отечественную историю и культуру, стремящегося приумножить достижения общества в экономике, науке, литературе и искусстве;
обеспечение нравственного, патриотического и гражданского воспитания молодежи в образовательных учреждениях, содействие этой деятельности в иных организациях;
обеспечение участия молодежи в самоуправлении государственных, муниципальных и иных образовательных учреждений;
поддержка деятельности организаций в сфере образования и воспитания молодежи, развития творческого подхода к обучению;
стимулирование интереса к учебе и получению новых знаний, доступа к приобретению жизненных навыков и неформальному образованию;
формирование и распространение в молодежной среде чувства патриотизма, идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия;
возрождение и развитие волонтерских движений, направленных на оказание помощи наиболее социально незащищенным слоям населения - детям, престарелым и инвалидам;
в сфере обеспечения условий для включения молодежи в самостоятельную экономическую деятельность:
создание необходимых условий для достижения экономической самостоятельности молодежи путем эффективного включения ее в трудовую или предпринимательскую деятельность;
участие в формировании и развитии системы специализированных социальных служб, осуществляющих профессиональную ориентацию, содействующих постоянному и временному трудоустройству молодежи, в целевом квотировании рабочих мест для молодежи;
содействие организациям в обеспечении трудовой занятости молодежи путем предоставления в установленном порядке льгот, субсидий для создания новых и ученических рабочих мест, развитии системы профессиональной переподготовки молодежи на основе анализа потребностей рынка труда в специалистах определенных профессий;
в сфере обеспечения условий для развития молодежных и детских объединений:
поддержка деятельности молодежных и детских некоммерческих объединений по защите и реализации законных интересов молодежи;
формирование и развитие демократической системы молодежных и детских общественных объединений как условия становления гражданского общества;
содействие в формировании молодежных и детских общественных объединений в образовательных учреждениях;
поддержка и обеспечение участия молодежных и детских некоммерческих объединений в процессе выработки и реализации молодежной политики в установленном порядке;
формирование экспертных советов по оценке актуальных проблем детского и молодежного движения;
стимулирование развития основ самоуправления детского и молодежного движения;
способствование интеграционным процессам детских и молодежных общественных объединений;
пропаганда позитивной деятельности детских и молодежных общественных объединений через средства массовой информации;
в сфере обеспечения условий для развития художественного, научного и технического творчества молодежи:
обеспечение последовательного повышения интеллектуального развития молодого поколения, способного к творческой деятельности;
создание системы организаций, ориентированных на развитие творчества молодежи;
организация фестивалей, конкурсов, выставок и других форм развития и представления достижений молодежного художественного, научного и технического творчества;
поддержка талантливой творческой молодежи путем предоставления премий, стипендий, грантов и иных форм поощрения творчества молодежи;
пропаганда достижений творческой молодежи;
в сфере организации и обеспечения досуга молодежи: развитие и формирование идеологии молодежного досуга, пропаганда позитивных форм молодежного и детского досуга;
обеспечение условий для содержательного досуга молодежи, способствующего ее физическому развитию, духовному и нравственному становлению;
обеспечение участия молодежи в деятельности клубов, профильных молодежных лагерей, общественных объединений по интересам;
развитие системы центров досуга молодежи, в том числе по месту жительства и на базе образовательных учреждений;
организация и проведение молодежных праздников, фестивалей, концертов и других массовых мероприятий;
создание условий для занятий научно - техническим и художественным творчеством, туризмом, спортом и другими развивающими формами досуга;
участие в координации развития рынка услуг в сфере молодежного досуга, в обеспечении безопасности физического и нравственного здоровья молодежи в вечернее время суток с учетом возрастных особенностей молодежи;
в сфере обеспечения условий для укрепления здоровья и физического развития молодежи:
проведение мониторинга состояния здоровья и физического развития молодежи;
обеспечение условий для последовательного повышения уровня физического развития молодого поколения Самарской области и укрепления его здоровья;
развитие деятельности системы учреждений здравоохранения Самарской области в целях профилактики, лечения и укрепления здоровья молодого поколения;
формирование и развитие деятельности системы организаций физической культуры и спорта для молодежи;
разработка совместных программ репродуктивного и сексуального здоровья, направленных на снижение смертности среди молодежи от несчастных случаев и насилия, в которых основное внимание уделяется безопасному сексу, рождаемости среди подростков, заболеваниям, передаваемым половым путем;
пропаганда среди молодежи здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, достижений молодых спортсменов;
в сфере обеспечения молодежи жильем:
участие в создании и развитии организационной и правовой системы получения молодыми людьми льготного жилищного долгосрочного кредита;
развитие системы молодежного жилищного кооперативного строительства;
содействие в разработке и реализации целевой программы, предусматривающей строительство нового жилья и использование вторичного рынка жилья для молодежи;
защита права на жилище сирот, воспитанников детских домов и интернатов, молодых людей, освободившихся из мест лишения свободы, несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
в сфере поддержки молодых семей:
формирование навыков для создания устойчивой, экономически самостоятельной, духовно и нравственно здоровой молодой семьи, способности ответственно выполнять родительские функции;
содействие молодым семьям в получении в установленном порядке жилья, образования, в трудоустройстве;
приоритетное внимание и помощь молодым семьям, имеющим несовершеннолетних детей;
развитие социальных служб консультативно - психологической и юридической помощи молодым семьям;
в сфере социального обслуживания молодежи:
предоставление молодежи комплекса социальных услуг, обеспечивающего условия для социализации;
формирование и развитие в муниципальных образованиях Самарской области системы специализированных социальных служб для молодежи;
информационное обеспечение молодежи;
социально - правовая, психолого - педагогическая, консультационная помощь по вопросам выбора форм образования, профессиональной ориентации;
создание в рамках социальных служб для молодежи службы помощи для ослабления стрессов, депрессии и сокращения числа самоубийств среди молодых людей;
социально - правовая, психолого - педагогическая, материальная и иная помощь молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе молодым людям с недостатками физического и (или) психического развития;
оказание помощи несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, а также несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, молодым гражданам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, с целью обеспечения их социальной адаптации и недопущения рецидивов правонарушений;
обеспечение социальной реабилитации и адаптации молодых граждан, проходивших военную службу или выполнявших должностные обязанности в условиях боевых действий, вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций, социального обслуживания в системе образовательных учреждений детей и молодежи из неблагополучных семей;
в сфере профилактики и преодоления негативных процессов в молодежной среде:
формирование и активная пропаганда позитивного социального идеала современного молодого человека, позитивных общественных ценностей и ориентиров;
обеспечение условий для выявления, эффективной профилактики и минимизации негативных социальных процессов среди молодежи, противодействующих формированию физически и духовно здорового молодого поколения;
профилактика правонарушений и других форм асоциального поведения молодежи;
преодоление тенденций наркоманизации, алкоголизации и других форм токсической зависимости среди молодежи, снижения уровня культуры и духовного развития молодежи;
проведение социальной и психологической реабилитации, а также социальной адаптации молодых граждан, включенных в негативные социальные процессы;
реализация мероприятий по профилактике проституции среди молодежи, сексуальной эксплуатации детей и молодежи, распространения среди молодежи заболеваний, передаваемых половым путем;
противодействие влиянию на молодежь тоталитарных и религиозных организаций, объединений и групп, запрещенных действующим законодательством;
в сфере обеспечения научного сопровождения молодежной политики:
организация проведения научных исследований и получение объективных знаний о социальных процессах развития молодежи и результатах молодежной политики, формирование на их основе научно обоснованных предложений о проведении молодежной политики, социологического мониторинга развития политических ориентаций, экономического положения, процессов социализации, духовного развития и негативных тенденций среди молодежи, разработка рекомендаций для субъектов молодежной политики;
научное изучение и обобщение опыта проведения молодежной политики в Самарской области, субъектах Российской Федерации и зарубежных странах;
публикация результатов научных исследований по вопросам развития молодежи и проведения молодежной политики;
повышение роли программно - целевого планирования;
определение приоритетов в научных разработках прикладного характера;
координация деятельности органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, организаций по целенаправленному воздействию на развитие молодежи;
разработка и реализация системы мер по укреплению международных связей в целях решения актуальных проблем государственной молодежной политики;
организация стажировок выпускников профилирующих кафедр вузов в департаменте по делам молодежи Самарской области;
создание экспертных советов по актуальным вопросам реализации государственной молодежной политики;
организация и проведение научно - практических конференций;
разработка новых схем, методик и подходов к реализации молодежной политики;
в сфере кадрового обеспечения:
обеспечение органов по делам молодежи муниципальных образований в Самарской области высококвалифицированными специалистами;
формирование и развитие организационной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, участвующих в проведении молодежной политики в Самарской области;
проведение регулярных обучающих мероприятий для специалистов, участвующих в проведении молодежной политики в Самарской области;
содействие молодежным и детским общественным объединениям в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;
формирование резерва специалистов на замещение руководящих должностей;
усовершенствование системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов;
внедрение практики аттестации сотрудников;
совершенствование профессиональных, международных и региональных связей;
совершенствование системы оплаты труда работников молодежной сферы;
проведение на территории Самарской области практики формирования целевых заказов на подготовку специалистов в сфере молодежной политики посредством заключения соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами;
развитие системы мер по поиску, развитию и привлечению к работе молодых лидеров в Самарской области.
Молодежная политика в Самарской области может также проводиться по иным направлениям, которые соответствуют ее целям, принципам и не противоречат основным направлениям.

6. Основные организационные формы реализации
молодежной политики в Самарской области

Основными организационными формами реализации молодежной политики в Самарской области являются:
законы Самарской области, иные нормативные правовые акты Самарской области;
областные и муниципальные целевые программы;
пропаганда;
социальный заказ.

7. Заключительные положения

Финансовое обеспечение реализации молодежной политики в Самарской области осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
Настоящая Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социального и экономического положения в Самарской области.
Последовательное осуществление молодежной политики создаст благоприятные условия для реализации ее основных направлений на территории Самарской области.





Приложение
к Концепции молодежной политики
в Самарской области на 2002 - 2005 годы

ПОКАЗАТЕЛИ,
ОТРАЖАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1990 - 2000 ГОДАХ <*>

   -----------------------------

<*> предоставляется по требованию


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru