Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЫЗРАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 30.10.2002 № 63
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ("ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА") ГОРОДА СЫЗРАНИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник местного самоуправления г. Сызрани" № 2(11), 2003 г.






СЫЗРАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА САМАРСКой ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2002 г. № 63

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
("ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА") ГОРОДА СЫЗРАНИ

В соответствии с Уставом города Сызрани, на основании Постановления Сызранской городской Думы "О концепции развития некоммерческих организаций ("третьего сектора")" от 26.06.2002 г. № 40, Сызранская городская Дума постановила:
1. Утвердить Концепцию развития некоммерческих организаций ("третьего сектора") города Сызрани (прилагается).
2. Администрации города опубликовать настоящее Постановление в "Вестнике местного самоуправления".
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комиссию по социальным вопросам Сызранской городской Думы (Елистратов А.П.).

Заместитель Главы города по работе Думы
В.П.СЕТЕЖЕВ





Утверждена
Постановлением
Сызранской городской Думы
от 30 октября 2002 г. № 63

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ
("ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА") ГОРОДА СЫЗРАНИ

1. Обоснование и законодательная основа

В России идет процесс формирования новой государственности и становления гражданского общества. Успехи реформ в политике, экономике, социальной сфере во многом зависят от эффективного взаимодействия органов государственной и местной власти с институтами гражданского общества.
Задача состоит в том, чтобы осуществить переход от жестких, авторитарных форм государственного управления общественными отношениями к правовым, основанным на принципах демократии.
Демократизация общественно-политической жизни в России способствует формированию и развитию гражданского общества как относительно самостоятельной силы, находящейся в противоречивом единстве с государством.
Значительную часть гражданского общества составляют некоммерческие организации (или так называемый "третий сектор"), под которыми понимается совокупность организаций, не ставящих перед собой целей излечения прибыли непосредственно через участие в их работе или через владение ими.
"Третий сектор" - это сфера общественной жизни, в которой происходит добровольное объединение членов общества в коллективы для своего духовного и физического развития, для организации деятельности ради общественного благополучия. Цели и мотивы такой деятельности носят творческий, созидательный, инновационный характер.
Некоммерческий сектор в первую очередь ориентирован на интересы, потребности общины, он обеспечивает гражданам поле для самодеятельности, самоорганизации, способствует развитию демократии, а в сфере услуг предлагает альтернативу рыночному, государственному и муниципальному секторам.
Организации некоммерческого сектора:
- не ориентированы на прибыль;
- самоуправляемы;
- добровольны, самодеятельны;
- институированы.
В современной России сообщество некоммерческих организаций (НКО) может рассматриваться как ядро, центральная часть гражданского общества, так как именно в этом сообществе в наибольшей степени сохранился сегодня приоритет моральных ценностей. Именно отсюда реальная моральная нормативность должна распространяться на политическое сообщество - в виде отрицания имморализма в политике - и на экономическое - в виде новой этики бизнеса и корпоративной морали.
Объединение граждан в общественные организации носит характер объективной закономерности. Возникновение НКО - это ответ общества на невозможность решить социальные проблемы только государственными институтами из-за нехватки ресурсов.
Делегирование государством (муниципалитетом) выполнение задач организациям гражданского общества пополняет ресурсы для покрытия расходов, так как эти организации способны лучше мобилизовать конкурсный потенциал, доходы от предпринимательства, пожертвования. Они работают с меньшим по численности аппаратом, они гибче экономически, у них более низкие административные расходы.
Общественные организации могут помочь местным органам власти новыми идеями, методиками, добровольными помощниками, могут взять на себя решение каких-либо проблем, с которыми местные органы не в состоянии справиться.
Деятельность некоммерческих объединений способна внести значительный вклад в развитие гражданского общества, так как:
- они способствуют уменьшению социального неравенства;
- для них характерна целевая направленность социальных услуг, посредничество во взаимодействии индивидов, социальных групп, частных и государственных институтов;
- они участвуют в организации занятости населения;
- их деятельность направлена на активизацию гражданского участия, на вовлечение людей в решение проблем города, социальной группы, на становление и развитие политической культуры.
Большая часть задач, выполняемых организациями "третьего сектора", относится к категории "непреходящих" и ввиду своего многообразия и специфичности не может быть выполнена органами управления, в связи с чем формирование "третьего сектора" является одним из важнейших процессов стабилизации социально-экономической и политической жизни общества.
С помощью объединения в общественные организации жители города получают дополнительную возможность формулировать социальные заказы. Главным условием их реализации является активная деятельность самого населения в рамках созданных организаций. Наиболее полная реализация социальных заказов возможна при взаимодействии на взаимовыгодных условиях с коммерческими структурами и органами государственной власти и местного самоуправления.
Уже сегодня можно говорить о том, что развитие некоммерческого сектора:
- приносит реальное улучшение жизни людей, снижает социальную напряженность в городе;
- представляет дополнительные пути для решения проблем, альтернативные тем, которые могут предоставлять органы власти;
- позволяет жителям города в значительной степени влиять на процесс принятия управленческих решений на благо города и его жителей.
Настоящая Концепция носит рамочный характер и не учитывает структурные и функциональные особенности "третьего сектора" г. Сызрани в каждый конкретный момент времени.
Представленный в Концепции взгляд на место и назначение "третьего сектора" в жизни городского сообщества в своей основе опирается на существующее законодательство:
- Гражданский кодекс РФ (ст. 50, 117, 120, 121);
- Закон РФ "Об общественных объединениях";
- Закон РФ "О некоммерческих организациях";
- Закон РФ "О профессиональных союзах";
- Закон РФ "О свободе совести и религиозных объединениях";
- Закон РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";
- Закон Самарской области "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";
- Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Закон РФ "Об охране окружающей природной среды";
- Закон РФ "О национально-культурной автономии";
- Закон РФ "О ветеранах";
- Закон Самарской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Самарской области";
- Закон РФ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- Устав г. Сызрани;
- Положение о территориальном общественном самоуправлении г. Сызрани.

2. Основные термины

Гражданское общество - это высоко развитая общность людей, обладающая суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющаяся и осуществляющая контроль над государством.
"Первый сектор" - система органов государственной и местной власти.
"Второй сектор" - система коммерческих организаций (независимо от степени взаимосвязи между собой).
"Третий сектор" - система некоммерческих организаций.
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Присвоение статуса юридического лица не является обязательным признаком общественного объединения. Эти организации решают как специфические оперативные задачи, так и общие перспективные в различных сферах и средах городской жизни. В зависимости от предмета их деятельности они могут быть:
- правозащитными;
- природоохранными;
- научно-исследовательскими;
- профессиональными;
- национально-культурными;
- спортивными;
- образовательно-просвещенческими;
- потребительскими;
- молодежными;
- военно-патриотическими;
- социальной защиты;
- и т.п.
Инициативная группа - действующее в рамках законодательства общественное объединение, не имеющее статуса юридического лица.
Некоммерческая организация - организация, создаваемая для достижения социально ориентированных целей, духовных и иных нематериальных потребностей граждан, в том числе для защиты прав и законных интересов, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая прибыль между своими участниками.
Небюджетная некоммерческая организация - самостоятельная некоммерческая организация, не получающая регулярных бюджетных субсидий.
Некоммерческое партнерство - основанное на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Благотворительная организация - неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренной действующим законодательством благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Благотворительный фонд - не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные благотворительные цели.
Орган территориального общественного самоуправления - орган самоорганизации граждан по месту их жительства на части муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно.
Товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) - коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций и союзов, являющихся некоммерческими организациями. Некоммерческие организации также могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций.
Самоорганизация граждан - процесс самостоятельного и добровольного объединения людей в коллективы на основе общности духовных, интеллектуальных либо материальных интересов, единства поставленных целей и задач формирования и развития гражданского общества. Формы самоорганизации определяются законодательством РФ как общественные объединения и некоммерческие организации.
Социальный заказ - способ выявления и решения актуальных задач, стоящих перед городским сообществом, реализуемая силами различных субъектов городской жизнедеятельности.
Городское сообщество - совокупность постоянных жителей города.
Взаимоотношения - взаимные отношения, то есть обоюдные, касающиеся обеих сторон. Взаимоотношения выражают характер и содержание тех связей и отношений, которые складываются между субъектами как элементами политической, экономической, социальной систем, при решении общих и частных проблем, содержат характеристику их взаимных прав и обязанностей.
Взаимодействие есть вид взаимоотношений, отражающий процесс воздействия различных субъектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход.
Институт - элемент социальной или политической структуры, историческая форма организации и регулирования общественной жизни.
Принцип - основное исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, основное правило деятельности.
Социальное партнерство - социальное действие, основанное на чувстве солидарности и взаимной ответственности за проблему.
Социальное партнерство возможно при следующих условиях:
- заинтересованность каждой из сторон в поиске путей решения социальных проблем;
- объединение усилий и возможностей сторон в решении проблем, с которыми ни одна из них не в состоянии справиться самостоятельно;
- конструктивное сотрудничество в разрешении спорных вопросов;
- децентрализация решений;
- отсутствие государственного патернализма;
- взаимный контроль;
- правовая урегулированность взаимоотношений.

3. Цели, задачи концепции

3.1. Цели

3.1.1. Объединение ресурсов трех секторов для совместного решения задач, стоящих перед городским сообществом.
3.1.2. Создание достаточных условий для формирования и развития "третьего сектора", способствующего активизации гражданского участия, вовлечения жителей в решение проблем микрорайона, города.
3.1.2. Формирование системы сбалансированных партнерских взаимоотношений между органами местного самоуправления г. Сызрани и институтами гражданского общества.

3.2. Задачи

3.2.1. Реализация на территории города законодательства РФ и субъекта РФ об общественных объединениях и НКО.
3.2.2. Формирование необходимой нормативно-правовой базы органов местного самоуправления г. Сызрани в отношении "третьего сектора".
3.2.3. Развитие и совершенствование системы местного самоуправления на территории г. Сызрани.
3.2.4. Формирование механизмов взаимодействия между организациями "первого" и "третьего" секторов городского сообщества.
3.2.5. Формирование необходимых организационных условий для развития "третьего сектора".
3.2.6. Повышение гражданской активности, обучение населения формам прямой демократии, качественное улучшение структур НКО.

4. Механизм, принципы,
формы взаимоотношений органов власти и НКО

4.1. Механизмом взаимоотношений органов власти и НКО является социальное партнерство.
4.2. Принципы взаимодействия:
- знание и понимание целей и задач субъектов взаимоотношений;
- верховенство закона,
- равенство субъектов перед законом, правовое регулирование взаимоотношений;
- соблюдение баланса государственного, регионального, муниципального, частного интересов различных государственных и муниципальных институтов, разнообразных групп общественности, отдельных индивидов. При прочих равных условиях приоритет отдается муниципальным интересам, под которым понимается всеобщий интерес городского сообщества;
- гласность, свобода слова,
- взаимоуважение и признание специфических особенностей субъектов взаимоотношений;
- "прозрачность" взаимоотношений;
- плюрализм;
- принцип автономии различных сфер общественной жизни и ассоциаций; роль муниципалитета по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде нормативно-правового акта, регулирующего "правила игры", которых должны придерживаться все, чтобы не ставить под угрозу такие же права и свободы других членов общества.
4.3. Оптимальными формами сотрудничества могут быть следующие.
- Размещение на конкурсной основе социальных заказов. Эта работа включает в себя следующие стадии:
а) сбор и аналитическая обработка информации о потребностях населения;
б) выявление потребностей населения в сферах деятельности, не охваченных некоммерческими структурами, стимулирование создания НКО в выявленных областях деятельности;
в) разработка алгоритма деятельности, включающей все стадии работы от формирования заявки на социальный заказ населения до реализации этого заказа в установленном по взаимному соглашению объеме.
Часть социального заказа населения реализуется через механизм муниципального заказа, остальное реализуется на договорной основе между субъектами городского сообщества или с привлечением субъектов из внешней среды.
НКО могут участвовать в реализации государственных и муниципальных заказов.
- Муниципальный грант для общественных организаций с целью выполнения ими социально значимых проектов.
- Участие НКО в формировании муниципальной социальной политики, в разработке и реализации городских программ, прогнозов социально-экономического развития города.
- Экспертная оценка проектов, программа друг друга.
- Совместные мероприятия, акции, проекты.
- Совместный общественно-муниципальный контроль различных сфер городской жизни (экологический, технический, в сфере образования, молодежной политики, здравоохранения и т.п.), создание коллегиальных совещательных органов, проведение общественных слушаний, общегородских конференций для выявления и учета мнения членов городского сообщества по различным общественно значимым вопросам.
- Участие общественности в проведении реформы ЖКХ посредством контроля за качеством предоставляемых коммунальных услуг; участие в комиссиях по утверждению тарифов; участие в анализе деятельности коммунальных служб по снижению себестоимости коммунальных услуг, а также путем создания товариществ собственников жилья.

5. Реализации концепции

5.1. Информационное обеспечение

а) Со стороны органов местного самоуправления:
- проводятся регулярные слушания для представителей организаций "третьего сектора" по основным направлениям и перспективам своей деятельности и развития города;
- выпускается информационный бюллетень "Вестник местного самоуправления города Сызрани" с публикацией в нем наиболее важных решений администрации и городской Думы;
- обеспечивается возможность свободного ознакомления с проектами значимых документов, подлежащих утверждению органами местного самоуправления;
- по взаимной договоренности оказывается необходимая консультативная помощь организациям "третьего сектора".
б) Со стороны "третьего сектора":
- ежегодно готовится и представляется Главе города доклад о положении дел в "третьем секторе" г. Сызрани, содержащий анализ, динамику и содержание деятельности, основные экономические и социальные результаты деятельности организаций "третьего сектора" за истекший год; анализируется содержание и результативность межсекторной деятельности, формируются предложения по ее совершенствованию на предстоящий год;
- создается и регулярно обновляется "банк данных" о существующих некоммерческих организациях по направлениям деятельности.

5.2. Организационно-правовое обеспечение

а) Со стороны органов местного самоуправления:
- заключаются двусторонние (многосторонние) договоры о сотрудничестве между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями; оказывается необходимая консультативная и методическая помощь организациям "третьего сектора";
- предоставляются помещения на правах аренды организациям "третьего сектора" для выполнения ими уставных целей;
- проводятся общегородские конференции по общественно значимым вопросам;
- разрабатываются необходимые нормативно-правовые документы.
б) Со стороны "третьего сектора" города:
- формируются координирующие органы "третьего сектора" по различным направлениям и осуществляется их деятельность;
- проводятся общегородские конференции по общественно значимым вопросам, а также ежегодный общегородской Форум общественных некоммерческих организаций по планированию деятельности "третьего сектора" города и перспектив его развития;
- разрабатываются необходимые нормативно-правовые документы и представляются на утверждение местным органам власти;
- проводится целенаправленная политика по подготовке кадров для организаций "третьего сектора";
- осуществляется взаимодействие между организациями "третьего сектора" г. Сызрани и других городов России, а также зарубежных стран;
- осуществляется взаимодействие с областными, российскими и международными ресурсными организациями (фондами), работающими по программам поддержки некоммерческих организаций.

5.3. Финансово-экономическое обеспечение

5.3.1. Предусматривается бюджетная (и из внебюджетных источников) поддержка деятельности НКО в случаях:
выполнения ими социального заказа;
выполнения ими работ, включенных в совместные программы, а также по договорам с органами местного самоуправления;
получения ими на конкурсной основе муниципальных грантов;
Финансирование текущей деятельности из бюджета города не предусматривается.
5.3.2. Организации "третьего сектора":
участвуют в разработке проектов программ городского развития, прогноза социально-экономического развития;
формируют и представляют в органы местного самоуправления при формировании бюджета социальный заказ на предстоящий год;
формируется и предлагается на утверждение органам местного самоуправления социальный заказ на предстоящий год, а также предложения по организации межсекторного взаимодействия, формированию городской нормативно-правовой базы.
5.3.3. Органы местного самоуправления:
на конкурсной основе обеспечивают реализацию установленной части социального заказа в рамках муниципального заказа;
вступают в договорные взаимоотношения с НКО с целью реализации социального заказа в рамках городских программ и планов социально-экономического развития города.

5.4. Этапы реализации Концепции

Концепция реализуется в три взаимовключенных этапа.
1 этап (до конца 2002 г.) - "инвентаризация" НКО и определение его фактического состояния;
2 этап (2003 г.) - создание координационных структур в "третьем секторе";
3 этап (с 2002 г. и далее) - разработка нормативных документов.

5.5. Система управления деятельностью по реализации

5.5.1. Организация межсекторного взаимодействия. Осуществляется Отделом общественных связей и информации и отраслевыми подразделениями Администрации г. Сызрани, а также депутатами Сызранской городской Думы. Взаимодействие с "третьим сектором" осуществляется как в соответствии с заключенными договорами и соглашениями о сотрудничестве, так и в ходе текущей деятельности.
5.5.2. Самоорганизация граждан и формирование "третьего сектора". Для упорядочения деятельности организаций "третьего сектора" создаются консолидирующие общественные органы, которые выполняют функции координации и связи с другими органами и организациями.
5.5.3. Практикуется создание коллегиальных муниципально-общественных структур.

6. Ожидаемый эффект

Развитие некоммерческого сектора даст следующий социально-экономический эффект:
- способствует занятости населения за счет создания новых рабочих мест в НКО, в том числе без вложения муниципальных и государственных средств;
- привлекает в город инвестиции из зарубежных и отечественных благотворительных и коммерческих источников;
- способствует формированию инфраструктуры жизнеобеспечения на территориях и полноценных условий быта населения;
- создает позитивный имидж города;
- повышает гражданскую активность населения при реализации социальных проектов и решении социальных и социокультурных проблем различного рода и характера;
- стабилизирует общественно-политическую жизнь городского сообщества, уменьшает социальную агрессию, предотвращает возможные конфликтные ситуации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru