Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 11.03.2003 № А55-17687/02-8
<ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАКОНА СУБЪЕКТА РФ И УСТАВА Г. САМАРЫ СЛЕДУЕТ, ЧТО СОВЕТ ТОС ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, А НЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И НА СОВЕТ ТОС НЕ МОЖЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РФ "ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ", В ТОМ ЧИСЛЕ И В ЧАСТИ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

от 11 марта 2003 года Дело № А55-17687/02-8


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел 06.03.2003 в судебном заседании апелляционную жалобу ИМНС РФ по Кировскому району г. Самары на решение арбитражного суда Самарской области от 15.01.2003 по делу № А55-17687/02-8 по заявлению Совета ТОС 15 микрорайона Кировского района г. Самары к ИМНС РФ по Кировскому району г. Самары, третье лицо на стороне заявителя - не заявляющая самостоятельных требований на предмет спора Администрация Кировского района г. Самары об обжаловании действий налогового органа.
Решением арбитражного суда Самарской области от 15.01.2003 удовлетворено заявление Совета ТОС 15 микрорайона Кировского района г. Самары, признаны незаконными действия ИМНС РФ по Кировскому району г. Самары по отказу в регистрации изменений в Устав Совета территориального общественного самоуправления 15 микрорайона Кировского района г. Самары и на налоговый орган возложена обязанность произвести регистрацию изменений в Устав Совета ТОС 15 микрорайона Кировского района г. Самары.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда в связи с тем, что Совет ТОС является общественной организацией, регистрация которых осуществляется органами юстиции.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя и налогового органа, апелляционная инстанция арбитражного суда

УСТАНОВИЛА:

25.10.2002 налоговый орган принял решение об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы Совета территориального общественного самоуправления 15 микрорайона Кировского района г. Самары в связи с тем, что Совет ТОС является общественной организацией и подлежит регистрации в органах юстиции.
В соответствии со ст.8 Закона РФ "Об общественных организациях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Совет ТОС не является организацией, основанной на членстве, этот орган создан в соответствии со ст.27 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которой установлено, что под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Это положение федерального закона полностью воспроизведено в ст.33 Закона Самарской области "О местном самоуправлении в Самарской области".
Положения федерального закона и закона субъекта РФ конкретизированы в главе 6 Устава города Самары.
В соответствии с пп. 6.2-6.7 Устава города Самары жители города по своей инициативе на основе добровольного волеизъявления вправе создавать органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты и другие органы). Территориальным общественным самоуправлением является самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Срок полномочий органов территориального общественного самоуправления определяется при их создании самими жителями соответствующих территорий. Границы территорий, на которых создаются и действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются по предложению жителей постановлениями глав администраций районов города. Выборы органов территориального общественного самоуправления могут проводиться как на общих собраниях (конференциях) жителей соответствующих территорий, так и на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам. Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов органов территориального общественного самоуправления, производятся за счет бюджета города при согласии на это органов городского самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы жителей соответствующих территорий, действуя в качестве первичных локальных органов самоуправления в пределах полномочий, определенных их уставами (положениями), утверждаемыми главами администраций районов города, в пределах которых находятся данные территории. Органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами, для чего они должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законами. Органы территориального общественного самоуправления и их руководители (представители) не вправе осуществлять полномочий, закрепленных Уставом за городской Думой, Главой города, администрацией города, администрациями районов города без их на это согласия, либо присваивать себе функции других органов и должностных лиц, действующих в пределах установленной компетенции. В ведении территориальной общины могут находиться кооперированные средства населения, проживающего на соответствующей территории, заемные и иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения, а также жилые и нежилые помещения, другое имущество, в том числе переданное городом территориальной общине. Правомочия собственника в отношении имущества территориальной общины осуществляет соответствующий орган территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении имущество и финансовые ресурсы в соответствии с программами социально-экономического развития соответствующих территорий. Органы городского самоуправления содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении последними их полномочий, в том числе обеспечивают их необходимой информацией, помещениями, средствами связи в соответствии со сметами доходов и расходов районов города и ассигнованиями из бюджета города. Органы городского самоуправления могут передавать часть своих полномочий органам территориального общественного самоуправления с согласия последних. Городская Дума определяет перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты, а принятые не могут реализовываться органами городского самоуправления без согласования с органами территориального общественного самоуправления. Уполномоченные представители органов территориального общественного самоуправления имеют право по своей инициативе участвовать с совещательным голосом в работе городской Думы и ее органов при обсуждении и решении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующих территорий. Вопросы создания, деятельности, финансирования органов территориального общественного самоуправления, не отраженные в Уставе, регулируются Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе, утверждаемым городской Думой.
Из этих положений федерального законодательства, закона субъекта РФ и Устава г. Самары следует, что Совет ТОС является одним из представительных органов местного самоуправления - первичным, локальным, т.е. действующим на части территории муниципального образования, органом местного самоуправления, а не общественной организацией и на Совет ТОС не может распространяться действие Закона РФ "Об общественных организациях", в том числе и в части, относящейся к государственной регистрации общественных организаций.
Апелляционная жалоба налогового органа не обоснована и в ее удовлетворении следует отказать.
Решение арбитражного суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Самарской области от 15.01.2003 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru