Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.12.2006 № 145-ГД
(ред. от 01.11.2007)
"ОБ УСТАВНОМ СУДЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Самарской Губернской Думой 21.11.2006)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волжская коммуна", № 230(25783), 09.12.2006.



Изменения, внесенные Законом Самарской области от 01.11.2007 № 122-ГД, вступили в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.



1 декабря 2006 года № 145-ГД

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УСТАВНОМ СУДЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Самарской Губернской Думой
21 ноября 2006 года

(в ред. Закона Самарской области
от 01.11.2007 № 122-ГД)

Настоящий Закон определяет правовые основы организации и деятельности Уставного суда Самарской области (далее - Уставный суд), его место в судебной системе, статус его судей, порядок осуществления уставного судопроизводства.

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УСТАВНОГО СУДА И СТАТУС ЕГО СУДЕЙ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Уставный суд - орган судебной власти

1. Уставный суд является судебным органом уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством уставного судопроизводства.
2. Деятельность Уставного суда направлена на защиту конституционного строя Российской Федерации, обеспечение единства системы государственной власти, принципа разделения властей, упрочение законности в правотворчестве и правоприменении.
3. Уставный суд входит в единую судебную систему Российской Федерации.
4. Уставный суд является юридическим лицом.

Статья 2. Законодательство об Уставном суде

Полномочия, порядок образования и деятельности Уставного суда определяются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Уставом Самарской области и настоящим Законом.

Статья 3. Полномочия Уставного суда

1. Уставный суд:
1) рассматривает вопросы соответствия Уставу Самарской области:
а) законов Самарской области;
б) нормативных правовых актов Самарской Губернской Думы, Губернатора Самарской области, Правительства Самарской области, органов исполнительной власти Самарской области;
в) уставов и нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области;
2) по запросам судов проверяет соответствие законов и иных нормативных правовых актов Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области или их отдельных положений, примененных или подлежащих применению в конкретном судебном деле, Уставом Самарской области;
3) дает толкование Устава Самарской области;
4) рассматривает споры о компетенции между:
а) органами государственной власти Самарской области;
б) органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области;
5) вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституцией Российской Федерации закона, в том числе и Устава Самарской области, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
6) обладает правом законодательной инициативы в Самарской Губернской Думе.
2. Уставный суд решает исключительно вопросы права.
3. Уставный суд при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Уставного суда

1. Уставный суд состоит из пяти судей, назначаемых Самарской Губернской Думой на конкурсной основе по представлению Губернатора Самарской области.
2. Уставный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей.
3. Полномочия Уставного суда не ограничены определенным сроком.

Статья 5. Основные принципы деятельности Уставного суда

1. Уставный суд не вправе рассматривать дела, отнесенные к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
2. Уставный суд осуществляет судопроизводство на основе принципов законности, самостоятельности Уставного суда, независимости, коллегиальности, гласности, устности, непосредственности, непрерывности судебного разбирательства, равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, использования государственного языка Российской Федерации - русского языка с предоставлением возможности участникам процесса пользоваться родным языком.

Статья 6. Обязательность решений Уставного суда

Вступившие в законную силу решения (постановления, определения) Уставного суда обязательны для всех законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и судебных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц на территории Российской Федерации. Признанные Уставным судом противоречащими Уставу Самарской области нормативные правовые акты либо их отдельные положения утрачивают силу со дня провозглашения решения суда, а выявленные судом пробелы в правовом регулировании либо противоречивость норм устраняются органом, их допустившим.

Статья 7. Окончательность решений Уставного суда

1. Решения Уставного суда, принятые в пределах его полномочий, являются окончательными и не могут быть пересмотрены иным судом.
2. Уставный суд вправе пересмотреть принятое им решение в порядке, предусмотренном главой 13 настоящего Закона.

Статья 8. Гарантии деятельности Уставного суда

1. Уставный суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
2. Финансирование Уставного суда производится за счет средств областного бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления уставного судопроизводства в полном объеме. В областном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой необходимые для обеспечения деятельности Уставного суда средства, которыми Уставный суд распоряжается самостоятельно.
3. Расходы на содержание Уставного суда не могут быть уменьшены по сравнению с предыдущим финансовым годом за исключением расходов, связанных с приобретением и обновлением основных средств.
4. Председатель Уставного суда вправе участвовать в обсуждении вопросов финансирования Уставного суда в органах государственной власти Самарской области.
5. Уставный суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
6. Имущество, необходимое Уставному суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является собственностью Самарской области.
7. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Уставного суда, установленных настоящим Законом, не допускается.

Глава 2. СТАТУС СУДЬИ УСТАВНОГО СУДА

Статья 9. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Уставного суда

Судьей Уставного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее двадцати пяти лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права, при отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Статья 10. Порядок назначения на должность Председателя Уставного суда, заместителя Председателя Уставного суда, судьи - секретаря Уставного суда, судей Уставного суда

1. Отбор кандидатов на должность Председателя Уставного суда, заместителя Председателя Уставного суда, судьи-секретаря Уставного суда, судьи Уставного суда осуществляется на конкурсной основе.
В состав конкурсной комиссии на паритетных началах входят представители Губернатора Самарской области и Самарской Губернской Думы.
Персональный состав конкурсной комиссии и порядок проведения конкурса определяются постановлением Губернатора Самарской области.
Объявление об открытии вакансии, требования к кандидатам и перечень документов, предоставляемых для участия в конкурсе, публикуется в газетах, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов Самарской области, с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность Председателя Уставного суда, заместителя Председателя Уставного суда, судьи-секретаря Уставного суда, судьи Уставного суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
2. Отобранные кандидатуры вносятся Губернатором Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы. Самарская Губернская Дума рассматривает вопрос о назначении Председателя Уставного суда, заместителя Председателя Уставного суда, судьи - секретаря Уставного суда, судей Уставного суда на должность не позднее тридцати дней со дня получения представления Губернатора Самарской области.
3. Председатель Уставного суда, заместитель Председателя Уставного суда, судья - секретарь Уставного суда, каждый судья Уставного суда назначаются на должность индивидуально открытым голосованием. Назначение судьи оформляется постановлением Самарской Губернской Думы. Назначенным на должность считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от избранного числа депутатов Самарской Губернской Думы.
4. В случае выбытия судьи из состава Уставного суда конкурс на замещение вакантной должности проводится Губернатором Самарской области в установленном порядке не позднее тридцати дней со дня открытия вакансии.

Статья 11. Присяга судьи Уставного суда

1. Лицо, назначенное на должность судьи Уставного суда, приносит присягу на первом после его назначения заседании Самарской Губернской Думы.
2. Судья Уставного суда приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Уставного суда, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Самарской области, ничему и никому более".

Статья 12. Требования, предъявляемые к судье Уставного суда

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы.
Судья Уставного суда не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Судья Уставного суда не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Самарской области от 01.11.2007 № 122-ГД)
Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Статья 13. Срок полномочий судьи Уставного суда

1. Судья Уставного суда назначается на должность сроком на восемь лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Уставного суда - семьдесят лет.
2. Судья Уставного суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.
3. Судья Уставного суда, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

Статья 14. Гарантии независимости и неприкосновенности судьи Уставного суда

1. На судей Уставного суда распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами, установленные для федеральных судей судов общей юрисдикции.
2. Законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области судьям Уставного суда могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты.
3. В случае необходимости принимаются меры по охране судей Уставного суда Самарской области.

Статья 15. Несменяемость судьи Уставного суда

1. Судья Уставного суда в период осуществления своих полномочий несменяем.
2. Полномочия судьи Уставного суда могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Законом.

Статья 16. Равенство прав судей Уставного суда

1. Судьи Уставного суда пользуются равными правами.
2. Судья Уставного суда имеет право голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях Уставного суда.

Статья 17. Приостановление полномочий судьи Уставного суда

1. Полномочия судьи Уставного суда приостанавливаются по решению Самарской Губернской Думы при наличии одного из следующих оснований:
1) признание судьи безвестно отсутствующим в соответствии с решением суда, вступившим в законную силу;
2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
3) участие судьи в избирательной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации, органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования.
2. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращения выплаты судье заработной платы или уменьшения ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижения уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.
3. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Самарская Губернская Дума.

Статья 18. Прекращение полномочий судьи Уставного суда

1. Полномочия судьи Уставного суда прекращаются по следующим основаниям:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи;
5) прекращение гражданства Российской Федерации;
6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
7) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
8) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;
9) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
10) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации, органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования.
2. В случае отмены обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в пункте 7 части 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
3. Прекращение полномочий судьи Уставного суда по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 7 - 10 части 1 настоящей статьи, осуществляется постановлением Самарской Губернской Думы, принимаемым по представлению Губернатора Самарской области при наличии решения Уставного суда об установлении факта наличия оснований для прекращения полномочий судьи Уставного суда.
Судья, вопрос о прекращении полномочий которого рассматривается Самарской Губернской Думой, извещается о времени и месте рассмотрения данного вопроса.
4. Основанием для досрочного прекращения полномочий судьи Уставного суда не может быть его особое мнение.
5. Прекращение полномочий судьи Уставного суда по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 настоящей статьи, а также в порядке наложения дисциплинарного взыскания в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" осуществляется постановлением Самарской Губернской Думы, принимаемым по представлению Губернатора Самарской области при наличии решения квалификационной коллегии судей Самарской области.

Статья 19. Отставка судьи Уставного суда

1. Судья Уставного суда считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4, 8 части 1 статьи 18 настоящего Закона.
2. Ушедшему или удаленному в отставку судье Уставного суда выплачивается разовое пособие в размере годового денежного содержания.
3. Судья, достигший возраста 60 лет (женщина - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 15 лет, в том числе не менее 8 лет работы судьей Уставного суда, вправе, уйдя в отставку, получить ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы включается время работы как в должности судьи, так и в должностях по юридической профессии в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи Уставного суда.
4. Пожизненное содержание выплачивается за счет средств областного бюджета.
5. На судью Уставного суда, пребывающего в отставке, распространяются положения статуса судьи федерального суда общей юрисдикции, пребывающего в отставке, установленные законодательством Российской Федерации.

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНОГО СУДА

Статья 20. Организационные формы уставного судопроизводства

1. Уставный суд рассматривает и разрешает дела на заседаниях Уставного суда.
2. В заседаниях участвуют все судьи Уставного суда, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

Статья 21. Председатель Уставного суда

1. Председатель Уставного суда:
1) руководит подготовкой заседаний Уставного суда, созывает их и председательствует на них;
2) вносит на обсуждение Уставного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях;
3) представляет Уставный суд в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами, организациями и общественными объединениями;
4) осуществляет общее руководство аппаратом Уставного суда, представляет на утверждение Уставного суда кандидатуру руководителя аппарата Уставного суда, а также Положение об аппарате Уставного суда и штатное расписание аппарата;
5) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Уставного суда.
2. Председатель Уставного суда издает приказы и распоряжения.

Статья 22. Заместитель Председателя Уставного суда

1. Заместитель Председателя Уставного суда осуществляет по поручению Председателя Уставного суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Уставным судом.
2. Заместитель Председателя Уставного суда осуществляет функции Председателя Уставного суда в случае его временного отсутствия.

Статья 23. Судья - секретарь Уставного суда

Судья - секретарь Уставного суда:
1) обеспечивает подготовку и проведение заседаний Уставного суда;
2) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Уставным судом, и информирует суд об их исполнении;
3) контролирует информационное обеспечение судей Уставного суда;
4) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Уставного суда.

Статья 24. Регламент Уставного суда

1. По вопросам своей внутренней деятельности Уставный суд принимает Регламент Уставного суда.
2. В Регламенте Уставного суда на основе Устава Самарской области и настоящего Закона устанавливаются:
1) порядок делопроизводства в Уставном суде;
2) требования к работникам аппарата Уставного суда;
3) иные вопросы внутренней деятельности и судопроизводства Уставного суда, не урегулированные настоящим Законом.

Раздел 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА В УСТАВНОМ СУДЕ

Глава 4. ПРИНЦИПЫ УСТАВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Статья 25. Законность

Рассмотрение дел и принятие решений по ним производится на основе законности - точного и единообразного соблюдения и исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Самарской области.

Статья 26. Самостоятельность Уставного суда и независимость судей Уставного суда

1. Уставный суд осуществляет судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
2. Судьи Уставного суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Самарской области и настоящим Законом.
3. В своей деятельности судьи Уставного суда выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных и иных организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
4. Решения и другие акты Уставного суда выражают соответствующую Конституции Российской Федерации, Уставу Самарской области правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
5. Судьи Уставного суда принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Уставным судом.
6. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Уставного суда не допускается и влечет предусмотренную законодательством ответственность.

Статья 27. Коллегиальность

1. Рассмотрение дел и принятие решений по ним производятся Уставным судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
2. Уставный суд правомочен принимать решения при наличии не менее трех судей.

Статья 28. Гласность

Рассмотрение дел в заседаниях Уставного суда проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Статья 29. Устность разбирательства

1. Разбирательство в заседаниях Уставного суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Уставный суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.
2. В заседаниях Уставного суда могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось на заседании по данному делу.

Статья 30. Непосредственность

1. Уставный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все обстоятельства дела.
2. Обстоятельства, которые не были исследованы в судебном заседании, не могут быть положены Уставным судом в основу принимаемого решения.

Статья 31. Непрерывность судебного заседания

1. Заседание Уставного суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
2. Уставный суд до принятия решения по делу, рассматриваемому в заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в заседании другие дела.

Статья 32. Равенство всех перед законом и судом

1. Судопроизводство в Уставном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.
2. Уставный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Статья 33. Состязательность и равноправие сторон

Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Уставного суда.

Статья 34. Язык уставного судопроизводства

Судопроизводство в Уставном суде ведется на государственном языке Российской Федерации. Участникам процесса, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

Глава 5. ОБРАЩЕНИЕ В УСТАВНЫЙ СУД

Статья 35. Поводы и основания к рассмотрению дела в Уставном суде

1. Поводом к рассмотрению дела в Уставном суде является обращение в Уставный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Закона (далее - обращение).
2. Основанием к рассмотрению дела является:
1) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Самарской области закон, иной нормативный правовой акт;
2) обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Устава Самарской области.

Статья 36. Общие требования к обращению

1. Обращение, подписанное управомоченным лицом (управомоченными лицами), направляется в Уставный суд в письменной форме.
2. В обращении должны быть указаны:
1) орган, в который направляется обращение (Уставный суд);
2) наименование и место нахождения заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество и адрес места жительства) и иные данные о заявителе;
3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
4) наименование и адрес государственного органа, издавшего нормативный правовой акт, который подлежит проверке, либо органа, участвующего в споре о компетенции;
5) нормы Устава Самарской области и настоящего Закона, дающие право на обращение в Уставный суд;
6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке нормативном правовом акте, о положении Устава Самарской области, подлежащем толкованию;
7) конкретные, указанные в настоящем Законе основания к рассмотрению обращения Уставным судом;
8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Устава Самарской области (кроме ходатайства о толковании положений Устава Самарской области);
9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Уставному суду;
10) перечень прилагаемых к обращению документов.

Статья 37. Документы, прилагаемые к обращению

1. К направляемому в Уставный суд обращению прилагаются:
1) текст нормативного правового акта, подлежащего проверке, или положения Устава Самарской области, подлежащего толкованию;
2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Уставном суде в качестве представителя;
3) документ об уплате государственной пошлины в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
2. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать на заседание Уставного суда, а также другие документы и материалы.
3. Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с настоящей статьей документы и иные материалы представляются в Уставный суд с копиями в количестве пяти экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве двух экземпляров.

Статья 38. Государственная пошлина

Обращение в Уставный суд оплачивается государственной пошлиной в случаях и в размерах, установленных федеральным законодательством.

Глава 6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ

Статья 39. Рассмотрение обращений

1. Обращения, поступающие в Уставный суд, подлежат обязательной регистрации в аппарате Уставного суда.
2. Обращение возвращается заявителю в случаях, если оно:
1) явно не подведомственно Уставному суду;
2) по форме не отвечает требованиям настоящего Закона;
3) исходит от ненадлежащего органа или лица;
4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено федеральным законодательством.
3. Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части 2 настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Уставный суд.

Статья 40. Предварительное изучение обращения судьями Уставного суда

1. Председатель Уставного суда в порядке, установленном Уставным судом, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее 14 дней с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Уставном суде.
2. Заключение судьи (судей) Уставного суда по результатам изучения обращения докладывается на заседании Уставного суда.

Статья 41. Принятие обращения к рассмотрению

1. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Уставным судом на заседании не позднее 14 дней с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом Уставным судом решении уведомляются стороны, которые вправе присутствовать при принятии данного решения.
2. В случаях, не терпящих отлагательства, Уставный суд вправе обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого нормативного правового акта.

Статья 42. Отзыв на обращение

Орган или должностное лицо, принявший оспариваемый нормативный правовой акт либо участвующий в споре о компетенции, обязан в течение 14 дней представить в Уставный суд отзыв с изложением своей позиции с документальным и правовым обоснованием.

Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению

1. Уставный суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:
1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Уставному суду;
2) по предмету обращения Уставным судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. В случае если нормативный правовой акт, соответствие которого Уставу Самарской области оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, если в производстве Конституционного суда Российской Федерации находятся дела по аналогичному вопросу либо по ним было принято решение, начатое Уставным судом производство может быть прекращено.

Статья 44. Отзыв обращений

Обращение в Уставный суд может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Уставного суда. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Глава 7. ОБЩИЕ ПРОЦЕДУРНЫЕ ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
В УСТАВНОМ СУДЕ

Статья 45. Созыв заседаний

Заседания Уставного суда созываются Председателем Уставного суда.

Статья 46. Назначение дел к слушанию

Решение о назначении дел на слушании на заседании Уставного суда принимается Уставным судом в заседании не позднее чем через 14 дней после принятия обращений к рассмотрению.

Статья 47. Соединение дел

Рассмотрение каждого дела образует предмет отдельного заседания. Уставный суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

Статья 48. Подготовка дела к слушанию

1. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Уставного суда, а также изложения материалов на заседании Председатель Уставного суда назначает судью-докладчика.
2. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Уставного суда истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы.
3. Судья-докладчик и председательствующий на заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову на заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Статья 49. Требования Уставного суда

1. Требования Уставного суда о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов, о заверении документов и текстов нормативных актов, о проведении проверок, исследований, экспертиз, об установлении определенных обстоятельств, о привлечении специалистов, о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы.
2. Требования Уставного суда должны быть рассмотрены, и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Уставному суду в течение 14 дней со дня получения этих требований, если иной срок не указан Уставным судом.
3. Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Уставного суда, несут эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются в порядке, установленном Правительством Самарской области.
4. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Уставного суда, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную федеральным законодательством ответственность.

Статья 50. Рассылка материалов. Оповещение о заседании

Уведомление о заседании Уставного суда, копии обращений и отзывов на них, копии проверяемых нормативных правовых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за 10 дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее чем за 14 дней до начала заседания.

Статья 51. Участники процесса

1. Участниками процесса в Уставном суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики, приглашенные судом представители органов государственной власти, местного самоуправления, суда, прокуратуры Самарской области.
2. Кроме участников процесса в заседаниях Уставного суда могут участвовать Губернатор - председатель Правительства Самарской области, депутаты Самарской Губернской Думы, вице-губернатор - первый заместитель председателя Правительства Самарской области, председатель федерального областного суда Самарской области, председатель Арбитражного суда Самарской области, прокурор Самарской области, Уполномоченный по правам человека в Самарской области и их представители.

Статья 52. Стороны и их представители

1. Сторонами в уставном судопроизводстве являются:
1) заявители - органы или лица, направившие в Уставный суд обращение;
2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие нормативный правовой акт, который подлежит проверить на соответствие Уставу Самарской области, либо участвующие в споре о компетенции.
2. Каждая сторона может иметь не более трех представителей.
3. Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе ознакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.
4. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Уставного суда, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя на заседании Уставного суда не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда суд сочтет обязательным ее присутствие или ее представителя на заседании для вынесения окончательного решения по делу.

Статья 53. Открытые заседания

1. Заседания Уставного суда проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с согласия председательствующего.
2. Председатель Уставного суда с согласия Уставного суда вправе распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Уставного суда о проведении проверки документов, удостоверяющих личность, желающих присутствовать на заседании лиц.
3. Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Уставному суду и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.
4. Лица, нарушающие порядок на заседании или не подчиняющиеся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения могут быть удалены из зала.
5. Уставный суд вправе подвергнуть лицо, нарушающее порядок на заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу в порядке и размере, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 54. Закрытое заседание

1. Уставный суд назначает закрытое заседание в случаях, предусмотренных федеральным законом, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.
2. На закрытом заседании присутствуют судьи Уставного суда, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников аппарата Уставного суда, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.
3. Дела на закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил уставного судопроизводства.

Статья 55. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела

1. Судья Уставного суда отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях, если:
1) ранее в силу должностного положения участвовал в принятии нормативного правового акта, являющегося предметом рассмотрения;
2) является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;
3) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.
2. Судья Уставного суда при наличии обстоятельств, указанных в настоящей статье, обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.
3. Отстранение судьи Уставного суда от участия в рассмотрении дела производится мотивированным решением Уставного суда, принимаемым большинством голосов в отсутствие судьи, вопрос об отстранении которого подлежит рассмотрению.
Мотивированное решение принимается после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого подлежит рассмотрению. При равном числе голосов, поданных за отстранение и против отстранения судьи от участия в деле, судья считается отстраненным.

Статья 56. Порядок проведения заседания

1. В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Уставного суда и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.
2. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела.
3. В случае если Уставный суд признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается.
4. Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность.
5. В заседании также может быть объявлен перерыв.

Статья 57. Председательствующий на заседании

1. Председательствующим на заседании может быть Председатель Уставного суда, а в случае его временного отсутствия - заместитель Председателя Уставного суда.
2. Председательствующий на заседании Уставного суда руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов, устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу, предоставляет слово судьям и участникам процесса, прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.
3. Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжения или действия председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Уставным судом на том же заседании.

Статья 58. Протоколирование

1. На заседании Уставного суда ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Уставного суда.
2. Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания.
3. Протокол заседания подписывается Председателем и судьей-секретарем Уставного суда.
4. Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Уставного суда и приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом и стенограммой с разрешения Уставного суда.
5. Замечания на протокол или стенограмму заседания рассматриваются совместно с председательствующим на заседании и судьей-докладчиком с участием в случае необходимости лиц, подавших замечания.
6. Замечания на протокол и на стенограмму заседания, а также решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу и стенограмме.
7. Кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения председательствующего.

Статья 59. Порядок исследования вопросов

1. Исследование по существу рассматриваемого в заседании Уставного суда дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Уставного суда.
2. По окончании выступления судьи-докладчика Уставный суд заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.
3. Установленный решением Уставного суда порядок может быть изменен только самим Уставным судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Уставного суда по порядку исследования вопросов рассматриваются Уставным судом безотлагательно.

Статья 60. Отложение заседания

1. Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Уставный суд найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Уставный суд назначает дату, на которую переносится заседание.
2. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.

Статья 61. Объяснения сторон

1. В соответствии с порядком, установленным решением Уставного суда, председательствующий на заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.
2. Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Уставном суде для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан.
3. Объяснения стороны выслушиваются Уставным судом в полном объеме. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Уставного суда и другой стороной, а с разрешения Уставного суда - также экспертами.

Статья 62. Заключение эксперта

1. На заседание Уставного суда может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Уставным судом.
2. Эксперт перед выступлением предупреждается в письменной форме об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.
3. Эксперт вправе с разрешения Уставного суда знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.
4. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Уставного суда и сторон.

Статья 63. Показания свидетелей

1. При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Уставного суда, на заседании могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.
2. Свидетель перед заслушиванием его показаний предупреждается в письменной форме об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
3. Свидетель обязан сообщить Уставному суду обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Уставного суда и сторон.
4. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.

Статья 64. Исследование документов

1. На заседании Уставного суда по инициативе суда или ходатайству сторон оглашаются имеющиеся в деле документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.
2. Документы, исследованные Уставным судом, подлежат по решению Уставного суда приобщению к материалам дела в подлинниках или заверенных копиях.

Статья 65. Заключительные выступления сторон

1. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Уставный суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.
2. Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Уставным судом.

Статья 66. Возобновление рассмотрения вопроса

1. Если после заключительных выступлений сторон Уставный суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.
2. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Статья 67. Прекращение производства по делу

Уставный суд прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным правовым актом, соответствие Уставу Самарской области которых предлагается проверить, не регулируется Уставом Самарской области или по своему характеру и значению не относится к числу тех, которые подлежат проверке в Уставном суде.

Статья 68. Окончание слушания дела

После признания Уставным судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий на заседании объявляет об окончании слушания дела.

Статья 69. Совещание судей по принятию итогового решения

1. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Уставным судом на закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Уставного суда, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Уставного суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.
2. В ходе совещания судья Уставного суда вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.
3. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования по ним. Протокол подписывается всеми присутствующими судьями и не подлежит оглашению.
4. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.
5. По окончании рабочего времени, а также в течение рабочего дня суд вправе сделать перерыв для отдыха с выходом из совещательной комнаты. Судьи не вправе разглашать суждения, имевшие место при обсуждении и принятии решения.

Глава 8. РЕШЕНИЯ УСТАВНОГО СУДА

Статья 70. Виды решений

1. Решением Уставного суда является акт, принимаемый на его заседании, выражающий его волю или констатирующий в соответствии с настоящим Законом определенные обстоятельства.
2. Итоговое решение Уставного суда по существу любого из вопросов, принятых к рассмотрению, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Самарской области.
3. Все иные решения Уставного суда, принимаемые в ходе осуществления уставного судопроизводства, именуются определениями.
4. На заседаниях Уставного суда принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.
5. В случае выявления Уставным судом грубого нарушения Устава Самарской области должностными лицами органов государственной власти Самарской области или должностными лицами органов местного самоуправления Уставный суд имеет право вынести в адрес этих лиц частное определение.

Статья 71. Принятие решения

1. Решение Уставного суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.
2. Решение Уставного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в заседании судей.
3. В случае если при принятии решения по делу о проверке соответствия Уставу Самарской области нормативного правового акта голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу соответствия Уставу Самарской области оспариваемого нормативного правового акта. Судья Уставного суда не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Статья 72. Требования, предъявляемые к решениям

1. Решения Уставного суда должны основываться на материалах, исследованных Уставным судом.
2. Уставный суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого нормативного правового акта, так и смысл, придаваемый ему официальным или иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов.
3. Уставный суд в обоснование принимаемых им решений вправе ссылаться на Конституцию Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Устав Самарской области, а также на правовые позиции, содержащиеся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Уставный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части нормативного правового акта, соответствие Уставу Самарской области которой подвергается сомнению в обращении. Уставный суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
5. Постановления Уставного суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.
6. Определения Уставного суда оглашаются на заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено настоящим Законом или решением Уставного суда.

Статья 73. Изложение решения

1. В решении Уставного суда, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:
1) наименование решения, дата и место его принятия;
2) персональный состав Уставного суда, принявший решение;
3) необходимые данные о сторонах;
4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;
5) нормы Устава Самарской области, настоящего Закона, согласно которым Уставный суд вправе рассматривать данный вопрос;
6) требования, содержащиеся в обращении;
7) фактические и иные обстоятельства, установленные Уставным судом;
8) нормы Устава Самарской области, настоящего Закона, которыми руководствовался Уставный суд при принятии решения;
9) доводы в пользу принятого Уставным судом решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;
10) четкая формулировка решения и предписания, подлежащего исполнению;
11) указание на окончательность и обязательность решения;
12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, конкретные сроки, особенности его исполнения и опубликования.
2. Итоговое решение Уставного суда подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.

Статья 74. Особое мнение судьи и мнение судьи о несогласии с большинством судей

1. Судья Уставного суда, не согласный с решением Уставного суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Уставного суда.
2. Судья Уставного суда, голосовавший за принятое постановление по существу рассматриваемого Уставным судом вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Уставного суда.

Статья 75. Провозглашение решения

1. Решение (постановление, определение) Уставного суда провозглашается в полном объеме на открытом заседании Уставного суда немедленно после его подписания.
2. Постановления Уставного суда не позднее 10 дней со дня их подписания направляются:
1) судьям Уставного суда;
2) сторонам;
3) Губернатору Самарской области;
4) в Самарскую Губернскую Думу;
5) в Самарский областной суд;
6) в арбитражный суд Самарской области;
7) прокурору Самарской области;
8) в отдел законодательства субъектов Российской Федерации и ведения федерального регистра в Самарской области Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу;
9) Уполномоченному по правам человека в Самарской области.
3. Решения Уставного суда могут быть по его решению направлены другим государственным органам, органам местного самоуправления, организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Статья 76. Опубликование решения

Решения Уставного суда подлежат опубликованию в газетах, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов Самарской области, в течение 7 дней со дня их провозглашения.

Статья 77. Юридическая сила решения

1. Решение Уставного суда окончательно, не подлежит обжалованию и пересмотру, за исключением случаев, установленных настоящим Законом, и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
2. Решение Уставного суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Уставного суда о признании нормативного правового акта не соответствующим Уставу Самарской области не может быть преодолена повторным принятием этого же нормативного правового акта.
3. Нормативные правовые акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Уставу Самарской области, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на нормативных правовых актах, признанных не соответствующими Уставу Самарской области, не подлежат исполнению.
4. В случае если признание нормативного правового акта не соответствующим Уставу Самарской области создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Устав Самарской области.

Статья 78. Сроки исполнения решения

Решение Уставного суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.

Статья 79. Последствия неисполнения решения

Неисполнение, ненадлежащее исполнение, воспрепятствование исполнению решения Уставного суда либо иное проявление неуважения к Уставному суду влечет ответственность, предусмотренную федеральным и областным законодательством.

Статья 80. Исправление неточностей в решении

Уставный суд после провозглашения решения может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение.

Статья 81. Разъяснение решения

1. Решение Уставного суда может быть официально разъяснено только самим Уставным судом на заседании по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Уставный суд, других органов и лиц, которым оно направлено.
2. Вопрос о разъяснении решения Уставного суда рассматривается на заседании с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассматриваемому делу.
3. О разъяснении решения Уставного суда выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в том издании, где было опубликовано само решение.

Раздел 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В УСТАВНОМ СУДЕ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ

Глава 9. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 82. Право на обращение в Уставный суд

Правом на обращение в Уставный суд с запросом о проверке на соответствие Уставу Самарской области перечисленных в пункте 1 части 1 статьи 3 настоящего Закона нормативных правовых актов обладают Губернатор Самарской области, Самарская Губернская Дума и любой ее депутат, Самарский областной суд, арбитражный суд Самарской области, прокурор Самарской области, глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования, местная администрация, Уполномоченный по правам человека в Самарской области, Избирательная комиссия Самарской области, организации и граждане.

Статья 83. Допустимость запроса

Запрос в Уставный суд о проверке на соответствие Уставу Самарской области нормативных правовых актов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 настоящего Закона, либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию как не соответствующими Уставу Самарской области либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению органов государственной власти Самарской области или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Уставу Самарской области.

Статья 84. Пределы проверки

1. Уставный суд устанавливает соответствие Уставу Самарской области нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления:
1) по содержанию норм;
2) по форме нормативного акта;
3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
4) с точки зрения установленного Уставом Самарской области разделения государственной власти в Самарской области на законодательную, исполнительную и судебную;
5) с точки зрения установленного Уставом Самарской области разграничения компетенции между органами государственной власти Самарской области.
2. Проверка на соответствие Уставу Самарской области нормативных правовых актов органов государственной власти Самарской области, принятых до вступления в силу Устава Самарской области, производится Уставным судом только по содержанию норм.

Статья 85. Итоговое решение по делу

1. По итогам рассмотрения дела о проверке на соответствие Уставу Самарской области нормативного правового акта органа государственной власти или органа местного самоуправления Уставный суд принимает одно из следующих решений:
1) о признании нормативного правового акта либо отдельных его положений соответствующими Уставу Самарской области;
2) о признании нормативного правового акта либо отдельных его положений не соответствующими Уставу Самарской области.
2. Признание нормативного правового акта либо отдельных его положений не соответствующими Уставу Самарской области является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на нормативном правовом акте либо его отдельных положениях, признанном не соответствующим Уставу Самарской области, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Указанные положения нормативных правовых актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Глава 10. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО ЗАПРОСАМ СУДОВ

Статья 86. Обращение в Уставный суд

Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Уставу Самарской области закона и иных нормативных правовых актов Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области или их отдельных положений, примененных или подлежащих применению в указанном деле, обращается в Уставный суд с запросом о проверке соответствия Уставу Самарской области данного закона и иного нормативного правового акта или их отдельных положений.

Статья 87. Допустимость запроса

Запрос суда допустим, если закон и иной нормативный правовой акт Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области или их отдельные положения применены или подлежат, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.

Статья 88. Особенности судопроизводства

К запросу суда в Уставный суд должен быть приложен судебный акт о приостановлении производства по делу в соответствии с федеральным процессуальным законодательством.

Статья 89. Пределы проверки и виды итоговых решений

Пределы проверки Уставным судом соответствия Уставу Самарской области закона Самарской области и иных нормативных правовых актов Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области или их отдельных положений, указанных в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются статьями 84 и 85 настоящего Закона.

Глава 11. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ТОЛКОВАНИИ
УСТАВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 90. Право на обращение в Уставный суд

Правом на обращение в Уставный суд с запросом о толковании Устава Самарской области обладают Губернатор Самарской области, Самарская Губернская Дума, Правительство Самарской области, глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования, местная администрация.

Статья 91. Допустимость запроса

1. Запрос в Уставный суд о толковании Устава Самарской области в случае возникшей неопределенности в понимании его допустим, если:
1) относится к определенному положению Устава Самарской области, то есть к определенной норме или совокупности взаимосвязанных норм Устава Самарской области;
2) неопределенность положения Устава Самарской области препятствует надлежащему его применению, включая издание основанных на Уставе Самарской области правовых актов;
3) реализация положения Устава Самарской области, в отношении которого существует неопределенность, входит или может входить в компетенцию органа государственной власти или местного самоуправления, обратившегося с запросом;
4) неопределенность положения Устава Самарской области не может быть устранена Уставным судом посредством других процедур уставного судопроизводства;
5) положение Устава Самарской области, в отношении которого заявитель усматривает неопределенность, не конкретизировано действующим законом Самарской области.
2. Не допускается соединение в одном запросе требования о толковании Устава Самарской области с требованием проверки законности нормативного правового акта.

Статья 92. Особенности судопроизводства

При рассмотрении дела о толковании Устава Самарской области применяются общие правила судопроизводства с учетом того, что:
1) правовое обоснование позиции заявителя, предусмотренное пунктом 8 части 2 статьи 36 настоящего Закона, должно включать описание правовой ситуации, обусловившей обращение с запросом;
2) если положение Устава Самарской области, о толковании которого поступил запрос, к началу или в период рассмотрения дела получит во вступившем в силу законе Самарской области конкретизацию, содержание которой даст ответ на поставленный в обращении заявителя вопрос, производство по делу прекращается при условии, что в обращении не осталось вопросов, не разъясненных новым законом. Если неразъясненными остались часть вопросов, то производство продолжается только по этим вопросам.

Статья 93. Пределы толкования

1. При толковании положений Устава Самарской области Уставный суд исходит:
1) из принципов, получивших закрепление в Уставе Самарской области;
2) из недопустимости противоречия другим нормам Устава Самарской области;
3) из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью;
4) из непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность органов и учреждений публичной власти.
2. Толкование положений Устава Самарской области Уставным судом не может вступать в противоречие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и общепризнанными принципами и нормами международного права и общими принципами права.
3. Толкуя положения Устава Самарской области, Уставный суд связан поставленным в обращении заявителя вопросом (вопросами), однако не связан пределами изложенной в запросе конкретной правовой ситуации, побудившей заявителя к обращению, и его правовой аргументацией.

Статья 94. Обязательность толкования Устава Самарской области

Толкование Устава Самарской области, данное Уставным судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Глава 12. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО СПОРАМ О КОМПЕТЕНЦИИ

Статья 95. Право на обращение в Уставный суд

Правом на обращение в Уставный суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти Самарской области и (или) органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области.

Статья 96. Допустимость обращения

Обращение органа (органов) государственной власти Самарской области, органа (органов) местного самоуправления муниципальных образований Самарской области о разрешении спора о компетенции допустимо, если:
1) оспариваемая компетенция определяется Уставом Самарской области;
2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности;
3) спор не был или не может быть разрешен иным способом;
4) заявитель считает принятие нормативного правового акта или совершение действия правового характера либо уклонение от принятия нормативного правового акта или совершения такого действия нарушением установленного Уставом Самарской области разграничения компетенции между органами государственной власти Самарской области, между органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления.

Статья 97. Пределы проверки

1. Уставный суд рассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения установленного Уставом Самарской области на основе Конституции Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Самарской области, между органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, установленного Уставом Самарской области.
2. Рассмотрение дела о соответствии нормативного правового акта, являющегося предметом спора о компетенции, Уставу Самарской области по содержанию норм, по форме нормативного правового акта, по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о соответствии Уставу Самарской области нормативных правовых актов.

Статья 98. Итоговое решение по делу

1. По итогам рассмотрения спора о компетенции Уставный суд принимает одно из следующих решений:
1) подтверждающее полномочия соответствующего органа государственной власти Самарской области, органа местного самоуправления муниципальных образований Самарской области принять нормативный правовой акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции;
2) отрицающее полномочия соответствующего органа государственной власти Самарской области, органа местного самоуправления муниципальных образований Самарской области принять нормативный правовой акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции.
2. В случае если Уставный суд признает принятие нормативного правового акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти Самарской области, органа местного самоуправления муниципального образования Самарской области, нормативный правовой акт утрачивает силу со дня, указанного в решении Уставного суда.

Глава 13. ПЕРЕСМОТР РЕШЕНИЙ УСТАВНОГО СУДА

Статья 99. Срок пересмотра решений Уставного суда

Решения Уставного суда могут быть пересмотрены в течение трех лет со дня их принятия.

Статья 100. Решения Уставного суда, которые могут быть пересмотрены

К решениям Уставного суда, которые могут быть пересмотрены, относятся:
1) постановления Уставного суда;
2) определения Уставного суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению;
3) определения Уставного суда о прекращении производства по делу.

Статья 101. Право на обращение в Уставный суд

1. Правом на обращение в Уставный суд с запросом о пересмотре решения Уставного суда обладают Губернатор Самарской области, Самарская Губернская Дума.
2. Для решения вопроса о наличии оснований для обращения с запросом о пересмотре решения Уставного суда лица, указанные в части 1 настоящей статьи, и их представители имеют право знакомиться с материалами дела, по которому вынесено итоговое решение.

Статья 102. Основания пересмотра решения

Решение Уставного суда пересматривается Уставным судом в случаях, если:
1) в решении Уставного суда не учтены или не полностью учтены отдельные положения Устава Самарской области;
2) в решении Уставного суда не учтена правовая позиция, сформулированная в решениях Конституционного Суда Российской Федерации;
3) правовые позиции, изложенные в решении Уставного суда, не соответствуют правовым позициям, содержащимся в других принятых им решениях;
4) выводы, содержащиеся в резолютивной части решения Уставного суда, не соответствуют правовым позициям, изложенным в его мотивировочной части;
5) дело рассмотрено Уставным судом в незаконном составе;
6) решение Уставного суда не подписано кем-либо из судей или подписано не теми судьями, которые указаны в решении;
7) решение Уставного суда вынесено не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело.

Статья 103. Пределы проверки при пересмотре решений Уставного суда

1. Проверка принятого Уставным судом решения производится Уставным судом по основаниям и в пределах доводов, изложенных в обращении о пересмотре решения.
2. Решение по делу о пересмотре решения Уставного суда принимается Уставным судом по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам.

Статья 104. Правила судопроизводства по делам о пересмотре решений Уставного суда

Дела о пересмотре решений Уставного суда рассматриваются по общим правилам, предусмотренным настоящим Законом, с особенностями, предусмотренными настоящей главой.

Статья 105. Требования к обращению о пересмотре решений Уставного суда

В обращении о пересмотре решений Уставного суда должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5, 8 - 10 части 2 статьи 36 настоящего Закона;
2) точное название, номер, дата принятия решения Уставного суда, в отношении которого ставится вопрос о пересмотре;
3) основание пересмотра решения Уставного суда, установленное статьей 102 настоящего Закона.

Статья 106. Документы, прилагаемые к обращению о пересмотре решений Уставного суда

К обращению о пересмотре решений Уставного суда прилагаются документы, указанные в пунктах 2 и 4 части 1 и части 2 статьи 37 настоящего Закона. К обращению Самарской Губернской Думы о пересмотре решений Уставного суда прилагается также копия постановления Самарской Губернской Думы об обращении в Уставный суд с предложением о пересмотре решения Уставного суда.

Статья 107. Участие судей Уставного суда в подготовке и рассмотрении дела о пересмотре решений Уставного суда

1. Судья Уставного суда не может быть докладчиком, а также проводить предварительное изучение обращения о пересмотре решения Уставного суда, если он ранее был докладчиком по делу, решение по которому пересматривается, либо ему поручалось предварительное изучение обращения по делу, решение по которому пересматривается.
2. Судья Уставного суда не может быть отстранен от участия в рассмотрении дела о пересмотре решения Уставного суда на том основании, что ранее он участвовал в принятии пересматриваемого решения.

Статья 108. Основания к отказу в принятии обращения о пересмотре решения Уставного суда к рассмотрению

Уставный суд принимает определение об отказе в принятии обращения о пересмотре решения Уставного суда к рассмотрению в случаях, если:
1) обращение по форме не отвечает требованиям, предусмотренным статьей 105 настоящего Закона;
2) в обращении указаны основания пересмотра решения Уставного суда, не предусмотренные статьей 102 настоящего Закона.

Статья 109. Уведомление о принятии обращения о пересмотре решения Уставного суда к рассмотрению

О принятии к рассмотрению обращения о пересмотре решения Уставного суда в порядке, установленном статьей 50 настоящего Закона, Уставный суд письменно извещает лиц, направивших обращение о пересмотре решения, а также стороны по делу, решение по которому пересматривается.

Статья 110. Участники процесса по делу о пересмотре решения Уставного суда

1. Участниками процесса по делу о пересмотре решения Уставного суда являются лица, направившие обращение о пересмотре решения, и (или) их представители, а также стороны по пересматриваемому делу и (или) их представители.
2. Лица, направившие обращение о пересмотре решения, и их представители пользуются теми же процессуальными правами, что и стороны по делу, решение по которому пересматривается. Они вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу устно или письменно, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять отводы судьям Уставного суда и ходатайства, принимать участие в заключительных выступлениях.

Статья 111. Отзыв обращения о пересмотре решения Уставного суда

1. Лицо, направившие обращение о пересмотре решения Уставного суда, вправе отозвать обращение в любое время до окончания слушания дела и удаления суда для принятия итогового решения.
2. В случае отзыва обращения о пересмотре решения Уставного суда производство по делу прекращается. Повторное обращение в Уставный суд того же лица с обращением по тому же предмету и тем же основаниям не допускается.

Статья 112. Полномочия Уставного суда при пересмотре решений Уставного суда

При рассмотрении дела о пересмотре решения Уставного суда Уставный суд вправе:
1) оставить решение без изменения;
2) принять новое решение;
3) изменить сведения, указанные в статье 73 настоящего Закона.

Статья 113. Требования к решениям о пересмотре постановлений и определений Уставного суда

Решения Уставного суда о пересмотре постановлений и определений Уставного суда должны отвечать общим требованиям, установленным статьями 72 и 73 настоящего Закона. В решениях Уставного суда о пересмотре постановления или в определениях Уставного суда указываются также юридические последствия принятия решений.

Раздел 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 114. Аппарат Уставного суда

1. Деятельность Уставного суда обеспечивает аппарат Уставного суда.
2. Аппарат Уставного суда подчиняется Председателю Уставного суда, осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об аппарате Уставного суда, утвержденным Уставным судом, и Регламентом Уставного суда.
3. Аппарат Уставного суда обеспечивает организационное, научно- аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Уставного суда, проводит прием посетителей, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и на совещаниях, изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Уставного суда. Осуществляет материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Уставного суда.
4. Уставный суд в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата Уставного суда.
5. Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата Уставного суда, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе, нормативными правовыми актами о правовом положении работников судов, а также трудовым законодательством.
6. Работники аппарата Уставного суда являются государственными гражданскими служащими Самарской области.

Статья 115. Удостоверения судей Уставного суда

Судьям Уставного суда в течение месяца со дня принятия решения о назначении их на должность выдаются удостоверения, подписанные председателем Самарской Губернской Думы. Форма удостоверения утверждается Самарской Губернской Думой.

Статья 116. Печать Уставного суда

Уставный суд имеет печать с изображением герба Самарской области и своим наименованием.

Статья 117. Символы судебной власти Уставного суда

1. На здании, занимаемом Уставным судом, поднимается Государственный флаг Российской Федерации и флаг Самарской области.
2. В зале заседаний Уставного суда находятся Государственный флаг Российской Федерации, изображение герба Самарской области и флаг Самарской области.
3. Судьи Уставного суда заседают в мантиях.

Статья 118. Место пребывания Уставного суда

1. Местом постоянного пребывания Уставного суда является город Самара.
2. Заседания Уставного суда проводятся в месте его постоянного пребывания. Уставный суд может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым.

Статья 119. Порядок вступления настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.

И.о. Губернатора
Самарской области
С.А.СЫЧЕВ
г. Самара
1 декабря 2006 года
№ 145-ГД


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru