Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТРАДНЕНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.10.2003 № 65
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с принятием Решения Думы городского округа Отрадный Самарской области от 28.11.2006 № 100.



ОТРАДНЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2003 г. № 65

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДОЙ СЕМЬЕ ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ"

Рассмотрев проект городской программы "Молодой семье - доступное жилье", Городская Дума постановила:
1. Утвердить прилагаемую городскую программу "Молодой семье - доступное жилье".
2. Поместить сообщение о принятии программы в городских средствах массовой информации.

Глава города,
председатель Думы
Н.М.ВИШНЯКОВА





Утверждена
постановлением
Отрадненской Городской Думы
от 1 октября 2003 г. № 65

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ"

Паспорт программы

Наименование - городская целевая программа "Молодой семье -
доступное жилье"

Основания - распоряжение главы города Отрадного
для разработки Самарской области № 190-р от 28.07.2003
программы

Заказчик - Администрация Отрадного
программы

Головной - Отрадненский фонд жилья и ипотеки
исполнитель
программы

Основной - Самарское региональное отделение
разработчик общероссийской общественной организации
программы "Союз МЖК России"

Цель программы - создание системы поддержки молодых семей
в решении жилищной проблемы, улучшение
демографической ситуации в городе Отрадном

Основные задачи - разработка и внедрение правовых, финансовых
программы и организационных механизмов поддержки
молодых семей, нуждающихся в улучшении
жилищных условий;
- консолидация инвестиционных ресурсов
из различных источников для обеспечения
благоустроенным жильем молодых семей;
- содействие инициативам молодежных
организаций, направленныме на улучшение
жилищных и социально-бытовых условий молодых
семей

Сроки и этапы - 2003 - 2010 годы
реализации
программы

I-й этап - создание необходимых методических,
2003 - 2005 гг. организационных, правовых и финансовых
условий реализации программы;
- отработка взаимодействия исполнителей
программы

II-й этап - расширение масштабов реализации программных
2006 - 2010 гг. мероприятий;
- стабилизация работы механизмов обеспечения
жильем молодых семей

Исполнители - комитет по делам молодежи Администрации
программы Отрадного, комитет по управлению имуществом
города Отрадного, отдел архитектуры и
градостроительства Администрации
г. Отрадного, Управление капитального
строительства Администрации г. Отрадного,
Самарское региональное отделение
общероссийской общественной организации
"Союз МЖК России", предприятия и
организации Отрадного

Объемы - финансовые затраты на реализацию программы
и источники составят 700 млн. рублей, 250 млн. рублей
финансирования из муниципального бюджета

Ожидаемые - улучшение демографической ситуации в городе
конечные Отрадном;
результаты - создание условий для повышения уровня
реализации обеспеченности жильем молодых семей;
программы - привлечение в жилищную сферу дополнительных
финансовых средств из внебюджетных
источников

Система - общее руководство и координацию реализации
организации программы осуществляет Комитет по делам
контроля молодежи Администрации Отрадного;
над исполнением - контроль над целевым использованием
программы бюджетных средств осуществляет Администрация
города Отрадного

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Масштабное реформирование социальной и экономической жизни российского общества в 90-х годах привело к возникновению социальных проблем в обществе.
Наиболее острой проблемой Российского государства является депопуляция населения России. Одной из составляющих депопуляционных тенденций является снижение рождаемости. Как показывает мировой опыт для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14 ребенка на каждую семью. В России за последнее десятилетие XX века, по данным Госкомстата РФ, он уменьшился до 1,17. Следует учитывать также, что 83% всех рождений детей приходится на самый репродуктивный возраст семьи, когда возраст матери не превышает 30 лет.
Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей.
Поскольку обеспеченность жильем существенно влияет на повышение рождаемости, укрепление семьи и на демографические процессы в целом, помощь молодежи в решении жилищного вопроса должна стать составной частью демографической политики любого региона.
В настоящее время для молодой семьи предоставляются следующие пути улучшения жилищных условий:
- долевое участие в строительстве нового жилья;
- приобретение жилья на вторичном рынке недвижимости;
- строительство индивидуального жилого дома;
- получения жилья по договору аренды.
И воспользоваться одним из следующих способов приобретения жилья:
- приобретение жилья с рассрочкой платежа;
- ипотечное кредитование;
- аренда жилья с правом последующего выкупа;
- заем под строительство жилья.
Однако наиболее оптимальный механизм приобретения (строительства) жилого помещения основан на объединении средств: из бюджетов различных уровней, внебюджетных источников и личных накоплений молодых семей. Он позволяет в короткие сроки обеспечить молодую семью жильем и существенно снизить затраты молодой семьи, связанные с приобретением жилого помещения.
Разработка и функционирование такого механизма потребует участия и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций и предприятий, что обусловливает необходимость применения программных методов.
В рамках настоящей программы могут быть использованы такие формы долгосрочных жилищных накоплений средств молодой семьи: жилищно-строительный кооператив (ЖСК), строительно-сберегательная касса, кредитный союз и другие, предполагающие добровольное объединение юридических лиц и граждан на основе членства и удовлетворения своих жилищных потребностей путем объединения паевых взносов.
Наличие целевой программы позволит поддерживать и стимулировать инициативу молодежи по улучшению своих жилищных условий, повысить ее политическую активность и заинтересованность в завтрашнем дне.
На основании анализа демографической ситуации города Отрадного, подготовленного Институтом национальной экономики Самарской государственной экономической академии, можно сделать вывод, что модель демографического развития города Отрадного в настоящее время сочетает низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности населения на фоне старения населения и абсолютного сокращения численности населения. Многолетнее снижение уровня естественного воспроизводства населения в сочетании с увеличением абсолютной численности людей старших возрастов сделали процесс демографического старения населения практически необратимым, а резкий спад рождаемости в 90-е годы его ускорил. Демографическая ситуация в городе требует целенаправленного вмешательства в процессы воспроизводства населения, так как это необходимо для экономического роста города.
В 2002 году в городе было зарегистрировано 243 брака с молодыми супругами в возрасте до 30 лет. В 2003 году наблюдается явное увеличение браков. Уже на 1 сентября зарегистрирован 331 брак. В то же время в 2002 году было зарегистрировано 40 разводов. Одна из причин разводов - социально-бытовая (отсутствие жилья). Программа позволит решить данную проблему и будет способствовать стимулированию роста рождаемости.
Данная программа поддержки молодых семей в приобретении жилья создана на основе изучения жилищной проблемы молодежи и предлагает механизм ее решения среди молодых семей, а значит, и населения в целом.

2. Цель и основные задачи программы

Цель программы - создание системы поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в городе Отрадном. Она может быть достигнута решением следующих задач.
1. Разработка и внедрение правовых, финансовых и организационных механизмов обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно:
- формирование необходимой законодательной базы в рамках жилищного и земельного законодательства;
- создание эффективных механизмов реализации программы с учетом сложившегося рынка жилья;
- обеспечение взаимосвязи данной программы с другими жилищными программами, реализуемыми на территории города Отрадного;
- разработка программ страхования для повышения социальной защищенности молодой семьи;
- создание системы обеспечения возвратности средств программы с использованием различных видов гарантий и поручительств.
2. Привлечение финансовых ресурсов на федеральном, областном и местном уровнях для консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

3. Сроки и этапы реализации программы

На первом этапе (2003 - 2005 годы) будут осуществляться:
- разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- реализация программы в пределах выделенных и привлеченных средств;
- выработка механизмов и форм взаимодействия исполнителей программы;
- создание системы мониторинга программы.
На втором этапе (2006 - 2010 годы) намечается:
- совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации программы и уточнение намеченных мероприятий;
- начало широкомасштабного внедрения механизмов реализации программы.
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия бюджетных средств и привлечение в значительном объеме средств из внебюджетных источников.

4. Основные понятия

Участник программы - молодая семья, в которой оба супруга (в неполных семьях - родитель) не достигли 30-летнего возраста, выразившая желание участвовать в программе и отвечающая следующим условиям:
- члены семьи имеют регистрацию по месту постоянного жительства в Отрадном;
- семья официально зарегистрирована в органах записи актов гражданского состояния;
- семья имеет самостоятельный источник дохода;
- один из супругов (или родитель в неполных семьях) состоит на учете по месту жительства как нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам жилищного законодательства Самарской области.
Субсидия - безвозвратные денежные средства, предоставляемые Участнику программы на компенсацию части затрат, произведенных им на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа).
Субсидия из средств федерального бюджета предоставляется Участнику программы при рождении (усыновлении) ребенка в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" (исходя из социальной нормы общей площади жилья в расчете на 1 члена семьи, принятой в субъекте Российской Федерации, но не более 18 кв. метров).
Общая сумма полученных субсидий не может превышать размера средств, использованных молодыми семьями на строительство (приобретение) жилья, либо размера полученного кредита (займа).

5. Механизм реализации программы

Реализация программы осуществляется Отрадненским фондом жилья и ипотеки, комитетом по делам молодежи Администрации города Отрадного, комитетом по управлению имуществом города Администрации Отрадного, отделом архитектуры и градостроительства Администрации Отрадного, Управлением капитального строительства Администрации Отрадного, Самарским региональным отделением общероссийской общественной организации "Союз МЖК России" (далее - РО "Союза МЖК России").
Отрадненский фонд жилья и ипотеки:
- реализует программу на территории города Отрадного;
- приобретает жилье на территории города Отрадного путем финансирования строительства, реконструкции и приобретения готового жилья;
- ведет прием заявлений и первичных документов, подтверждающих право молодой семьи на участие в программе;
- подготавливает списки Участников программы на получение субсидий в связи с рождением (усыновлением) ребенка.
При реализации программы комитет по делам молодежи Администрации города Отрадного:
- обеспечивает программу информационной поддержкой;
- утверждает список Участников программы;
- рассматривает жалобы Участников программы.
При реализации программы комитет по управлению имуществом города Администрации Отрадного:
- выделяет земельные участки под строительство жилья и осуществляет при этом необходимые организационные мероприятия в соответствии с действующим законодательством;
- принимает решения по имущественным вопросам, которые обязательны для исполнения органами городской администрации, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, в пределах полномочий, устанавливаемых законодательством.
При реализации программы отдел архитектуры и градостроительства Администрации Отрадного:
- обеспечивает разработку правил застройки и других нормативно-правовых актов местного самоуправления в области градостроительства;
- организует конкурсы на разработку градостроительной и проектной документации.
При реализации программы Управление капитального строительства Администрации города Отрадного:
- рассматривает и согласовывает проекты организации строительства и производства строительных работ;
- обеспечивает технический надзор за качеством и сроками сдачи в эксплуатацию строительных работ.
При реализации программы Самарское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России":
- осуществляет взаимодействие с Министерством образования РФ на территории города Отрадного в части реализации федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы;
- определяет основные направления в решении жилищных вопросов молодых семей;
- готовит проекты нормативно-правовых документов, необходимых для реализации программы.

6. Финансовое обеспечение программы

Финансовое обеспечение программы формируется за счет средств городского бюджета и привлеченных средств.
Средства городского бюджета выделяются на финансирование реализации мероприятий программы.
Получателем средств городского бюджета, выделяемых для реализации мероприятий программы, является головной исполнитель программы.
Привлеченные средства целевой программы состоят из средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников.
Средства федерального бюджета выделяются для предоставления субсидий Участникам программы в случае рождения (усыновления) ребенка.
Средства областного бюджета выделяются для предоставления кредитов и займов Участникам программы.
Собственные средства молодых семей (участников программы) направляются для частичной или полной оплаты стоимости строительства (приобретения) жилья.
Могут привлекаться средства (имущество) предприятий и организаций, участвующих в реализации программы, а также средства из других внебюджетных источников.
Получателем средств федерального бюджета, выделяемых в рамках реализации федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а также средств областного бюджета, выделяемых в рамках реализации областной целевой программы "Молодой семье доступное жилье" на 2003 - 2010 годы является Отрадненский фонд жилья и ипотеки.
Получателем средств из внебюджетных источников, привлекаемых в рамках реализации целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" в городе Отрадном является Отрадненский фонд жилья и ипотеки.

Привлеченные источники финансирования

(млн. рублей в ценах 2003 года)
   ---------------------------T-----T----T----T----T----T---------------¬

¦ Наименование ¦Всего¦2003¦2004¦2005¦2006¦2007 - 2010 гг.¦
¦ ¦ ¦год ¦год ¦год ¦год ¦ ¦
+--------------------------+-----+----+----+----+----+---------------+
¦1 . Средства федерального ¦ 100 ¦ ¦ 2 ¦ 6 ¦ 12 ¦ 80 ¦
¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----+----+----+----+----+---------------+
¦2. Средства городского ¦ 250 ¦ ¦ 5 ¦ 15 ¦ 30 ¦ 200 ¦
¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----+----+----+----+----+---------------+
¦3. Средства Участников ¦ 250 ¦ ¦ 5 ¦ 15 ¦ 30 ¦ 200 ¦
¦программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----+----+----+----+----+---------------+
¦4. Средства организаций и ¦ 100 ¦ ¦ 5 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 80 ¦
¦областного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+-----+----+----+----+----+---------------+
¦Итого ¦ 700 ¦ ¦ 17 ¦ 41 ¦ 82 ¦ 560 ¦
L--------------------------+-----+----+----+----+----+----------------


7. Организация управления программой
и контроль над ходом ее реализации

Реализация программы осуществляется Головным исполнителем программы - Отрадненским фондом жилья и ипотеки. Общее руководство и координацию реализации программы осуществляет Комитет по делам молодежи Администрации города Отрадного, контроль над целевым использованием бюджетных средств осуществляет Администрация города Отрадного.

8. Условия реализации жилья

Решение о реализации гражданам жилья по договору аренды с правом выкупа жилого помещения или купли-продажи с рассрочкой оплаты, заключаемый между головным исполнителем и Участником программы, передавшим целевой заем в необходимом размере, или уступки прав по договорам долевого участия в строительстве, где дольщиком является фонд, может быть принято при наличии одновременно следующих условий:
- гражданин является платежеспособным (платежеспособность гражданина определяется Фондом на основании проведенного анализа доходов, уровня жизни. Причем с согласия гражданина возможно комиссионное обследование с выходом по месту жительства);
- гражданин или члены его семьи не имеют задолженности перед фондом по раннее принятым обязательствам;
- гражданин на момент заключения договора купли-продажи уже внес не менее 10% от стоимости вновь приобретаемого жилья.
- размер ежемесячного платежа при предоставлении рассрочки (до 15 лет) исчисляется фондом в соответствии с настоящей программой, не должен превышать 30% от совокупного семейного дохода гражданина, в соответствии с установленным порядком. В виде исключения, по согласованию фонда с гражданином, размер ежемесячного платежа может быть увеличен до 50% от совокупного семейного дохода;
- по требованию фонда гражданин обязан за свой счет заключить договоры поручительства, залога и (или) на условиях, установленных действующим законодательством.
Общая процедура приобретения жилого помещения молодой семьей включает:
- подачу заявления и документов в состав Участников программы;
- получение статуса Участника программы на основании анкетирования;
- выбор варианта приобретения жилого помещения (готового или строящегося);
- внесение целевого займа в течение определенного срока;
- прохождение конкурсного отбора;
- заключение договора приобретения жилого помещения.
Участники программы, претендующие на заключение договора приобретения жилого помещения, принимают участие в конкурсном отборе. Для обеспечения наиболее оптимального и беспристрастного подхода к претендентам в основу конкурсных критериев заложены как материальные, так и социальные параметры.
Конкурсная анкета содержит следующие параметры Участника программы: жилищное положение (проживание); доход семьи в месяц (рублей); целевой заем в % от стоимости жилья; срок выкупа жилья (лет); нахождение в очереди нуждающихся (молодая семья, лет); страхование; характер работы; имущество третьих лиц (для залога); гарантии, поручительства; нахождение в очереди нуждающихся.
Все параметры, учитываемые конкурсной анкетой, имеют одинаковый вес, несколько возможных вариантов и оцениваются по балльной системе. Участникам программы, набравшим в конкурсе наибольшее количество баллов, выдаются свидетельства о праве приобретения жилого помещения.
Конкурс проводится по мере необходимости в зависимости от способа приобретения жилого помещения и параметров требуемого жилья, а также наличия соответствующего объема финансовых средств.
Целевой заем Участника программы на приобретение жилья устанавливается в размере не менее 10% от стоимости приобретаемого жилого помещения в случае, если молодая семья не имеет на праве собственности или по договору социального найма отдельного жилого помещения, в котором проживают только члены молодой семьи.
Если молодая семья имеет на праве собственности или по договору социального найма отдельное жилое помещение, которое можно приватизировать, за эквивалент целевого займа принимается реальная стоимость данного жилого помещения. Оценку жилья производят профессиональные оценщики за счет средств молодой семьи.
Расчетная стоимость приобретаемого жилого помещения формируется с учетом потребностей и возможностей Участника программы и зависит от:
- нормы общей площади жилого помещения, установленной Законом Самарской области "О жилище", для социального найма;
- средней стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Отрадному, ежегодно утверждаемой Губернатором Самарской области;
- размера собственных средств (имущества), которые передает Участник программы в качестве целевого займа для приобретения жилого помещения;
- срока исполнения платежей по договору приобретения жилого помещения;
- минимальной доли дохода Участника программы, которую предстоит ежемесячно направлять на платежи по договору. При определении обязательной минимальной доли применяется дифференцированный подход к доходу Участника программы, доля возрастает в диапазоне от 25% до 45% при увеличении ежемесячного совокупного дохода молодой семьи.
Величина дополнительно приобретаемой общей площади жилья определяется с учетом вышеперечисленных параметров. Участник программы право приобретения дополнительной площади получает после предоставления целевого займа в размере не менее 30% от стоимости приобретаемого жилого помещения.
По договору аренды с правом выкупа жилого помещения или купли-продажи с рассрочкой оплаты Участник программы:
- выплачивает Головному Исполнителю разницу между фактической стоимостью приобретаемого жилого помещения и суммой целевого займа в течение срока, указанного в договоре;
- производит выкуп приобретаемого жилого помещения ежемесячно, равными долями, если иное не предусмотрено в договоре;
- вносит ежемесячно арендную плату или плату за рассрочку платежей до момента завершения расчетов по договору (срок до 15 лет);
- пользуется приобретаемым жилым помещением на условиях договора;
- оформляет приобретаемое жилое помещение в собственность по завершении расчетов по договору.
В течение всего срока выплат жилое помещение имеет обременение на распоряжение в пользу Участника программы (дополнительное условие).
Общая сумма полученных субсидий не может превышать размера средств, использованных молодыми семьями на строительство (приобретение) жилья, либо размера полученного кредита (займа).
Регистрационный взнос - денежная сумма, которая вносится молодой семьей после получения статуса Участника программы.
Целевой заем - денежные средства (имущество), передаваемые Участником программы Головному Исполнителю на приобретение жилого помещения.
Договор приобретения жилого помещения - договор аренды с правом выкупа жилого помещения или купли-продажи с рассрочкой оплаты, заключаемый между Головным Исполнителем и Участником программы, передавшим целевой заем в необходимом размере.
Гарантом платежеспособности Участника программы по договору приобретения жилого помещения при необходимости могут выступать предприятия или организации, на которых работают члены молодой семьи, а также их родственники или иные физические лица, имеющие собственность, достаточную для выставления гарантий.

9. Ожидаемый социально-экономический эффект
реализации программы

Реализация данной программы позволит:
- восстановить культуру семейных отношений в молодежной среде и повысить авторитет многодетности;
- повысить уровень жилищной обеспеченности молодых семей;
- улучшить социально-бытовые и жилищные условия старшего поколения;
- укрепить доверие к институтам власти в молодежной среде;
- создать реальный финансовый механизм, консолидирующий бюджетные инвестиции всех уровней;
- снизить расходы государства по решению жилищной проблемы молодежи;
- привлечь внебюджетные средства в государственные социально-экономические программы;
- привлечь сбережения населения в инвестиционный процесс;
- отработать на практике условия, позволяющие в дальнейшем перейти к самофинансированию программы.
Реализация программы по предварительным расчетам позволит приобрести и построить 135 000 кв. м жилья и улучшить жилищные условия примерно 2 500 молодым семьям в срок до 2010 года.
Реализация данной программы позволит запустить механизм привлечения внебюджетных средств как граждан, так и различных предприятий, что многократно увеличит количество введенного жилья, и следовательно, повысит социальный эффект программы.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru