Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЫЗРАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 13.10.2003 № 66
"О БЮДЖЕТНОМ ПОСЛАНИИ ГЛАВЫ ГОРОДА "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА СЫЗРАНИ НА 2004 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
"Волжские вести", № 79, 04.11.2003.






СЫЗРАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2003 г. № 66

О БЮДЖЕТНОМ ПОСЛАНИИ ГЛАВЫ ГОРОДА
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ
И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА СЫЗРАНИ НА 2004 ГОД"

Заслушав Бюджетное послание Главы города Янина В. Г. "Основные направления бюджетной и налоговой политики города Сызрани на 2004 год", Сызранская городская Дума постановляет:
1. Принять Бюджетное послание Главы города "Основные направления бюджетной и налоговой политики города Сызрани на 2004 год" к сведению (прилагается).
2. Администрации города опубликовать настоящее Постановление в газете "Волжские вести" в срок до 01.11.2003 года.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на планово-бюджетную комиссию Сызранской городской Думы (Кистанов И.В.).

Глава города, Председатель
Сызранской городской Думы
В.Г.ЯНИН





Приложение
к Постановлению
Сызранской Городской Думы
от 13 октября 2003 г. № 66

БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ
ГЛАВЫ ГОРОДА
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ
И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА СЫЗРАНИ НА 2004 ГОД"

Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии с пунктом 3 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и содержит основные направления бюджетной и налоговой политики города Сызрани в 2004 году.

1. Социально-экономическая ситуация
в городе Сызрани в 2003 году

О социально-экономической ситуации в городе в 2003 году можно судить по положительной динамике большинства макроэкономических показателей.
В реальном секторе экономики рост объемов промышленного производства по итогам восьми месяцев оценивается в 102,2% против падения на 1,1% в прошлом году. Развивается малый бизнес. Замедление темпов инфляции (среднемесячные 2003 года - 0,9%; 2002 года - 1,5%) происходит на фоне растущего платежеспособного спроса населения. В текущем году сохраняется тенденция постепенного роста денежных доходов населения. Средняя номинальная начисленная заработная плата на одного работающего за 8 месяцев выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 26,9% при росте ее реального содержания на 12%.
По оценке, за год реальные располагаемые доходы населения превысят уровень 2002 года на 6%, а заработная плата возрастет на 3,4%.
В структуре денежных расходов населения увеличивается доля накоплений. Снижается численность безработных граждан.
В то же время сохраняется действие факторов, сдерживающих устойчивое развитие экономики города.
Для нашей промышленности остаются характерными высокая изношенность основных производственных фондов, энергоемкость, низкая эффективность капвложений.
Продолжается процесс снижения прибыли, хотя темпы снижения по сравнению с прошлым годом несколько уменьшились. Свыше 40% предприятий сработали с убытками. Доля инновационно активных предприятий на протяжении последних лет не увеличивается. В целом по экономике продолжается рост доли потребления, что свидетельствует об ограниченных перспективах развития и увеличении неиспользуемого инвестиционного потенциала экономики.
Более 50 тысяч, или 28,2% горожан имеют доходы ниже величины прожиточного минимума.
Имущественное расслоение населения в регионе более глубокое, чем в среднем по России - по концентрации доходов населения наш регион занимает 3 место. В то же время свыше 30% населения уже сейчас можно отнести к среднему классу.

2. Прогноз развития экономики города в 2004 году
и основные направления экономической политики
администрации города

Анализ итогов социально-экономического развития городского хозяйства в 2003 году свидетельствует о том, что к началу 2004 года мы имеем довольно противоречивую экономическую ситуацию. Таким образом, основные характеристики экономики города в текущем году не позволяют строить слишком оптимистический прогноз. Вместе с тем планируются следующие базовые показатели развития города в 2004 году :
- рост объема промышленного производства на 2%;
- инвестиций в основной капитал - на 3,9%;
- рост реальных располагаемых доходов населения - на 3,2% и реальной среднемесячной заработной платы - на 3,7%;
- снижение темпов инфляции - до 10% в год.
Главная стратегическая цель, на достижение которой будет направлена политика Администрации города в 2004 году, - это повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики города.
Однако повышать качество жизни необходимо не только путем прямой поддержки наименее обеспеченных слоев населения, но, в первую очередь, посредством создания благоприятных условий для улучшения самой жизни населения.
Достижению этой цели будут способствовать решение следующих задач:
- формирование режима функционирования экономики и социальной сферы, обладающего долгосрочным потенциалом динамичного роста, способностью обеспечить повышение качества жизни и создание условий для увеличения занятости населения;
- снижение уровня бедности, обеспечение доступности базовых социальных услуг;
- повышение инвестиционной привлекательности и укрепление конкурентоспособности экономики города;
- поддержка приоритетных отраслей и предприятий города;
- реформирование муниципальной службы:
- взаимодействие с федеральными и областными органами исполнительной власти по участию города в федеральных целевых программах.
Цель деятельности Администрации города в сфере промышленной политики состоит в решении проблем инвестиционного и инновационного обеспечения экономического роста, поддержке эффективных собственников, создании новых рабочих мест.
Во исполнение политики, проводимой Правительством РФ, предполагается, что тарифы на электрическую энергию будут установлены до начала бюджетного года, а темпы их роста не будут превышать темпов роста оптовых цен на природный газ.

3. Налоговая и бюджетная политики на 2004 год

В 2003 году Правительством Российской Федерации был продолжен курс на упорядочение налоговой системы Российской Федерации посредством снижения номинального налогового бремени, сокращения налоговых льгот, упрощения налоговой системы. В результате городской бюджет был принят с предельным дефицитом. Критическая ситуация по его исполнению в текущем году заставила Администрацию принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета на 10% с 11.08.2003 г.; произвести закрытие бюджетных ассигнований по капвложениям и направить их на выполнение обязательств по социальной политике.
Нерешенными остаются проблемы в организации бюджетного процесса в Самарской области, которые в той или иной степени связаны с федеральным законодательством. К ним относятся:
1) сохраняющийся разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов:
2) не до конца решенная проблема по наличию так называемых "федеральных мандатов";
3) усиливающаяся зависимость городского бюджета от изменений федерального налогового и бюджетного законодательств;
4) краткосрочность бюджетного планирования и его несоответствие задачам среднесрочной экономической политики из-за частого изменения законодательства на федеральном уровне;
5) наличие информационных "пробелов" в работе финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вследствие непредставления налоговыми органами информации, необходимой для объективного прогнозирования и исполнения областного и местного бюджетов.
В 2004 году должны произойти очередные изменения федерального налогового и бюджетного законодательств, связанные с перераспределением средств между бюджетами разных уровней.
Вместо политики бюджетного федерализма наблюдается тенденция "бюджетного центризма", которая грозит лишить муниципалитеты финансовой самостоятельности. Динамика этого явления такова. Если в 1999 доля местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации до перераспределения доходов составляла 27%, в 2000 году - 21,3%, то в 2003 году она сократилась до 13,4%.
В результате вместо того, чтобы стимулировать работу с бизнесом, способствовать привлечению инвестиций, нам ежегодно приходится считать выпадающие доходы в связи с изменением бюджетного и налогового законодательств.
В связи с дальнейшим проведением налоговой реформы и установленными межбюджетными отношениями по Самарской области на 2004 бюджет города Сызрани в очередной раз несет потери.
Сокращают доходы городского бюджета следующие изменения:
1) отмена налога с продаж;
2) передача 1 пункта ставки налога на прибыль в региональный бюджет (увеличение ставки налога на прибыль в субъект бюджета РФ с 16 до 17%) и централизация 5% норматива отчислений в областном бюджете;
3) изменения порядка начисления и уплаты налога на имущество организаций (исключение из объектов налогообложения запасов, затрат и нематериальных активов, сокращение перечня налоговых льгот, устанавливаемых на федеральном уровне, при одновременном повышении предельной налоговой ставки до 2,2%);
4) отмена лицензионного сбора за право торговли спиртными напитками и пивом, а также целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели.
Потери бюджета лишь в незначительной степени компенсируются следующими изменениями:
1) увеличение норматива отчислений в городской бюджет по налогу на игорный бизнес с 50% до 100%;
2) увеличение норматива отчислений по налогам на совокупный доход с 45% до 90%;
3)увеличение норматива отчислений по плате за пользование водными объектами с 20% до 30%.
В результате сумма потерь 62,6 млн. рублей компенсируется поступлениями в объеме 21,5 млн. рублей. Сумма чистых потерь составит 41,1 млн. рублей. Данные потери рассчитаны в сопоставимых условиях. Это значит, что если бы налоговое и бюджетное законодательство осталось в том виде, в котором оно существует в настоящее время, то мы смогли бы увеличить доходную часть бюджета на сумму чистых потерь и сократить дефицит.
Уже который год подряд в связи с проводимой политикой снижения налогового бремени бюджету приходится проводить политику сдерживания расходов. Это может быть достигнуто путем рационализации расходов бюджета и сокращения неэффективных затрат. Одной из мер в этом направлении явилось создание прозрачного механизма расходования бюджетных средств за счет полного перехода в 2003 году на казначейское исполнение бюджета.
В 2004 году в связи с проводимым реформированием жилищно-коммунального хозяйства в этой отрасли предстоят серьезные структурные преобразования, которые позволят сократить бюджетные расходы и исключить дублирующие и неэффективные функции муниципальных органов.
Очередной задачей в новом финансовом году станет организация и осуществление контроля по расходованию бюджетными учреждениями средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, через систему казначейства.
Как и в текущем году, бюджет 2004 года будет дефицитным. В связи с этим бюджетные обязательства должны быть сконцентрированы на поддержание текущего финансирования муниципального хозяйства и учреждений муниципальной сферы.
Оценка исполнения бюджета 2003 года и его формирование на 2004 год дают основания предполагать, что следующий бюджетный год будет еще более напряженным. Сложная бюджетная ситуация 2003 года, вызванная значительным ростом тарифов на теплоэнергоресурсы, негативно отразится и на исполнении бюджета 2004 года. Невыполненные обязательства по социально значимым статьям и долговым обязательствам по заемным средствам текущего года придется решать за счет доходов бюджета будущего года.
Дополнительно увеличат нагрузку на бюджет 2004 года расходы по финансированию текущих статей здравоохранения (в соответствии с рекомендациями Совета по местному самоуправлению Самарской области) и повышение Правительством РФ с 1 октября 2003 года заработной платы в 1,33 раза работникам бюджетной сферы. На эти цели предусматривается в бюджете 2004 года 42,6 млн. рублей при потребности 68 млн. рублей.
Все городские целевые программы являются жизненно важными, и их реализация направлена на дальнейшее развитие городского хозяйства. Однако в очередной раз приходится констатировать тот факт, что объемы разработанных и принятых городских целевых программ не соответствуют имеющимся в распоряжении ресурсам. В этой связи предстоит подойти к ним особенно тщательно, определяя приоритеты и осознавая необходимость наиболее эффективной реализации задач государственной политики.
В то же время объем федеральных средств, предназначенных на реализацию федеральных целевых программ на территории г. Сызрани, в 2004 г. может увеличиться по сравнению с 2003 годом. Такой результат может быть достигнут за счет более активной работы всех структурных подразделений Администрации города, Депутатского корпуса с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Отраслевой признак приоритетности финансирования расходов остается в этом году неизменным:
- жилищное строительство (в том числе отселение из ветхого и аварийного жилья);
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- социальная сфера (адресное обеспечение социальных гарантий в соответствии с действующим законодательством, внедрение системы персонифицированных социальных счетов).

4. Инвестиционная политика

Политика снижения с предприятий налогового бремени расширяет возможности инвестиций. Хотелось, чтобы частный капитал становился участником не только высокоприбыльных проектов, но и объектов, имеющих общественную и социальную значимость.
Вместе с тем в 2004 году продолжится реализация городской инвестиционной программы.
Однако ужесточение условий формирования городского бюджета требует оптимизации и повышения результативности бюджетных расходов капитального характера. Бюджетные инвестиции, выделяемые на развитие отраслей экономики, должны иметь максимально возможный социально значимый результат, обеспечивать комплексность развития муниципального образования.
В связи с этим городская адресная инвестиционная программа 2004 года будет формироваться исходя из объемов капитальных вложений, направляемых на реализацию городских целевых программ и на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших проблем.
Инвестиционные приоритеты городского бюджета сохранятся прежними:
- жилищное строительство;
- образование;
- здравоохранение;
- коммунальное строительство.
В приоритетном порядке в городскую инвестиционную программу будут включаться:
- объекты, подлежащие завершению строительства в 2004 году;
- стройки и объекты, для которых обеспечивается привлечение иных дополнительных источников финансирования;
- средства на погашение кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением капитальных вложений в предыдущие годы.
Решение жилищных проблем граждан является важнейшей составляющей частью стратегии социально-экономического развития города. Реализация жилищной политики Администрации основывается на сочетании социально ориентированного подхода и рыночных отношений в жилищной сфере. Поэтому в качестве важного приоритета определено развитие ипотечного кредитования как основного инструмента решения жилищных проблем нуждающихся граждан. В текущем году наступил новый этап в развитии ипотеки. В своей работе фонд перешел на качественно более высокий уровень, делая основной акцент на привлечение внебюджетных источников финансирования. Создана реальная почва для дальнейшего продвижения системы ипотечного жилищного кредитования, внедрения механизмов рефинансирования через выкуп закладных, реализации накопительных программ через жилищно-строительные, потребительские и ссудосберегательные кооперативы.
Бесплатное предоставление жилья за счет средств областного бюджета в 2004 году будет осуществляться только для граждан, имеющих льготы в соответствии с действующим законодательством.
Проблема обеспечения жильем граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, остается в числе особо актуальных и первостепенных для нашего города. Ее решение будет осуществляться в рамках областной и городской программ "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы".
Продолжится предоставление жилья работникам бюджетной сферы через механизм, заложенный в Законе Самарской области "О порядке предоставления работникам организаций бюджетной сферы, государственным и муниципальным служащим Самарской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидий на строительство или приобретение жилья".
В 2004 году заработает система государственной поддержки молодых семей в решении жилищных вопросов через областную целевую программу "Молодой семье - доступное жилье".
В 2004 году необходимо сохранить набранные темпы решения экологических проблем, в том числе за счет средств областного бюджета, по основным приоритетным направлениям:
- обеспечение населения Самарской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве;
- строительство систем по очистке сточных вод и объектов обращения с отходами в городе с применением новых технологий.

5. Внутриобластные межбюджетные отношения

2004 год будет связан с подготовкой реформы местного самоуправления в Российской Федерации. Принятый Государственной Думой РФ новый закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предполагает коренную перестройку местных органов власти.
Реформа заключается в четком разграничении полномочий и доходных источников по уровням бюджетной системы. В результате их перераспределения предполагается, что расходные полномочия местных бюджетов уменьшатся в 2 раза, а доходы будут обеспечивать финансирование этих полномочий.
В связи с этим политика в сфере межбюджетных отношений в 2004 году должна быть направлена на подготовку органов местного самоуправления к этой реформе и вхождение в новые условия с наименьшими затратами и негативными последствиями.
Но мы уже сейчас должны готовиться к этому процессу.
В соответствии с концепцией реформы предполагается закрепить за органами местного самоуправления наименее мобильные налоги, и только те, на собираемость которых органы местного самоуправления могут оказывать наибольшее влияние. Это:
налог на имущество физических лиц;
налоги на малый бизнес;
земельный налог;
налог на рекламу и другие.
Таким образом, предполагается устранить взаимосвязь органов местного самоуправления и крупного бизнеса. В результате муниципалитетам придется рассчитывать только на собственные силы, только на собственное умение грамотно работать.
В этой связи уже с 2004 года планируется некоторое перераспределение налогов между областным и местными бюджетами, которое позволит менее болезненно в 2005 году перейти на кардинально новое перераспределение налогов.
С 2004 года произойдет отмена 5% отчислений от региональной ставки налога на прибыль и увеличение нормативов зачисления налогов на малый бизнес в местный бюджет с 45% до 90%. Определенное влияние на местные бюджеты должна оказать отмена с 2004 года налога с продаж.
Частично потери местных бюджетов будут компенсированы следующими мерами:
1) передача налогов на малый бизнес;
2) увеличение нормативов отчислений по водному налогу с 20 до 50%;
3) передача в полком объеме налога на игорный бизнес.
Методика распределения Фонда финансовой поддержки муниципальных образований в целом соответствует концепции реформы местного самоуправления, поэтому кардинальных пересмотров методики не предполагается.
Другие формы финансовой поддержки также сохранят свое предназначение. Дополнительно в составе Фонда реформирования муниципальных финансов появится Фонд долгосрочного кредитования муниципальных образований, который позволит расширить возможности областного бюджета по оказанию финансовой помощи местным бюджетам на возвратной основе.

6. Заключение

Настоящее Бюджетное послание представляет собой общую концепцию бюджетной и налоговой политик города на 2004 год.
Достижение названных в настоящем Бюджетном послании задач позволит обеспечить сбалансированность городского бюджета, будет способствовать поддержанию экономического роста и улучшению качества жизни населения города.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru