ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЫЗРАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 13.10.2003 № 67
"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. СЫЗРАНИ НА ПЕРИОД 2004-2006 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
СЫЗРАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2003 г. № 67
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Г. СЫЗРАНИ НА ПЕРИОД 2004-2006 ГГ.
Рассмотрев материалы, представленные Управлением экономического развития и инвестиций Администрации города "О прогнозе социально-экономического развития г. Сызрани на период 2004-2006 гг.", в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Самарской области от 30.07.2001 № 57-ГД "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области", Постановлением Сызранской городской Думы от 26.03.2003 № 9 "О Положении "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Сызрани", руководствуясь Уставом города Сызрани, Сызранская городская Дума постановляет:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития г. Сызрани на период 2004-2006 гг.
2. Администрации города опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на планово-бюджетную комиссию Сызранской городской Думы (Кистанов И.В.).
Глава города,
Председатель Сызранской городской Думы
В.Г.ЯНИН
Приложение № 1
к постановлению
Сызранской городской Думы
от 13 октября 2003 г. № 67
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГНОЗУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ Г. СЫЗРАНИ В 2004-2006 ГОДАХ
Прогноз развития экономики города в среднесрочной перспективе определяется тенденциями развития в предшествующий период, а также внешними и внутренними условиями и факторами, влияющими на экономическое развитие в прогнозируемом периоде.
Прогноз базируется на сценарных условиях развития экономики Российской Федерации и Самарской области, скорректированных на особенности и внутренние возможности города, и учитывает намерения предприятий и организаций города по своему развитию.
Прогноз на 2004-2006 годы разработан в двух вариантах.
Вариант 1 - умеренный, исходит из относительно устойчивой, но по отношению с текущим периодом несколько менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий.
Данный вариант принимается за основу для разработки бюджета города на 2004 год.
Вариант 2 - исходит из достаточно благоприятного сочетания внешних и внутренних факторов развития экономики города.
Развитие промышленности
В 2002 году объем промышленного производства снизился по сравнению с 2001 годом на 1,1%. В период 2002-2003 годов сохраняется ведущая роль отраслей топливной, химической и нефтехимической промышленности и машиностроения как в промышленном потенциале, так и в налоговых поступлениях из этого сектора экономики в бюджет.
В текущем году ситуация в промышленном секторе экономики стабилизируется. В январе-июне 2003 года объем промышленного производства увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2002 года на 3,4%.
Позитивно на ситуацию в промышленности повлияло увеличение объемов производства в ведущих отраслях: энергетике - на 24,7%, нефтепереработке - на 25,8%, машиностроении - на 3%, промышленности стройматериалов - на 31,4%, легкой промышленности - на 48,5%. В остальных отраслях промышленности продолжается спад производства: в химической и нефтехимической промышленности - 6%, в мебельном производстве - 25,4%, пищевой промышленности - 6%.
В 2003 году ожидается рост промышленного производства на 4,3%, что выше второго варианта прогноза.
При разработке прогноза были проанализированы прогнозные оценки развития более 20 крупных и средних предприятий города, представляющих все отрасли промышленности и производящих свыше 90% промышленной продукции. В перспективе до 2006 года развитие промышленности города будет осуществляться в основном за счет дальнейшего развития кооперационных связей в различных отраслях и, прежде всего, в автомобилестроении.
В прогнозируемом периоде будут создаваться условия для сохранения и расширения внутреннего спроса на выпускаемую продукцию на имеющихся производственных мощностях, увеличения инвестирования в основной капитал предприятий.
Предполагаемый прогнозом прирост промышленного производства в целом по первому варианту составит в 2006 году к уровню 2002 года - 11,3 %, по второму варианту - 18,3%.
По первому варианту прогноза в 2004 году прогнозируется рост промышленного производства по городу в целом к уровне 2003 года на 2%. Рост объемов производства ожидается в следующих отраслях: энергетике - 3%, топливной промышленности - 0,4%, в том числе в нефтеперерабатывающей - стабилизация на уровне прошлого года, в химической и нефтехимической - 1,5%, в машиностроении - 2,3%, в промышленности строительных материалов - 17%, в легкой промышленности - на 1,1%, в пищевой промышленности - 1,7%.
В последующие годы прогнозируется рост промышленного производства по городу в целом: в 2005 году - 2,6%, в 2006 - 2%. Рост производства предполагается во всех отраслях, в нефтеперерабатывающей промышленности - стабилизация на уровне 2003 года.
По второму варианту в 2004 году возможен прирост промышленного производства на 4,1% за счет более благоприятной конъюнктуры на российском и мировых рынках, повышения платежеспособного спроса потребителей. Более высокими темпами в отличие от первого варианта будут развиваться топливная промышленность - 105%, химическая и нефтехимическая промышленность - 102,2%, машиностроение - 104%, промышленность строительных материалов - 118,3%, легкая промышленность - 102%, пищевая промышленность - 104,9%.
В 2005 году прогнозируется рост промышленного производства по городу в целом на 4%, в 2006 - 4,4%. Рост производства предполагается во всех отраслях.
В структуре промышленного производства за прогнозируемый период существенных изменений не намечается. Доля ведущих отраслей машиностроения снизится с 38,5% в 2002 году до 37,4% в 2006 году, химической и нефтехимической промышленности - с 37,9% до 34,8%, возрастет доля энергетики с 6,5% до 11,4%.
Несмотря на имевшие место проблемы на АвтоВАЗе, машиностроительный комплекс в значительной мере остается ориентирован на автомобилестроение, доля которого в отрасли превышает 75%.
Ведущим предприятием химической и нефтехимической отрасли (90% от общего объема) является "Пластик", в объеме которого 80% также составляют заказы АвтоВАЗа.
Таким образом, перспектива развития этих отраслей так или иначе, связана с перспективой развития ОАО "АвтоВАЗ", а от этих отраслей зависит перспектива промышленного производства города в прогнозируемом периоде.
По первому варианту в 2004 году машиностроительной продукции прогнозируется произвести на 2,3% больше предыдущего года, в 2005 г. возможен прирост продукции машиностроения на 1,5%, в 2006 г. - на 1%.
По второму варианту в машиностроительной отрасли прогнозируется ежегодное увеличение объемов производства в 2004-2006 годах на 4%, 4,2%, 4,5% соответственно.
Рост физического объема производства в машиностроении возможен в основном за счет роста объема выпуска продукции на таких предприятиях, как ЗАО "РосЛада", ОАО "Тяжмаш", ОАО "Сызранский автоагрегатный завод", ОАО "Нефтемаш".
Основной проблемой развития предприятий машиностроительного комплекса является неплатежеспособность отечественных потребителей выпускаемой продукции. За последние годы резко сократились заказы на производство основного технологического оборудования, выпускаемого ОАО "Тяжмаш" для базовых отраслей нашей страны (энергетики, металлургии, угольной промышленности, стройиндустрии). В этой связи в настоящее время и в перспективе определяющим значением для развития предприятия будет производство запасных частей, услуги по ремонту гидротурбинного оборудования, поставка энергетического оборудования и запасных частей на экспорт, а также производство потребительских товаров.
На ЗАО "РосЛада", где осуществляется сборка автомобилей модели ВАЗ-21093, ВАЗ-2107, ВАЗ-21043, с 2004 года прогнозируется увеличение выпуска до 44,5 тыс. автомобилей в год, программой развития предприятия, рассчитанной до 2005 года, предусматривается также создание своих окрасочных и сварочных производств. Ведется большая работа по модернизации автомобилей.
В химической и нефтехимической отраслях прогнозируется рост объема производства в 2004-2006 годах к 2002 году - 7,9%.
По второму варианту в химической и нефтехимической отрасли объемы производства в 2004-2006 годах возрастут по сравнению с 2002 годом на 10,6%. Основным фактором развития ведущего предприятия отрасли ОАО "Пластик" предполагается освоение нового модельного ряда на ВАЗе, а также увеличение поставки комплектующих узлами.
В топливной промышленности нефтепереработка составляет 99%. Объем услуг по переработке нефти ОАО "СНПЗ" в прогнозируемом периоде изменится незначительно (с 4,7 млн. тонн в 2002 году до 5,5 млн. тонн в 2006 году).
Основная задача - улучшение качества выпускаемой продукции. На ОАО "СНПЗ" принята программа повышения качества нефтепродуктов, рассчитанная на период до 2005 года. Ее реализация направлена на улучшение экологических характеристик бензинов. В 2005 году 80% всей продукции ОАО "СНПЗ" должно стать экологически чистой и отвечать международным стандартам. Утвержденная стратегия развития предприятия до 2005 года включает модернизацию установок и доведение их до норм рабочего проектирования.
В 2002 году на ОАО "Сызранский НПЗ" осуществлялась реализация 2-х инвестиционных проектов и 15-ти организационных мероприятий. Проведение инновационной политики НК "ЮКОС", ввод установки ЭЛОУ АВТ-6, модернизация других технологических объектов завода, а также расширение ассортимента выпускаемой продукции и снижение себестоимости позволяют строить оптимистические прогнозы. По первому варианту прогнозируется в 2006 стабилизация на уровне 2003 года. По второму варианту - рост к уровню 2002 года на 20%.
В деревообрабатывающей промышленности в связи с ограничением спроса на мебельную продукцию существенных изменений не намечается. По первому варианту прогнозируется незначительный рост производства в 2006 году на уровне 2003 года по обоим вариантам - 2,9%.
В промышленности строительных материалов по первому варианту прогноза рост объемов производства по отрасли в 2004 г. - 17%, в 2005 г. - 20%, в 2006 г. - 18,8%. По второму варианту, 18 - 22% ежегодно.
В легкой промышленности прогнозируется по первому варианту рост в 2006 г. к 2002 - 48,5%, по второму варианту - 55,8%. Основным фактором, определяющим значительное развитие отрасли, является увеличение выпуска детской обуви. За счет совершенствования действующего производства и освоение новых технологий ЗАО "Обувьпром" прогнозирует увеличение выпуска обуви с 347 тыс. пар в 2002 году до 700 тыс. пар в 2006 году.
Основной проблемой развития предприятий перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса остается обеспечение сырьем, недостаток оборотных средств. Темпы роста предприятий перерабатывающей промышленности будут сдерживаться также ограниченными возможностями роста объемов производства животноводческой отрасли и покупательского спроса населения.
С учетом реалии текущего года развитие предприятий перерабатывающей промышленности ориентировано в перспективе: по первому варианту в 2006 году - рост к уровню 2003 года на 4,9%, по второму варианту - на 12,2%.
Основными факторами, определяющими развитие предприятий перерабатывающей промышленности, являются: наращивание объемов закупаемого сырья, внедрение новых современных технологий переработки, обновление ассортимента выпускаемой продукции в соответствии с запросами рынка.
Инвестиции
Анализ итогов работы предприятий и организаций города показал, что произошел спад инвестиционной активности организаций. В целом за 2002 год объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) составил 1238,4 млн. руб. (93,4% к 2001 г.).
За первое полугодие 2003 года темпы спада усилились и составили 50% (202,8 млн. руб. против 415,7 млн. руб.). Ожидаемый объем инвестиций в 2003 г. - 1017,8 млн. руб., что на 26,2% ниже уровня 2002 года.
Такая динамика сложилась в результате резкого снижения объема инвестиций из средств предприятий.
По прогнозам предприятий - основных инвесторов, в 2004 году и на период до 2006 года не предполагается значительный рост инвестиций в основной капитал. Учитывая ожидаемый низкий уровень 2003 года, лишь к 2006 году ожидается стабилизация показателей как по первому, так и по второму вариантам прогноза, не достигнув при этом базового уровня 2002 года.
Переход к рыночной экономике повлек за собой резкое изменение в строительной отрасли:
- изменение характера и структуры строительных объектов. Сегодня это в основном реконструкция, жилье с индивидуальной планировкой;
- децентрализация строительного комплекса с резким качественным ухудшением производства строительно-монтажных работ и проектирования;
- снижение квалификационного уровня специалистов и рабочих, занятых в строительстве. И как следствие - рост инфляции и стоимости строительных услуг;
- слабая нормативная поддержка ценообразования в строительстве.
Сдерживающими факторами развития инвестиционной деятельности на территории города Сызрани остается:
- дороговизна кредитных ресурсов, кроме того, низкий уровень капитализации кредитных организаций ограничивает их возможность по срокам и объемам кредитования;
- отсутствие единого законодательства по инвестиционной деятельности;
- часто меняющееся налоговое законодательство.
Следует учесть и негативное влияние теневой экономики на инвестиционный климат.
Потенциалом в решении проблем повышения инвестиционной активности являются неиспользованные сбережения населения.
Основными инвесторами в среднесрочной перспективе останутся предприятия топливной, химической и нефтехимической промышленности и машиностроения.
По первому варианту прогноза сумма средств, инвестированных в экономику города, в 2004 г. составит 1059,6 млн. руб., 2005 г. - 1149,4 млн. руб., 2006 г. - 1244,7 млн. руб.
По второму варианту: в 2004 г. - 1167,8 млн. руб., 2005 г. - 1207,5 млн. руб., 2006 г. - 1325,7 млн. руб.
В структуре инвестиций по источникам финансирования остается значительной доля собственных средств предприятий: 2002 г. - 81,1%, 2003 г. - 80,8%.
Другой не менее важный источником инвестиционных ресурсов - средства бюджетов всех уровней. Бюджетные инвестиции, выделяемые в форме капитальных вложений, играют важную роль в экономике города, так как направляются на строительство и реконструкцию объектов, непривлекательных для частного инвестора и имеющих некоммерческий характер.
В 2004 году их удельный вес составит 16,4% вместо 13% в 2002 году. Основным приоритетом инвестиционной программы остается жилищное строительство.
В прогнозируемом периоде продолжится переход от практики строительства жилья за счет средств бюджета и его бесплатного распределения к приобретению жилья на свободном рынке за счет собственных средств граждан и кредитов, представленных на эти цели населению. Выделение средств из областного бюджета для приобретения или строительства жилья с целью его дальнейшего бесплатного предоставления сохранится только для инвалидов и участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В обеспечении жильем ветеранов ВОВ приоритет отдается строительству специализированных жилых домов социального значения, что является новым подходом в решении проблемы. В 2001 году за счет средств областного бюджета начато строительство 120-квартирного жилого дома общей площадью 5529,6 кв. м для инвалидов и участников войны. При финансовой поддержке областной Администрации завершить строительство планируется в текущем году.
Предоставление жилья военнослужащим и вынужденным переселенцам будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В настоящее время на учете для получения жилой площади в городе Сызрани стоит 6520 семей.
Одним из способов улучшения жилищных условий не льготных категорий граждан является ипотечное кредитование.
На сегодняшний день Сызранский Фонд жилья и ипотеки "Новый дом" свою деятельность строит в рамках заключенного трехстороннего договора между Самарским областным Фондом жилья и ипотеки и Администрацией г. Сызрани.
В 2003 году было принято на рассмотрение о возможности выдачи кредита 34 заявления на сумму 6786 тыс. руб, в настоящий момент приняты положительные решения по 4 делам. Оформлена выдача 18 кредитов на сумму 3405 тыс. рублей.
Находится на согласовании проектно-сметная документация на строительство 10-этажного 120-квартирного жилого дома по ул. Пензенской (сметная стоимость - 72 млн. рублей).
В 2003 году ожидается ввод за счет всех источников финансирования 34,1 тыс. кв. м жилья, в том числе индивидуального - 10 тыс кв. метров, что на 19,5% больше, чем в 2002 году. Тенденция роста прослеживается до 2006 года.
В 2004 году предполагается ввести:
- мост через р. Крымза по ул. Интернациональной (43,2 пм),
- пождепо в Юго-Западном районе (6 а/машин),
- 1 очередь полигона по захоронению твердых бытовых отходов (277,5 тыс. куб. м мусора в год),
- здание УВД в центральной части города.
В 2005 году:
- стадион "Центральный",
- краеведческий музей (60 тыс. посещений в год),
- реконструкция церкви Вознесения,
- строительство газопроводов высокого давления.
В 2006 году:
- детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (454 места),
- реконструкция здания под детскую поликлинику (Ульяновская, 93),
- реконструкция здания МУЗ Городской больницы (Астраханская, 41).
Демография
В 2003 году продолжилась тенденция роста уровня рождаемости. За 5 месяцев текущего года уровень рождаемости составил 9,0 промилле (на уровне соответствующего периода 2002 г.). В целом за 2003 уровень рождаемости ожидается 9,5 промилле (9,4 промилле в 2002 году).
По итогам 5-ти месяцев 2003 года общий коэффициент смертности составил 21,9 промилле против 21,8 промилле в том же периоде прошлого года. Ожидается, что по итогам года уровень смертности составит 21,3 промилле (в 2002 г. - 21 промилле).
Величина естественной убыли населения по сравнению с соответствующим периодом 2002 года в абсолютном выражении снизилась незначительно, на 0,4%. Ожидается, что по итогам года общий коэффициент убыли составит 11,8 промилле против 11,6 в 2002 году.
За 5 месяцев 2003 г. отмечается отрицательное сальдо миграции (-53 человека).
В прогнозируемом периоде по первому варианту уровень рождаемости увеличится с 9,4 промилле в 2002 году до 9,8 промилле в 2004 году (на 4,3%) и до 10,4% в 2006 году (на 10,4% по сравнению с 2002 годом).
Оживлению рождаемости будет способствовать увеличение численности населения возраста 20-29 лет, наиболее репродуктивных возрастов. В 2006 году численность населения этой группы возрастет по сравнению с 2002 годом на 3,1%. За период 2004-2006 годов возрастет и количество женщин возраста 30-39 лет. Это может привести к увеличению доли вторых и более родов.
В 2004 году уровень смертности увеличится по сравнению с 2002 годом на 0,9% и составит 21,2 промилле (в 2002 г. - 21,0). В 2006 году уровень смертности стабилизируется на уровне 2002 года. Такая ситуация складывается в результате роста численности мужчин возраста 40-59 лет (в 2006 году рост численности мужчин данного возраста относительно 2002 г. составит 3%) и снижение населения возраста 60-69 лет. На эти возрастные группы приходится соответственно 20 и 21% от общего количества умерших.
По второму варианту ожидается, что уровень рождаемости в 2004 году достигнет 9,9 промилле и 10,6 промилле в 2006 году против 9,4 промилле 2002 году.
Уровень смертности в 2004 году стабилизируется на уровне 2002 года, а с 2005 года ожидается снижение. В 2006 году общий коэффициент смертности составит 20,6 промилле (на 2% меньше, чем в 2002 году).
Миграционный прирост составит ежегодно 100-150 человек в зависимости от варианта.
Среднегодовая численность постоянного населения по обоим вариантам будет снижаться. В 2004 году она составит 177,2-177,3 тыс.человек. В 2006 году - 173,6-173,9 тыс. человек (на 4,2-4,0% ниже 2002 года).
В общей численности населения доля населения моложе трудоспособного возраста сократится с 16,8% до 14,9% в 2006 году по первому варианту и до 15,1% по второму варианту.
Доля лиц старше трудоспособного возраста возрастет с 23,4% до 23,6% в 2006 году по обоим вариантам.
Занятость населения
В 2002 году численность занятых в экономике возросла относительно 2001 года на 1,7% и составила 78,0 тыс. человек.
Уровень занятости экономически активного населения составил 98,8% (в 2001 г. - 95,3%).
Численность занятых в промышленности увеличилась против 2001 года на 1,6%. Наиболее существенный рост числа работников отмечен в топливной промышленности, в промышленности строительных материалов, в пищевой промышленности.
Увеличение среднесписочной численности работников произошло на транспорте, в торговле и общественном питании.
По сравнению с прошлым годом сократилась численность работающих в строительстве (на 17,7%). Из отраслей сферы услуг увеличение среднесписочной численности работников произошло в образовании, в жилищно-коммунальном хозяйстве, на предприятиях бытового обслуживания.
Снижение - в здравоохранении, культуре.
В 2002 году на крупные и средние предприятия было принято 15,2 тыс. человек, это на 10% больше, чем уволено. По сравнению с 2001 годом размеры увольнений по сокращению персонала уменьшились с 3,5% в 2001 году до 3,2% в 2002 году. На новые рабочие места было принято 695 человек, причем половина из них приходится на промышленность.
Отрицательным моментом в 2002 году является увеличение масштабов неполной занятости. Численность работников крупных и средних предприятий, работающих в режиме неполного рабочего времени, по инициативе администрации увеличилась по сравнению с 2001 годом на 33%, а имевших вынужденные административные отпуска - в 4 раза. Основная доля занятых в режиме неполной занятости приходится на предприятия промышленности - 77% (нефтехимической промышленности, машиностроения) и транспорта - 19,8% (железнодорожный).
В 2002 году произошло увеличение численности зарегистрированных безработных с 649 человек до 700 человек. Уровень регистрируемой безработицы увеличился с 0,63 до 0,68%.
Доля сокращенных с предприятий города в общей численности безработных составила 27%. Наиболее крупные сокращения проводили шахта "Кашпирская" - 132 человека, ОАО "Тяжмаш" - 129 человек, ОАО "Самараэнерго" - 74 человека, Швейная фабрика "Волна" - 73 человека.
В I полугодии 2003 года численность занятых в экономике остается на уровне 2002 года, в том числе в промышленности увеличилась на 2,6%. Однако в некоторых отраслях промышленности произошло сокращение числа работающих в машиностроении, деревообрабатывающей промышленности, легкой промышленности.
Продолжается рост занятости в организациях транспорта, торговли и общественного питания. Снижение - в строительстве.
В отраслях непроизводственной сферы увеличение персонала отмечается в ЖКХ, в непроизводственных видах бытового обслуживания населения, культуре и искусстве.
Численность зарегистрированных безработных снизилась с начала года с 700 человек до 502 человек. Уровень безработицы составил на 1.07.2003 г. 0,48%. Ожидается, что начиная с сентября численность безработных увеличится до 650 человек. В 2003 г. будет уволено в связи с сокращением штатов 169 человек, из них в промышленности - 42 человека (ОАО "Тяжмаш" - 20 человек, ОАО "Сызранский НПЗ" - 11 человек, ОАО "Пластик" - 6 человек, Сызранский мельничный комбинат - 5 человек). Более 70 человек будет сокращено из строительных организаций, 28 человек - с предприятий торговли и общественного питания. Причина - излишняя численность.
В непроизводственной сфере сокращение ожидается в организациях жилищно-коммунального хозяйства.
В 2003 году будет создано новых рабочих мест - 134, в том числе 122 места в сфере материального производства (в промышленности - 7, на транспорте - 24, в организациях торговли и общественного питания - 91).
В непроизводственной сфере (в организациях ЖКХ) будет создано 12 рабочих мест.
По оценка, в 2003 году численность занятых в экономике города составит 78,1 тыс. человек, что на 0,1% больше, чем в 2002 году.
По первому варианту прогноза среднегодовая численность занятых в экономике города в 2004 году составит 78,2 тыс. человек, это на 0,3% больше, чем в 2002 году. В сфере материального производства численность занятых увеличится относительно 2002 г. на 0,9% и составит 56,0 тыс.человек., а в непроизводственной сфере снизится на 1,3%.
В 2006 году численность занятых увеличится до 78,8 тыс.человек (на 1,0% относительно 2002 года), в том числе в материальном производстве - до 56,5 тыс. человек (рост 1,8%), в непроизводственной сфере снизится относительно 2002 г. на 0,2%.
По второму варианту среднегодовая численность занятых увеличится с 78,0 тыс. человек в 2002 г. до 78,4 тыс. человек в 2004 г. (0,5% к 2002 г.) и до 79,2 тыс. человек в 2006 г. (1,5% к 2002 г.)
В сфере материального производства в 2004 г. будет занято 56,2 тыс.человек (рост 1,2% к 2002 г.), в 2006 г. - 56,8 тыс. человек (рост к 2002 г. - 2,3%). В 2004 году в непроизводственной сфере численность занятых относительно 2002 г. снизится на 1,3%, а в 2006 г. стабилизируется на уровне 2002 г.
Доля занятых в сфере материального производства возрастет с 71,2% в 2002 г. до 71,7% по обоим вариантам.
Ожидается высвобождение работников в течение всего прогнозируемого периода на ОАО "Сызранский НПЗ".
Создание новых рабочих мест предполагается на следующих предприятиях: ООО "Самарские оконные конструкции" (начиная с 2004 - по 10 мест ежегодно), ОАО "Автоагрегатный завод" (в 2005 г. - 46 мес., в 2006 г. - 34), ЖБК Стройиндустрия (в 2004 г. - 70 рабочих мест, в 2005 г. - 30, в 2006 г. - 70).
В конце 2003 г. предполагается ввести в эксплуатацию торговый центр в Юго-Западном районе, где начиная с 2004 года будет задействовано около 93 человек.
В 2004 предполагается ввести в эксплуатацию в этом же районе банно-прачечный комбинат. Создано будет 25 рабочих мест.
В 2005 году предполагается открыть центр реабилитации для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. В центре будут работать 27 человек.
В прогнозируемом периоде среднегодовая численность зарегистрированных безработных увеличится незначительно, с 629 человек до 640-650 человек в 2004 году в зависимости от варианта и 630-640 человек в 2006 году.
Потребительский рынок
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2002 году - 117,2% (декабрь к декабрю) превысил уровень 2001 года (116,7%). В 1 полугодии 2003 года он составил 107,3%, что ниже чем за аналогичный период 2002 года - 113,9%.
Сохраняется тенденция опережающих темпов роста тарифов на платные услуги населения (112,7%) по сравнению с ценами на продовольственные товары (106,8%) и непродовольственные товары (105,7%).
По итогам за год инфляция на потребительском рынке оценивается в 112,5%.
Рост цен, как и в предыдущем году, связан с увеличением регулируемых тарифов на услуги естественных и локальных монополий. Предполагается последовательное снижение темпов инфляции с 17,2% в 2002 году до 10% в 2004 году и до 8% в 2006 году.
С ростом доходов населения растет и его покупательная способность. В 2002 году оборот розничной торговли города превысил уровень 2001 года на 5,6%, в 1 квартале 2003 года - соответствующий период 2002 года на 2,5%. С учетом итогов I квартала текущего года, темпов инфляции, повышения уровня реальных денежных доходов, реализации мер социальной поддержки населения, оборот розничной торговли в 2003 году ожидается с приростом в физическом объеме к 2002 году на 3%.
В 2002 году на территории города было зарегистрировано 1039 предприятий торговли и общественного питания, их количество увеличилось за год на 15 ед.
В прогнозируемом периоде предусматривается расширение сети розничной торговли за счет развития крупной розничной торговой сети - супермаркетов с наличием в них товаров широкого ассортимента с системой самообслуживания. Модернизация и строительство предприятий торговли будет осуществляться в основном за счет средств частного капитала.
Предполагается дальнейшее усиление роли организованной торговли (торговых организаций) за счет сокращения доли продаж на вещевых и смешанных рынках и роста объемов продаж через магазинную сеть. Товарная насыщенность потребительского рынка будет носить устойчивый характер.
Основными направлениями деятельности Администрации города в сфере регулирования развития потребительского рынка в прогнозируемом периоде будут реализация единой государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, развитие взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с регионами РФ, реализация мер по защите прав потребителей.
Оборот розничной торговли на 2004 год по первому варианту прогнозируется с ростом в физическом объеме к 2003 году на 3%, по второму варианту - на 4%. В 2006 году рост оборота розничной торговли в физическом объеме к 2002 году по первому варианту составит 115,8%, по второму - 119,2%.
Исходя из сложившейся положительной динамики формирования рынка услуг, оценки уровня доходов населения, тенденций потребительского спроса на определенные виды услуг, объем реализации платных услуг населению в 2003 году ожидается с приростом к предыдущему году (в физическом объеме) на 6,5%, в 2002 году рост составил 19,1%. За 2002 год возросли значительно объемы медицинских услуг, услуг транспорта, образования, связи.
Помимо традиционного регионального оператора связи Самарского филиала ОАО "ВолгаТелеком" в городе работают четыре компании-филиала по представлению услуг сотовой связи: "БиЛайн GSM", "SMARTS", "Мегафон" и "Сотел". В 2002 году число абонентов сотовых телефонов в городе превышает 48 тыс. чел.
В связи с ростом цен на услуги естественных монополий увеличилась доля услуг жилищно-коммунального хозяйства в общем объеме платных услуг населения с 34,8% в 2001 году до 43% в 2002 году.
С учетом намечаемых параметров цен и тарифов на услуги естественных монополий реализации мер по реформированию жилищно-коммунальной сферы сохранится тенденция опережающего роста цен на услуги населению против цен на потребительские товары.
Прогнозируется дальнейшее расширение рынка платных социальных услуг (образование, здравоохранение, физическая культура и спорт), услуг мобильной связи.
В 2004 году по первому варианту прогноза объема платных услуг населению к 2003 году составит 4%, по второму варианту - 5%. Индекс физического объема платных услуг в 2006 году к уровню 2002 года составит по первому варианту 121,5%, по второму - 126,8%.
Уровень жизни населения
В течение 2002-2003 годов основные социальные показатели развития имели устойчивую тенденцию к росту. Среднемесячные денежные доходы на душу населения в 1 квартале 2003 года составили 2670 руб., или 136,2% к соответствующему кварталу 2002 года, реальные располагаемые доходы сложились на уровне 115,6% к аналогичному периоду прошлого года. По итогам за год их рост оценивается на 103%. Номинальная начисленная заработная плата на одного работника за январь-апрель 2003 года составила 3246 рублей (рост 127% к соответствующему периоду 2002 года), рост реальной заработной платы - 109%. По оценке, в 2003 году фонд заработной платы составит 3681 млн. руб. (119,7% к уровню 2002 года), рост реальной заработной платы - 105%.
При разработке прогнозных показателей по фонду оплаты труда предполагается, что политика в области заработной платы будет ориентирована на дальнейшее увеличение реальной заработной платы.
В прогнозируемом периоде предусматривается опережающий рост доходов населения по сравнению с ростом потребительских цен на основе роста промышленного производства, а также за счет повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда, снижения издержек на повышение заработной платы вследствие стабильной и обоснованной налоговой политики, минимизирующей налоговую нагрузку на фонд оплаты труда.
Номинальные денежные доходы населения увеличатся в 2004 году на 14,5% по первому варианту и на 16,0% по второму варианту, в 2006 году по сравнению с 2002 годом в 1,72 и в 1,79 раза соответственно. Реальные располагаемые доходы населения увеличатся в 2006 году по сравнению с 2002 годом на 15,4% по первому варианту прогноза и на 20,1% по второму варианту, в том числе в 2004 году на 3,2% и 4,5% соответственно.
В 2004 году - прогнозируется увеличение реальной среднемесячной заработной платы на 5% по первому варианту и на 5,5% по второму варианту, за период до 2006 года соответственно на 19,8 % и 25,1%. При этом фонд оплаты труда в 2004 году составит 4250 млн. руб. и увеличатся по сравнению с 2003 годом (оценкой) на 15,5% по первому варианту и 4310 млн. руб. и 17,1% - по второму варианту, а в 2006 году в 1,79-1,86 раза к 2002 году по вариантам прогноза, соответственно.
Сохранению тенденций повышения реальной заработной платы в прогнозируемом периоде будут способствовать:
- развитие коллективно-договорного регулирования заработной платы в рамках коллективных договоров и соглашений, заключаемых на всех уровнях социального партнерства;
- обеспечение своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы;
- снижение масштабов сокрытия заработной платы вследствие снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в среднесрочной перспективе, а также намечаемых мер по вовлечению работников в систему пенсионного страхования.
Охрана окружающей среды
По оценкам специалистов охраны окружающей среды, городского центра госсанэпидемнадзора и др. контролирующих природоохранных органов, ситуация в городе остается стабильной. Однако соотношение факторов, оказывающих влияние на качество природной среды, дают основания предполагать повышение уровня антропогенной нагрузки на окружающую среду, что обусловлено развитием реального сектора экономики города с его позитивными и негативными тенденциями.
Приоритетными направлениями, проводимыми Администрацией города политики по обеспечению экологической безопасности города, будут:
- принятие новых хозяйственных решений с учетом экологического фактора; модернизация технологических процессов с одновременным сохранением окружающей среды;
- применение наиболее безопасных методов обеззараживания сточных вод (ультрафиолетовое облучение), очищение водной среды, что позволит довести качество очистки сточных вод до нормативной. В этом направлении с 1998 года ведутся работы по реконструкции сетей канализации и очистных сооружений города. В 2002 году закончены работы по проектированию установок УФ-дезинфекции сточных вод на городских очистных сооружениях. Завершается разработка рабочего проекта реконструкции очистных сооружений в пос. Новокашпирский. Закончено строительство УФ-дезинфекции сточных вод на ОАО "СНПЗ";
- регулирование процессов переработки и захоронения промышленных и бытовых отходов с постепенным переходом от полигонного захоронения к переработке отходов. Начиная с 2001 г. начато строительство высоконагружаемого полигона для захоронения бытовых и промышленных отходов. В 2000-2004 гг. за счет привлечения бюджетных средств и средств инвесторов намечен пуск 1 очереди пускового комплекса, который обеспечит нормальную эксплуатацию полигона в течение 5,5-6 лет. В рамках реализации стратегии обращения с отходами в г.Сызрани осуществляется разработка схемы обращения ТБО для города и района с ТЭО размещения мусороперерабатывающего завода в городе. Также проведены работы по рекультивации земель существующего полигона на общую сумму 120 тыс. руб. из горэкофонда для продления срока эксплуатации;
- восстановление воздушной среды в г. Сызрани осуществляется путем перевода котельных, автотранспорта и АБЗ на газ, строительства троллейбусного сообщения, газификации технологических процессов, установки пылегазоулавливающего оборудования, а также ликвидации устаревшего и изношенного оборудования, тем самым снижая негативное воздействие на окружающую среду до безопасного уровня;
- сохранение уникальных природных объектов на территории г. Сызрани: Акватория водохранилища ГЭС (100 га), Урочище "Монастырская гора" (177 га), Черный тополь (дерево-долгожитель), Дендрологический парк им. 60-летия ВООП (8 га), Кашпирские обнажения юрских и меловых отложений.
Решение эколого-экономических проблем города предполагается осуществлять в рамках реализации ФЦП "Экология и природные ресурсы России" и городской целевой программы "Социально-экологическая реабилитация территории г. Сызрани".
Основными критериями направления средств городского бюджета для реализации природоохранных мероприятий на 2004 год и на период до 2006 года станут:
- приоритетность мероприятий в обеспечении экологической безопасности территории города и соответствия действующему законодательству в области охраны окружающей среды,
- эффективность выполнения природоохранных мероприятий с точки зрения оздоровления окружающей среды и улучшения на этой основе состояния здоровья населения города,
- обеспеченность мероприятий финансовыми ресурсами из всех уровней бюджета.
В 2004 году и на период до 2006 года планируется увеличить капитальные вложения на охрану окружающей среды за счет всех источников финансирования. Для завершения строительства 1 очереди пускового комплекса полигона по захоронению бытовых и промышленных отходов в 2003-2004 гг. необходимо не менее 23,0 млн. руб. при условии обязательного участия средств бюджетов всех уровней и привлечения инвестиций.
За счет внедрения ресурсосберегающих технологий и рационального использования воды на предприятиях города ожидается увеличение объемов оборотного и повторного использования воды. Общий объем сброса стоков к уровню 2001 г. сократился на 1,75 млн. куб. м/год в основном за счет выполнения природоохранных мероприятий на предприятиях (ОАО "СНПЗ", СТЭЦ, ЖКХ ОАО "СНПЗ"). Всего за последнее 10-летие сброс стоков уменьшился почти на 10 млн. куб. м, или на 25%. Распределение массы сбрасываемых, загрязняющих веществ по предприятиям в целом по городу по итогам 2002 г. к уровню 2001 г. уменьшилось на 2,18 тыс. т/год (или на 7,4%), что связано с общим уменьшением сброшенных стоков.
Реализация природоохранных мероприятий в городе позволила снизить объемы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнений на 2,9 тыс. тонн в год к уровню 2002 г. По оценке 2002, года объем выбросов вредных веществ составил 38,9 тыс. тонн, что на 6,9% ниже 2001 года.
По итогам 2002 года в целом на выполнение природоохранных мероприятий было затрачено 163,35 млн. руб., в том числе:
- 13,6 млн. руб. - федеральный бюджет;
- 39,1 млн. руб. - областной бюджет (Фонд ФЦП);
- 0,6 млн. руб. - областной экологический фонд;
- 22,07 млн. руб. - городской бюджет;
- 4,322 млн. руб. - городской экологический фонд;
- 83,658 млн. руб. - собственные средства предприятий,
что в сопоставимых ценах на 0,2% больше, чем в 2001 году. В 2002 году введены в эксплуатацию 1 объект, 3 установки, 1 участок канализационного коллектора и 1 пусковой комплекс 1 очереди троллейбусного движения.
За счет средств федерального, областного (Фонда ФЦП), городского бюджетов и горэкофонда продолжаются работы по реконструкции сетей канализации и очистных сооружений города. В рамках стратегии в настоящее время на территории города проектируется завод по переработке бытовых отходов, разрабатывается схема обращения ТБО. За счет средств областного (Фонда ФЦП) бюджета, горэкофонда и облэкофонда продолжаются работы по пуску 1 очереди полигона. За счет средств городского бюджета и горэкофонда ведутся работы по разработке проектной документации: реконструкция очистных сооружений в пос. Новокашпирский, рекультивация земель существующих полигона и городской свалки, установок УФ-дезинфекции на городских очистных сооружениях. Продолжается начатое с 2001 года строительство сливного пункта на 2 приемных места, которое позволит ликвидировать санитарно-защитную зону в центральной части города.
В 2003 году ожидается увеличение роста капитальных вложений, направляемых на реализацию экологических мероприятий, объем составит 174,69 млн. руб., что на 6,94% больше по сравнению с 2002 годом (163,35 млн. р.). Результатом реализации в 2003 году природоохранных мероприятий станет улучшение параметров качества окружающей среды: объем сброса загрязненных сточных вод уменьшится на 1,1 млн. куб. м/год и составит 28,43 млн. куб.м/год; выбросы вредных веществ в атмосферу сократятся на 1,3 тыс. тонн в год по сравнению с уровнем 2002 года и составят 37,6 тыс. тонн в год. Объем водопотребления в 2003 году составит 28,5 млн. куб. м, что на 2 млн. куб. м больше по сравнению с 2002 г. Объем оборотного и повторно-последовательного использования воды не изменится и составит 323 млн. куб. м в год.
Приложение № 2
к Постановлению
Сызранской городской Думы
от 13 октября 2003 г. № 67
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Г. СЫЗРАНИ
В 2004 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2006 ГОДА
Приложение № 3
к Постановлению
Сызранской городской Думы
от 13 октября 2003 г. № 67
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К БАЛАНСУ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПО Г. СЫЗРАНЬ
НА 2004 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2006 ГОДА
Прогноз сводного баланса финансовых ресурсов г. Сызрани разработан в двух вариантах на основе анализа тенденций 2001-2002 годов и начала текущего года, принятых в 2002 г. отдельных глав Налогового кодекса РФ.
Учтены следующие основные изменения налогового и бюджетного законодательств:
- снижение с 2004 года ставки налога на добавленную стоимость до 18% при сохранении льготных ставок, с 2006 года - введение единой ставки в размере 15%,
- увеличение с 2004 г. ставки налога на прибыль, зачисляемой в консолидированный бюджет области до 17% за счет снижения ставки в федеральный бюджет,
- ежегодная индексация специфических ставок акцизов в соответствии с ростом потребительских товаров,
- снижение с 2005 года ставки единого социального налога до 26% для доходов до 300 тыс. рублей, установление ставки 10% для доходов от 300 до 600 тыс. рублей и 2% для доходов свыше 600 тыс. рублей,
- переход с 2006 года к налогу на недвижимость, заменяющего налоги на имущество организаций и физических лиц и земельный налог,
- увеличение имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц до 1 млн. рублей,
- отмена с 1 января 2004 года налога с продаж и ряда региональных и местных налогов и сборов.
В 2004 году прогнозируется снижение финансовых ресурсов на 1,3% по первому варианту и рост на 0,3% по второму варианту прогноза. В течение всего периода прогнозирования (2006 к 2003 г.) финансовые ресурсы увеличатся соответственно на 17,5% и 21,6% в зависимости от варианта прогноза.
Важнейшим источником формирования доходной части баланса финансовых ресурсов является прибыль. По оценке, за 2003 г. сальдированная прибыль предприятий города сложится в сумме 494 277 млн. руб. (80% от уровня 2002 года). В 2004 году прибыль по первому варианту прогноза составит 95% от уровня 2003 года и 104,5% - по второму варианту. За весь период прогнозирования (2006 год к 2003 году) рост прибыли составит в зависимости от варианта прогноза 111% и 122,9% соответственно. В показателе прибыль прибыльных организаций учтены средства, перечисляемые от вертикально-интегрированных структур (НК "ЮКОС"), проводящих активную инвестиционную политику на своих дочерних предприятиях.
В 2004 году ожидается незначительное снижение по налоговым доходам: по первому варианту прогноза - на 2,3%, по второму варианту - на 1,5%. За период 2004-2006 гг. ожидается рост поступлений налоговых доходов, который составит 116,8% и 119,6% в соответствии с вариантами. Доля налоговых платежей в доходах сводного баланса финансовых ресурсов в 2002 году составляет 77,4%, этот показатель останется на том же уровне и в 2006 г., составит около 78% - 79%.
При прогнозировании поступлений по налогу на добавленную стоимость учитывались рост объемов производства, рост оптовых и потребительских цен, а также изменение налогового законодательства. Совокупное влияние этих факторов приведет к снижению поступлений по налогу на добавленную стоимость в 2004 году на 20% и на 18,5% в соответствии с вариантами прогноза. К концу прогнозируемого периода темпы спада замедлятся, и в 2006 году сумма налога составит 87,7% и 91,6% от уровня 2003 года в зависимости от варианта прогноза.
Прогноз поступлений акцизов произведен исходя из роста объемов подакцизной продукции и индексации ставок акцизов в темпах роста потребительских цен.
В соответствии с ростом фонда оплаты труда увеличатся поступления налога на доходы физических лиц и единого социального налога. В 2004 году рост поступлений налога на доходы физических лиц налога составит в зависимости от варианта прогноза 115,5% и 117,1%, в 2006 году (по отношению к 2003 году) - 149,2% и 155,7%. В связи со снижением ставки налога произойдет абсолютное снижение поступлений по единому социальному налогу: за 2004 год на 19,1% по первому варианту и на 18% по второму варианту.
Доля средств (сальдо), направляемых с территории города в федеральный и областной бюджеты, в государственные внебюджетные фонды, составит в 2003 году 42,6%. В течение прогнозируемого периода будет наблюдаться незначительное снижение доли средств, передаваемых на федеральный уровень власти, в связи с изменением порядка распределения единого социального налога.
Расходы сводного финансового баланса области прогнозировались с учетом проведения изменений в налогово-бюджетной политике федерального и регионального уровней, увеличения объема потребления бюджетных ресурсов населением. Сохранится социальная направленность расходования финансовых ресурсов: доля расходов на социально-культурную сферу, финансируемых за счет бюджета, а также средств единого социального налога составит в 2003 году 55,8% в общей сумме расходов и практически не изменится в течение всего прогнозируемого периода.
Баланс финансовых ресурсов спрогнозирован с дефицитом: в 2004 г. по первому варианту дефицит 25,6% от доходов, по второму - 25,7%, в 2006 г. он составит 21,2% и 21,7% по вариантам соответственно.
Основные показатели,
представляемые для разработки прогноза
сводного финансового баланса
по территории Самарской области
на 2004 год и на период до 2006 года