РЕШЕНИЕ НОВОКУЙБЫШЕВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 23.10.2003 № 182
"О ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Г. НОВОКУЙБЫШЕВСКА" II ЭТАП НА 2004 - 2010 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
НОВОКУЙБЫШЕВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 23 октября 2003 г. № 182
О ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Г. НОВОКУЙБЫШЕВСКА" II ЭТАП НА 2004 - 2010 ГГ.
Рассмотрев Программу "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере г. Новокуйбышевска" II этап на 2004 - 2010 гг., представленную заместителем председателя комитета по энергосбережению (А.П. Шеин), в целях экономии бюджетных средств, направляемых на оплату энергоресурсов, сокращение затрат на содержание и эксплуатацию жилья, в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении", на основании ст. 35 Устава города, Новокуйбышевская городская Дума решила:
1. Утвердить Программу "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере г. Новокуйбышевска" II этап на 2004 - 2010 гг. (приложение).
2. Финансовому управлению администрации г. Новокуйбышевска (Е.Н. Попова):
2.1. Ежегодно при формировании бюджета города предусматривать отдельной строкой затраты на реализацию мероприятий по энергосбережению;
2.2. Объемы ежегодного финансирования Программы определять исходя из фактических результатов по снижению затрат (бюджетных средств) на оплату энергоресурсов и экономической обоснованности планируемых мероприятий по энергосбережению.
Председатель
Новокуйбышевской городской Думы,
Глава города
А.П.НЕФЕДОВ
Приложение
к Решению
Новокуйбышевской городской Думы
Самарской области
от 23 октября 2003 г. № 182
ПРОГРАММА
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Г. НОВОКУЙБЫШЕВСКА
II ЭТАП НА 2004 - 2010 ГГ.
1. Стратегия времени
С безудержным ростом цен на энергоресурсы и неполной их оплатой населением растет нагрузка на городской бюджет по дотированию и оплате коммунальных услуг. Основная тяжесть приходится на оплату теплоэнергии. Так, в 2000 г. дотационная часть бюджета Новокуйбышевска на эти цели составила в среднем 567 руб./чел., в 2001 г. - 672 руб., в 2002 г. - 951 руб./чел. Рост в 1,7 раза! Несмотря на это, энергетическая составляющая в квартплате остается очень высокой - 55 - 58%.
Предстоящие реформы в РАО "ЕЭС России" и ЖКХ приведут к условиям рынка, при которых надежность энергоснабжения и предоставление коммунальных услуг обеспечивается за деньги.
В этом случае достоверный учет становится стратегической задачей каждого региона и каждого потребителя.
В свою очередь, достоверный учет энергопотребления является необходимым, обязательным условием для энергосбережения и является гарантом соблюдения коммерческих интересов поставщика и потребителя энергии.
Кроме того, дифференцированные тарифы к населению на электроэнергию без соответствующей системы учета значительно затруднят расчеты как с производителями, так и с поставщиками. Заложниками такой ситуации станут прежде всего население и бюджетные предприятия. Этот вопрос так же является на предстоящий период наиболее значимым.
2. Анализ результатов реализации Программы
"Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве
и социальной сфере г. Новокуйбышевска на 1998 - 2003 гг."
Разработанная Администрацией города целевая Программа "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере г. Новокуйбышевска на 1998 - 2003 гг." предусматривает 2 временных этапа и содержит комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на решение следующих основных задач:
- обеспечение достоверного учета потребления энергоресурсов;
- оптимизация потребления энергии;
- снижение затрат бюджета и средств населения на оплату энергоресурсов.
В силу недостаточного финансирования фактическая реализация Программы началась с 1999 г. и организация достоверного учета, запланированная I этапом, не была завершена даже по теплу.
За период 1999 - 2003 гг. (8 месяцев):
1. Создана нормативно-правовая база (выпущено 19 постановлений и решений Главы города Новокуйбышевска, определяющих политику энергосбережения).
2. С целью максимального исключения потерь в тепловых сетях из оплаты потребителей границы балансовой принадлежности приблизили к стене здания. Для этого муниципальные сети передали в пользование ОАО "Самараэнерго". Высвобожденные средства явились стартовым вложением в Программу.
3. В целях проведения единой технической политики и координации работ в области энергосбережения при Администрации города был создан Комитет по энергосбережению.
В задачи комитета, кроме реализации Программы, входит также формирование бюджета в части оплаты энергоресурсов. На основании статистического анализа фактического потребления составляются лимиты энергопотребления бюджетными организациями, графики платежей и контроль за их выполнением. Все это позволило развязать узел неплатежей и снять остроту в энергообеспечении города.
4. Приборным учетом тепла и теплоносителя охвачено 98% школ и детских садов и 72,56% общей нагрузки жилого фонда, при этом:
- снижено количество тепла, предъявляемого к оплате - 281380 Гкал;
- освоено бюджетных средств - 34,02 млн. руб.;
- экономия бюджетных средств на оплате теплоэнергии - 56,02 млн. руб.;
- экономический эффект - 22 млн. руб.;
- экономия средств населения на оплате коммунальных услуг - 7,9 руб. в месяц на 1 человека.
Динамика потребления теплоэнергии по объектам ГорУО, ЖКХ
-----------T----------T--------T--------T--------------T------------------¬
¦ Год ¦Количество¦ % общ. ¦Потреб- ¦ Снижение ¦ Экономия, ¦
¦ ¦приборов, ¦нагрузки¦ ление, ¦ количества ¦ млн. руб. ¦
¦ ¦ шт. ¦ ¦ Гкал ¦ тепла, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦предъявляемого¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦к оплате, Гкал¦ ¦
+----------+----------+--------+--------+--------------+------------------+
¦ 1998 ¦ ¦ ¦ 803875 ¦ ¦ ¦
+----------+----------+--------+--------+--------------+------------------+
¦ 1999 ¦ 12 ¦ 3,2% ¦ 729000 ¦ - ¦ До Программы ¦
+----------+----------+--------+--------+--------------+------------------+
¦ 2000 ¦ 53 ¦ 18,3% ¦ 729049 ¦ ¦ 1,8, в т.ч. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет 0,93 ¦
+----------+----------+--------+--------+--------------+------------------+
¦ 2001 ¦ 127 ¦ 26,8% ¦ 722079 ¦ 6976 ¦ 8,46, в т.ч. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет 4,4 ¦
+----------+----------+--------+--------+--------------+------------------+
¦ 2002 ¦ 98 ¦ 17,3% ¦ 651360 ¦ 60343 ¦ 10,52, в т.ч. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет 5,47 ¦
+----------+----------+--------+--------+--------------+------------------+
¦ 2003 (8 ¦ 60 ¦ 6,96% ¦ 432774 ¦ 28680 ¦ 19,5, в т.ч. ¦
¦ месяцев) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет 10,14 ¦
+----------+----------+--------+--------+--------------+------------------+
¦ Всего ¦ 350 ¦ 72,56% ¦ ¦ 95999 ¦ 40,28, в т.ч. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет 20,9 ¦
L----------+----------+--------+--------+--------------+-------------------
Таблица № 3
Рисунок не приводится.
5. В рамках городской Программы организована единая служба сервисного обслуживания в лице ОАО "Теплотехника", в обязанности которой вменена ответственность за бесперебойную работу установленных приборов, метрологическую поверку, обеспечение рационального энергопотребления и достоверный учет. Разработана специальная программа по сбору и обработке показаний приборов учета и предоставлению ОАО "Самараэнерго" данных о потреблении тепла и теплоносителя потребителями ЖКХ и социальной сферы города.
Таким образом, установка приборов для предприятий стала не самоцелью, а процессом, направленным на снижение затрат на оплату тепла. В этот процесс активно включены все инженерные службы ЖКХ.
Для метрологической поверки приборов учета теплоэнергии ОАО "Теплотехника" использует проливочный стенд, что значительно снижает стоимость этих работ.
6. Усовершенствована система расчетов с ОАО "Самараэнерго" путем разработки Программы расчета количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя потребителем по показаниям приборов с учетом фактической температуры холодной воды, используемой для подпитки на Нк ТЭЦ-1 (свидетельство Роспатента от 20.02.2003 № 2003610478), что позволило соблюсти баланс коммерческих интересов потребителя и поставщика. Экономический эффект от этой методики только за 8 месяцев 2003 г. составил 1,5 млн. руб. Ожидаемый эффект за год - 2,5 млн. руб.
7. Поскольку городская Программа входит в целевую Программу Самарской области в части организации демонстрационной зоны по внедрению энергосберегающих мероприятий, выполнен пилотный проект II этапа Программы по утеплению жилого дома (хрущевки).
В результате потребление тепла по этому дому снизилось на 15%, температура в квартирах повысилась на 5 - 7 градусов, экономия топлива (газа) за отопительный период составляет 18,5 тысячи кубических метров, электроэнергии - 6000 кВт/час.
Кроме того, экономия за счет отсутствия таких видов работ, как ремонт кровли, заделка межпанельных швов, покраска фасадов.
3. Комплекс мероприятий по реализации Программы
на 2004 - 2010 гг.
Энергосбережение - это процесс управления энергопотреблением с ожидаемым результатом. Существующая схема теплоснабжения имеет принудительный характер, создавая тем самым перегревы и недогревы в системе. При регулировании теплопотребления "лишнее" тепло восполняет недогревы в тупиковой системе теплоснабжения. Например: детские сады, школы, административные здания нерационально отапливать по максимально расчетной температуре в выходные, праздничные дни, ночные часы. Было бы лучше незначительно снизить расчетную температуру в помещениях на эти дни и часы, отдавая это тепло жилым домам. Подобные действия будут возможны при определенной модернизации тепловых узлов.
-------------------------------------T-------------T----------------------¬
¦ Мероприятия ¦Объем затрат,¦ Ожидаемый результат ¦
¦ ¦ млн. руб. ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+----------------------+
¦1. Модернизация тепловых узлов и¦ ¦ II этап ¦
¦систем отопления ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+----------------------+
¦1.1. Установка модульных тепловых¦По отдельным ¦Оптимизация режимов¦
¦пунктов заводской готовности. ¦ проектам ¦работы систем¦
¦1.2. Установка приборов¦ ¦отопления зданий.¦
¦регулирования на вводах зданий. ¦ ¦Повышение комфортности¦
¦1.3. Применение циркуляционных¦ ¦проживания. ¦
¦насосов. ¦ ¦Снижение потребления¦
¦1.4. Установка балансировочных¦ ¦энергоресурсов и¦
¦клапанов на стояках для равномерного¦ ¦затрат на их оплату. ¦
¦распределения тепла внутри здания. ¦ ¦Снижение затрат на¦
¦1.5. Применение водосберегающих¦ ¦оплату подъездного¦
¦насадок в ваннах и кухнях. ¦ ¦освещения в 3 раза. ¦
¦1.6. Применение энергоэкономичных¦ ¦Улучшение освещения¦
¦галогенных ламп для подъездного¦ ¦подъездов. ¦
¦освещения ¦ ¦Долговечность ламп ¦
+------------------------------------+-------------+----------------------+
¦2. Повышение теплозащитных свойств¦ ¦ ¦
¦ограждающих конструкций зданий ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+----------------------+
¦2.1. Организация и проведение¦ По договору ¦Разработка ¦
¦энергетического аудита и¦ ¦рекомендаций по¦
¦энергетической паспортизации зданий¦ ¦устранению выявленных¦
¦и сооружений муниципальной¦ ¦дефектов. ¦
¦собственности ¦ ¦Выполнение расчетов¦
¦ ¦ ¦влажностного режима и¦
¦ ¦ ¦теплозащитных качеств¦
¦ ¦ ¦наружных стен. ¦
¦ ¦ ¦Разработка конкретных¦
¦ ¦ ¦конструктивных решений¦
+------------------------------------+-------------+----------------------+
¦2.2. Теплоизоляция: ¦По отдельным ¦Снижение теплопотерь,¦
¦- кровли, чердака ¦ сметам ¦улучшение санитарного¦
¦- наружных стен ¦ ¦состояния жилого¦
¦- фундаментов ¦ ¦фонда, снижение¦
¦ ¦ ¦заболеваемости, ¦
¦ ¦ ¦повышение культуры¦
¦ ¦ ¦проживания ¦
+------------------------------------+-------------+----------------------+
¦3. Компьютеризация информационной¦ ¦ ¦
¦системы контроля потребления¦ ¦ ¦
¦энергоресурсов ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+----------------------+
¦3.1. Создание автоматизированной¦По отдельному¦Диспетчерско- ¦
¦многоуровневой системы учета и¦ договору ¦оперативное управление¦
¦контроля распределения тепловой¦ ¦режимами ¦
¦энергии и выработки на источнике ¦ ¦теплоснабжения и¦
¦ ¦ ¦теплопотребления ¦
+------------------------------------+-------------+----------------------+
¦4. Составление баланса¦По отдельным ¦Разработка ¦
¦водопотребления и водоотведения по¦ сметам ¦рекомендаций ¦
¦объектам ЖКХ и соц. сферы города ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+----------------------+
¦5. Замена эл. счетчиков при введении¦ ¦ ¦
¦дифференцированного тарифа РАО "ЕЭС¦ ¦ ¦
¦России" ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+----------------------+
¦5.1. Изучение методики¦По отдельному¦ ¦
¦дифференцированных тарифов, привязка¦ договору ¦ ¦
¦к существующим условиям ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+----------------------+
¦5.2. Установка многотарифных эл.¦ ¦ ¦
¦счетчиков в жилых домах, школах,¦ ¦ ¦
¦д/садах и предприятиях соц. сферы ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+-------------+----------------------+
¦6. Повышение степени надежности¦По отдельному¦При необходимости¦
¦в электроснабжении ж/домов и¦ договору ¦замена вводных¦
¦предприятий сферы города ¦ ¦кабелей, щитовых,¦
¦ ¦ ¦подстанций. Снижение¦
+------------------------------------+-------------+риска возникновения¦
¦7. Энергоаудит ж/домов и предприятий¦По отдельным ¦пожаров, улучшение¦
¦соц. сферы города ¦ сметам ¦пользования бытовыми¦
¦ ¦ ¦приборами (старой¦
¦ ¦ ¦части города) ¦
+------------------------------------+-------------+----------------------+
¦8. Материально-техническое и¦По отдельным ¦1. Формирование и¦
¦информационное обеспечение Программы¦ сметам и ¦реализация технической¦
¦ ¦ договорам ¦политики ¦
¦ ¦ ¦энергосбережения. ¦
¦ ¦ ¦2. Научно-техническое,¦
¦ ¦ ¦нормативно- ¦
¦ ¦ ¦методическое, ¦
¦ ¦ ¦информационное ¦
¦ ¦ ¦обслуживание ¦
¦ ¦ ¦энергосберегающих ¦
¦ ¦ ¦проектов. ¦
¦ ¦ ¦3. Разработка ¦
¦ ¦ ¦рекомендаций по¦
¦ ¦ ¦применению средств¦
¦ ¦ ¦измерения. ¦
¦ ¦ ¦4. Развитие любых форм¦
¦ ¦ ¦сотрудничества. ¦
¦ ¦ ¦5. Обучение и¦
¦ ¦ ¦повышение квалификации¦
¦ ¦ ¦кадров. ¦
¦ ¦ ¦6. Контроль и¦
¦ ¦ ¦рациональное ¦
¦ ¦ ¦расходование средств¦
¦ ¦ ¦на энергосбережение ¦
L------------------------------------+-------------+-----------------------
Завершение I этапа Программы
"Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве
и социальной сфере г. Новокуйбышевска на 1998 - 2003 гг."
----T----------------------------T----------T-----------------------------¬
¦ ¦ Мероприятия ¦ Затраты, ¦ Ожидаемый результат ¦
¦ ¦ ¦ руб. ¦ ¦
+---+----------------------------+----------+-----------------------------+
¦ 1 ¦Завершение I этапа Программы¦ ¦ ¦
¦ ¦1998 - 2003 гг. по¦ ¦ ¦
¦ ¦организации достоверного¦ ¦ ¦
¦ ¦учета потребления¦ ¦ ¦
¦ ¦энергоресурсов ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+----------+-----------------------------+
¦1.1¦Оснащение приборами учета¦3 000 000 ¦Уменьшение расходной части¦
¦ ¦холодной воды школ и детских¦ ¦бюджета на дотацию тепла. ¦
¦ ¦садов ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+----------+ ¦
¦1.2¦Оснащение приборами учета¦36 000 000¦Снижение затрат населения на¦
¦ ¦отопления, горячей и¦ ¦оплату коммунальных услуг. ¦
¦ ¦холодной воды жилых домов ¦хол. воды ¦Приведение системы оплаты¦
¦ ¦ ¦37 500 000¦тепла и воды в зависимость от¦
+---+----------------------------+----------+уровня потребления. ¦
¦1.3¦Разработка и утверждение¦ ¦ ¦
¦ ¦методики по оплате за¦ ¦Устранение непроизводственных¦
¦ ¦энергоресурсы по показаниям¦ ¦затрат и потерь теплоэнергии,¦
¦ ¦приборов с жильцами домов,¦ ¦воды, повышение комфортности¦
¦ ¦оборудованных приборами¦ ¦проживания, снижение затрат¦
¦ ¦учета ¦ ¦на дальнейшее содержание,¦
+---+----------------------------+ ¦продление срока эксплуатации ¦
¦1.4¦Приведение инженерных систем¦ ¦ ¦
¦ ¦жилых домов в надлежащее¦ ¦ ¦
¦ ¦техническое состояние ¦ ¦ ¦
L---+----------------------------+----------+------------------------------
Динамика основных показателей
завершения I этапа Программы 1998 - 2003 гг.
по установке приборов учета тепловой энергии
Энергосбережение - не разовая акция, а постоянная работа, затрагивающая буквально каждого человека и все сферы деятельности. Это процесс постоянно движущийся и развивающийся, не ограничивающийся временными рамками, самоокупаемый.
Для поддержания действующего производственного механизма, обеспечивающего условия для возможного энергосбережения (сервисное обслуживание приборов, программ учета, АСУ, метрологии), ежегодно в бюджете города необходимы минимальные средства в объеме 4,8 млн. руб. в год, что значительно меньше экономического эффекта прибыли бюджета от реализации Программы. Исходя из динамики основных показателей таблицы № 1, № 2 наглядно видно, что средства на реализацию Программы являются не дополнительными расходами к бюджету, а средствами, сэкономленными бюджетом на оплате тепловой энергии.
Затраты на приборы - единовременны, а эффект от них постоянный, причем тем больше, чем выше тарифы, что обусловливает самоокупаемость Программы.