Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.11.2003 № 445
"О КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2003 г. № 445

О КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях совершенствования энергообеспечения населения Самарской области и повышения качества предоставляемых энергетических услуг на основе достижения максимально эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, производственно-технического и инфраструктурного потенциала топливно-энергетического комплекса постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию энергообеспечения населения Самарской области (далее - Концепция).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти Самарской области и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органам местного самоуправления Самарской области учитывать при разработке и реализации мероприятий по оптимизации энергообеспечения населения Самарской области положения Концепции.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаева).

Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ





Приложение
к Постановлению
Губернатора Самарской области
от 28 ноября 2003 г. № 445

КОНЦЕПЦИЯ
ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
(ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)

1. Характеристика состояния энергетического комплекса
и основных проблем в сфере энергообеспечения
населения Самарской области

Существующая система энергообеспечения населения Самарской области была сформирована во второй половине XX века в условиях жесткой государственной централизации промышленности и при высоких темпах развития крупных производственных мощностей.
В настоящее время основу энергетического комплекса Самарской области составляет открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Самараэнерго", в состав которого входят восемь теплоэлектроцентралей (далее - ТЭЦ): Самарская ТЭЦ, Безымянская ТЭЦ, Самарская городская районная электрическая станция, Тольяттинская ТЭЦ, ТЭЦ Волжского автозавода, Новокуйбышевские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Сызранская ТЭЦ. Установленная электрическая мощность ОАО "Самараэнерго" равна 3519,7 МВт, тепловая - 15820 Гкал/ч. В состав ОАО "Самараэнерго" входят Самарские, Волжские, Жигулевские и Чапаевские предприятия электрических сетей, Самарские и Тольяттинские тепловые сети.
Техническое состояние турбоагрегатов ТЭЦ ОАО "Самараэнерго" поддерживается на приемлемом уровне, но характеризуется высоким уровнем выработки ресурса. Средний износ оборудования в ОАО "Самараэнерго" составляет примерно 60%.
Состояние энергетических котлоагрегатов ТЭЦ области оценивается как удовлетворительное. Большая часть электростанций ОАО "Самараэнерго" имеет значительный запас паровой мощности.
Большинство действующих теплосетей имеют срок службы 20-25 лет и требуют реконструкции и замены отдельных участков.
Техническое состояние высоковольтных линий электропередачи (далее - ЛЭП) и трансформаторных подстанций (далее - ТП) напряжением 35-220 кВ удовлетворительное. ЛЭП 0,4-10 кВ и ТП 6-10/0,4 кВ находятся в менее приемлемом состоянии, особенно в сельских районах.
Удовлетворительную надежность имеют примерно 70% воздушных ЛЭП и 80% ТП.
До 1993 года в состав энергосистемы области входила Волжская гидроэлектростанция им. В. И. Ленина (далее - ВоГЭС) с установленной мощностью 2300 МВт. При этом Самарская область была сбалансирована по производству и потреблению электрической энергии. После выведения ВоГЭС из энергосистемы области и передачи ее в ведение Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" Самарский регион стал энергодефицитным по электрической энергии.
Специфическая особенность энергосистемы области ("большой" энергетики), включающей в себя только ТЭЦ, является существенная зависимость вырабатываемой электрической мощности от тепловой нагрузки (комбинированная выработка энергии).
В настоящее время существует дефицит инвестиций в данную отрасль, масштабные финансовые средства для развития региональной электроэнергетики отсутствуют. Тем не менее, по оценкам финансовых аналитиков, электроэнергетическая отрасль в долгосрочной перспективе имеет высокую степень инвестиционной привлекательности вследствие гарантированного спроса на производимую продукцию.
Основные проблемы электроэнергетической отрасли в Самарской области:
дефицит инвестиций в развитие и модернизацию объектов производства и передачи энергии;
отсутствие конкуренции в энергетическом секторе и низкая эффективность использования топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
неразвитость механизмов оптимизации потребления ТЭР и внедрения энергосберегающих технологий;
отсутствие полной информации о составе, структуре и объемах энергоснабжения населения, осуществляемого через энергоснабжающие предприятия (далее - ЭСО);
зависимость ОАО "Самараэнерго" от ситуации на федеральном оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Малая генерирующая энергетика в регионе представлена мини-ГЭС в г. Сызрани (постройки 1927 года), энергоисточниками нефтеперерабатывающих заводов, а также монтирующимися энергоисточниками в г. Самаре на основе газопоршневой установки электрической мощностью 6 МВт и в г. Нефтегорске на основе газотурбинной установки электрической мощностью 4,4 МВт.
В настоящее время в Самарской области действует 84 ЭСО (данные управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области), из которых 47 являются электроснабжающими и 37 теплоснабжающими организациями.
Из электроснабжающих организаций 32 являются муниципальными унитарными предприятиями, остальные 15 по организационно-правовой форме являются обществами с ограниченной ответственностью или акционерными обществами. Ежегодный полезный отпуск электрической энергии, по данным управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, от ОАО "Самараэнерго" для населения Самарской области оценивается на уровне 2936,6 млн. кВт.ч. (или примерно 16% от общего полезного
отпуска электрической энергии ОАО "Самараэнерго"), в том числе отпуск непосредственно через ОАО "Самараэнерго" - 587,8 млн. кВт.ч. (или примерно 3% от общего полезного отпуска электрической энергии ОАО "Самараэнерго"), а через ЭСО - 2348,8 млн. кВт.ч. (или примерно 13% от общего полезного отпуска электрической энергии ОАО "Самараэнерго").
Из теплоснабжающих организаций 29 являются обществами с ограниченной ответственностью или акционерными обществами, остальные 8 - муниципальные и федеральные предприятия. По данным департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области, ежегодный полезный отпуск тепловой энергии населению оценивается на уровне 11019 тыс. Гкал. (или примерно 46% от общего полезного отпуска тепловой энергии ОАО "Самараэнерго"), из которых 7142 тыс. Гкал. отпускается ОАО "Самараэнерго" (или примерно 30% от общего полезного отпуска тепловой энергии ОАО "Самараэнерго"), 3143 тыс. Гкал. (или примерно 13% от общего полезного отпуска ОАО "Самараэнерго") муниципальными котельными (780 единиц) и 734 тыс. Гкал. (или примерно 3% от общего полезного отпуска ОАО "Самараэнерго") ведомственными котельными (147 единиц).
Анализ потерь электрической и тепловой энергии в сетях ЭСО (на основе текущей отчетности на 2003 год) показал высокий уровень дифференциации плановых технологических потерь. По электрической энергии потери составляют от 1,12% у муниципального предприятия производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) Волжского района до 22,15% у муниципального предприятия производственного объединения ЖКХ Исаклинского района. Уровень потерь в сетях теплоснабжающих предприятий от нуля у ОАО "Полимерстройматериалы" г. Отрадного до 15,75%, у ЗАО "СТЭК" г. Сызрани.
Рыночные преобразования 90-х годов прошлого века в основном не изменили основные принципы и инфраструктуру функционирования региональной энергетики и сложившийся порядок энергообеспечения населения Самарской области. В целом энергообеспечение населения Самарской области можно оценить как удовлетворительное. Однако существует ряд технических и организационных проблем, обуславливающих снижение надежности и ухудшение качества энергоснабжения, и особенно, теплоснабжение в городах и отдельных населенных пунктах: высокий износ энергооборудования, несовершенство схем энергоснабжения, низкая платежная дисциплина потребителей ТЭР, отсутствие ответственности ЭСО за качество предоставляемых энергетических услуг.
Характерными признаками муниципальной энергетики являются высокий износ основных фондов, аварийность оборудования, низкий уровень квалификации персонала. Техническое состояние большинства объектов инженерной инфраструктуры в ЖКХ области и уровень предоставления жилищно-коммунальных услуг не соответствуют современным требованиям. Физический износ основной массы действующих отопительных котельных достигает уровня 60%, устаревшее оборудование приводит к нерациональному, излишнему расходу топлива на выработку тепловой энергии и росту ее себестоимости.
В городах и районах Самарской области большинство тепловых сетей имеют срок эксплуатации более 20 лет. Износ тепловых сетей в целом по области составляет 50-60%. Потери тепла при эксплуатации таких сетей превышают нормативные показатели и достигают 30% от произведенной тепловой энергии.
Ремонт электрических сетей и электрооборудования рядом ЭСО осуществляется в аварийно-восстановительном режиме, планово-предупредительные ремонты энергетического хозяйства не проводятся в требуемом объеме, в том числе по причине недостаточной оснащенности ЭСО необходимой технической и ремонтной базой, что существенно снижает надежность энергообеспечения населения Самарской области в целом.
При действующей системе финансовых взаимоотношений между предприятиями, предоставляющими энергетические услуги, органами местного самоуправления и населением и в условиях отсутствия конкуренции поставщики ТЭР не заинтересованы в сокращении собственных производственных затрат и удешевлении предоставляемых услуг. Из-за монопольного положения коммунальных предприятий, неразвитого механизма контроля за их деятельностью, правовой незащищенности населения качество предоставляемых услуг находится на низком уровне и не обеспечивает в должной степени потребностей населения. Основной причиной завышения финансовых издержек и затрат бюджетов всех уровней на дотирование предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является низкая энергетическая эффективность ЖКХ региона.
Существующая модель ЖКХ непривлекательна для потенциальных частных инвесторов. Наряду с этим практический опыт реализации целевой программы энергосбережения в Самарской области на 2000-2005 годы, утвержденной решением Самарской Губернской Думы от 26.06.2000 № 394, показывает, что в большинстве случаев внедрение энергоэффективного и энергосберегающего оборудования высокорентабельно и характеризуется быстрой окупаемостью вложенных средств.
Основным топливным ресурсом Самарской области является природный газ. Потребление природного газа населением в 2002 году составило 1511 миллионов кубометров. В настоящее время бесперебойная поставка природного газа населению осуществляется благодаря своевременному обслуживанию и ремонту внутригородских и внутрирайонных газовых сетей и газового оборудования.
Дефицит природного газа в отдельные периоды осенне-зимнего максимума энергетических нагрузок, как правило, возникает при резких похолоданиях. При этом теплоснабжающие организации зачастую не обеспечивают надлежащего температурного режима теплоносителя, вследствие чего резко возрастает потребление природного газа населением, которое в эти периоды вынужденно, в массовом порядке использует газовые плиты и горелки для отопления помещений.
При снижении температуры сетевой воды и низкой температуре наружного воздуха население в целях обогрева также использует электроотопительные приборы, вследствие этого происходит значительный рост потребления электрической энергии в жилищно-бытовом секторе, что приводит к перегрузкам и снижению надежности системы электроснабжения.
Реализация в 2004-2008 годах принятого пакета федеральных законов о реформировании электроэнергетики Российской Федерации приведет к созданию в стране и российских регионах принципиально новой модели энергетики. Основной целью реформирования электроэнергетики страны является формирование конкурентной среды в отрасли, разделение вертикально интегрированных АО - энерго (в Самарской области - ОАО "Самараэнерго") на отдельные предприятия по видам деятельности: генерирующие, распределительные, магистральные, энергосбытовые, сервисные. Структурные изменения в "большой" энергетике будут оказывать прямое влияние на функционирование муниципальной ("малой") энергетики, что приведет к изменению порядка энергообеспечения населения Самарской области.
Анализируя пакет законопроектов о реформировании электроэнергетики и основы, заложенные в Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной Правительством Российской Федерации в августе 2003 года, представляется целесообразным учесть в Концепции возможные направления развития региональной энергетики исходя из изложенных в вышеуказанных документах принципов.

2. Основные цели и задачи Концепции

Целью Концепции является анализ текущего состояния в энергетическом секторе, определение тенденций его развития и основных мероприятий по совершенствованию энергоснабжения населения региона, повышению качества предоставляемых энергетических услуг путем достижения максимально эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, производственно-технического и инфраструктурного потенциала топливно-энергетического сектора.
Задачей Концепции является выявление позиций, определяющих:
условия для качественного и надежного обеспечения населения и иных потребителей области энергоресурсами по экономически обоснованным ценам, стимулирующим энергосбережение и исключающим оплату сверхнормативных потерь электрической и тепловой энергии при ее производстве, транспортировке и распределении;
риски развития кризисных ситуаций в энергообеспечении региона;
систему экономических отношений, способствующих как в "большой", так и в "малой" энергетике снижению удельных затрат на производство энергии, ее транспортировку, распределение и использование на основе применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения технических и коммерческих потерь ТЭР;
контуры конкурентного рынка ТЭР и энергетических услуг;
финансовую устойчивость и эффективность использования потенциала "большой" и "малой" энергетики для обеспечения социально-экономического развития области, повышения ее инвестиционной привлекательности.
Основным средством решения поставленных задач является формирование органами государственной власти и местного самоуправления цивилизованного конкурентного рынка в сфере энергообеспечения и предоставления энергетических услуг, недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, ограничивая свои функции в сфере хозяйственной деятельности, усиливают свою роль в формировании рыночной инфраструктуры энергетики как основного регулятора рыночных взаимоотношений на основе организации постоянного мониторинга процесса развития энергообеспечения и предоставления энергетических услуг.
Основные механизмы реализации Концепции предусматривают:
разработку и реализацию с 2004 года комплекса мероприятий, объединенных в энергетическую программу Самарской области, по повышению качества и надежности энергообеспечения населения Самарской области с учетом положений Концепции реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на 2003-2010 годы, одобренной решением Совета по местному самоуправлению в Самарской области от 16.12.2002 № 22 и решением Самарской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 26.06.2003;
меры по развитию рациональной рыночной среды (тарифы, институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе);
формирование и введение в действие системы норм и правил, повышающих управляемость процессом развития энергетики, энергосбережения и рационального использования ТЭР, стимулирующих внедрение перспективных технических решений;
стимулирование и поддержку стратегических инициатив в сфере инвестиционной, инновационной и энергосберегающей активности хозяйствующих субъектов.
С учетом вышеизложенного, стратегическая задача Концепции - выявление позиций, определяющих формирование в Самарской области экономических условий, стимулирующих энергетические предприятия постоянно повышать качество энергообеспечения и предоставления энергетических услуг в условиях конкурентной среды. Решение задачи качественного и доступного для населения энергообеспечения, создания комфортных условий проживания и работы будет способствовать повышению уровня жизни в регионе, улучшению социально-экономической ситуации, привлечению в Самарскую область инвестиционных и трудовых ресурсов.

3. Приоритетные направления совершенствования
энергообеспечения населения Самарской области

3.1. Энергетическая безопасность
населения Самарской области

Энергетическая безопасность населения - это состояние защищенности граждан от потенциальных угроз надежного обеспечения ТЭР, формирование устойчивой системы энергообеспечения и предоставления энергетических услуг. Эти угрозы могут быть как внешними, обусловленными конъюнктурными, ценовыми, инфраструктурными и иными изменениями на макроэкономическом уровне, так и внутренними рисками, связанными с функционированием энергетических объектов и системы энергообеспечения региона.
Положение дел в области энергообеспечения свидетельствует, что угрозы энергетической безопасности населения принимают вполне реальный характер: локальные временные отключения электроэнергии, сбои в топливообеспечении и аварии на энергообъектах ЖКХ, ухудшающееся качество теплоснабжения крупных городов в осенне-зимний период.
Целью повышения энергетической безопасности населения Самарской области является последовательное достижение качественно нового уровня энергообеспечения населения исходя из следующих критериев:
способность энергетических предприятий надежно обеспечивать население энергоносителями соответствующего качества и по экономически обоснованным ценам;
способность населения области эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты на энергообеспечение и перерасход ТЭР;
устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный действием различных дестабилизирующих факторов.
Для снижения риска возможного роста социальной напряженности в период реорганизации энергетических организаций региона, формирования конкурентного рынка ТЭР и энергетических услуг необходим поэтапный, программный процесс ликвидации перекрестного субсидирования и переход к экономически обоснованным ценам на энергоресурсы. Это обусловлено тем обстоятельством, что со второго полугодия 2006 года на территории Российской Федерации начнет функционировать конкурентный рынок электрической энергии.
Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности населения Самарской области являются:
гарантированность и надежность энергообеспечения населения области в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера (наличие резервных энергоисточников и топливных хозяйств, создание нормативных, сезонных и аварийных запасов топлива);
замещение исчерпаемого топливного ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии);
диверсификация используемых видов ТЭР (энергопотребление населения не должно чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя);
учет требований экологической безопасности (развитие энергетики должно быть сбалансировано с возрастающими требованиями охраны окружающей среды);
предотвращение энергорасточительного использования ТЭР;
формирование областного и местных бюджетов с расчетом обеспечения полной оплаты потребленных ТЭР и энергетических услуг;
установление ответственности руководителей организаций, оплачивающих ТЭР из средств областного и местных бюджетов, за своевременное планирование необходимых бюджетных средств для оплаты потребляемых ТЭР в полном объеме;
совершенствование и развитие механизмов адресной социальной помощи населению по оплате потребленных ТЭР в рамках установленных норм потребления энергоресурсов.
Для обеспечения энергетической безопасности населения Самарской области необходимо решение следующих первоочередных проблем:
модернизация во многом устаревшей технической и технологической базы энергетических организаций;
корректировка структуры потребления и размещения мощностей по производству, транспортировке и сбыту ТЭР, создание и развитие рынка энергетических услуг;
оптимизация количества посредников при передаче ТЭР конечному потребителю с целью повышения надежности и снижения стоимости энергообеспечения населения Самарской области;
снижение потерь ТЭР в процессе их производства, транспортировки, распределения и потребления;
обязательное оснащение всех социально значимых объектов резервными источниками питания.
Очевидно, что важнейшее место в системе обеспечения энергетической безопасности населения Самарской области занимает теплоснабжение. В каждом конкретном случае решение о наиболее целесообразном техническом варианте теплоснабжения проектируемого или уже построенного жилья должно приниматься с учетом специфических условий и факторов (этажность постройки, доступный вид первичного энергоносителя, состояние и степень развитости инфраструктуры топливоснабжения, финансовые возможности, экологические ограничения), возможности применения одного из типов существующих теплоисточников: индивидуальные котлы на органическом топливе, электрические котлы и водонагреватели, модульные котельные.
В частности, вследствие стопроцентной газификации и высокой степени развитости внутрипоселковой сети газопроводов в Хворостянском районе 83% его населения обеспечиваются теплом посредством собственных индивидуальных газовых котлов, что кроме удобства и высокой экономичности обеспечивает минимизацию дотационной части местного бюджета. В Кинель-Черкасском районе, где в жилом фонде высока доля домов повышенной этажности, развитие системы теплоснабжения идет по иному направлению: за последние три года в соответствии с разработанной муниципальной программой установлено 48 высокоэкономичных газовых модульных котельных, обслуживающих локальные группы жилых домов. Специфика исторически сложившейся системы теплоснабжения Приволжского района (три котельные большой мощности обеспечивают теплом весь район, включая население) определяет целесообразность перехода на более эффективные современные модульные или индивидуальные теплоисточники, что с учетом особенностей существующей системы теплоснабжения требует крупных единовременных капиталовложений.
Работы по оптимизации теплоснабжения населения области должны носить программно-целевой характер, предполагающий выбор оптимального варианта с планированием необходимых расходов и достигаемого экономического эффекта на длительный перспективный период.

3.2. Повышение эффективности
использования топливно-энергетических ресурсов

Повышение эффективности использования ТЭР является важнейшим направлением совершенствования энергоснабжения населения, поскольку обеспечивает решение следующих основных задач:
повышение качества, надежности энергообеспечения и сокращение финансовых затрат на энергоснабжение объектов бюджетной сферы, ЖКХ и населения;
формирование экономически обоснованных тарифов, исключающих оплату потребителями сверхнормативных потерь при производстве, транспортировке и распределении ТЭР;
улучшение экологической обстановки в городах и населенных пунктах области.
Учитывая опыт работы по энергоресурсосбережению в Самарской области и других субъектах Российской Федерации, при решении основных задач совершенствования энергоснабжения населения целесообразно руководствоваться следующими важнейшими принципами:
снижение затрат на энергоснабжение населения лежит не только в технической, но и в организационной и социально-экономической плоскостях. Механизм реализации энергоэффективности является комплексным и предполагает взаимодействие экономических, финансовых, организационных, информационных и технических элементов. Пренебрежение хотя бы одним из них или их комбинацией приводит к неработоспособности всего механизма;
наличие потенциала энергоресурсосбережения означает гарантию получения экономического эффекта при реализации энергосберегающих мероприятий. Отсюда следует, что наряду с использованием собственных средств заказчика необходимо развивать направления, позволяющие привлекать средства инвесторов для проведения работ по энергоресурсосбережению. При этом часть полученной экономии, остающейся в распоряжении исполнителя и заказчика (с учетом части, идущей на погашение кредита), целесообразно вновь использовать для реализации энергосберегающих мероприятий;
население должно оплачивать коммунальные услуги в соответствии с муниципальными стандартами энергоэффективности. Нельзя перекладывать на потребителя оплату сверхнормативных потерь топлива, энергии и воды при их производстве, транспортировке и распределении.
В целях снижения финансовых затрат населения на оплату ТЭР и повышения комфортности проживания необходимо скорректировать действующую целевую программу энергосбережения в Самарской области на 2000-2005 годы в направлении активизации информационно-разъяснительной работы по реализации энергосберегающих мероприятий в быту. Целесообразно начиная с 2004 года разработать и внедрить в Самарской области систему предоставления доступной для населения бесплатной информации по рекомендуемым апробированным энергосберегающим мероприятиям и о предоставляемых услугах по их реализации. Для информирования населения целесообразно более широко использовать средства массовой информации и информационную систему Интернет с размещением наиболее интересных и показательных сведений об энергосбережении в быту на специализированных страницах сайта (портала) департамента экономического развития и инвестиций Администрации Самарской области. Информирование населения через систему Интернет должно предусматривать возможность ответов на заданные вопросы в сфере энергосбережения.
Дополнительным механизмом активизации работы с населением может стать открытие бесплатных консультационных пунктов по вопросам определения оптимального набора энергосберегающих мероприятий для каждого потребителя, исходя из его финансовых возможностей.
Для улучшения комфортности проживания могут применяться индивидуальные мероприятия или комплекс энергосберегающих мероприятий, осуществление которых потребителями возможно либо самостоятельно, либо с привлечением энергосервисной организации:
малозатратные мероприятия - включают набор простых действий, не требующих значительных финансовых затрат (выбор оптимального материала для утепления оконных и дверных конструкций, применение доступных эффективных теплоизоляционных материалов, отражающих экранов за стационарными отопительными радиаторами и так далее);
среднезатратные мероприятия - включают набор более широких инженерно-технических действий и соответственно больших финансовых затрат (установка приборов учета и регулирующей арматуры, замена труб и устаревших конструкций отопительных радиаторов на более эффективные, установка качественных оконных конструкций со стеклопакетами, наружное и внутреннее утепление стен и иных отдельных элементов жилищ и так далее);
высокозатратные мероприятия - предполагают использование современных строительных и изоляционных материалов, применение проектных и инженерно-технических решений на стадии строительства или в процессе реконструкции жилого объекта (комплексная наружная и внутренняя теплоизоляция здания, современные оконные конструкции, установка индивидуальной (автономной) котельной или теплового пункта, автоматизированной системы учета и регулировки потребления энергоресурсов и так далее).
Особое значение при возможном переходе на 100%-ную оплату ТЭР и энергетических услуг населением является поквартирный учет энергоресурсов. Принято считать, что мероприятия по установке поквартирных приборов учета энергопотребления являются не столько средством экономии энергии, сколько экономией средств по ее оплате. Использование приборного, а не расчетного метода оценки потребления энергоресурсов будет играть важную роль в совершенствовании энергообеспечения населения. Однако установка приборов учета в построенных жилых домах является весьма сложной проблемой. Расчет по приборам для всех жителей дома можно вести только тогда, когда приборы установлены в каждой квартире. Это не всегда возможно по техническим и экономическим причинам. При небольших расходах теплоносителя и разностях температур, характерных для одной квартиры, наиболее доступные модели квартирных счетчиков дают показания с большой погрешностью. И несмотря на прямой способ измерения, конечный результат может быть неточным. Кроме этого, квартирные счетчики не учитывают тепло, расходуемое жильцами дома за пределами квартирных помещений. В результате получаются большие расхождения между суммарной оплатой всех жильцов по показаниям квартирных счетчиков и счетами, предъявляемыми к оплате ЭСО. Для того чтобы избежать подобных расхождений, по опыту европейских государств, расчет с ЭСО производится по общедомовому счетчику, а оплата для жильцов рассчитывается методом распределения общей суммы пропорционально показаниям квартирных счетчиков с учетом общих затрат дома.
По расчетам специалистов, занимающихся поквартирным учетом и регулированием энергопотребления, затраты по оборудованию одной квартиры составляют в среднем 130-150 долларов США при сроке окупаемости для населения в средних климатических условиях 2,5-3 года. Установку и обслуживание индивидуальных регуляторов и теплосчетчиков может осуществлять энергосервисная организация.
Решение проблемы повсеместной установки доступных и точных устройств индивидуального регулирования и учета энергоресурсов будет стимулировать каждого конкретного человека более активно участвовать в процессе энергоресурсосбережения и экономии собственных финансовых средств.
Одним из инструментов государственной политики в сфере рационального использования ТЭР должна стать поддержка пока слабо развитого специализированного бизнеса в области энергосбережения, что позволит сформировать экономических агентов (энергосберегающие организации), предлагающих и реализующих оптимальные научные, проектно-технологические и производственные решения, направленные на снижение энергоемкости. Поддержка энергосберегающего бизнеса предполагает переход от прямой финансовой помощи со стороны государства к формированию системы реализации эффективных бизнес-проектов в соответствующей сфере, в том числе страхование коммерческих и некоммерческих рисков.
Основные финансово-экономические, организационные и технические направления реализации задач энергоресурсосбережения с учетом сформулированных выше принципов:
1. Развитие нового сектора рынка - оказание энергосервисных услуг через хорошо зарекомендовавшие себя в мировой практике энергосервисные организации, возникшие в период мирового энергетического кризиса. Энергосервисная организация предлагает потребителю энергии - заказчику целый комплекс сервиса, связанного со сбережением энергии: проектный, инженерный, технический, управленческий и финансовый. Смыслом этого сервиса является снижение затрат заказчика на ТЭР при обеспечении ее эффективного использования.
Работа энергосервисной организации организуется под "ключ", то есть от поиска заказчика и источников финансирования до наладки оборудования и отслеживания технологического процесса. Основная задача - обосновать и гарантировать получение прибыли всем участникам процесса: заказчику, инвестору, исполнителю работ и самой энергосервисной организации. В результате такого подхода к энергоресурсосбережению заказчик, как правило, не вкладывает начальных средств на выполнение проекта и освобождается от непосильного надзора за реализацией энергосберегающих мероприятий у каждого конечного потребителя (практически у каждого гражданина). Нанятые населением энергосервисные организации оплачивают только необходимый объем услуг строго по нормам или приборам учета, предъявляя при необходимости штрафные санкции за нарушение обозначенных в договорах с ЭСО параметров качества услуг, при этом ЭСО не смогут заставить энергосервисные организации оплачивать низкую эффективность своей работы.
Роль государства в развитии системы энергосервисных организаций сводится к созданию нормативно-правовой базы и контролю "правил игры" на рынке энергосервисных услуг.
2. Развитие практики привлечения на конкурсной основе энергосервисных организаций к работе на объектах государственной и муниципальной собственности как для выполнения отдельных энергосберегающих мероприятий или программ энергосбережения, так и для управления этими объектами с использованием современных форм и методов (концессия, аренда, лизинг и так далее).
3. Разработка муниципальных стандартов энергоэффективности, в соответствии с которыми население должно в перспективе полностью оплачивать предоставляемые услуги по энергоснабжению, а не сверхнормативные потери ТЭР при их производстве, транспортировке и распределении.
4. Развитие системы подготовки кадров по реализации энергоэффективных мероприятий с акцентом не столько на технические аспекты, которые хорошо прописаны в специальной литературе, сколько на освоение обучающимися имеющегося в России передового опыта и "меню управленческих решений" по оптимизации энергообеспечения населения и социальной сферы.
5. Продолжение работы по оснащению бюджетных объектов, ЖКХ и населения современными приборами коммерческого учета (далее - ПКУ) и средствами регулирования потребления электрической и тепловой энергии. Наличие этих приборов исключает оплату за неотпущенную энергию, оптимизирует энергопотребление и существенно уменьшает финансовые затраты на оплату ТЭР.
6. Развитие независимой генерации за счет комбинированного производства электроэнергии и тепла с использованием современных газотурбинных, паротурбинных и поршневых энергоисточников малой и средней мощности. При комбинированном производстве электроэнергии и тепла коэффициент использования топлива достигает значений 0,75-0,88 при значительном сокращении потерь на передачу и трансформацию энергии. Это дает возможность минимизировать тарифы на энергию для населения. Развитие независимой генерации увеличивает надежность снабжения энергией населения, что особенно важно для районов, имеющих дефицит энергии или удаленных от источников генерации. В отличие от "большой" энергетики требуемые капиталовложения в "малую" энергетику значительно ниже, а сроки окупаемости в 3-4 раза меньше. Эти обстоятельства благоприятны для привлечения инвесторов.
7. Создание демонстрационных зон высокой энергоэффективности на базе объектов областной и муниципальной собственности, а также на базе ведомственных котельных, снабжающих теплом население.
Вышеуказанные преимущества и направления использования независимой генерации дают основания для разработки комплексной программы развития "малой" энергетики в Самарской области.

3.3. Социальная политика
и экологическая безопасность
в сфере энергообеспечения

Важнейшей задачей социальной политики в сфере энергообеспечения является гарантированное снабжение энергетическими ресурсами населения и социально значимых объектов по экономически обоснованным ценам, создание дополнительных рабочих мест за счет развития рынка энергетических услуг.
Высокий уровень расходов на энергообеспечение по сравнению с доходами малообеспеченных слоев населения обусловливает необходимость проведения активной социальной политики, целью которой является минимизация негативных последствий повышения цен на энергоресурсы для социально незащищенных групп населения.
Для достижения этой цели необходимо:
обеспечение согласованности проводимых реформ электроэнергетики, ЖКХ, межбюджетных отношений и процесса ликвидации перекрестного субсидирования;
создание структур (гарантирующих поставщиков), ответственных за снабжение необходимыми объемами энергоресурсов населения, объектов жизнеобеспечения, стратегических объектов;
создание эффективной системы адресной социальной помощи малоимущим слоям населения;
осуществление перехода от системы льгот и дотаций к системе адресной помощи лицам, относящимся к категории социально незащищенных граждан;
рационализация системы расходования бюджетных средств, направляемых на социальные нужды.
Основной целью обеспечения экологической безопасности при энергообеспечении населения региона является последовательное снижение негативной экологической нагрузки, оказываемой топливно-энергетическим комплексом (далее - ТЭК).
Основные механизмы снижения отрицательного экологического воздействия:
экономическое стимулирование использования наиболее экологически чистых энергоресурсов, экологичного оборудования, технологий и средств транспортировки ТЭР;
ужесточение контроля за соблюдением экологических требований при реализации инвестиционных проектов, совершенствование системы государственной экологической экспертизы.
Для обеспечения экологической безопасности энергоснабжения населения потребуется решение следующих основных задач:
внедрение экологически чистых энерго- и ресурсосберегающих технологий, оборудования и материалов;
последовательное проведение специальных природоохранных мероприятий по утилизации отходов нефтедобычи и нефтепереработки;
увеличение производства и реализации высококачественных моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками для снижения уровней выбросов загрязняющих веществ;
реализация ВоГЭС программы минимизации экологического ущерба.

3.4. Развитие регионального рынка энергоресурсов
и энергетических услуг, разработка
и производство энергоэффективной техники
и технологий

Основными составляющими развития регионального рынка энергоресурсов и энергетических услуг являются:
мероприятия по структурным изменениям в энергетическом секторе (включая реформирование ОАО "Самараэнерго", предприятий муниципальной энергетики области, создание гарантирующих поставщиков электрической энергии), направленные на демонополизацию и развитие конкурентного рынка энергоресурсов и энергетических услуг;
взаимоувязанные меры ценового (тарифного) регулирования в отраслях ТЭК в рамках действующего законодательства Российской Федерации;
содействие формированию правил и институтов торговли ТЭР;
создание и развитие механизмов государственного контроля за энергообеспечением и предоставлением энергетических услуг населению в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Мероприятия по изменению структуры в энергетическом секторе, направленные на построение и развитие конкурентного рынка энергоресурсов и энергетических услуг, должны предусматривать совершенствование организационной структуры ТЭК Самарской области и системы корпоративных отношений путем формирования конкурентной среды в потенциально конкурентных сферах электроэнергетики, стимулирования развития независимых производителей энергии, создания эффективных систем управления государственной и муниципальной собственностью, регулирования естественных монополий.
Для развития конкурентного энергетического рынка и демонополизации сферы энергоснабжения населения представляется целесообразным развитие новых форм оказания энергосервисных услуг, в частности через энергосервисные организации, основная задача которых - обеспечение населения качественными коммунальными услугами с минимальными затратами за счет последовательного внедрения энергосберегающих технологий. Это расширит населению свободу выбора сервисных организаций (предприятия ЖКХ, энергосервисные организации, новые организации, образованные при реформировании "большой" энергетики), регламентирует правовые отношения населения, энергосервисных организаций и энергообеспечивающих (генерирующих) предприятий, гарантирующие соблюдение установленных норм и правил (например, при несоблюдении температурного режима прямой и обратной сетевой воды).
Нанятые на договорной основе населением энергосервисные организации, оплачивающие поставляемые ими энергоресурсы строго по нормам или по приборам учета, с необходимым контролем качественных параметров, по существу обеспечивают не только качественное энергоснабжение, но и юридическую определенность и взаимную ответственность отношений между населением и энергоснабжающими организациями, которые в данной ситуации смогут рассчитывать на полную оплату поставляемых ими ТЭР только при соблюдении их нормативных качественных параметров и уровней технологических потерь.
Содействие формированию правил и институтов торговли ТЭР предусматривает:
разработку нормативной правовой базы и правил деятельности участников конкурентного энергетического рынка на территории Самарской области в рамках действующего законодательства Российской Федерации;
установление публичных правил доступа к инфраструктуре рынка всех участников коммерческого оборота и эффективное регулирование вопросов доступа в регионе;
обеспечение прозрачности сделок по купле-продаже энергоресурсов и предоставлению энергетических услуг;
формирование организованных институтов открытой торговли энергетическими ресурсами на биржевых принципах с равным доступом всех поставщиков и потребителей ТЭР.
Создание и развитие механизмов государственного контроля за энергообеспечением предусматривает:
совершенствование способов антимонопольного контроля рынка энергоресурсов и энергетических услуг на территории Самарской области, недопущение их монополизации;
разграничение обязанностей и ответственности по теплоснабжению населения и объектов социальной сферы между органами исполнительной власти Самарской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления в Самарской области;
обеспечение эффективного контроля за деятельностью технологического и коммерческого операторов рынка энергоресурсов;
профилактику и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на соответствующих рынках энергоресурсов;
разработку муниципальных стандартов энергоэффективности, ориентированных в том числе на введение в действие стандартов, норм и правил, устанавливающих требования к энергоэффективности для строящихся и реконструируемых хозяйственных объектов, жилых зданий;
создание интегрированной системы мониторинга топливно-энергетических рынков на основе механизма построения топливно-энергетических балансов муниципальных образований и Самарской области.
Развитие рынка независимой генерации в значительной степени определяется уровнем разработки соответствующего нормативно-правового обеспечения. Обязательным документом в этом обеспечении должно быть временное положение о порядке недискриминационого доступа к услугам по передаче электрической энергии (далее - положение).
Положение должно адаптировать соответствующую федеральную нормативно-правовую базу к условиям и экономическим интересам Самарской области.
Особое внимание необходимо обратить на формулирование исчерпывающего перечня услуг сетевых компаний и регулируемых уполномоченными региональными органами цен (тарифов) на эти услуги. Должны быть созданы правовые условия, в которых сетевые компании не смогут навязывать своим контрагентам оплату услуг, не входящих в вышеуказанный исчерпывающий перечень.
В положении необходимо также предусмотреть порядок рассмотрения жалоб и заявлений по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятия по этим жалобам и заявлениям решений, обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами, действующими на территории Самарской области.
Возможный рост цен на ТЭР и энергетические услуги в период становления рыночной среды в энергетическом комплексе региона, ликвидация перекрестного субсидирования в энергетике, реформирование ЖКХ, будет активизировать потребителей ТЭР к интенсификации применения энергосберегающих технологий. В связи с этим прогнозируется рост спроса на энергоэффективное и энергосберегающее оборудование для населения и всех остальных групп потребителей.
Оборудование и материалы, выпускаемые региональными производителями по определенным характеристикам и стоимости, в состоянии конкурировать с зарубежными аналогами. В целях содействия развитию собственного производства энергоэффективного и энергосберегающего оборудования и материалов представляется необходимым провести оценку существующего производственного потенциала в данной сфере для определения перспективных направлений и оказания возможной государственной поддержки на региональном уровне.

4. Формирование рационального
топливно-энергетического баланса
муниципальных образований и Самарской области

Важнейшей составляющей в системе энергообеспечения населения, объектов социальной сферы и ЖКХ является формирование рационального топливно-энергетического баланса (далее - ТЭБ) муниципальных образований и Самарской области в целом. Значительная часть населения Самарской области является дотационной в части оплаты ТЭР. При этом бюджеты всех уровней несут значительную финансовую нагрузку по выплате дотаций и субсидий за потребленные ТЭР.
Предлагается начиная с 2004-2005 годов разработать и организовать на территории Самарской области систему мониторинга, анализа, прогнозирования производства, добычи, поставок и потребления ТЭР с ежегодной разработкой отчетного, а также прогнозных топливно-энергетических балансов Самарской области на краткосрочный и среднесрочный периоды с целью идентификации и прогнозирования потенциальных угроз энергетической безопасности и отработки адекватных управленческих решений на региональном и местном уровнях.
Ежегодная разработка ТЭБ муниципальными образованиями и органами исполнительной власти Самарской области в целом может стать эффективным экономическим инструментом для оптимизации и рационального потребления ТЭР во взаимосвязи с бюджетным планированием, что позволит снизить нагрузку на бюджеты всех уровней и предотвратить ситуации с перебоями в энергообеспечении населения и социальных объектов региона из-за нехватки финансовых средств.
Для формирования рационального ТЭБ необходимо решить следующие задачи:
провести мониторинг бюджетных расходов на ТЭР, а также лимитов предоставления ТЭР бюджетным организациям и учреждениям;
провести расчет потребностей населения, ЖКХ и объектов социальной сферы, финансируемых из бюджетов различных уровней, в средствах на оплату ТЭР и энергетических услуг с учетом прогнозируемого роста цен (тарифов);
осуществить прогнозирование доходов областного и местных бюджетов для оценки возможностей своевременной оплаты ТЭР и энергетических услуг;
осуществить прогнозирование потенциала расходов областного и местных бюджетов на ТЭР и сопоставить его с потребностями населения, ЖКХ и объектов социальной сферы, финансируемых из бюджетов различных уровней;
провести корректировку расходов бюджетных средств на оплату ТЭР и энергетических услуг.

5. Перспективы развития энергообеспечения
населения Самарской области

Энергетический сектор Самарской области является стратегической отраслью, от устойчивого функционирования которого зависит деятельность всех отраслей производства и формирование основных финансово-экономических и социальных показателей региона. Реформирование "большой" энергетики, а также муниципальной и ведомственной энергетической инфраструктуры, введение новых принципов формирования цен на энергоносители, совершенствование системы социальной защиты населения, создание механизмов рационального хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере будет способствовать формированию условий для устойчивого развития промышленности, обеспечит рост благосостояния населения и повышение качества жизни.
В соответствии с федеральными законами о реформировании электроэнергетики Российской Федерации в течение 2004 года функционирование электроэнергетики Самарской области будет происходить в условиях первого этапа - процесса отработки рыночных механизмов и организации новых хозяйственных отношений с целью обеспечения последовательного перехода от существующего монопольного положения ОАО "Самараэнерго" и государственного регулирования тарифов к формированию конкурентной среды в энергетике. При реформировании ОАО "Самараэнерго" будут созданы организации по отдельным видам деятельности: генерация, распределение, сбыт и сервисная деятельность в условиях процесса частичной либерализации оптового рынка электроэнергии. На этом этапе отрабатывается модель конкурентного рынка, начинает действовать оптовый рынок продаж производимой электроэнергии в ограниченном объеме 5-15%.
С 2005 года должны вступить в силу правила оптового рынка электроэнергии и завершится первый этап реформы. В рамках второго этапа начинает функционировать конкурентный оптовый и розничный рынки электроэнергии. По мере развития рынка и его инфраструктуры будет происходить расширение границ конкурентных рынков с увеличением числа его участников. В результате на оптовом рынке электроэнергии начнет действовать механизм формирования равновесных цен в рамках ценовых зон (их границы будут определены Правительством Российской Федерации). После окончания второго этапа продажа электроэнергии на розничных рынках также будет осуществляться по ценам, складывающимся под действием спроса и предложения. Тарифное регулирование в электроэнергетике будет сохранено только в части регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
На третьем этапе к 2008 году предполагается завершение формирования инфраструктуры энергетического рынка и условий для привлечения значительных инвестиций в предприятия энергокомплекса.
Представленный в Энергетической стратегии России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 № 1234-р) умеренный вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предусматривает, что энергоемкость валового внутреннего продукта (далее - ВВП) страны к 2005 году снизится на 14-15% от уровня 2000 года и на 25-27% к 2010 году. В период до 2015 года эта тенденция продолжится и снижение достигнет 35-40%.
Сценарными условиями развития экономики России в период до 2006 года предусматривается увеличение цен (тарифов) на природный газ для конечных потребителей промышленности до 35-39 долларов США (без налога на добавленную стоимость и оплаты транспортировки) за 1000 кубометров (против 23,1 долларов США за 1000 кубометров, ожидаемых в 2003 году).
Предполагается, что в Российской Федерации расходы на душу населения по оплате ТЭР, по сравнению с расходами 2000 года, к 2006 году увеличатся в 1,69 раза, а к 2010 году - в 1,94 раза.
С 2000 года потребление населением в Самарской области природного газа возросло с 1339 миллионов кубометров до уровня 1511 миллионов кубометров в 2002 году или на 12,8%. В перспективе до 2010 года основным топливом, используемым населением региона в быту, останется природный газ при ежегодном приросте объемов потребления на 4-6%.
Прогнозируемое к 2006 году увеличение цены природного газа для населения может составить 168% от уровня 2000 года.
Уровень тарифов на электрическую энергию для потребителей в 2006 году может составить 148% от уровня 2000 года.
Наиболее действенным механизмом стабилизации роста цен на ТЭР и энергетические услуги в условиях прекращения государственного регулирования цен и тарифов для населения станет проведение реформирования "большой" и "малой" энергетики с целью максимального развития конкуренции в потенциально конкурентных сферах - генерации и сбыте электрической и тепловой энергии, в том числе на основе децентрализации энергообеспечения в городах и районах, где это технологически и экономически обосновано, и создание новых энергосервисных организаций, отвечающих за качественное энергоснабжение и обеспечение ТЭР. Строительство новых генерирующих мощностей и распределительной инфраструктуры, формирование полноценного конкурентного регионального рынка электрической и тепловой энергии существенно уменьшит зависимость потребителей Самарской области от монопольного положения ОАО "Самараэнерго".
В рамках реформирования электроэнергетики в Самарской области необходимо осуществить модернизацию коммунальной энергетики, в том числе за счет привлечения частного капитала в сферу хозяйственной деятельности на основе реформирования и модернизации всего комплекса ЖКХ.
Для совершенствования энергоснабжения населения Самарской области необходимо проведение анализа состояния оснащенности населения современными ПКУ электрической и тепловой энергии для выработки комплексной программы дооснащения и модернизации ПКУ населения с определением источников финансирования данных работ (целевые средства в составе тарифной выручки ЭСО, лизинговые схемы и так далее).
Перспективным направлением в "малой" энергетике является строительство мини-ТЭЦ в городах и районах области, имеющих дефицит энергии или удаленных от источников генерации энергии. Развитие энергообеспечения за счет использования газотурбинных, паротурбинных и поршневых энергоисточников малой и средней мощности может создать реальные предпосылки для появления конкуренции в региональной энергетике. Развитие независимых производителей энергии может стать дополнительным стимулом для ОАО "Самараэнерго" по развитию собственной "малой" энергетики как нового направления деятельности для предприятий, создаваемых при реформировании региональных вертикально интегрированных энергетических компаний.
Необходимо отметить, что организации Самарской области готовы к выпуску большинства элементов для "малой" энергетики и могут успешно конкурировать с предприятиями других областей на рынке энергетических установок малой и средней мощности. Например, для энергообеспечения городских районов и населенных пунктов может использоваться продукция, выпускаемая ОАО "Моторостроитель" - широкий ряд блочно-модульных теплоэлектростанций мощностью в диапазоне от 6,5-25 МВт.
В настоящее время в сфере теплоснабжения отмечается тенденция снижения надежности в системах теплоснабжения. Технические и организационные причины, ухудшающие теплоснабжение населения, связаны, прежде всего, с износом оборудования энергоисточников и сетей, ведомственной разобщенностью отдельных звеньев теплоснабжающих систем: ТЭЦ, котельных, магистральных, квартальных тепловых сетей, что приводит к несогласованности технических решений и графиков восстановительных ремонтов.
Целью реорганизации теплоснабжающего хозяйства является формирование финансово устойчивых энергетических организаций, готовых конкурировать между собой на региональном рынке тепла и энергетических услуг и способных привлекать инвестиции для своего развития.
Учитывая, что надежное и качественное теплоснабжение должно относиться к числу приоритетных задач энергообеспечения населения Самарской области, при реформировании регионального ЖКХ должны быть решены вопросы по созданию контролируемых потребителями структур, ответственных перед населением за оказание услуг по теплоснабжению на основе соответствующей нормативной базы.
Теплоснабжение населения Самарской области имеет высокое социальное значение, повышение его надежности, качества и экономичности является безальтернативной задачей. Поэтому органы государственной власти и местного самоуправления должны оставаться важнейшими агентами экономических отношений в данной отрасли.
Котельные, отапливающие объекты ЖКХ, социальной сферы и использующие природный газ в качестве основного вида топлива, в обязательном порядке должны иметь резервное или аварийное топливное хозяйство согласно условиям, формулируемым в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами при выдаче разрешений на использование природного газа в качестве топлива, и содержать его на надлежащем техническом уровне.
Для улучшения энергообеспечения сельских районов необходимо завершить работы по передаче необслуживаемых объектов сельской энергетики Самарской области на обслуживание эксплуатирующим электросетевым организациям.
Снабжение населения сжиженным газом осуществляют специализированные газоснабжающие организации, реализующие сжиженный газ по ценам, утверждаемым распоряжением Губернатора Самарской области, и на основании ежемесячных балансовых заданий, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации. Из областного бюджета этим организациям выплачиваются субсидии на расходы, связанные с реализацией сжиженного газа населению области по фиксированным ценам. Ежегодное потребление сжиженного газа населением составляет примерно 30 тысяч тонн.
В перспективе предполагается увеличение объемов реализации сжиженного газа населению, проживающему в небольших сельских населенных пунктах, и рассредоточенным потребителям.
Исходя из необходимости оптимизации ТЭБ региона, отопительные котельные сельских районов Самарской области должны полностью прекратить использовать сырую нефть в качестве топлива.
Для энергообеспечения потребителей предполагается диверсифицировать использование в регионе таких видов ТЭР, как природный газ, мазут и дизельное топливо. Использование мазута и дизельного топлива для отопительных целей должно находить широкое применение в резервных топливных хозяйствах.
Снабжение населения твердым топливом (уголь, брикет, дрова) осуществляют специализированные топливоснабжающие организации, реализующие его по ценам, утверждаемым распоряжением Губернатора Самарской области. Из областного бюджета этим организациям выплачиваются субсидии на расходы, связанные с реализацией твердого топлива населению области по фиксированным ценам. Ежегодное потребление угля населением составляет примерно 37 тысяч тонн, угольного брикета - 1 тысячу тонн. За период с 2000 года суммарное потребление населением угля и брикета стабилизировалось. Предполагается незначительный рост потребления данного твердого топлива преимущественно в сельских районах области, что обусловлено высоким уровнем газификации населенных пунктов Самарской области (более 90%) и продолжающимся процессом газификации территории региона за счет средств областного и местных бюджетов, а также средств хозяйствующих субъектов.
Для снижения нагрузки на областной бюджет представляется целесообразным введение адресной дотации населению на приобретение твердого топлива и сжиженного газа и переход на рыночный механизм ценообразования, что может стать стимулом для развития конкурентных отношений в системе обеспечения твердым топливом и сжиженным газом.
Важное значение имеет оптимальное использование возобновляемых источников энергии и местных видов топлива в регионе.
Нетрадиционные возобновляемые источники энергии, к которым относят энергию солнца, ветра, малых рек, биомассы и другие, по своим возможностям, в отдельных случаях, вполне могут конкурировать с традиционными источниками энергии.
На территории Самарской области одним из возможных направлений в освоении возобновляемых источников энергии может стать ветроэнергетика. Несмотря на более высокую стоимость электроэнергии, получаемой от ветроэнергетических установок, их применение оправдано для электрификации отдельных объектов, находящихся в труднодоступных районах, не имеющих централизованного электроснабжения.
Основным местным видом топлива являются дрова. Для обеспечения населения данным видом топлива необходимо обеспечить поддержание и развитие существующих мощностей по заготовке дров и возобновление ресурсной базы. Ежегодное потребление дров населением сохраняется на стабильном уровне и составляет примерно 6,7 тысячи кубометров (по итогам 2002 года).
Основными потребителями твердого топлива являются жители негазифицированных населенных пунктов Самарской области и иные рассредоточенные потребители.
Важным видом нетрадиционного топлива, особенно в целях теплоснабжения, являются бытовые отходы. При условии создания соответствующей технологической инфраструктуры возможно вовлечение их в топливно-энергетический баланс региона с обеспечением одновременно и решения экологических проблем.

6. Разработка энергетической программы
Самарской области на 2006-2010 годы,
ее основные мероприятия.
Ожидаемые результаты реализации концепции

Для реализации положений Концепции необходимо развитие региональной нормативной правовой базы, проведение взаимосвязанного комплекса мероприятий и согласованных действий органов исполнительной и законодательной власти Самарской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, энерго- и топливоснабжающих организаций, а также потребителей ТЭР.
Решение вышеизложенных комплексных задач возможно в рамках энергетической программы Самарской области на 2006-2010 годы (далее - энергетическая программа).
Исходя из этого в соответствии с утвержденным постановлением Губернатора Самарской области от 19.06.2000 № 193 Порядком разработки и реализации областных целевых программ департамент экономического развития и инвестиций Администрации Самарской области в 2003 году готовит инициативное предложение о разработке энергетической программы и представляет его на рассмотрение Губернатору Самарской области.
В 2004 году на основании поручения (распоряжения) Губернатора Самарской области утвержденный головной исполнитель готовит техническое задание на разработку энергетической программы с привлечением необходимых научно-исследовательских и других специализированных организаций, определяет на конкурсной основе генерального подрядчика по разработке, координирует выполнение работ по ее своевременной и качественной подготовке.
В 2005 году разработанная энергетическая программа выносится головным исполнителем на рассмотрение коллегии Администрации Самарской области и последующее утверждение Самарской Губернской Думой.
Реализация энергетической программы, включающей в себя подпрограмму развития "малой" энергетики, подпрограмму реформирования системы теплоснабжения городов и населенных пунктов Самарской области, подпрограмму энергосбережения в Самарской области, начиная с 2006 года будет осуществляться в соответствии с утвержденными объемами финансирования по следующим направлениям:
нормативно-правовое разграничение полномочий, обязанностей и ответственности органов исполнительной власти Самарской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, энерго- и топливоснабжающих организаций и иных заинтересованных хозяйствующих субъектов для достижения балансов интересов органов государственной власти, энергетических организаций и потребителей ТЭР и энергетических услуг, включая население Самарской области;
проведение анализа текущего технического и инфраструктурного состояния энергоисточников, энергосетей и оснащенности населения ПКУ, разработка схем перспективного развития тепло- и электроснабжения в городах и населенных пунктах Самарской области в соответствии с генеральными планами их развития;
проведение корректировки генеральных планов развития городов и населенных пунктов Самарской области с определением величин прироста мощностей и объемов энергопотребления (тепло- и электроснабжение) и их согласование с ОАО "Самараэнерго" и соответствующими ЭСО;
осуществление анализа, корректировки и переутверждения генеральных планов развития городов и населенных пунктов Самарской области через каждые пять лет с целью выработки оптимальных схем тепло- и электроснабжения населения с учетом особенностей существующей инфраструктуры;
разработка единого реестра организаций, осуществляющих энергоснабжение и топливообеспечение населения Самарской области;
разработка областной программы ликвидации перекрестного субсидирования с указанием конкретных сроков ее исполнения;
проведение в 2005 году экспресс-обследований резервных энергоисточников и аварийных топливных хозяйств социально значимых объектов Самарской области для оценки технического состояния и определения необходимых ресурсов для их восстановления;
проведение энергетических обследований региональных ЭСО с годовым потреблением энергоресурсов менее шести тысяч тонн условного топлива, а также организаций, оказывающих услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
создание равных условий допуска к энергетической инфраструктуре предприятий всех форм собственности для производства, транспортировки и потребления энергии;
определение на основании анализа состояния энергетического хозяйства в городах и районах Самарской области при непосредственном участии органов местного самоуправления, федеральных и региональных органов исполнительной власти и ЭСО "узких" мест в энергообеспечении населения региона для выработки конкретного комплекса мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций;
разработка топливно-энергетического баланса муниципальных образований и Самарской области в целом в натуральных и стоимостных показателях;
проведение необходимого комплекса мероприятий по социальной защите малообеспеченных слоев населения в рамках Закона Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Создание единой информационной системы адресной социальной помощи жителям Самарской области на 2004-2006 годы", принятого решением Самарской Губернской Думы от 07.07.2003 № 56-ГД;
проведение работ по формированию системы региональных гарантирующих поставщиков электрической энергии;
завершение работы по передаче необслуживаемых объектов сельской энергетики на обслуживание ЭСО;
введение в соответствующих лицеях, колледжах и высших учебных заведениях Самарской области дисциплины "Энергосбережение" для формирования устойчивого представления о необходимости использовании энергосбережения во всех сферах общественной и производственной деятельности у учащейся молодежи региона;
проведение регулярного мониторинга деятельности предприятий в сфере производства и использования энергосберегающих технологий и материалов, ведение научно-исследовательской деятельности в области энергосбережения.
Важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности, надежного энергообеспечения населения Самарской области и сбалансированного развития ТЭК региона станет единство целей и методов государственной энергетической политики на региональном, федеральном и местном уровнях.
Основные ожидаемые результаты реализации Концепции:
повышение надежности и качества энергоснабжения в регионе;
повышение эффективности использования ТЭР, расширение энергосбережения в быту;
повышение устойчивости и надежности энергетических организаций, обеспечивающих энергоснабжение населения;
создание условий доступности ТЭР для населения и защиты их прав как потребителей энергоресурсов и энергетических услуг с соблюдением баланса экономических интересов поставщиков и потребителей ТЭР;
создание механизма социальной защиты малообеспеченных слоев населения Самарской области от повышения цен (тарифов) на ТЭР и энергетические услуги;
формирование в регионе необходимых экономических условий привлечения инвестиций для развития и устойчивого функционирования областной энергетической системы;
формирование конкурентного рынка ТЭР и энергетических услуг на территории Самарской области, демонополизация деятельности отдельных энергетических организаций и создание новых форм хозяйствующих субъектов в сфере энергообеспечения населения.

7. Нормативно-правовое обеспечение концепции

Федеральный закон "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 26.03.2003 № 38-ФЗ.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях" от 26.03.2003 № 39-ФЗ.
Федеральный закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 36-ФЗ.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" от 26.03.2003 № 37-ФЗ.
Федеральный закон "Об энергосбережении" от 05.04.2003 № 42-ФЗ.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 № 1234-р.
Закон Самарской области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии в Самарской области", принятый решением Самарской Губернской Думы от 25.06.98 № 89.
Целевая программа энергосбережения в Самарской области на 2000-2005 годы, утвержденная решением Самарской Губернской Думы от 26.06.2000 № 394.
Постановление Губернатора Самарской области "О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета" от 02.07.99 № 175.
Постановление Губернатора Самарской области "О внесении изменений и дополнений в Порядок разработки и реализации областных целевых программ, утвержденный постановлением Главы Администрации области от 18.03.96 № 58" от 19.06.2000 № 193.
Постановление Губернатора Самарской области "Об утверждении Положения о порядке учета и использования средств, сэкономленных в результате энергосбережения в организациях, оплачивающих топливно-энергетические ресурсы за счет средств областного бюджета" от 08.07.2003 № 260.
Распоряжение Губернатора Самарской области "Об образовании рабочей группы по подготовке концепции "Энергообеспечение населения Самарской области" от 25.05.2001 № 242-р.
Распоряжение Губернатора Самарской области "Об образовании рабочей группы по рассмотрению вопросов передачи необслуживаемых объектов сельской энергетики Самарской области на обслуживание открытому акционерному обществу "Самараэнерго" от 22.01.2002 № 26-р.
Распоряжение Губернатора Самарской области "Об образовании межведомственной рабочей группы по разработке топливно-энергетического баланса Самарской области с использованием геоинформационных технологий" от 28.10.2003 № 458-р.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru