Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 17.12.1998 № 28-ГД
(ред. от 06.05.2004)
"ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМОЙ 24.11.1998)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волжская коммуна", № 228-229, 29.12.1998.



Утратил силу в связи с принятием Закона Самарской области от 02.11.2004 № 142-ГД.



17 декабря 1998 года № 28-ГД

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Самарской Губернской Думой
24 ноября 1998 года

(в ред. Законов Самарской области
от 08.10.2002 № 70-ГД, от 10.11.2003 № 91-ГД,
от 01.04.2004 № 37-ГД, от 06.05.2004 № 70-ГД)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:
1. "отходы" - продукты природы и производительного труда, не использующиеся вследствие утраты потребительских свойств либо иных объективных или субъективных причин;
2. "отходы производства и потребления" (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
3. "вторичные ресурсы" - продукты природы и производительного труда, полезные свойства которых не исчерпаны;
4. "неутилизируемые отходы" - отходы, непригодные к использованию вследствие утраты полезных свойств или экономической, технической нецелесообразности;
5. "опасные отходы" - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
6. "утилизируемые отходы" - отходы, которые используются в данной организации или передаются другому для производственных нужд или переработки в полезные продукты;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
7. "рецикл" - отходы, собираемые в полностью отсортированном виде и пригодные к переработке в полезные продукты;
8. "обращение с отходами" - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
9. "управление в сфере обращения с отходами" - регулирование государственными органами власти, органами местного самоуправления, органами санэпиднадзора, охраны природы и другими специально уполномоченными органами всех видов деятельности по обращению с отходами с целью охраны жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
10. "удаление отходов" - комплекс мероприятий по сбору, транспортировке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов;
11. "утилизация отходов" - использование отходов для производственных нужд или переработка отходов в полезные продукты;
12. "рециклинг" - вовлечение отходов в хозяйственный оборот;
13. "раздельный сбор (сортировка) отходов" - комплекс мероприятий, позволяющий осуществить сбор отходов по их видам, классам опасности и т.д., полный или частичный отбор утилизируемых компонентов;
14. "хранение отходов" - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
15. "обезвреживание отходов" - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
16. "захоронение отходов" - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
17. "размещение отходов" - хранение и захоронение отходов;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
18. "рекультивация" - полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного при размещении отходов, с комплексом мероприятий по защите окружающей среды от воздействия отходов;
19. "санация" - комплекс мероприятий по обезвреживанию ранее размещенных отходов;
20. "объект размещения отходов" - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
21. "несанкционированная свалка" - необустроенный в соответствии с санитарными и иными нормами и правилами земельный участок (территория), захламленный мусором, сброшенным без оформления соответствующих документов;
22. "природопользователи" - физические и юридические лица, осуществляющие деятельность, прямо или косвенно связанную с обращением с отходами;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
23. "норматив образования отходов" - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
24. "лимит на размещение отходов" - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
25. "паспорт опасных отходов" - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
26. "специально уполномоченные органы Российской Федерации в сфере обращения с отходами" - специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения в Самарской области: в области охраны окружающей среды, в области охраны и использования природных ресурсов, в области санитарно-эпидемиологического надзора, а также другие федеральные органы, на которые в установленном порядке возложены задачи и функции государственного управления в сфере обращения с отходами.

Статья 2. Законодательство об отходах производства и потребления, действующее на территории Самарской области

(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

1. Отношения в сфере обращения с отходами на территории Самарской области регулируются Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Самарской области "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области", настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Самарской области.
2. Отношения в сфере обращения с радиоактивными отходами регламентируются федеральным законодательством.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

Статья 3. Полномочия Самарской Губернской Думы в сфере обращения с отходами

(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

К полномочиям Самарской Губернской Думы в сфере обращения с отходами относятся:
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
- принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
- утверждение и контроль за реализацией областных целевых программ в сфере обращения с отходами;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
- установление налоговых льгот для природопользователей в части, касающейся отчислений в областной бюджет, в соответствии с федеральным и областным законодательством.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

Статья 4. Полномочия Губернатора Самарской области, органов исполнительной власти Самарской области в сфере обращения с отходами

(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

К полномочиям Губернатора Самарской области в сфере обращения с отходами относятся:
- определение перечня видов лома черных и цветных металлов, образующегося в быту и подлежащего приему от физических лиц;
- иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
К полномочиям органов исполнительной власти Самарской области в сфере обращения с отходами относятся:
- обеспечение проведения государственной политики в сфере обращения с отходами;
- разработка и реализация областных целевых программ, планов и мероприятий в сфере обращения с отходами;
- разработка и реализация финансовых механизмов, схем по привлечению средств природопользователей к решению проблем в сфере обращения с отходами;
- осуществление государственного экологического контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;
- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
- организация проектирования, строительства, реконструкции, консервации и ликвидации объектов обращения с отходами областного значения в соответствии с федеральным и областным законодательством;
- осуществление международных связей в сфере обращения с отходами с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными организациями;
- организация экологического воспитания, образования и просвещения населения в сфере обращения с отходами;
- участие в ведении государственного кадастра отходов;
- право передачи части полномочий в сфере обращения с отходами другим государственным органам или органам местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством;
- обеспечение населения необходимой информацией о состоянии и перспективах развития деятельности в сфере обращения с отходами;
- иные полномочия, предоставленные им федеральным и областным законодательством.
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 37-ГД)

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами

(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

1. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами относятся:
- разработка и реализация местных программ в сфере обращения с отходами;
- регулярная очистка территории городских и сельских поселений от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
- определение порядка сбора, учета, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения отходов;
- организация проектирования, строительства, реконструкции, консервации и ликвидации объектов обращения с отходами местного значения в соответствии с федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
- экономическое стимулирование деятельности в сфере обращения с отходами на территории муниципальных образований;
- организация и проведение работ по рекультивации земель, освобождаемых от отходов, на территории муниципальных образований;
- обеспечение населения необходимой информацией в сфере обращения с отходами;
- иные полномочия, предоставленные им федеральным и областным законодательством.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
2. Исключен. - Закон Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД.
3. С целью обеспечения экологического равновесия в природной среде природопользователям устанавливаются нормативы на образование и размещение отходов. Указанные нормативы разрабатываются природопользователем и подлежат утверждению специально уполномоченными органами в сфере обращения с отходами или их территориальными подразделениями в Самарской области. Места размещения отходов согласовываются с органами местного самоуправления.
4. Органы местного самоуправления имеют право в целях предупреждения эпидемий и массовых отравлений устанавливать ограничения на способы утилизации пищевых продуктов и лекарственных препаратов, признанных в установленном порядке отходами, а также изымать их для уничтожения в установленном законодательством порядке.

Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 6. Управление в сфере обращения с отходами

Управление в сфере обращения с отходами осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, специально уполномоченные органы Российской Федерации в сфере обращения с отходами, уполномоченные действующим законодательством решать задачи в сфере обращения с отходами.

Статья 7. Основные принципы управления в сфере обращения с отходами на территории Самарской области

Основными принципами управления в сфере обращения с отходами производства и потребления являются:
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
- научно обоснованное сочетание экономических, экологических и иных интересов общества, гарантирующее благоприятную среду обитания;
- возмещение собственниками отходов затрат по их сбору, транспортировке, переработке, складированию, захоронению, уничтожению;
- стимулирование и поощрение сбора и рационального использования вторичных ресурсов, снижения объема неутилизируемых отходов;
- стимулирование научно-исследовательской деятельности в сфере обращения с отходами;
- нормирование и лимитирование пользования природными ресурсами при обращении с отходами;
- взимание платы за размещение отходов в окружающей среде и пользование природными ресурсами при обращении с отходами;
- стимулирование внедрения малоотходных и безотходных технологических процессов;
- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов на основе замкнутых технологических циклов;
- возмещение в соответствии с действующим законодательством ущерба, нанесенного здоровью граждан и окружающей среде размещением отходов или правонарушениями в обращении с ними;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
- разработка и реализация перспективных направлений деятельности природопользователей в сфере обращения с отходами;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
- планирование и контроль за образованием и перемещением отходов; экологический контроль за соблюдением природопользователями норм экологической безопасности при обращении с отходами;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
- свободный доступ к информации об отходах.

Статья 8. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение программ и мероприятий в сфере обращения с отходами

1. Планирование мероприятий по обращению с отходами осуществляется в составе экологических программ или отдельно, а также перспективных федеральных, областных и местных программ по отходам.
2. Финансирование программ и мероприятий в сфере обращения с отходами может производиться за счет:
- средств федерального бюджета;
- средств областного и местных бюджетов;
- средств природопользователей;
- кредитов банков;
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- средств, поступающих из других источников финансирования.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

Статья 9. Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами

1. Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами на территории Самарской области осуществляется органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления и специально уполномоченными органами Российской Федерации в сфере обращения с отходами в пределах их компетенции с целью снижения образования отходов, стимулирования вторичного использования отходов и материальной компенсации ущерба, наносимого окружающей среде размещением отходов.
2. Собственник отходов, в том числе тары и упаковки, несет расходы на их сбор, транспортировку, складирование, захоронение, (переработку, уничтожение).
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
3. Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с федеральным законодательством.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
4. Исключен. - Закон Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД
5. Исключен. - Закон Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД
6. Исключен. - Закон Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД
7. Исключен. - Закон Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД

Глава 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ

Статья 10. Требования экологически безопасного обращения с отходами на территории Самарской области

1. Принимаемые органами местного самоуправления решения по обращению с отходами должны быть направлены на снижение объема (массы) отходов, внедрение безотходных и малоотходных технологий, обеспечение рециклинга, а также экономию природных ресурсов и восстановление земель, испорченных отходами.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
2. Природопользователи на объектах образования отходов обязаны обеспечить раздельный сбор отходов в виде рецикла.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
Не допускается намеренное смешение отходов различных видов: жидких с твердыми, промышленных с бытовыми, отходов различного класса опасности и т.д., если это не предусмотрено технологией или не обосновано должным образом и не утверждено специально уполномоченными органами в сфере обращения с отходами.
3. Граждане обязаны принимать участие в раздельном сборе компонентов бытовых отходов, образующихся в результате их жизнедеятельности.
4. При выборе метода удаления отхода предпочтение отдается тому, который обеспечивает наименьший экологический ущерб окружающей среде, с учетом необходимости экономии природных ресурсов. При этом предпочтительными методами (по мере убывания приоритетности) являются:
- внедрение безотходных технологий;
- очистка и повторное использование отходов в основном процессе;
- переработка и использование для иных целей;
- термическое или физико-химическое обезвреживание;
- складирование;
- захоронение.
5. Общие экологические издержки по обращению с отходами не должны превышать размеров экологического ущерба от простого их захоронения.
При обезвреживании отходов не должно появляться отходов (выбросов, сбросов) более высокого класса опасности, чем у обезвреживаемых.
6. Запрещается ввоз на территорию Самарской области опасных отходов с целью захоронения без положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектам строительства специальных хранилищ и согласования с Правительством Самарской области.
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 37-ГД)
7. Возможен ввоз на территорию Самарской области отходов с целью переработки в технические продукты на производствах, проекты которых имеют положительные заключения экологической экспертизы и согласования органов местного самоуправления.
8. Пищевые и кормовые продукты и добавки, лекарственные, ветеринарные и иные медицинские препараты, признанные в установленном законодательством порядке непригодными к употреблению, являются отходами, и на них распространяется действие настоящего Закона.
9. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, обязаны принимать меры по утилизации и захоронению отходов на объектах размещения, обеспечивать экологически безопасное использование земельных участков и их рекультивацию, проводить мониторинг состояния земельных участков.
(в ред. Законов Самарской области от 08.10.2002 № 70-ГД, от 10.11.2003 № 91-ГД)

Статья 11. Экологические требования при эксплуатации действующих производств

1. Ответственность за экологически безопасное обращение с отходами лежит на природопользователях, являющихся их собственниками.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
2. Природопользователи при обращении с отходами, образующимися при эксплуатации действующих производств, обязаны:
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
обеспечивать соблюдение установленных экологических нормативов и порядка обращения с отходами;
внедрять экологически чистые, малоотходные и безотходные технологии;
разрабатывать и осуществлять мероприятия по снижению объемов образования и токсичности отходов, а также утилизации хранящихся отходов;
разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению аварий и ситуаций, могущих привести к авариям;
осуществлять раздельный сбор образующихся отходов и их учет;
удалять неутилизируемые отходы на объекты их размещения;
проводить инвентаризацию образующихся отходов и представлять достоверную информацию в государственные статистические органы, а также в другие контролирующие органы;
осуществлять экологический контроль за качеством окружающей среды в местах складирования и временного хранения отходов;
возмещать в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу, юридическим и физическим лицам, в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере обращения с отходами;
представлять специально уполномоченным органам Российской Федерации в сфере обращения с отходами и органам местного самоуправления любую информацию об отходах;
при возникновении аварий с отрицательными экологическими последствиями или ситуаций, могущих привести к авариям, немедленно информировать об этом специально уполномоченные органы Российской Федерации в сфере обращения с отходами и население.
3. При выпуске готовой продукции изготовитель (поставщик, продавец) обязан предусмотреть возможность экологически безопасного удаления отходов, образующихся после ее использования потребителем.
В документах на выпускаемую продукцию (инструкция, технический паспорт и т.д.), включая и упаковочный материал, изготовитель (поставщик, продавец) обязан указать рекомендуемый способ утилизации, обезвреживания или размещения отходов (равно как и недопустимые способы), образующихся после использования продукции и упаковочного материала потребителем.
4. В соответствии с законодательством Российской Федерации запрещается реализация продукции, при использовании которой образуются отходы, экологически безопасная утилизация, обезвреживание или размещение которых в существующих условиях невозможны.

Статья 12. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатацию, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов

(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

1. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов природопользователи обязаны:
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
учесть экологические последствия деятельности этих объектов в части, касающейся образующихся отходов;
соблюдать установленные экологические стандарты, нормы и иные нормативы качества окружающей среды, касающиеся обращения с отходами;
применять экологически чистые, малоотходные и безотходные технологии;
иметь требуемые в соответствии с федеральным и областным законодательством заключения специально уполномоченных органов Российской Федерации по соответствующей документации.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
2. Общественные объединения граждан в соответствии с их уставами или нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправе проводить общественную экологическую экспертизу влияния отходов на окружающую среду. Общественная экспертиза может проводиться силами научных и производственных коллективов, общественных экспертов в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
3. Порядок проведения государственной экологической экспертизы проектируемых или реконструируемых объектов определяется Федеральным законом "Об экологической экспертизе" и нормативными документами специально уполномоченного органа Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и его территориального органа по Самарской области.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

Статья 13. Экологические требования к санитарной очистке населенных пунктов от твердых бытовых отходов

1. Органы местного самоуправления обеспечивают разработку и стабильное функционирование прогрессивных схем санитарной очистки населенных пунктов и садово-дачных массивов от твердых бытовых отходов, предусматривающих их своевременное удаление, а также экономически целесообразный раздельный сбор и утилизацию ценных компонентов (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага, стекло, полимеры и т.п.).
2. Перевозки твердых бытовых отходов осуществляются только специально для этого предназначенным транспортом по графику, независимо от степени заполнения контейнеров, а при необходимости - вне графика по заявке собственника объекта образования твердых бытовых отходов.
3. Захоронение твердых бытовых отходов производится на специально отведенных и оборудованных объектах и специально обученными лицами, где обеспечивается надежная защита окружающей среды и населения от их отрицательного воздействия.
4. Размещение твердых бытовых отходов на несанкционированных свалках запрещено.
5. Запрещается засорение отходами территорий населенных пунктов и садово-дачных массивов, а также сжигание твердых бытовых отходов на их территории.
6. Проектирование и строительство полигонов и иных объектов по механизированной переработке твердых бытовых отходов в соответствии с действующими нормативными документами осуществляется на участках, предусмотренных схемой санитарной очистки.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
7. Органы местного самоуправления обязаны при реализации схемы санитарной очистки населенных пунктов и садово-дачных массивов принимать меры по раздельному сбору и удалению опасных отходов, сходных по морфологическому составу с твердыми бытовыми отходами (бытовые ртутные приборы, химикаты, трупы павших животных, больничные отходы и др.).

Статья 14. Требования безопасности при эксплуатации объектов размещения отходов

1. Размещение неутилизируемых отходов осуществляется раздельно по видам и классам опасности на территории объектов, отведенных для этой цели в установленном законодательством порядке.
2. Специализация и местоположение объектов устанавливаются решениями органов местного самоуправления на основании положительного заключения специально уполномоченных органов Российской Федерации и согласования со всеми заинтересованными сторонами в установленном законодательством порядке.
3. Нарушение специализации объектов размещения отходов запрещается; изменение специализации объектов возможно только после соответствующего обоснования и согласования в установленном законодательством порядке.
4. Оформление разрешения на эксплуатацию объекта по размещению отходов осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5. Запрещается отведение земельных участков под объекты размещения отходов на территориях: лесопарков, курортов, зон санитарной охраны водоисточников, водоохранных зон водных объектов, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон и иных мест массового отдыха населения.
6. Предоставление недр в пользование с целью организации объектов размещения отходов осуществляется на основании лицензии или иного разрешения, выдаваемого федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органами исполнительной власти Самарской области, в порядке, установленном законодательством РФ.
(в ред. Законов Самарской области от 08.10.2002 № 70-ГД, от 10.11.2003 № 91-ГД, от 01.04.2004 № 37-ГД)
7. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр мест захоронения отходов. Порядок ведения государственного реестра устанавливается специально уполномоченными органами Российской Федерации в сфере обращения с отходами.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
8. Мониторинг объекта размещения отходов организуется природопользователем, осуществляющим его эксплуатацию в установленном законодательством порядке.
9. Прием и размещение отходов на объектах осуществляются на основе разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством.
10. Запрещается сброс отходов и продуктов их деградации в подземные водоносные горизонты и поверхностные водоемы.
11. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов размещения отходов территории, используемые для этих целей, обустраиваются в соответствии с санитарными правилами и для них необходимо предусматривать мероприятия, исключающие возможность экстремального загрязнения окружающей среды и вредного влияния на здоровье населения.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
12. При эксплуатации объектов размещения отходов должны соблюдаться установленные проектом размеры санитарно-защитных зон.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
13. Участки полигонов и полигоны в целом по окончании эксплуатации (загруженные до проектной отметки) подлежат рекультивации, с выполнением, при необходимости, санации, в соответствии с проектом.
14. На территории закрытых и рекультивированных полигонов и свалок любое жилищное и промышленное строительство (за исключением объектов по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов) допускается не ранее, чем через 50 лет после закрытия и рекультивации при условии проведения необходимых санитарно-экологических исследований. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить хранение информации, касающейся свалок и полигонов, в течение 70 лет после их закрытия и рекультивации.

Статья 15. Экологические требования при обращении с опасными отходами

1. Природопользователи, деятельность которых связана с образованием опасных отходов, обязаны обеспечить при обращении с ними безопасные условия для людей и окружающей среды.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
2. Класс опасности отходов на действующих производствах и объектах определяется их собственниками, на проектируемых - проектными организациями, но во всех случаях согласовывается в установленном порядке со специально уполномоченными органами Российской Федерации в сфере обращения с отходами.
3. Лицензия на обращение с опасными отходами выдается в установленном законодательством порядке с указанием видов опасных отходов, лимитов на их размещение, а также условий обращения с ними.
4. Лицензия на обращение с опасными отходами является основанием для природопользователя на заключение договора на комплексное природопользование с органом исполнительной власти области.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
5. Порядок лицензирования экспорта (импорта) и транзита опасных отходов устанавливается федеральным законодательством.
6. Запрещается ввод в эксплуатацию производств, в которых образуются опасные отходы, не удаляемые экологически безопасными способами.
7. Хранение и захоронение опасных отходов допускается только на специально оборудованных для этих целей объектах.
8. Иные виды деятельности, не связанные с обращением с опасными отходами, на территории, отведенной для их хранения или захоронения, запрещаются.
9. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с опасными отходами, обязаны вести специальный учет опасных отходов в порядке, установленном специально уполномоченными органами Российской Федерации в сфере обращения с отходами.
10. Пищевые продукты и лекарственные препараты, признанные опасными отходами, подлежат утилизации или уничтожению в установленном законодательством порядке.
11. Смешение опасных отходов с неопасными запрещается, если иное не предусмотрено технологическим регламентом, согласованным со специально уполномоченными органами Российской Федерации.

Статья 16. Экологические требования к перемещению опасных отходов

1. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
наличие паспорта опасных отходов;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
2. Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными специально уполномоченными Органами Российской Федерации в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

Глава 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАЩЕНИЕМ С ОТХОДАМИ

Статья 17. Государственный экологический контроль

1. Государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами осуществляют специально уполномоченные органы Российской Федерации в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и их территориальные подразделения в Самарской области.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
2. Основной задачей государственного контроля за обращением с отходами является проверка соблюдения требований законодательства, стандартов (норм и правил) по обращению с отходами, выявлению, предупреждению и устранению их вредного воздействия на окружающую среду и человека.
3. Государственный экологический контроль за обращением с отходами включает в себя:
- контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований в сфере обращения с отходами;
- контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в сфере обращения с отходами;
- контроль за соблюдением природопользователями требований по соблюдению природоохранительного законодательства Российской Федерации;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
- контроль за состоянием окружающей среды в местах образования и размещения отходов;
- контроль за правильностью учета природопользователями объемов образования и размещения отходов;
- контроль за правильностью исчисления и внесения платежей за образование, сбор и размещение либо удаление отходов;
- контроль за реализацией природопользователями мероприятий по снижению объемов неутилизируемых отходов, по улучшению обращения с отходами, выполнением предписаний, выданных специально уполномоченными органами Российской Федерации в сфере обращения с отходами;
- контроль за соблюдением свободного доступа к информации по обращению с отходами;
- согласование порядка производственного экологического контроля в организациях;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
- привлечение в установленном порядке к ответственности природопользователей, виновных в нарушении природоохранного законодательства при обращении с отходами, предъявление исков, о возмещении ущерба окружающей среде и здоровью человека;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
- принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности по обращению с отходами, причиняющей вред окружающей среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

Статья 18. Производственный экологический контроль

1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами, правильности учета образования и размещения отходов, наблюдение за состоянием окружающей среды в местах образования и размещения отходов, а также выявление возможностей снижения объемов и опасности образующихся отходов, предоставление специально уполномоченным органам Российской Федерации в сфере обращения с отходами информации по обращению с отходами в организации.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
2. Порядок осуществления производственного контроля в сфере обращения с отходами определяют юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, по согласованию со специально уполномоченными органами Российской Федерации в сфере обращения с отходами.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

Статья 19. Общественный экологический контроль

1. Общественный контроль в сфере обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Самарской области.

Глава 6. НОРМИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ И
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ

Статья 20. Нормирование в сфере обращения с отходами

1. Природопользователям устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
(в ред. Закона Самарской области от 06.05.2004 № 70-ГД)
2. Природопользователи разрабатывают и согласовывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с установленным порядком.
(в ред. Закона Самарской области от 06.05.2004 № 70-ГД)

Статья 21. Государственный учет и отчетность в сфере обращения с отходами

1. Государственная отчетность в сфере обращения с отходами ведется и обрабатывается по единой для Российской Федерации системе.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в сфере обращения с отходами устанавливают специально уполномоченные органы Российской Федерации в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, порядок статистического учета в сфере обращения с отходами - специально уполномоченный орган Российской Федерации в сфере статистического учета.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены специально уполномоченным органом Российской Федерации в области статистического учета по согласованию со специально уполномоченными органами Российской Федерации в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за полноту и достоверность учета в сфере обращения с отходами.
5. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные специально уполномоченные органы в сфере обращения с отходами имеют право запрашивать и получать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дополнительные сведения об отходах при возникновении сомнений в достоверности представленных данных первичного учета.
6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать хранение материалов по учету в сфере обращения с отходами, включая оригиналы документов первичного учета (талоны, паспорта, товарно-транспортные накладные и т.д.) в течение сроков, определяемых специально уполномоченными органами Российской Федерации в сфере обращения с отходами.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
7. Отходы, размещенные без надлежаще оформленных документов первичного учета, считаются сброшенными на рельеф местности в неустановленном месте, а юридические лица и индивидуальные предприниматели, допустившие это, несут ответственность в установленном законом порядке в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
8. Государственный Кадастр отходов на территории Самарской области ведется специально уполномоченным органом Российской Федерации в сфере обращения с отходами по единой системе.
9. Органы государственной власти, органы местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в сфере обращения с отходами принимают меры по разработке системы управления отходами, формированию и эффективному использованию Государственного, областного и иных Кадастров отходов.

Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 22. Ответственность за нарушение настоящего Закона

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации и Самарской области в сфере обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Исключен - Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
3. Исключен - Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

Глава 8. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Переходные положения

До принятия законодательства, регулирующего порядок и условия проведения работ по санации и рекультивации земельного участка и компенсации связанных с этим расходов в соответствии с пунктом 10 статьи 10 и пунктом 13 статьи 14 настоящего Закона, порядок проведения указанных работ и компенсации расходов устанавливается Губернатором области. Порядок и условия проведения работ по санации и рекультивации земельного участка решаются совместно с собственниками (владельцами, пользователями) земельных участков, органами местного самоуправления, на территории которых находятся рекультивируемые земельные участки, специально уполномоченными органами Российской Федерации в сфере обращения с отходами в соответствии с их компетенцией.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)
При этом на проведение работ по санации и рекультивации земельных участков могут быть использованы средства соответствующих бюджетов, средства собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, а также иные средства в соответствии с действующим законодательством.
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2003 № 91-ГД)

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ
г. Самара
17 декабря 1998 года
№ 28-ГД


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru