Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЫЗРАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 30.06.2004 № 49
"О КОНЦЕПЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА СЫЗРАНИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступает в силу с момента официального опубликования (пункт 4 данного документа).



СЫЗРАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2004 г. № 49

О КОНЦЕПЦИИ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА СЫЗРАНИ

В соответствии с Постановлением Главы Администрации города от 14.04.2004 № 100 "О Концепции патриотического воспитания населения города Сызрани", руководствуясь Уставом города, Сызранская городская Дума постановляет:
1. Утвердить Концепцию патриотического воспитания населения города Сызрани (прилагается).
2. Администрации города опубликовать настоящее Постановление в газете "Волжские вести" в срок до 20.06.2004.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комиссии Сызранской городской Думы по нормотворчеству (Подлеснов Н.И.) и по социальным вопросам (Елистратов А.П.).
4. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

Глава города, Председатель
Сызранской городской Думы
В.Г.ЯНИН





Приложение
к Постановлению
Сызранской городской Думы
от 30 июня 2004 г. № 49

КОНЦЕПЦИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА СЫЗРАНИ

Основания для создания настоящей Концепции

Каждый регион обладает определенными ресурсами многостороннего развития (социального, политического, интеллектуального, культурно-духовного, информационно-аналитического и др.) Долгое время считалось, что только экономические ресурсы являются приоритетными. Необходимо изменить сложившиеся стереотипы, изменить традиционную модель поиска ресурсов и начать их использование с духовного возрождения.
В России, в частности и в Сызрани, разразился кризис идентичности: прежние установки потеряли свое значение, новые слишком непривычны - нет даже навыков приспособления к ним. К их числу относятся: либерально-рыночная доктрина; "массовая культура" с ее культом насилия, эгоизма, секса, антиинтеллектуализма; внедрение деструктивных религиозных сект и учений и т.д. Это подтверждают данные социологического исследования, проведенного совместно Управлением по делам молодежи Администрации г. Сызрани и Самарским государственным техническим университетом (филиал в г. Сызрани). Полученный рейтинговый ряд проблем Сызранской молодежи возглавили следующие вопросы: работа и трудоустройство, наркомания и токсикомания, создание семьи, качественное образование, проблемы досуга, низкая зарплата, алкоголизм, недоступность высшего образования, хулиганство, отсутствие общественных организаций и т.д. 29,6% молодых людей считают себя патриотами в полной мере. 60% опрошенных среди юношей и девушек считают необходимым воспитание чувства патриотизма у современной молодежи.
Таким образом, в современной ситуации развития города как никогда необходимо возрождение духовности, воспитания населения, особенно молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству и своей малой родине. Без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала населения и российской государственности не приходится рассчитывать на успех в этом деле.

Теоретические основы формирования гражданского патриотизма

Словари русского языка Ожегова, по этике, философии, политический, иностранных языков определяют патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите, участию в развитии экономической и оборонной мощи, укреплении самостоятельности государства. Также подчеркивается, что патриотизм - чувство глубокое, древнее и зависит от конкретно исторических условий.
Выделение признаков патриотизма является отправной точкой для разработки концепции патриотического воспитания. К ним относятся:
- чувство Родины (ощущение связи с нею) и преданности ей;
- вера и деятельная практическая любовь к Родине;
- гордость за свое Отечество, символы государства, свой народ;
- чувство долга перед Родиной (защита территориальной, политической, культурной целостности государства, сбережение нации);
- приверженность идеалам, традициям и ценностям своего народа;
- преодоление личного и национального эгоизма, личная духовность;
- отсутствие антиподов патриотизма - космополитизма, ксенофобии, личного и группового эгоизма, национальной ограниченности, замкнутости, шовинизма, самообольщения;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
В нашей многонациональной стране можно выделить, во-первых, российский патриотизм, сформировавшийся на базе общих интересов и ценностей Российской Федерации, во-вторых, национальный (а именно, патриотизм русский, татарский, башкирский и других наций и народностей), в-третьих, местный патриотизм, характеризующийся привязанностью к родному краю, городу.
Местный, национальный, общероссийский типы патриотизма должны находиться во взаимоукрепляющей, прочной связи.
В условиях современной России особое место занимает гражданский патриотизм, который трактуется нами как чувство сопричастности к проблемам общества и государства, в основе которого лежат идеи свободы и равноправия. Ведущими идеями гражданского патриотизма являются: духовная наполненность, державность (принадлежность к великому народу и великому государству), равноправие и равноценность всех людей, независимо от национальности и вероисповедания, историческая преемственность, социальная ориентированность, просвещенность, деятельный характер, опора на боевые, трудовые и культурные традиции региона и России.

Общие положения

Концепция патриотического воспитания граждан города Сызрани - документ, отражающий совокупность современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов местного самоуправления по формированию гражданского патриотизма населения. Концепция учитывает необходимость нравственного, духовного обновления общества, возрождения нашей культуры, обеспечения условий для диалога и консолидации, реализации экономических программ в интересах сызранцев. Концепция призвана стать одним из ориентиров для органов местного самоуправления при решении задач формирования у населения любви и деятельного отношения к малой родине, России, патриотических чувств и ответственности за судьбу родного города, страны, духовно-нравственного возрождения общества.
Разработка Концепции осуществлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации 1993 года;
- Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2002 года № 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы";
- Законом Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Самарской области" на 2002 - 2005 годы", принятым Самарской Губернской Думой 26 апреля 2002 года.

Субъекты и объекты патриотического воспитания

Очевидно, что основным объектом воспитания патриотических чувств являются дети и молодежь - будущее любого общества. Воспитание детей и молодежи в духе патриотизма - сложный и своеобразный процесс, который может быть понят и осуществлен лишь при наличии общей концепции патриотизма.
Субъектами воспитательной деятельности по формированию патриотизма выступают местные органы власти - Администрация города Сызрани, ее структурные подразделения, Городская Дума; учебные заведения города всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы, СМИ и другие.
Указанные позиции перечисленных социальных групп, организаций, учреждений относительны, так как, будучи включенными в систему патриотического воспитания, они одновременно являются и объектами и субъектами этой системы.

Истоки формирования патриотизма

Источники патриотизма населения г. Сызрани:
- территориально-бытовая и природно-географическая среда города; чувство малой Родины, сознание долга перед ней и ответственность за ее судьбу;
- духовные и материальные связи с Сызранью; природа отечественной цивилизации, основанная на православии, ценностных ориентирах других конфессий города; достижениях величайшей гуманистической культуры, благородных традициях российской истории;
- национальные традиции;
- конкретные люди с деятельным отношением к своему городу и Отечеству;
- социальные условия жизни;
- региональная специфика.
Условия наличия патриотизма:
- возможность репродукции семьи, этноса;
- наличие перспективы для местного сообщества;
- "выгодность" для каждой семьи, отдельной личности быть членом местного сообщества.

Цели, задачи Концепции
патриотического воспитания населения города Сызрани

Целью Концепции является определение места и роли патриотического воспитания у граждан города Сызрани в системе деятельности местного сообщества.
Задачи:
- уточнение понятия "патриотизм"; разработка его содержательной стороны;
- определение основных условий формирования патриотизма в сложившейся действительности;
- выявление основных инструментов реализации социальной политики в сфере патриотического воспитания.
Стратегические цели и задачи патриотического воспитания разделяются на подцели стадий, этапов, отдельных процессов, программ, вплоть до отдельных мероприятий. В основу разделения положена идея поэтапного формирования патриотизма у населения города Сызрани.

Ожидаемые результаты реализации Концепции
патриотического воспитания населения города Сызрани

Концепция призвана способствовать значительной активизации важнейшего для общества направления - воспитанию граждан Сызрани как достойных наследников родной истории, культуры, традиций и ценностей, а также повышению консолидации различных слоев местного сообщества; удовлетворить потребности населения в социально значимой деятельности на благо родного города, России.

Система патриотического воспитания горожан включает в себя:

- семью как первоначальную ячейку общества;
- гражданское образование, включающее такие направления, как формирование ценностных ориентиров - культурных и духовных; политических, экономических, правовых, экологических знаний; участие населения в решении социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем; военно-патриотическое воспитание;
- краеведение как способ формирования у населения историко-патриотического интереса.

Семья как первичное звено патриотического воспитания

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - ячейкой общества. Семья стоит у истоков формирования личности, предопределяет ее физическое и нравственное здоровье.
Именно в семье происходит передача традиций, опыта, накопленного человечеством, сохраняется духовность, великая любовь к родной земле.
Семья - первокирпичик, первоэлемент всей системы патриотического воспитания.
Кризисные явления, сопровождавшие процессы трансформации общества в последние 15-20 лет, затронули и семью. Период становления молодых людей, вступающих в брак, современных родителей пришелся на последние годы застоя и перестройку, когда само понятие "патриотизм" оказалось девальвированным. Однако семья, как показывают социологические исследования, остается важнейшей составляющей в системе ценностей у молодых сызранцев.
Поэтому этот важнейший общественный институт, являясь инструментом формирования у младших поколений духовно-нравственных ценностей, сам выступает объектом патриотического воспитания.
Задачами патриотического воспитания в данной сфере являются:
- всемерное укрепление семьи через осуществление семейной политики городскими муниципальными органами (Управлением по вопросам семьи, материнства и детства, Управлением социальной защиты населения, Комитетом по здравоохранению и социальной защите населения, Управлением образования, Управлением культуры) и их подразделениями, а также правоохранительными органами;
- создание условий для материального и духовно-нравственного благополучия в молодых семьях через осуществление городских молодежных программ по жилью, трудоустройству, образованию, осуществление молодежной политики в городе, привлечение к решению этих проблем представителей бизнеса (Администрация г. Сызрани, Управление по делам молодежи);
- развитие системы психолого-педагогических служб для поддержки семей (Администрация г. Сызрани и ее управления, комитеты);
- проведение широких городских акций патриотического характера, пропагандирующих связь поколений, примеры лучших семейных традиций, династий, вклад в жизнь общества ветеранов войны и труда (Администрация г. Сызрани и ее управления, комитеты);
- развитие системы лекториев, факультативов, встреч со специалистами, пропагандирующими систему современных научных взглядов на семью, процесс ее изменения для молодежи и молодых семей на предприятиях города через городской Совет молодых специалистов;
- профилактика, противостояние негативным явлениям в семье, насилию в семье (учреждения образования, городские общественные организации, правоохранительные органы);
- привлечение традиционных религиозных конфессий, противостояние тоталитарным сектам (Управление образования, культуры, молодежи).

Гражданское образование как важнейшее направление
формирования патриотизма и действенного участия граждан
города Сызрани в судьбе родного города

Вряд ли нужно доказывать, насколько необходимы каждому гражданину России знания и навыки, которые помогут ему ориентироваться в сложном мире политических явлений, понимать свою ответственность перед обществом и будущими поколениями, защищать свои права и выполнять свои гражданские обязанности, осознавать и отстаивать собственную позицию в тех или иных вопросах, определять формы и способы своего участия в жизни общества. Вот почему гражданское образование должно стать и уже становится неотъемлемой частью концепции патриотического воспитания.
Важнейшими субъектами гражданского образования являются:
- учреждения культуры и образования;
- молодежные организации и движения;
- военно-патриотические организации и объединения;
- спортивные организации и учреждения;
- экологические организации;
- политические партии и общественные движения;
- религиозные организации.
Формирование духовных потребностей к освоению ценностей культуры, общечеловеческих норм морали, интеллигентности, гражданского самосознания, возбуждение интереса к отечественной и национальной культуре (литература, история, родной язык, прикладное, изобразительное и фольклорное искусство, календарно-обрядовые праздники), содействие развитию деятельности музыкальных, танцевальных, фольклорно-этнографических ансамблей и групп - задача школы и учреждений культуры и дополнительного образования.
Молодежные организации города являются важнейшим звеном в системе патриотического воспитания населения. Многие инициативы городской молодежи достойны поддержки и развития: волонтерское движение как фактор гражданского общества, социальное проектирование как проявление действенной любви к родному городу; организация молодежных клубов и лагерей и др. Молодежные организации города - важный канал патриотического воспитания, способный четко позиционировать достоинства родного города и позитивные изменения в городской жизни последних лет, в том числе в получении профессионального образования и в реализации творческих способностей.
Свою роль призваны сыграть и военно-патриотические организации и объединения города. Формирование готовности к патриотическому действию, привлечение детей и молодежи к занятиям в военно-патриотических клубах и объединениях, их интеллектуальное, нравственное и физическое развитие, подготовка к службе в рядах Российской Армии, создание модельных центров военно-патриотического воспитания, школ выживания и т.д., привлечение средств массовой информации к формированию позитивного отношения общественного мнения к деятельности таких объединений - являются полем деятельности для военного комиссариата, Дворца творчества детей и молодежи, органов управления образованием, ветеранов войны и всех заинтересованных граждан города.
Трудно переоценить значение физкультуры и спорта в деле духовного и физического развития населения, объединения самых разных слоев местного сообщества, формирования чувства гордости за свой город и его достижения. Спорт давно стал важным инструментом политики как на местном, так и на региональном, федеральном и международном уровнях. В Сызрани, славящейся своими спортивными традициями, этот канал патриотического воспитания широко используется (ежегодный Фестиваль спорта стал визитной карточкой города). Однако возможности его далеко не исчерпаны. "Лыжня России" с участием VIP-персон, турниры дворовых команд по футболу, волейболу и другим видам спорта, военно-спортивные игры - все эти массовые занятия имеют потрясающий социальный эффект: широкое привлечение молодежи к занятиям спортом, пропаганда здорового образа жизни, подготовка допризывной молодежи к службе в ВС РФ, снижение преступности.
Широкие возможности для патриотического воспитания заложены в экологических программах, реализуемых в нашем городе отделом экологии Администрации города, обществом охраны природы, станцией юннатов, МОО "Зеленая планета". С их помощью возможны:
- формирование чувства ответственности перед живущим и последующим поколением горожан за сохранение окружающей природной среды;
- защита своих прав и прав других людей на качество среды обитания, гарантирующее устойчивое развитие местного сообщества;
- содействие охране окружающей среды, используя знания в области экологического права.
Деятельность на территории нашего города политических партий и общественных объединений, организаций, комитетов является свидетельством растущей политической активности граждан, а также расширения взаимодействия человека и власти не только в сфере политической жизни, но и в вопросах обеспечения социальной справедливости, личной безопасности граждан, в решении экологических проблем. Одной из форм политического участия является самодеятельность горожан по созданию комитетов территориального самоуправления, домкомов, советов микрорайонов и др. Приобщение этих форм объединения граждан к патриотическому воспитанию позволит организовать работу по месту жительства граждан при координирующей роли городского совета и будет способствовать формированию гражданского общества на территории города Сызрани.
Слово "патриотизм", как и его русские эквиваленты, например "отчизнолюбие", имеет в основе своей понятие отцовства. Православие - это вера отцов для всякого русского человека. Важнейшей ценностью православной веры является любовь к земному Отечеству. В истории русской православной церкви она была выражена столь многочисленными примерами, что их трудно перечислить. Чрезвычайно важной является роль других традиционных для нашего города конфессий, разделяющих ценности патриотического воспитания. Весь мировой педагогический опыт свидетельствует о том, что человек, воспитанный на таких понятиях, как любовь к своим ближним и Отечеству, честность, порядочность, уважение к тем, кто рядом, уже в отроческом возрасте способен уверенно различать добро и зло и сделать свой выбор. Введение школьных факультативов, направленных на нравственное воспитание, таких как, например, основы православной культуры, может стать одним из путей решения этой проблемы. И если удастся общими усилиями достичь того, что упомянутые нравственные идеалы естественно и органично войдут в жизнь каждого человека, каждой семьи сызранцев, то наш город выживет и расцветет.

Краеведение как средство формирования патриотических чувств
и сознания граждан города Сызрани

Краеведение означает: знание о своем крае - от слов "ведать", "знать" свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения.
Границы "края" подвижны: родной дом, улица, район, город и т.д. Роль краеведения в нравственном, патриотическом воспитании не раз подчеркивали многие духовные лидеры России. Так, академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство родины нужно заботливо взращивать: "Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Целью краеведения является формирование у людей чувства любви к своей малой родине и ответственности за ее судьбу через изучение и распространение знаний об истории, культурных традициях, природе, хозяйстве, ресурсах, экологической ситуации и т.д. в городе в условиях постоянно развивающегося разнообразия социально-экономического, политического и культурного развития отдельных регионов.
Краеведение - один из путей достижения органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, города, научиться жить их жизнью и заботами.
Задачами дальнейшего развития краеведения в городе Сызрани являются:
- создание системы краеведческой работы в городе. Система может включать в себя как минимум три уровня при огромном разнообразии организованных форм:
- получение населением знаний о нашем городе, крае из разнообразной краеведческой литературы, СМИ, от лекторов и т.д.
- поисковую работу школьников, студентов, краеведов, волонтеров. Создание на этой базе музеев учебных заведений, предприятий, развитие широкого музейного движения, ассоциации музеев;
- научно-исследовательскую работу по краеведению в высших и средних учебных заведениях, научных обществах студентов и школьников, городском краеведческом музее;
- координация действий всех субъектов краеведческой работы - краеведов, преподавателей истории и краеведения, учреждений образования и культуры, средств массовой информации, занимающихся пропагандой истории края;
- консолидация организационных и финансовых усилий по открытию городского краеведческого музея;
- публикация и активное использование результатов поисковых и исследовательских проектов по краеведению;
- возрождение и развитие детско-юношеского туризма, традиции которого заложены в городе представителями старших поколений;
- учет особенностей национальных, религиозных традиций края, противостояние национализму, развитие интернационализма.
Теоретические положение Концепции призваны стать основой для решения основных вопросов патриотического воспитания, повышения активности населения города к выполнению социально значимых функций.

Условия реализации Концепции патриотического воспитания
населения города Сызрани

1. Консолидация органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций и объединений, предприятий различных форм собственности.
2. Создание системы управления, регулирования и финансирования по реализации концепции патриотического воспитания населения г. Сызрани (городской совет по патриотическому воспитанию, целевой внебюджетный фонд).
3. Создание системы научно-методического обеспечения через:
- привлечение ученых, специалистов - практиков к реализации Концепции;
- организацию социологических исследований с целью анализа, прогнозирования, оценки и моделирования процесса патриотического воспитания;
- обеспечение субъектов патриотического воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями граждан;
- организацию регулярных семинаров, творческих встреч по обмену опытом патриотической работы.
4. Обеспечение широкого выбора видов участия в реальных делах, значимых для детей, молодежи и всего населения.
5. Опора на семью.
6. Выход через Интернет на региональные, межрегиональные, федеральные, международные программы в этой области.
7. Широкое подключение рекламы, средств массовой информации, радио и телевидения.
8. Разработка символики программы патриотического воспитания.
9. Разработка предложений об учреждении ежегодных городских премий "За успехи в патриотическим воспитании".
Теоретические положения Концепции призваны стать основой для решения основных вопросов патриотического воспитания, повышения активности населения города к выполнению социально значимых функций.
Концепция имеет открытый характер. Имеется в виду участие в ее обсуждении всех органов местной власти, общественных организаций и объединений.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru