Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЫЗРАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 30.06.2004 № 42
"ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЫЗРАНИ ЗА 2003 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступает в силу со дня официального опубликования (пункт 5 данного документа)



СЫЗРАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2004 г. № 42

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЫЗРАНИ ЗА 2003 ГОД

В соответствии с Постановлением Главы Администрации города от 17.03.2004 № 68 "Об итогах социально-экономического развития г. Сызрани за 2003 год", руководствуясь Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города, Сызранская городская Дума постановляет:
1. Принять "Итоги социально-экономического развития г. Сызрани за 2003 год" к сведению (прилагаются).
2. Администрации города разработать "Программу развития промышленности на территории города Сызрани" в рамках Закона Самарской области от 11.02.2004 № 10-ГД "Об основах промышленной политики в Самарской области" в срок до 01.09.2004.
3. Администрации города опубликовать настоящее Постановление в газете "Волжские вести" в срок до 15.07.2004.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на планово-бюджетную комиссию Сызранской городской Думы (Кистанов И.В.).
5. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

Глава города, Председатель
Сызранской городской Думы
В.Г.ЯНИН





Приложение
к Постановлению
Сызранской городской Думы
от 30 июня 2004 г. № 42

ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ Г. СЫЗРАНИ ЗА 2003 ГОД

В 2003 году, несмотря на сложные экономические условия, город продолжал развиваться. Об этом свидетельствуют достигнутая стабилизация промышленного производства, рост денежных доходов населения, снижение уровня безработицы.
Год прошел под знаком 320-летнего юбилея. Основные достижения были приурочены к этому событию.

Основные показатели социально-экономического
развития г. Сызрани за 2003 год

   -------------------------------T-------------T------------¬

¦ Показатели ¦ Единица ¦ 2003 год ¦
¦ ¦ измерения ¦ ¦
+------------------------------+-------------+------------+
¦Объем промышленной продукции ¦ млн. руб. ¦ 13398,8 ¦
¦ ¦в % к 2002 г.¦ 100,4 ¦
+------------------------------+-------------+------------+
¦Инвестиции в основной капитал ¦ млн. руб. ¦ 973,5 ¦
¦ ¦в % к 2002 г.¦ 78,4 ¦
+------------------------------+-------------+------------+
¦Введено жилья ¦ тыс. кв. м ¦ 16,9 ¦
¦ ¦в % к 2002 г.¦ 59,3 ¦
+------------------------------+-------------+------------+
¦Прибыль в промышленности ¦ млн. руб. ¦ 121,0 ¦
¦ ¦в % к 2002 г.¦ 53,9 ¦
+------------------------------+-------------+------------+
¦Удельный вес убыточных¦ % ¦ 33,3 ¦
¦предприятий в общем числе¦ ¦ ¦
¦крупных и средних предприятий¦ ¦ ¦
¦промышленности ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-------------+------------+
¦Поступления налоговых¦ млн. руб. ¦ 2974,3 ¦
¦платежей и других доходов в¦в % к 2002 г.¦ 81,4 ¦
¦бюджетную систему РФ с¦ ¦ ¦
¦территории города ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-------------+------------+
¦в том числе: в бюджет города ¦ млн. руб. в ¦ 500,8¦
¦ ¦% к 2002 г. ¦ 123,0¦
+------------------------------+-------------+------------+
¦Средняя з/плата 1 работающего:¦ ¦ ¦
+------------------------------+-------------+------------+
¦Номинальная ¦ руб. в % к ¦ 3 806 ¦
¦ ¦ 2002 г. ¦ 123,1 ¦
+------------------------------+-------------+------------+
¦Реальная ¦В % к 2002 г.¦ 108,7 ¦
+------------------------------+-------------+------------+
¦Средний размер назначенных¦ Руб. ¦ 1 733 ¦
¦месячных пенсий (на конец¦ ¦ ¦
¦периода) ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-------------+------------+
¦Прожиточный минимум в среднем¦руб. в % к 4 ¦ 2246,2 ¦
¦на душу населения за 4¦кварталу 2002¦ 113,6 ¦
¦квартал 2003 г. ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-------------+------------+
¦Численность зарегистрированных¦ человек в ¦ 597 ¦
¦безработных (на конец периода)¦ % к 2002 г. ¦ 85,3 ¦
L------------------------------+-------------+-------------


Промышленность

В 2003 году объем промышленного производства составил 13398,8 млн. руб. По этому показателю город по-прежнему занимает третье место среди городов области. Несмотря на то что в течение года и наблюдалась нестабильная динамика роста объемов промышленного производства, к концу года удалось восстановить положительную динамику и выйти на прогнозируемые параметры роста промышленного производства 100,4% (по вариантам прогноза - 100 - 101,6%).
Однако деловая активность промышленных предприятий города остается по-прежнему ниже, чем в целом по Самарской области и уступает ряду городов области. Так, индекс физического объема промышленного производства за 2003 год в нашем городе составил 100,4%, тогда как в Самарской области - 104,9%, в г. Тольятти - 103,4%, в г. Новокуйбышевске - 111,1%, в г. Похвистнево - 113,8%.
В 2003 году объем промышленного производства в сопоставимых ценах составит к уровню 1990 года 59,1%, в то время как по Самарской области в целом - 74,2%. В настоящее время город по объему промышленного производства незначительно превысил уровень 1994 года, а Самарская область приближается к уровню промышленного производства 1993 года.

Рис. 1. Динамика промышленного производства по г. Сызрани и Самарской области в % к 1990 году <*>.

Положительно на итоговый результат в промышленности повлияли три отрасли: химия и нефтехимия (рост 106,6%), энергетика (115,6%) и топливная промышленность (107,1%). На эти отрасли в 2003 году приходилось 60% от всего объема промышленного производства в городе.
Рост производства в нефтехимической отрасли обусловлен значительным увеличением (на 34%) объемов производства ООО "Самарские оконные конструкции". На ведущем предприятии отрасли ОАО "Пластик" отмечается спад (на 2,3%).
В отчетном году отмечается устойчивая работа топливно-энергетического комплекса. В энергетике выработка электроэнергии по сравнению с 2002 годом увеличилась на 14,6%, теплоэнергии - на 2,9%. Поставка нефти на переработку ОАО "СНПЗ" возросла на 5,8%.
Динамично в 2003 году развивались легкая промышленность (рост к уровню 2002 года составил 139,3%), промышленность строительных материалов (117,0%), мукомольно-комбикормовая промышленность (169,7%).
Увеличился выпуск детской обуви на 62,1% и составил 560 тыс. пар, швейных изделий на 21,6%, сборного железобетона на 36%, ж/б шпал на 58,5%. Стабильно работает созданный на базе ОАО "Прогресс" в 2003 году ООО "Сызранский мельничный комбинат", обеспечивая высококачественной мукой городские хлебопекарные предприятия.
К сожалению, отмечается тенденция сокращения объемов производства в целом по машиностроению (88,2%), мебельном производстве (74,6%) и пищевой промышленности (91,1%).
Негативное влияние на итоговые результаты машиностроительного комплекса и всей промышленности города оказало ЗАО "РосЛада". Доля предприятия в общем объеме машиностроения составляет 56,6%, а всей промышленности - 18,6%. За 2003 год производство автомобилей сократилось на 33,3% по сравнению с 2002 годом. Снижение выпуска связано с нестабильными поставками машинокомплектов для сборки с АвтоВАЗа и переводом собираемых моделей на другие заводы.
Несмотря на это, в основной массе предприятия машиностроительного комплекса работали стабильно. ОАО "Тяжмаш" практически в течение всего года устойчиво обеспечивал индекс физического объема производства свыше 120%. Более чем в двое увеличило выпуск сельскохозяйственной техники ООО "Сельмаш", на 38,7% увеличило выпуск карданных валов ЗАО "Кардан".
Снижение темпов роста в пищевой промышленности определяется спадом практически на всех предприятиях отрасли за исключением мясокомбината. В 2003 году по сравнению с 2002 годом сократился выпуск цельномолочной продукции на 14,2%, масла животного на 50%, твердых сыров на 30,9%, хлеба и хлебобулочных изделий на 9,2%, ликероводочной продукции на 28,7%. Увеличился выпуск колбасных изделий на 17,8%, консервов на 2,2%, кондитерских изделий на 6,4%, муки на 32,8%.
Отраслевая структура промышленности за 2003 год существенных изменений в сравнении с предыдущим годом не претерпела: наибольший удельный вес по - прежнему занимают химическая промышленность 39% (в 2002 году - 38%) и машиностроение 32,8% (в 2002 году - 38,4%), незначительно возросла доля топливной промышленности с 11,2% в 2002 году до 12,9% - в 2003 году и энергетики с 6,5% до 8,3%. Остальные отрасли значительных изменений не претерпели. Их суммарная доля в общем объеме промышленного производства возросла с 5,7% до 7%.

Рис. 2. Отраслевая структура объема промышленного производства <**>.

В общем объеме продукции, отгруженной предприятиями в 2003 году, 95,5% составляет продукция собственного производства. Нереализованной продукции на складах предприятий на конец 2003 года осталось незначительно - 2,3% от объема выпуска (на конец 2002 года - 2,4%).
В отчетном году в промышленности отмечается незначительное снижение среднесписочной численности работников с 23 тыс. человек в 2002 году до 22,4 тыс. человек в 2003 году. Наибольшее сокращение численности основного персонала отмечено в машиностроении (на 826 человек).
Улучшение экономической ситуации в промышленности возможно лишь при активизации инвестиционной деятельности. А пока приток инвестиций в реальный сектор экономики сдерживается.
В первую очередь это связано с ухудшением финансовых результатов деятельности предприятий. В 2003 году сумма прибыли на предприятиях промышленности снизилась по сравнению с 2002 годом на 46,1% (103,3 млн. руб.).
Доля убыточных предприятий в общем числе крупных и средних предприятий промышленности составила 33,3% против 26,7% в 2002 году. В промышленности в отчетном году отмечается отрицательное сальдо. Прибыль прибыльных предприятий составила 121 млн. руб., а убытки убыточных - 136,6 млн. руб.

   --------------------------------

<*> Предоставляется по требованию.

Инвестиции

Главными факторами нормального функционирования рынка в капитальном строительстве являются сбалансированность инвестиционного спроса и предложений, инвестиций и материально-технических ресурсов, развитие конкуренции среди проектных и строительных организаций, поощрение предпринимательства, свободной деятельности заказчиков и подрядчиков, сбалансированность строительного рынка мерами бюджетной и налоговой политики.
Важным показателем инвестиционной деятельности в городе является удельный показатель инвестиций, приходящихся на душу населения.
В 2003 году инвестиции на душу населения по г. Сызрани сложились в сумме 5,4 тыс. рублей, в 2002 году - 6,6 тыс. рублей и в 2001 году - 8,3 тыс. рублей.
Снижение этого показателя является следствием уменьшения поступления инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2003 году составил 973,5 млн. рублей, по сравнению 2002 годом инвестиции сократились на 21,6%, причем производственного назначения - на 19,2%, непроизводственного - на 34,5%.

Динамика объема инвестиций в основной капитал, млн. рублей<*>

На протяжении последних трех лет в городе наблюдается уменьшение объема инвестиций за счет собственных средств предприятий и увеличение доли поступления средств из различных уровней бюджетов в общем объеме инвестиций. Так, если в 2001 году доля бюджетных ресурсов в общем объеме инвестиций составляла 10,7%, в 2002 - 13,6%, то в 2003 году - 14,5%. Но этого явно не достаточно для развития нашего города.
Бюджетные инвестиции, выделяемые в форме капитальных вложений, играют важную роль в экономике города, так как направляются на строительство и реконструкцию объектов, не привлекательных для частного инвестора.
В 2003 году из средств бюджетов различных уровней на развитие города Сызрани поступило 140,9 млн. рублей, в том числе из средств городского бюджета 35 млн. рублей (24,8%), областного бюджета - 94,2 млн. рублей (66,9%) и федерального бюджета - 11,7 млн. рублей (8,3%).

Структура инвестиций всех уровней бюджетов (%) <*>.

За счет бюджетных средств в 2003 году в городе велось строительство и реконструкция таких социально значимых объектов, как:
- строительство 1-й линии троллейбусного движения;
- реконструкция моста через реку Крымзу по ул. Интернациональной;
- реконструкция горячего водоснабжения Образцовской площадки;
- реконструкция стадиона "Центральный";
- реконструкция "сборного пункта";
- строительство автодороги транзитного движения;
- реконструкция сетей канализации и очистных сооружений;
- строительство "детского дома для детей-сирот";
- строительство "полигона по захоронению твердых бытовых отходов".
В 2003 году за счет средств областного и городского бюджетов было завершено строительство 1-ой очереди пожарного депо в Юго-Западном районе города и административного здания военного комиссариата.
Одним из главных принципов городской инвестиционной политики последних лет является формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности.
В Сызрани, как и во многих других крупных городах, одна из самых актуальных проблем - санитарное состояние и утилизация бытовых и промышленных отходов.
Большие средства тратятся городом на ликвидацию несанкционированных свалок и организацию полигонов для захоронения отходов.
Традиционными методами проблему не решить. А потому продолжительное время шел поиск инвестора, который построил бы мусоросортировочный перерабатывающий комплекс-завод в соответствии с природоохранными требованиями.
Инвестиционная строительная корпорация "Средневолжскстрой" предлагает уникальную технологию переработки мусора.
Экологическая опасность данного комплекс - завода равна нулю, на что есть соответствующее заключение Москомприроды.
Территория, которую займет новое производство, равна четырем гектарам.
Комплекс - завод интересен и с точки зрения организации рабочих мест.
Достаточно высокий потенциал инвестиционной привлекательности нашего города подтвержден и сотрудничеством с Международным банком реконструкции и развития (МБРР).
Особое положение в г. Сызрани имеет шахтерский поселок Новокашпирский, который административно подчинен городу и находится в 20 километрах от центра. Кризис экономической базы поселка повлек кризис социальной инфраструктуры. Около 90% ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда г. Сызрани находится в пос. Новокашпирский.
В целях содействия развитию поселка Администрация города Сызрани осуществляет комплекс мероприятий социальной направленности с привлечением средств МБРР.
В 2003 году завершены работы по проекту "Городское теплоснабжение" - компонент I "Замена теплосетей в п. Новокашпирский" за счет средств Международного банка реконструкции и развития с участием Администрации города Сызрани: проведена модернизация и реконструкция теплосетей пос. Новокашпирский, трубы проложены по современным безлотковым технологиям, это позволило сократить затраты на монтаже трубопровода и расходных материалах.
Встроенная в трубах система сигнализации утечек позволяет обнаружить место порыва с большей точностью. Тепло поступило во все дома поселка.
Экономический эффект снижения потери теплоэнергии за отопительный период составит 1591,9 Гкал (1,1 млн. рублей). Значительная экономия ожидается от затрат на ремонт и обслуживание теплотрассы.
Несмотря на уменьшение поступления средств на реализацию жилищной политики в г. Сызрани, в 2003 году за счет всех источников финансирования введено 16882 кв. метра жилья (225 квартир), в том числе 70,8% (11950 кв. м, 145 квартир) от общего ввода жилья за счет средств индивидуальных застройщиков.
Свою роль в реализации жилищной политики Администрация города видит в осуществлении использования различных вариантов улучшения жилищных условий для соответствующих слоев населения: это бесплатное предоставление жилья льготным категориям граждан, кредитование через имеющийся механизм ипотеки.
За счет привлечения средств областного бюджета в отчетном периоде продолжалось строительство 10-этажного 120-квартирного жилого дома для участников ВОВ в Юго-западном районе.
При долевом участии инвесторов через "Сызранский Фонд жилья и ипотеки "Новый дом" начато строительство 10-этажного 108-квартирного жилого дома по ул. Пензенской.
В современной социально-экономической ситуации резко уменьшаются объемы государственных инвестиций в жилищное строительство. В то же время растет доля жилищного строительства, финансируемого частными инвесторами, что следует рассматривать как одно из направлений решения жилищной проблемы. Кроме того, значительно повысились качество и комфортабельность индивидуального жилья.
При этом весьма значительную, все более возрастающую долю составляет жилье "элитного" уровня. В условиях дороговизны и дефицита городской земли неизбежно стремление возводить многоэтажные дома, чтобы каждый участок территории использовать с максимальным коэффициентом полезного действия.
Достижение экономического подъема в 2004 и последующие годы возможно за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, создание экономических мотиваций для привлечения финансовых ресурсов банков, предприятий, страховых компаний, строительный бизнес. Следует осуществить переход отраслей на современные ресурсо- и энергосберегающие технологии. Провести техническое перевооружение и обновление основных фондов. Необходимо отнести строительный комплекс к числу приоритетных отраслей в целях создания льготного финансирования, улучшения имиджа и роста авторитета профессии "строитель".
Таким образом, город открыт для добросовестных и надежных партнеров, стремящихся содействовать развитию города и получать реальную экономическую выгоду.

   --------------------------------

<*> Предоставляется по требованию.

Бюджет

За 2003 год с территории города в бюджетную систему всех уровней поступило 2 974,3 млн. руб. налоговых платежей и других доходов, что на 18,6% меньше, чем в предыдущем году.
Снижение налоговых доходов произошло в результате снижения поступлений от акцизов в связи с изменением порядка реализации подакцизных товаров (на 31,5%, или на 550,3 млн. руб.), налога на добавленную стоимость (на 19,8%, или 167,7 млн. руб.), налога на имущество предприятий по причине увеличения по сравнению с 2002 годом среднегодовой стоимости не облагаемого налогом имущества (на 11,1%, или на 20,3 млн. руб.), налога с продаж (на 3,4%, или 1,8 млн. руб.), прочих налогов, пошлин и сборов в связи с отменой с 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог (на 57,3%, или 112 млн. руб.).
Напряженная ситуация с поступлением налогов в бюджет обусловлена также низкой налоговой и в целом финансовой дисциплиной.
На 1 января 2004 г. задолженность по налоговым платежам во все уровни бюджетов составила 719,3 млн. руб., в т.ч. недоимка - 498,9 млн. руб. Если сравнить с 2002 годом, задолженность снижена на 10%, но это не заслуга предприятий, а результат списания безнадежных долгов в 2003 году в сумме 281,2 млн. руб.
В 2003 году наблюдался рост доходов от земельного налога в связи с индексацией ставок по нему (на 63,3%, или 64,1 млн. руб.), подоходного налога в результате роста фонда оплаты труда (на 25,2%, или 93,4 млн. руб.), налога на совокупный доход в связи с увеличением числа частных предпринимателей, перешедших на уплату налога по упрощенной системе налогообложения и на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в 3,9 раза, или 15,7 млн. руб.).

Структура налоговых поступлений во все уровни бюджетов по г. Сызрани в 2003 году <*>

В 2003 г. доходы бюджета города составили 751,4 млн. руб., что на 14,4% больше по сравнению с прошлым годом. Доходная часть городского бюджета исполнена на 92,8% (в 2002 г. на 103,5%), основную долю бюджета занимают налоговые доходы - 66,7%, или 500,8 млн. руб.
По показателю бюджетной обеспеченности за счет собственных средств на душу населения город Сызрань в Самарской области постепенно сдает свои позиции и занимает в настоящее время 6 место (2 975 руб. в 2003 году).
Основная причина этого заключается в снижении налогового потенциала города, вызванного, во-первых, значительной долей заработной платы горожан, находящейся в тени, что ведет к потерям подоходного налога в бюджет города и отчислений во внебюджетные фонды.
Вторая причина - спад производства на ведущих предприятиях в 2002 - 2003 годах в химической и нефтехимической отрасли и машиностроении.

Структура доходов городского бюджета, в % <*>

В структуре доходов городского бюджета в 2003 году увеличилась доля собственных доходов с 66,2% в 2002 году до 77,2% в 2003 году, а доля трансфертов из области снизилась с 11,7% до 5,2%. Поступления из вышестоящих бюджетов также снизились с 21,8% до 16,2%.
Бюджет города по налоговым доходам исполнен на 90,5%. Не выполнен годовой план по налогу на имущество предприятий (на 32,5 млн. руб.), налогу на доходы физических лиц (на 16,6 млн. руб.), по земельному налогу (на 5 млн. руб.). Основной причиной невыполнения плана является недоимка, сумма которой в городской бюджет на 1 января 2004 года составляет 64,6 млн. руб., что на 34,3% меньше по сравнению с началом 2003 года. Снижение недоимки в текущем году произошло в основном за счет списания безнадежных долгов по налогам в городской бюджет - 65,4 млн. руб. (из них на ОАО "Углерод" приходится 48,6 млн. руб.).
Наиболее крупными должниками перед бюджетом являются следующие предприятия:
ОАО "Тяжмаш" - 6,9 млн. руб.,
ЗАО "Шахта Кашпирская" - 3,9 млн. руб.,
ЗАО "Бытовая химия" - 2,8 млн. руб.,
ОАО "Сланцеперерабатывающий завод" - 2,4 млн. руб.,
ЗАО "Поиск" - 1,6 млн. руб.,
ЖБК "Стройиндустрия" - 1,4 млн. руб.,
ЗАО "Октан-Транзит" - 1 млн. руб.
Общая сумма задолженности по налоговым платежам в городской бюджет составляет на 1 января 2004 года 125,4 млн. руб., из них отсроченные платежи - 60,8 млн. руб.
Основную долю в налоговых поступлениях городского бюджета составляют:
подоходный налог - 52,9% (в 2002 г. - 49,7%), налоги на имущество - 16,4% (в 2002 г. - 21,7%), земельный налог - 16,6% (в 2002 г. - 11,9%), налог с продаж - 6,0% (в 2002 г. - 7,3%), налог на прибыль - 3,8% (в 2002 г. - 5,7%).
Рост неналоговых доходов в 2 раза произошел в результате более рационального использования государственного и муниципального имущества. Дополнительные доходы были получены от перевыполнения плана по арендной плате за землю (8,7 млн. руб.) и доходов от сдачи в аренду муниципального имущества (20,8 млн. руб.). Доходы от арендной платы за землю возросли за счет индексации ставок в 1,8 раза в связи с переоформлением договоров бессрочного пользования на договора аренды (дополнительно 304 договора), выявления неоформленных земельных участков.
В связи с недополучением доходов расходы городского бюджета профинансированы на 92,8% к плановым назначениям.
В структуре расходной части городского бюджета наибольший удельный вес составляют расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 44,4% (от общей суммы расходов), социальную политику - 16%, промышленность, энергетику, строительство - 11,1% (в т.ч. доля капитальных вложений - 10,08%), образование - 9,6%.

   --------------------------------

<*> Предоставляется по требованию.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство - это самая проблемная отрасль городской экономики.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в городском бюджете с 2001 года возросли в 1,6 раза.
Основная часть расходов по ЖКХ ложится на:
- возмещение убытков по отоплению - 183,4 млн. руб. (54%);
- текущий и капитальный ремонт элементов благоустройства - 53,8 млн. руб. (16%);
- субсидии малоимущим слоям населения за коммунальные услуги и содержание жилого фонда - 43,5 млн. руб. (13%).
Эффективная работа ЖКХ, бесперебойная подача воды, тепла, газа и других услуг связаны с обеспечением стабильного финансирования отрасли, которое осуществляется в основном из 2-х источников: платежи населения и поступления из бюджетов.
Преобразования в жилищно-коммунальной сфере нашего города осуществляются в рамках Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1998 - 2010 гг., принятой Решением Сызранской городской Думы от 29.04.1998 № 8.
Главное направление работы в 2003 году - это обеспечение социальной направленности реформы. В соответствии с Концепцией реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на 2003 - 2010 гг. проводимые преобразования в ЖКХ города осуществляются с одновременным применением мер социальной защиты населения, с созданием и внедрением эффективной инновационной технологии обслуживания малообеспеченных клиентов и получателей льгот.
Согласно Постановлению Губернатора Самарской области г. Сызрань включен в эксперимент по реализации принципа "одного окна" в процессе назначения и выплаты единого социального пособия в полном объеме.
Переход на выплату субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг посредством перечисления их на персонифицированный социальный счет гражданина осуществлен во втором полугодии 2003 года.
Данные мероприятия не потребовали дополнительных средств из городского бюджета. Переход был осуществлен за счет рационального перераспределения средств социальной защиты и средств, выделенных из Фонда реформирования муниципальных финансов областного бюджета в размере 1,4 млн. руб.
Для возрождения отрасли жилищно-коммунального хозяйства необходимо искать и привлекать внебюджетные источники.
В 2003 году предприятиями жилищно-коммунального хозяйства привлечено 11,0 млн. руб. внебюджетных средств.
В 2003 году завершены работы по проекту реконструкции системы теплоснабжения г. Сызрани за счет кредитных средств ЗАО "Самарарегионгаз". За 2001 - 2003 годы освоен 121 млн. руб.
В ноябре 2003 года закончена реконструкция магистральных тепловых сетей в пос. Новокашпирском по линии МБРР. Заменено 7 км тепловых трасс на общую сумму 1 607 тыс. долларов США.
Во втором полугодии 2003 г. к обслуживанию жилфонда стали привлекаться на конкурсной основе предприятия всех форм собственности. Целью привлечения частных фирм к обслуживанию жилья является обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества, и снижение издержек производителей услуг, а значит, и себестоимости услуг. Небольшой срок подряда не дает еще возможности окончательно определить их эффективность, однако количество жалоб и заявлений, поступающих в ЖЭУ, уменьшилось.
Продолжается приемка в муниципальную собственность от ведомств объектов жилищно-коммунального назначения, находящихся в крайне изношенном состоянии (средний процент износа - 42%).
Процесс передачи жилищного фонда подходит к концу, наиболее крупные жилые объекты переданы на баланс муниципалитета. Осталось принять от ведомств 67 тыс. кв. м жилого фонда.

Степень завершения передачи инженерной инфраструктуры (в %) (по состоянию на 01.01.2004) <*>

Передаваемый ж/фонд и инженерная инфраструктура имеют большую степень износа. Ведомства самостоятельно не приводят и не компенсируют приведение передаваемых в муниципальную собственность объектов в состояние безопасной эксплуатации. Из-за отсутствия денежных средств муниципальные предприятия ЖКХ эксплуатируют переданные ведомствами объекты в основном в аварийном режиме, что приводит к росту жалоб и нареканий от жителей. Работы по восстановлению жилья и его содержание происходят в основном только за счет городского бюджета.
Основной проблемой отрасли становятся неплатежи населения. Сумма задолженности населения в 2003 году увеличилась с 15,0 млн. руб. до 27,8 млн. руб.

   --------------------------------

<*> Предоставляется по требованию.

Транспорт

За 2003 год МУП "Управляющая компания "Городские перевозки" перевезено пассажиров: автобусами - 33,3 млн. чел. (за соответствующий период прошлого года - 37,8 млн. чел.), троллейбусами - 1,3 млн. чел. По сравнению с 2002 годом на 34,6% снизилось количество платных пассажиров, что объясняется увеличением количества частных перевозчиков. В структуре перевезенного платного пассажира 45,8% составляли пассажиры по льготным проездным билетам, поэтому доход от одной поездки платных пассажиров составил 3 руб. 40 коп. при тарифе 5 руб.
За текущий период перевезено 27,3 млн. льготных пассажиров, в том числе автобусами - 26,4 млн. чел., троллейбусами - 933,4 тыс. чел.
Получено субсидий на организацию городских пассажирских перевозок для покрытия эксплуатационных расходов, связанных с перевозкой льготных категорий, из бюджетов всех уровней, в размере 64,3 млн. руб., в том числе: по городским автобусным перевозкам - 59,2 млн. руб., троллейбусным - 5,1 млн. руб. (из них 123,7 тыс. руб. - на развитие базы предприятия). Исходя из этого одна поездка льготного пассажира обеспечена бюджетными средствами на 44,8% (2,24 руб. при тарифе 5 руб.).
Из-за недостаточного финансирования регулярность перевозок автобусами сократилась с 97,1% в 2002 году до 92,2% в 2003 году.
Собрано доходов в виде платы за проезд автобусами в сумме 23,1 млн. руб., что на 9,5% больше, чем в 2002 году.
Расходы по автобусным перевозкам сложились в размере 82,2 млн. руб., что на 17,5% больше, чем за 2002 год. Таким образом, доходы только на 28,1% покрыли эксплуатационные затраты. По троллейбусным перевозкам расходы составили 9,1 млн. руб. Доходы лишь на 17,6% покрыли эксплуатационные расходы.

По городским автобусным перевозкам сложился убыток в размере 523,4 тыс. руб., по горэлектротранспорту - 2,4 млн. руб. <*>

Средняя з/плата по предприятию составила 3 937 руб.., водителей - 4 721 руб., из них: водителей городских автобусов - 5 117 руб., троллейбусов - 4 844 руб., кондукторов автобусов - 2 223 руб., троллейбусов - 2 501 руб.
С 1 октября 2003 года Постановлением Главы Администрации на 30% была повышена ставка 1 разряда основного рабочего.
По состоянию на 01.01.2004 на балансе предприятия числится 241 ед. транспортных средств, в том числе автобусов различных модификаций - 197 ед., троллейбусов - 4 ед., грузовых - 32 ед., легковых - 8 ед. Списано с начала года 59 ед., из них автобусов - 39 ед. Износ имеющихся транспортных средств составляет 78%, 82 ед. автобусов полностью самортизированы.
Поэтому ситуация на предприятии продолжает оставаться сложной. Среди внутренних проблем можно выделить высокую степень износа автобусного парка, неполную компенсацию убытков предприятия.
Износ автобусного парка составляет более 80%. В связи с тяжелым финансовым положением городского бюджета нет возможности обновления подвижного состава, предназначенного для пассажирских перевозок общественного транспорта.
В настоящее время из-за отсутствия средств на восстановление автобусного парка по техническим причинам простаивает более 100 машин, вследствие чего увеличился интервал движения автобусов.
К внешним причинам, сдерживающим развитие отрасли, можно отнести: отсутствие решения на федеральном уровне вопроса компенсации убытков от предоставления ведомственных льгот на проезд.
Согласно социальному паспорту, право бесплатного проезда в городском общественном транспорте имеют 76 тыс. человек (из них около 60 тыс. льгот предоставлен Законами РФ: работникам МВД, военнослужащим, ветеранам ВОВ и др.).
Возрастающее с каждым годом количество автобусов частных предпринимателей (на линии ежедневно работают около 320 ед.), перевозящих только платных пассажиров. В конечном итоге, частный извоз снимает часть нагрузки с транспортного предприятия, которое не может обеспечить осуществление городских перевозок в полном объеме.

   --------------------------------

<*> Предоставляется по требованию.

Связь

В 2003 году завершена реализация проекта по развитию городской телефонной сети суммарной емкостью 15 тыс. номеров, что дало возможность телефонизировать район нефтебазы. Произведена замена устаревшей АТС-2 в центре города, и большинство ее абонентов переведены на шестизначные номера, обеспечены электронными номерами район СВАИ, пос. Западный и ул. Декабристов. Всего за отчетный период установлено 4269 тел., в том числе населению - 4182 тел., что в 2,4 раза больше по сравнению с предыдущим годом.
В конце года узел связи проводил акцию по установке телефонов со скидкой 28%. Всего в рамках этой акции было установлено более 400 телефонов. Проблема спроса в районах многоэтажной застройки в основном закрыта.
Что касается частного сектора, то здесь ситуация сложнее. Проводная телефонная связь требует огромных финансовых затрат, поэтому основной упор делается на внедрение системы радиодоступа. В 2003 году начаты работы по монтажу оборудования, полностью они будут завершены в 2004 году.
Узел связи предлагает жителям высокоскоростной доступ в Интернет, быстрыми темпами развивается также кабельное телевидение, ведутся работы по переводу с проводного радиовещания на эфирное.
С каждым годом увеличивается число абонентов сотовой связи, которая представлена в городе такими компаниями, как: "СМАРТС", "Мегафон", "Билайн", "Сотел".

Финансы

В последнее время коммерческие банки преодолели последствия финансового кризиса, увеличили капиталы, расширили спектр и качество банковских операций.
Банковская система, являясь ключевым звеном рыночной экономики и расчетного и платежного механизма хозяйственной системы, оказывает огромное разностороннее воздействие на жизнедеятельность города в целом.
Основным видом оказываемых банками услуг является предоставление кредитов физическим лицам и частным предпринимателям.
Срок кредитования для каждого заемщика определяется в индивидуальном порядке в зависимости от платежеспособности, направления использования кредитных средств и оборотов по счетам. В практике кредитной работы выдача на срок от нескольких дней ("АВТОВАЗБАНК") до 3-х лет ("ПРОМЭК - БАНК").
Общая сумма кредитных ресурсов по всем коммерческим банкам за 2003 год составила 2 792,4 млн. руб., по сравнению с 2002 годом увеличение на 34,4%.
Основным источником кредитных ресурсов банков являются средства, аккумулированные на счетах предприятий, организаций и населения.
Сумма вкладов населения на 01.01.2004 составила 2 131,9 млн. руб. (76,3% всех мобилизующих средств), по сравнению с 2002 годом данный показатель вырос на 33%.
Основная сумма вкладов по-прежнему находится в Сызранском отделении ОСБ № 113 - составляет 71,7% от общего объема вкладов населения.
Общий объем выданных кредитов за отчетный период составил 1 384 млн. руб., что на 61,6% больше по сравнению с прошлым годом. Увеличение суммы предоставляемых кредитов отмечено в таких банках, как:
- ОСБ - 113 - на 29,3%,
- Земский банк - на 61,5%,
- "АВТОВАЗБАНК" - на 21%.
Стабильное увеличение выдачи кредитов объясняется изменением структуры финансового рынка. Банки возвратились к нормальной работе на классических банковских операциях (выдача кредитов, проведение расчетов, финансовые консультации клиентам, работа с депозитами).
Ставки, под которые выдавались кредиты в городе в течение 2003 года, варьируются от 15% до 35%.
Структура распределения кредитов по секторам экономики выглядит следующим образом:
промышленность - 35%;
торговля - 27,5%;
сельское хозяйство - 3,8%;
транспорт - 2,6%;
строительство - 0,3%;
прочие отрасли - 30,8%.
По сравнению с 2002 годом структура вложений в отрасли народного хозяйства практически не изменилась. Наибольшая доля вложений приходится на промышленность и торговлю.
Основная часть кредитных вложений приходится на краткосрочные кредиты и составляет 94,9% от общего количества выдаваемых кредитов.
Финансовые средства циркулируют между различными сегментами финансового рынка (валютные, вексельные операции, облигации). Сегодня валютные операции осуществляют все банки города.
Оборот наличной валюты в банках города за отчетный период составил 9 452,3 тыс. долларов, что почти на 1 500 тыс. долларов больше, чем в 2002 году, следует отметить оборот EUR - 810,6 тыс.

Страховой рынок

Основная задача страхования - защита всех участников экономического процесса от неблагоприятных воздействий. Страхование позволяет снизить экономические риски, возникающие в ходе хозяйственной деятельности, а также позволяет формировать инвестиционные ресурсы до реального сектора экономики.
За последние годы главными особенностями национального страхового рынка были стремительное увеличение числа страховщиков и существенный рост объемов совокупной страховой премии.
За 2003 год в страховых компаниях размещены денежные средства в сумме 2 463,8 млн. руб., из них 71,9% - обязательное страхование.
На 1 января 2004 года по городу Сызрани заключено 12556 договоров по "автогражданке". Это означает, что 47% автовладельцев г. Сызрани уже приобрели страховые полисы. Сборы по ОСАГО составили 1 593,7 тыс. руб., или 64,7% от общей суммы денежных средств, размещенных в страховых компаниях.
По страховым случаям за 2003 год страховыми компаниям выплачено 18 млн. руб., из них 1,3 млн. руб. - по обязательному страхованию.
Наиболее привлекательными для потребителя видами страхования остаются добровольное медицинское страхование, страхование имущество граждан и субъектов хозяйствования. В то же время совершенно неразвитыми являются такие сектора страхового рынка, как накопительное страхование жизни, так как связано с долгосрочными вложениями средств страхования на рынке ценных бумаг (высокие риски).

Демографическая ситуация, занятость и рынок труда

Начиная с 2001 года произошло сокращение размеров депопуляции, численность постоянного населения в 2003 году уменьшилась на 2,0 тыс. человек (в 2002 году - на 2,1 тыс. человек, в 2001 г. - на 2,2 тыс. чел.).

Динамика естественного движения населения <*>

Как видно из диаграммы, замедление темпов депопуляции населения обусловлено ростом рождаемости и снижением смертности.
В 2003 году в городе родилось 1759 человек, что на 55 человек (или на 3,2%) больше, чем в предыдущем году. Общий показатель рождаемости составил 9,8 промилле (в 2002 году - 9,4 промилле).
По уровню рождаемости г. Сызрань занимает 3 место среди городов Самарской области.
Улучшение процессов естественного воспроизводства происходило на фоне улучшения семейных отношений. При росте числа регистрируемых браков в городе на 6,1% число разводов увеличилось на 5,3%. На 1000 браков приходилось 935 разводов.
Уровень смертности в 2003 году сохранился на уровне предыдущего года - 20,9 промилле, абсолютное число умерших уменьшилось по сравнению с 2002 годом на 41 человека и составило 3761 человек. Число умерших в 2,1 раза превысило число родившихся (в 2002 году - в 2,2 раза).
По уровню смертности г. Сызрань занял в 2003 году 7 место среди городов Самарской области.
В структуре причин смертности на первом месте стоят болезни системы кровообращения, на втором - травмы и отравления, на третьем месте - новообразования.
Младенческая смертность уменьшилась с 6,4 человека на 1000 родившихся в 2002 году до 5,68 человека в 2003 году. Среди городов Самарской области в Сызрани самый низкий уровень младенческой смертности.
Впервые в 2003 году отмечается отрицательное сальдо миграции. Выехало из города на 137 человек больше, чем приехало в город на постоянное место жительства.
Однако проведенная перепись населения показала, что численность постоянного населения Сызрани увеличилась на восемь тысяч со времени последней переписи и составляет 187,8 тыс. человек, из них 101,9 тыс. человек (54,3%) составляют женщины, 85,9 тыс. человек (45,7%) - мужчины.
Доля лиц старше трудоспособного возраста составляет (женщины - 55 лет и старше, мужчины - 60 лет и старше) 23,2%;
- дети и подростки (от 0 до 15 лет) - 18%;
- лица трудоспособного возраста - 58,8%;
- молодежь (от 16 до 29 лет) - 20,8%.
Для сравнения: доля трудоспособного населения в других крупных городах губернии составляет:
- в Самаре - 61,8%;
- в Тольятти - 66,2%;
- в Новокуйбышевске - 59,1%.
Такая ситуация требует дополнительных затрат в расходной части бюджета на социальную поддержку лиц пожилого возраста и детей и в то же время уменьшает налогооблагаемую базу.
Ситуация в сфере занятости в городе оставалась стабильной. Отмечается рост общей занятости в экономике города на 0,2%.
На крупных и средних промышленных предприятиях по итогам 2003 года отмечается сокращение численности занятых на 3%. Наиболее существенное сокращение числа работников отмечено в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности - на 27,1%, в деревообрабатывающей - на 11,7%, в машиностроении - на 8,5%.
Численность занятых выросла в промышленности строительных материалов (на 8,3%), в электроэнергетике (на 2,4%), в химической и нефтехимической промышленности (3,1%), в пищевой промышленности (0,1%).
На малых предприятиях численность занятых увеличилась по сравнению с 2002 годом на 21%.
По сравнению с прошлым годом сократилась численность работающих в строительстве, в здравоохранении, культуре, в образовании.
Увеличение численности занятых отмечается в связи, на транспорте, в торговле, в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Численность зарегистрированных безработных снизилась с начала года на 103 человека, или на 15% и на 01.01.2004 составила 597 человек. Уровень зарегистрированной безработицы снизился с 0,68% до 0,58%. Среди городов Самарской области в Сызрани самый низкий уровень безработицы. По сравнению с 2002 годом в общей численности безработных увеличилась доля социально незащищенной категории граждан.

Изменение доли социально незащищенных категорий граждан в общей численности безработных <*>

Доля молодежи увеличилась с 29,4% до 35%, женщин - с 73% до 74,5% длительно незанятые - с 10% до 12,2%, инвалиды с 8% до 10,6%.
Из 2416 выпускников профессиональных учреждений образования на учете в центре занятости по состоянию на 31.12.2003 состояло 45 человек (в прошлом году - 30 человек), в том числе выпускники:
СамГТУ - 3 человека;
Механико-технологического техникума - 16 человек;
Губернского колледжа - 11 человек;
Политехнического техникума - 6 человек;
Медицинского колледжа - 3 человека;
Политехнического колледжа - 2 человека;
Профессионального училища № 26 - 3 человека;
Колледжа искусств - 1 человек.
В структуре зарегистрированной безработицы увеличилась доля высвобожденных работников с 27% до 35,2%. В течение года проводили высвобождение работников ОАО "Тяжмаш", ОАО "Пластик", ОАО "СНПЗ", МУП УК "Городские перевозки", ликвидирован МУ центр "Островок".
За год в распоряжение органов службы занятости поступило от работодателей 3430 вакансий.
В 2003 году при содействии городской службы занятости населения трудоустроено 2453 человека, 67,4% от числа обратившихся.
Проведено 29 ярмарок вакансий, дней предприятий, дней специалистов, дней профессий, дней выпускника. К участию было привлечено более 100 предприятий и организаций.
Временные работы организованы для 320 подростков, общественные работы - для 240 человек.
В 2003 году направлено на обучение из числа безработных граждан 650 человек, закончили обучение и трудоустроились 590 человек.
Профессиональное обучение осуществлялось по 22 специальностям, в том числе по 12 наиболее востребованным на рынке труда. Это газоэлектросварщик, продавец, водитель, оператор котельной и др.
Материальная поддержка оказана безработным гражданам на общую сумму 8,6 млн. рублей.

   --------------------------------

<*> Предоставляется по требованию.

Потребительские цены

Сводный индекс потребительских цен за 2003 год составил 112,7% (декабрь 2003 года к декабрю 2002 года).
Цены на продовольственные товары возросли на 9,2% (в 2002 году на - 13,1%), на непродовольственные товары на 11,6% (в 2002 году на - 9,5%).
Значительно выросли цены на крупы (на 41,4%), муку (на 45,1%) и хлебобулочные изделия (на 39,7%), на молочную продукцию (на 15%), на рыбу (на 7%), яйца (на 5%), масло подсолнечное (на 4,2%), мясо (на 1,4%). Снизились цены на плодоовощную продукцию (на 22,5%).
Из непродовольственных товаров значительно подорожали одежда - на 28, 4% и обувь - на 13%. Цены на бензин выросли в среднем на 15,6%.
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в среднем по городу в декабре 2003 года составила 1 039,9 руб., что ниже на 14%, чем в Тольятти (1186,4 руб.), на 10,2%, чем в Самаре (1145,7 руб.) и в целом по области (1145,3) руб.

Состояние и развитие потребительского рынка

Положительная динамика уровня доходов населения, являющаяся основным фактором платежеспособного спроса населения, оказала позитивное воздействие на развитие потребительского рынка города.
За 2003 год оборот розничной торговли составил 2012,7 млн. рублей (по официальным учтенным предприятиям), индекс физического объема к уровню 2002 - 103,6%.
В макроструктуре оборота розничной торговли в 2003 году доля продовольственных товаров (по крупным и средним предприятиям) составила 51,7% против 65,2% в предыдущем году, непродовольственных товаров, соответственно, 48,3% и 34,6%.
За 2003 год в городе дополнительно открыто 4 магазина, 3 предприятия общественного питания. В 2003 году введен в эксплуатацию торговый центр "Монгора", "Экспо-центр".
Приоритетными направлениями в сфере потребительского рынка в 2003 году оставалась защита городского товарного рынка от недоброкачественных товаров и услуг. В течение года Комитетом по потребительскому рынку было организовано и проведено 43 рейдовых проверки.
В рамках реализации Закона о защите прав потребителей Комитетом рассмотрено более 1000 обращений граждан, в результате чего сумма возмещенного ущерба потребителям составила 1 445,4 тыс. руб.
Объем платных услуг, оказанных населению города за 2003 год, увеличился на 4,4% и составил (по крупным и средним предприятиям) 742 млн. руб.
За 2003 год возросли объемы медицинских услуг, услуги транспорта, образования, связи.
В целях социальной поддержки малоимущих слоев населения в городе оказываются платные социальные гарантированные и дополнительные услуги. В 2003 году от оказания гарантированных услуг получено 237,5 тыс. руб., что на 12,9% больше, чем в 2002 году, и дополнительных услуг на сумму 203,8 тыс. руб., что на 52,9 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году.
Сфера социальных услуг постоянно расширяется. Сегодня при Управлении социальной защиты населения работают:
- социальная столовая;
- социальная аптека;
- социальный магазин;
- парикмахерская;
- мастерская по ремонту обуви;
услуги ксерокопирования;
- пункт проката технических средств реабилитации.

Уровень жизни населения

В течение 2003 года сохранилась тенденция роста денежных доходов населения. Реальное содержание денежных доходов на душу населения возросло по отношению к 2002 году на 9,6%, реальное содержание средней заработной платы на одного работника - на 8,7%.
За 2003 год среднемесячная номинальная заработная плата по городу в целом составила 3 806 рублей (рост - 123,1%), по крупным и средним - 4 605 руб. (113,6%).
Рост средней заработной платы отмечен во всех отраслях экономики.
Однако по-прежнему сохраняется межотраслевая дифференциация оплаты труда между отраслями производства, отдельными предприятиями и категориями работающих в материальном производстве и бюджетной сфере.
К высокооплачиваемым отраслям экономики относятся: электроэнергетика, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли и связь, в которых размер заработной платы за 2003 год сложился в размерах от 5,2 тыс. руб. до 8,4 тыс. рублей. В отраслях деревообрабатывающей и легкой промышленности заработная плата сложилась в 2 - 3 раза ниже, чем по промышленности в целом.
С 1 октября 2003 года увеличены тарифные ставки работников бюджетной сферы, финансируемых из городского бюджета, на 33%, а также ставка 1 разряда основного рабочего на предприятиях транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.
Однако средняя заработная плата работников здравоохранения, образования, культуры и искусства отставала от среднегородского уровня на 30 - 50%, а от уровня промышленности - на 40 - 60%.
Покупательная способность средней заработной платы по городу в 2003 году обеспечивала 1,5 бюджета прожиточного минимума трудоспособного населения, в промышленности - 2.
За IV квартал 2003 года величина прожиточного минимума составила в расчете на душу населения 2 246,2 рубля и увеличилась по сравнению с IV кварталом 2002 года на 13,6%.
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума за 2003 год составила 28,4% (от общей численности населения) относительно 30,5% в 2002 году. Доля работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, в общей численности работающих снизилась с 24,4% в 2002 году до 23,4% в 2003 году.
Сохранилась устойчивая тенденция роста сбережений населения. Денежные накопления в виде рублевых вкладов в учреждениях Сбербанка и филиалах коммерческих банков на 01.01.2004 составили 2 079,8 млн. руб., или 11,7 тыс. руб. на душу населения и возросли за год почти в 1,3 раза.

Динамика остатков рублевых вкладов в банках города на душу населения на начало года в рублях <*>

В 2003 году населением приобретено иностранной валюты на сумму 842,1 млн. рублей, что на 30% больше, чем в 2002 году.
О росте благосостояния некоторых групп населения свидетельствует рост количества автотранспорта, находящегося в личной собственности граждан. На конец 2003 года в личной собственности граждан на 1000 жителей приходилось 273 автомобиля против 245 на конец 2002 года.
Среднегодовой размер пенсии вырос по сравнению с 2002 годом почти на 19,7%, реальное содержание - на 5,7%.
Средний размер пенсии к концу 2003 года составил 1 733 руб. и превысил величину прожиточного минимума пенсионера в 4 квартале 2003 года на 3,1%. Однако около 40% пенсионеров (от общего числа пенсионеров) получают пенсию ниже величины прожиточного минимума пенсионера.
В городе эффективно действует и развивается система социальной защиты населения.
На обеспечение социальной защиты населения города в 2003 году было направлено из федерального, областного и городского бюджетов 418,9 млн. рублей, что на 53,5% больше, чем в 2002 году.
Из городского бюджета на реализацию комплексной городской программы по социальной поддержке населения направлено 365,9 млн. рублей, это на 143,3 млн. рублей или в 1,6 раза больше, чем в 2002 году.
Удельный вес расходов на реализацию мероприятий программы в общем объеме расходов городского бюджета в 2003 году составил 48,7%.
В 2003 году за счет средств городского бюджета оказана материальная и натуральная помощь 4680 малоимущим гражданам (на уровне прошлого года).
Предоставлено льгот по оплате жилья и коммунальных услуг более 25 тыс. человек.
Ежемесячно 700 гражданам предоставляются льготы за пользование телефонной связью и радио.
Более 50 тыс. человек пользуются бесплатным проездом в городском пассажирском автотранспорте.
Одним из видов адресной социальной поддержки населения является выплата субсидий из городского бюджета по оплате жилья и коммунальных услуг. До августа 2003 года в городе действовала традиционная система предоставления субсидий, которая предполагала перечисление средств непосредственно в организации ЖКХ. В настоящее время средства субсидий ежемесячно перечисляются на персонифицированные социальные счета граждан (открыто более 14 тыс. персонифицированных счетов). Переход на персонифицированные социальные счета не имел целью сокращение бюджетных расходов на субсидии, он предусматривает обеспечение адресности социальной поддержки населения и исключение возможности нецелевого направления бюджетных средств.

Анализ выплат субсидий за 2001 - 2003 гг. <*>

Анализ выплат субсидий за последние 3 года (2001 - 2003 гг.) показывает, что в 2003 году количество получателей субсидий увеличилось на 9,2% по сравнению с 2002 годом и в 2 раза по сравнению с 2001 годом и составило на 01.01.2004 12,1 тыс. человек.
Средний размер субсидий увеличился со 120,5 рубля в 2001 году до 307,42 рубля в 2003 году.
Затраты в бюджете составили в 2003 году 45,2 млн. рублей, это в 2,3 раза больше, чем в 2002 году, и в 5,5 раз больше, чем в 2001 году.

Структура получателей субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг <*>

Основными получателями субсидий являются пенсионеры - 73,4%. Работники крупных и средних предприятий негосударственной формы собственности - 8,7%. Это работники завода ОАО "Тяжмаш", ОАО "Пластик", ОАО "Сызраньгрузавто", ООО "Сельмаш", ЗАО "Кардан", речной порт и другие.
Доля работников сферы малого бизнеса и частного предпринимательства составляет 8,1%, доля работников бюджетной сферы - 8,3%.
В отчетном году большое внимание было уделено людям с ограниченными возможностями здоровья.
Впервые в 2003 году были утверждены именные премии Главы города инвалидам за достигнутые успехи в области музыки, литературы, изобразительного искусства, народного творчество, физической культуры и спорта. Премии были вручены 10 инвалидам (по 1 000 рублей).
В 2003 году за счет средств федерального и областного бюджетов 27 инвалидов и участников ВОВ, 23 инвалида общего заболевания и 10 детей-инвалидов получил спецавтотранспорт, 116 инвалидов получили коляски, 791 человек из числа инвалидов получили технические средства реабилитации.
В здании управления социальной защиты населения был открыт кабинет адаптации для инвалидов, в котором они получают навыки пользования техническими средствами реабилитации.
В 10-ти домах, где проживают инвалиды, установлены пандусы и съезды, переоборудовано 4 квартиры инвалидов-колясочников, отремонтировано 20 частных домов участников и инвалидов ВОВ.
Кроме того, был реализован целый ряд мероприятий по социально-культурной реабилитации, направленных на интеграцию инвалидов в общество. В течение года проводились спортивные городские и зональные соревнования среди инвалидов, выставки художественного творчества.
Приоритетной формой социальной поддержки пожилых людей является социальное обслуживание на дому.
В 2003 году в районе кирпичного завода дополнительно было открыто отделение социального обслуживания на дому. Сегодня в городе таких отделений 20, кроме того, работает два специализированных отделения и одно отделение срочной помощи. На надомном обслуживании находятся 2669 пенсионеров и инвалидов (в 2002 году - 2 644 человека).
Дальнейшее развитие получило отделение дневного пребывания. В 2003 году в отделении отдохнуло 344 человека (ветераны и инвалиды города).
Уже не один год при Управлении социальной защиты населения работает отделение психологической помощи "Доверие". В течение 2003 года услугами отделения воспользовались более 4,5 тыс. человек.
С целью организации досуга пожилых людей в территориальных службах работают клубы по интересам: "Умелые руки", "Ветеран", "Посиделки", "Рябинушка" и другие.

   --------------------------------

<*> Предоставляется по требованию.

Здравоохранение

В 2003 году из различных источников в отрасль "здравоохранение" поступило 287,8 млн. руб. (в аналогичном периоде 2002 г. - 260,9 млн. руб.), в том числе из городского бюджета - 13,0 млн. руб.
За счет средств городского бюджета осуществляется финансирование 5 целевых программ. В 2003 году на реализацию программ направлено 4,4 млн. рублей.
На капитальный ремонт учреждений здравоохранения из бюджета города направлено 1,6 млн. рублей. Капитальный ремонт проводился в родильном доме УГБ, в инфекционной больнице, в психоневрологическом диспансере, наркологическом диспансере, в больнице № 3.
На обеспечение бесплатными медикаментами льготных категорий граждан направлено 26,1 млн. рублей (на уровне прошлого года). Льготный отпуск лекарственных средств осуществляют 15 аптечных учреждений, которые находятся в каждом поликлиническом отделении или в непосредственной близости от них.
С 2003 года в городе внедряется программа персонифицированного учета льготников при отпуске им медикаментов в аптечных учреждениях, позволяющая управлять лекарственным обеспечением на разных уровнях.
В текущем году успешно был решен вопрос обеспечения нуждающихся слуховыми аппаратами. Все нуждающиеся были обеспечены слуховыми аппаратами.
Из областного бюджета на реализацию мероприятий программы "Здоровье население Самарской области" поступило 20,5 млн. руб.
В отчетном году из федерального бюджета на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" поступило 1 406,6 тыс. рублей, которые были направлены на оплату медикаментов для инвалидов.
В 2003 году в муниципальных больницах пролечено 31,6 тысячи стационарных больных. В амбулаторной сети принято 1837,2 тысячи человек.
Зарегистрированная общая заболеваемость жителей города в 2003 году увеличилась по сравнению с 2002 годом на 8,5%.
Серьезной проблемой в 2003 году остается утечка квалифицированных медицинских кадров в сферу частной медицинской практики и частных медицинских учреждений вследствие более высокой заработной платы в них. В результате укомплектованность врачами снизилась с 87% в 2002 году до 57% в 2003 году, средним медицинским персоналом с 97% до 71% соответственно.
В области семейной политики действия Администрации были направлены на повышение престижа и общественной активности семьи, на укрепление психологического здоровья семьи, на формирование здорового образа жизни.
2003 год был объявлен годом семьи, материнства и детства. В этот год было проведено множество городских мероприятий. Наиболее яркими из них были:
- городской конкурс "Дочки-матери", способствующий пропаганде положительного опыта, выявлению талантливых женских династий;
- благотворительный марафон "Заботу - крохе". Его цель - привлечение внимания жителей к проблемам детей-сирот, а также сбор средств для детского отделения городской больницы, детского дома.
Значимым событием для жизни города явилось проведение конкурса "Женщина года". В 9 номинациях приняли участие 37 женщин. Из них 18 стали лауреатами.
В рамках реализации мероприятий комплексной городской программы "Профилактика безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних, усилия противодействия незаконному обороту наркотических средств в г. Сызрани" в 2003 году была продолжена работа по преодолению социального сиротства, стимулированию передачи сирот на воспитание в приемные семьи, решению проблемы детской безнадзорности, обеспечению условий для физического и интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития детей.
В 2003 году поставлено на учет 159 детей (на уровне 2002 года), оставшихся без попечения родителей. Из них 122 человека, или 76,7%, были переданы в семьи граждан, 37 человек, или 23,3%, переданы в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей.
За последние 3 года отмечается положительная динамика устройства детей в семьи. В 2001 году было передано в семьи 70% детей, оставшихся без попечения родителей, в 2002 году - 75%, в 2003 году - 76,7%.
Количество родителей, лишенных и ограниченных в родительских правах, снизилось по сравнению с 2002 года более чем в 2 раза (со 148 человек в 2002 г. до 62 человек в 2003 г.).
В 2003 году вновь создано 18 приемных семей, в них передано 27 детей. Всего в городе 108 приемных семей, в них воспитывается 158 детей (в 2002 году 90 семей, в них 131 ребенок).
В отчетном году значительно активизировалась правозащитная деятельность. Специалисты отдела опеки и попечительства отстаивали права несовершеннолетних на 831 судебном заседании (в 2002 году - 510).
Острой проблемой в городе является обеспечение выпускников - сирот внеочередным жильем. В жилищном отделе Администрации на получение внеочередного жилья состоит 38 сирот. Из областного бюджета на приобретение жилья детям - сиротам в 2003 году выделено 1 180,0 тыс. рублей, приобретено 4 квартиры, 1 квартира была выделена Администрацией города.
В августе текущего года проведена городская акция "В добрый путь" по подготовке детей из социально незащищенных семей к обучению в школе. 390 семей с 503 детьми получили адресную помощь к новому учебному году на общую сумму 341,8 тыс. рублей. Всего за отчетный период оказана материальная помощь 1095 семьям с 1620 детьми на общую сумму 783,8 тыс. рублей, из них 400,0 тыс. рублей - средства городского бюджета.
С 25 декабря по 6 января впервые в городе была проведена благотворительная акция "Подари радость детям". Более 450 сызранцев сделали рождественские подарки детям - сиротам.
В летний период бесплатными путевками в загородные оздоровительные лагеря обеспечено 558 детей из социально незащищенных семей, что на 1,5% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
На реализацию мероприятий программы "Профилактика безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних, усилия противодействия незаконному обороту наркотических средств в г. Сызрани" в 2003 году направлено 21,0 млн. рублей, в том числе 3,7 млн. рублей - из городского бюджета.
Активную социальную политику в городе проводит НК "ЮКОС".
По итогам конкурса социальных проектов НК "ЮКОС" получили гранты:
- МУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Островок" по программе "Создание молодежных отрядов из числа подростков, находящихся в социально опасном положении" в сумме 260 тыс. руб.;
- молодежное объединение "Ребята нашего двора" при квартальном комитете № 3 КТОСа № 4 - 270 тыс. руб.;
- молодежное объединение "Ребята нашего двора" при квартальном комитете № 3 КТОСа № 4 по программе "Работа с детьми и подростками по месту жительства";
- молодежная общественная организация психологический клуб "Лидер" по проекту организации молодежной смены по программе "Школа лидеров";
- централизованная библиотечная система на проект "Увлекательная медиатека" получила финансовую поддержку в сумме 8 500 долл. США;
- Управление по вопросам семьи, материнства и детства на проект "Доброе сердце" - 8113 долл. США;
- средние образовательные школы № 3 - 250 тыс. рублей и № 38 - 150 тыс. руб. в конкурсе "СоздаЮ";
- общественная организация "Альтаир" (рук. Логунова Г.А.) 90 тыс. руб. на ремонт спортивных площадок по месту жительства.
В сфере образования, культуры и спорта намеченные мероприятия и программы в основном выполнены.
Это оценивается по увеличению числа медалистов, студентов, востребованности культурных услуг и росту спортивных достижений.
Об успехах, достигнутых муниципальным школьным образованием, говорят такие факты: в 2003 году закончили школу с золотой медалью 8 человек, с серебряной - 31 человек. Получили аттестаты основного общего образования особого образца 60 человек.
По результатам ЕГЭ 17 выпускников школ города набрали 90 и более баллов.
Наши студенты и школьники занимают призовые места во Всероссийских и областных конференциях.
Администрация города оказывает материальную поддержку одаренным детям.
Городской стипендией отмечены 20 одаренных учащихся общенародных школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования в размере 10 тыс. рублей, шести одаренным детям вручены премии по 1,5 тыс. рублей, шестеро награждены специальными призами по 900 руб. и пятнадцать - поощрительными премиями по 300 руб.
В городе открыты филиалы и представительства 9-ти вузов. Однако, как показывает практика, подготовленные специалисты в некоторых учебных заведениях остаются невостребованными на рынке труда.
В этой связи совместно с союзом работодателей в городе отработана схема работы с учреждениями высшего профессионального образования по открытию представительств.
Возобновлена работа городского Совета по кадровой политике.
Показательно, что образовательные учреждения сегодня начинают зарабатывать сами, и в 2003 году объем платных услуг, которые они предоставили населению, составил около 2 миллионов рублей.
В 2003 году городские учреждения образования приняли участие в грантовых конкурсах. Пять средних общеобразовательных школ (N№ 2, 38,14,29,33) получили гранты и привлекли на реализацию социальных проектов более 500 тыс. рублей.
За счет средств городского бюджета проведен капитальный ремонт в 26-ти образовательных учреждениях города на общую сумму 3,2 млн. рублей.

Культура

В целях развития культурной информационной инфраструктуры в городе были организованы и проведены фестивали, конкурсы, выставки, концерты. В городе с гастролями побывали творческие коллективы из разных городов, регионов России.
С 15 по 18 мая 2003 года проходил Региональный Поволжский фестиваль - конкурс современного искусства "Москва - Сызрань - Транзит "Роза ветров - 2003", в котором приняли участие свыше 800 человек из городов Сызрани, Самары, Тольятти, Оренбурга, Дзержинска, Пензы, Н. Новгорода, Жигулевска, Барыша, Октябрска, Балаково, Аксая.
В рамках празднования 320-летия основания города подготовлена большая культурная программа. В августе был организован и проведен VII Международный фестиваль духовых оркестров "Серебряные трубы Поволжья". В фестивале принимали участие творческие коллективы городов России - Сызрани, Ульяновска, Кемерово, Республики Марий-Эл, а также представители Франции, Сербии, Индии, Испании. В сентябре праздничные мероприятия прошли во всех микрорайонах города. 6 сентября - городской праздник "Сызранский уезд", карнавальное шествие "Вся власть карнавалу", фестиваль национальных культур "Венок дружбы народов", спортивный праздник в ФОКе "Надежда", детский праздник на площади Ленина и др.
В рамках целевой федеральной программы "Культура России 2001 - 2005 гг." Министерством культуры РФ в 2003 году были профинансированы:
- "III Всероссийский открытый фестиваль - конкурс камерных ансамблей" - в сумме 100 тыс. руб.;
- "VII Международный фестиваль духовых оркестров "Серебряные трубы Поволжья" - 100 тыс. руб.;
- региональный праздник - фестиваль "Сызранский помидор" - 150 тыс. руб.
В целях упорядочения рекламной деятельности на территории города управлением культуры информации и рекламы проводится работа с рекламодателями по распространению рекламной информации на досках и тумбах стабильного размещения. За 2003 год выдано 119 разрешений на размещение наружной рекламы на опорах городского уличного освещения, на фасадах зданий и сооружений, а также на размещение выносных штенедеров; число поданных заявок - 125, заключено 26 договоров на размещение и эксплуатацию рекламоносителей. Демонтирован 21 рекламоноситель, не отвечающий критериям городского дизайна, и 4 договора расторгнуто.
В городе работают 8 национально-культурных объединений, которые ведут большую работу по возрождению национальной культуры, изучению национального языка, созданию творческих коллективов и клубов по интересам.
В городе на сегодня насчитывается 282 клубных формирования, основной деятельностью которых является изучение, предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, а также создание условий для занятий любительским художественным творчеством.
В 2003 году по объекту "Реконструкция краеведческого музея в г. Сызрани" был подготовлен пакет документов для открытия федерального финансирования и представлен в Министерство культуры Российской Федерации. Получено положительное заключение Главгосэкспертизы при Госстрое России.
Из областного бюджета в 2003 году было получено 100 тыс. руб. на проект "Реставрация части особо ценных музейных экспонатов Городского краеведческого музея".

Спорт

В 2003 году усилия физкультурных организаций города были направлены на поддержание и сохранение сложившихся традиций физического воспитания населения, широкого проведения профилактических и спортивно-оздоровительных мероприятий среди всех возрастных и социальных групп, развития сети учреждений физкультурно-спортивной направленности.
С 23 по 25 мая в городе проводился ставший уже традиционным, фестиваль Здоровья, Спорта и Творчества Самарской области, в котором приняло участие более 4,5 тыс. спортсменов и гостей из 23 городов России и Самарской области.
В шестой раз прошел этап Чемпионата России по мотокроссу (высшая лига), участвовало 18 команд. Также проводились чемпионаты России: по тхэквондо, по футболу, по снегоходному спорту.
Проведены: II Приволжская межрегиональная фитнес-конвенция, игры первенства России (1 лига) по хоккею с мячом, с участием команды "Торпедо-Пластик", первенство РК ФСО "Юность России" среди юниоров по боксу.
Спортсменами города достигнуты определенные результаты на Российских и международных соревнованиях. Виталий Буянов и Павел Руссиняк выиграли соревнования по спортивной гимнастике на отдельных снарядах первой летней Спартакиады учащихся России, став также серебряным призерами в составе команды Приволжского федерального округа (тренер - Кириллов С.В.).
Вероника Савушина стала призером Международного турнира по тхэквандо, Александр Щежин в составе сборной команды России участвовал в чемпионате Европы по кекусинкай каратэ, проходившем в Англии.
В целом за год подготовлено 3838 спортсменов массового разряда и семь человек получили звание мастера спорта.
За 2003 год численность занимающихся в секциях группах и клубах по различным видам спорта по городу составила 14,7 тыс. человек, охвачено 8,3% населения.
Целенаправленно ведется спортивная и оздоровительная работа по организации и развитию физической культуры и спорта среди детей и взрослых, имеющих ограниченные возможности в здоровье. Совместно с горсоветом ВОИ, управлением социальной защиты организованы и проведен ряд городских соревнований по настольному теннису, бадминтону, легкой атлетике, дартсу, гонкам и фигурному вождению у спортсменов-колясочников. В июле на ст. "Центральный" проведена региональная параолимпийская Спартакиада инвалидов Самарской области по 7 видам спорта.
Управлением физической культуры и спорта на развитие физической культуры и спорта в городе в 2003 году привлечено средств бюджетов разного уровня и внебюджетных средств в сумме 6,9 млн. руб., из них доля городского бюджета - 34,8%.
Проведенный анализ социально-экономического развития города показал, что более стабильно в 2003 году развивались те отрасли городского хозяйства, которые эффективно использовали ресурсный потенциал, повышали инвестиционную активность.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru