Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 18.09.2004 № А55-9601/04-29
<ПО ЗАЯВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ К МЕЖРАЙОННОЙ ИМНС РФ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ РЕШЕНИЯ, КОТОРЫМ ЗАЯВИТЕЛЮ БЫЛ ДОНАЧИСЛЕН НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, ПЕНИ, А ТАКЖЕ НАЛОЖЕН ШТРАФ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 сентября 2004 года Дело № А55-9601/04-29

(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения здравоохранения "Городская детская больница № 1", г. Тольятти, к межрайонной ИМНС РФ № 2 по Самарской области, г. Тольятти, о признании незаконным решения.
Заявитель просит признать незаконным решение ответчика от 25.06.2004 № 2133.
Ответчик в отзыве требования заявителя не признал.
Третье лицо поддержало требования заявителя, указав при этом, что финансирование учреждения здравоохранения осуществлялось в соответствии с порядком, установленном федеральным и региональным законодательствами. Денежные средства, получаемые заявителем от страховых медицинских компаний, являются средствами ТФОМС.
Заслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

По результатам камеральной налоговой проверки ответчиком было вынесено Решение от 25.06.2004 № 2033, которым заявителю был доначислен налог на прибыль в сумме 640 578 руб. начислены пени в сумме 26 954 руб., а также наложен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ 121 560,8 руб.
Основанием к вынесению оспариваемого решения послужило следующее:
Заявителем была представлена декларация по налогу на прибыль за 2003 г., данным налогоплательщиком оказаны медицинские услуги в 2003 г. за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), полученных от страховых медицинских организаций на сумму 23 269 926 руб., а именно от:
- ООО МСК "АСКО-ВАЗ" - размер средств составляет 23 133 040 руб.
- ОАО МСК "АСКОМЕД" - размер средств составляет 114 213 руб.
ЗАО МСК "СамараРосноМед" - размер средств составляет 22 673 руб.
За 2003 г. денежные средства, полученные от страховых медицинских компаний, составили 23 369 926 руб.
Данные средства получены на основании страховых договоров с указанными страховыми медицинскими компаниями:
с ООО МСК "АСКО - ВАЗ" - договор № 3/4018, от 01.01.2002, ОАО МСК "АСКО-МЕД" - договор № 01/4118 от 01.01.2002, ЗАО МСК "СамараРосноМед" - договор № 18/4018 от 01.01.2002.
По мнению ответчика - в соответствии со ст. 20 Закона РФ от 28.06.1991, № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" (как ссылается ответчик - в ред. от 23.12.2003) - медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
Поскольку средства территориальных фондов медицинского страхования медицинские учреждения получают на основании договоров, заключенных со страховой медицинской организацией, осуществляющей обязательное медицинское страхование и аккредитованными медицинскими учреждениями, выполняющими программу обязательного медицинского страхования, они не подпадают под действие ст. 251 НК РФ. Следовательно, должны включаться в доход от реализации медицинских учреждений любых организационно-правовых форм собственности согласно ст. 249 НК РФ.
В нарушение ст. 249 НК РФ - в представленной данным налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 г. в состав доходов не включены средства, полученные от страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование в сумме 23 269 926 руб.
Расходы заявителя в указанном периоде составили 20 219 553 руб. Таким образом, прибыль по средствам, полученным от медицинских страховых организаций, составила 3 053 373 руб. (23 269 926 руб. - 20 219 553 руб.). При этом сумма налога на прибыль занижена на 640 578 руб. (3 050 373 руб. х 21%).
Несмотря на приведенные доводы ответчика, оспариваемое решение следует признать недействительным по следующим основаниям:
В соответствии с п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ - при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы:
- в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования:
- в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
- в виде полученных грантов...
Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;
Как следует из материалов дела, заявитель имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с представленными учредительными документами Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская детская больница № 1" является бюджетным учреждением и подпадает под определение бюджетного учреждения, данного в ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ.
Целью деятельности заявителя согласно Уставу является оказание высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи детям, т.е. осуществление функций некоммерческого характера.
В соответствии с пп.3 п. 2 ст. 251 НК РФ - не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль целевые поступления на содержание некоммерческих организаций из внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности.
При этом то, что денежные средства поступали налогоплательщику не непосредственно от ТФОМС, а через страховые медицинские организации, не меняет сути и цели их поступления.
Согласно ст. 41 Конституции РФ и ст. 20 Основ законодательства об охране здоровья граждан (Закон РФ от 22.07.93, № 5487-1 - медицинская помощь гражданам России оказывается бесплатно, для чего создана система обязательного медицинского страхования и утверждаются целевые программы государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи.
На основании ст. 22 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" (от 28.06.1991, № 1499-1), Постановлением Правительства РФ от 11.09.1998. № 1096 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с данной Программой - Законом Самарской области от 27.05.2003 № 35-ГД "Об утверждении территориальной Программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2003 год" утверждена Территориальная Программа государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2003 г.". В указанной Программе одним из видов медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС. названа стационарная медицинская помощь. Данный вид медицинской помощи в системе ОМС, и оказывал в 2003 году заявитель.
Отношения в системе обязательного медицинского страхования на территории Самарской области осуществляются в соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан РФ" от 28.06.1991 № 1499-1, а также "Правилами обязательного медицинского страхования населения на территории Самарской области" (утв. Решением Самарской губернской думы от 27.10.1998 № 138).
Согласно ст. 4 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 - медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
В целях исполнения условий такого договора страховая медицинская организация, в свою очередь, заключает договоры с медицинскими учреждениями на предоставление медицинских услуг страхователя и с территориальными фондами медицинского страхования на финансирование оказанных услуг.
Заключение таких договоров происходит в соответствии со ст. 15 указанного Закона № 1499-1, "Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 № 4543-1), "Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование" (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.1993 № 1018).
Из вышеизложенного следует, что заключение указанных договоров в соответствии с вышеприведенными нормами является обязанностью для медицинских организация и, в частности, для заявителя.
В соответствии со ст. 24 Закона РФ № 1499-1 финансирование программ обязательного медицинского страхования производится по утвержденным тарифам.
Как следует из положений гл. 24 НК РФ, финансирование программ обязательного медицинского страхования производится из средств, поступивших в фонды обязательного медицинского страхования в составе единого социального налога.
В 2003 г. в соответствии с вышеизложенными нормами и названными договорами финансирование данного налогоплательщика производилось средствами фонда обязательного медицинского страхования. Полученные через страховые медицинские организации денежные средства являлись средствами внебюджетного фонда - Территориального фонда ОМС, что в ходе судебного разбирательства подтвердило и третье лицо.
Следовательно, налогоплательщиком правомерно и в соответствии с п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не включены в налоговую базу по налогу на прибыль за 2003 г. денежные средства, полученные от страховых медицинских организаций в сумме 23 269 926 руб.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налог на прибыль за 2003 г. в сумме 640 578 руб., пени в сумме 26 954,19 руб., а также штраф в размере 121 560,8 руб. начислены заявителю незаконно.
Расходы по уплате госпошлины в соответствии со ст.110 АПК РФ подлежат возмещению заявителю.
Руководствуясь ст. ст. 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным Решение Межрайонной ИМНС РФ № 2 по Самарской области, г. Тольятти, от 25.06.2004 № 2133.
Заявителю выдать справку на возврат госпошлины в размере 1 000 руб. после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу в месячный срок и в этот же срок может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного арбитражного суда.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru