Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 29.09.2004 № А55-9509/04-29
<ПО ЗАЯВЛЕНИЮ К МЕЖРАЙОННОЙ ИМНС РФ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ В ЧАСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ К УПЛАТЕ НДС ПУТЕМ УМЕНЬШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 сентября 2004 года Дело № А55-9509/04-29

(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании 22.09.2004 дело по заявлению ООО "Техтрансстрой", г. Самара, к Межрайонной ИМНС РФ № 15 по Самарской области, г. Тольятти, о признании недействительным решения.
Заявитель просит признать недействительным решение ИМНС РФ по Ставропольскому району Самарской области от 10.09.2003 № 1947 в части восстановления к уплате в ноябре 2002 г. НДС путем уменьшения налоговых вычетов на сумму 72 384 660 руб., наложения штрафа в размере 14 476 932 руб., начисления пени в сумме 8 864 976,15 руб.
Ответчик в отзыве требования заявителя не признал.
В ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 48 АПК РФ была произведена замена ответчика с ИМНС РФ по Ставропольскому району на МР ИМНС РФ № 15 по Самарской области, а также по ходатайству заявителя с учетом обстоятельств дела, мнения лиц, участвующих в деле, и в соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ был восстановлен пропущенный срок для обращения в арбитражный суд с данным заявлением.
Заслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

По результатам выездной налоговой проверки ответчиком было вынесено Решение от 10.09.2003 № 1947, которым заявителю был доначислен НДС в 77 939 617 руб., начислены пени в сумме 11 322 477 руб., а также наложен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 15 587 923 руб., а всего на сумму 104 850 017 руб.
Заявитель оспаривает указанное решение в части восстановления к уплате в ноябре 2002 г. НДС путем уменьшения налоговых вычетов на сумму 72 384 660 руб., наложения штрафа в размере 14 476 932 руб., начисления пени в сумме 8 864 976,15 руб., произведенных по п. 3.7 данного решения.
Основанием к вынесению оспариваемого решения в данной части послужило следующее:
В 2001 году заявителем на территорию РФ было ввезено и оприходовано на счет 41 "Товары" технологическое оборудование.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ предприятием в налоговых декларациях по НДС за февраль-декабрь 2001 г. по строке 8 был применен налоговый вычет в виде НДС, уплаченного при ввозе (импорте) товаров (оборудования) на таможенную территорию РФ в размере 72 746 071 руб. Сделаны соответствующие бухгалтерские проводки: Д. 68 субсчет "Расчеты по НДС" - К. счета 19 субсчет "НДС, уплаченный на таможне" отнесен на расчеты с бюджетом НДС.
В ноябре 2002 года заявитель произвел переучет оборудования со счета 41 "Товары" на счет 07 "Оборудование к установке".
Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н) счет 07 "Оборудование к установке" предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического и производственного оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся объектах.
После монтажа стоимость оборудования должна списываться со счета 07 на Д. счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", предназначенного для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств, производится в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н) основные средства считаются принятыми к бухгалтерскому учету при переводе их на счет 01 "Основные средства".
Поскольку объекты не были приняты к бухгалтерскому учету на счете 01 "Основные средства", т.е. именно после ввода оборудования в эксплуатацию, налогоплательщик не вправе был применить налоговый вычет.
Таким образом, суммы НДС, уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ оборудования и предъявленные к налоговому вычету ранее, подлежат восстановлению в ноябре 2002 года путем уменьшения налоговых вычетов на сумму 72 746 071 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, определяется как уменьшение общей суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям на суммы налоговых вычетов.
Следовательно, восстановленная сумма НДС подлежит к доплате в бюджет с учетом п. 3.5 решения (-361 411 руб.), в сумме 72 384 660 руб.
Как следует из материалов дела, действительно в 2001 году заявителем на таможенную территорию РФ было ввезено и оприходовано на счет 41 "Товары" технологическое оборудование для осуществления своей производственной деятельности, относящееся к основным средствам (подтверждающие материалы представлены и находятся в Приложениях к данному делу).
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ в налоговых декларациях за февраль - декабрь 2001 года по строке 8 деклараций был применен налоговый вычет по НДС, уплаченному при ввозе оборудования в сумме 72 746 071 руб.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств и (или) нематериальных активов, перечисленных в пунктах 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производится в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Пунктом 5 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты сумм налога, указанных в п. 6 ст. 171 НК РФ, в соответствии с которым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками), производится по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Следовательно, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и фактической уплате таможенному органу НДС для применения налогового вычета следует руководствоваться не особым порядком, установленным п. 5 ст. 172 НК РФ для объектов завершенного или незавершенного капитального строительства, а абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 172 НК РФ, предусматривающими вычет НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в т.ч. по основным средствам, являются их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата.
Указанные обстоятельства заявителем доказаны.
Из Устава налогоплательщика следует, что одним из основных видов его деятельности является организация лесозаготовительных работ, лесопиления и производства пиломатериалов из различных пород древесины, переработка древесных отходов, производство и реализация строительных и отделочных материалов. Следовательно, подтверждено производственное назначение приобретенного оборудования.
Оборудование закуплено у иностранных производителей, оплачено поставщику и доставлено на таможенную территорию РФ, на таможне НДС оплачен, оборудование поставлено на бухгалтерский учет, что подтверждается материалами, находящимися в приложениях № 1 - 4 к данному делу (контракты, ГТД, платежные документы, акты о приемке-передаче оборудования в монтаж, инвентарные карточки учета объекта основных средств (приложение 1), которые были исследованы в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Таким образом, ссылка ответчика на Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н) не имеет отношения к данному спору.
Вместе с тем из приведенных выше норм НК РФ следует, что указанные нормы не ставят возможность применения налогового вычета в зависимость от того, на каком счете бухгалтерского учета принят к учету объект основных средств.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат возмещению заявителю.
Руководствуясь ст. ст. 197 - 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным Решение ИМНС РФ по Ставропольскому району Самарской области, г. Тольятти, от 10.09.2003 № 1947 в части восстановления к уплате в ноябре 2002 г. НДС путем уменьшения налоговых вычетов на сумму 72 384 660 руб., наложения штрафа в размере 14 476 932 руб., начисления пени в сумме 8 864 976,15 руб.
Заявителю выдать справку на возврат госпошлины в размере 1 000 руб. после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу в месячный срок и в этот же срок может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного арбитражного суда.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru