Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 11.03.2005 № 46-ГО5-4
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.10.2004 № 314 >

Официальная публикация в СМИ:
"Волжская коммуна", № 189 (25493), 06.10.2005.


Определением Верховного суда РФ от 29.06.2005 № 46-ГО5-4 Решение Самарского областного суда от 11 03.2005 оставлено без изменения, кассационная жалоба представителя Губернатора Самарской области - без удовлетворения.



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 марта 2005 г. № 46-ГО5-4

(извлечение)

Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащими федеральному закону и недействующими отдельных норм Положения о министерстве промышленности, энергетики и технологий Самарской области, утвержденного постановлением губернатора Самарской области № 314 от 20.10.2004,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Самарской области обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что абзацы 6 и 8 пункта 2.2 Положения о министерстве промышленности, энергетики и технологий Самарской области противоречат федеральному законодательству, и просил признать их недействующими со дня издания.
В заявлении прокурор указывает на то, что государственные органы, не обладающие статусом юридического лица, не вправе выступать в гражданском обороте, в том числе заключать договоры. Между тем в абзаце 6 п. 2.2 данного Положения предусмотрено, что в рамках закрепленных предметов ведения министерство наделяется полномочиями заключать в пределах своей компетенции государственные контракты на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для областных государственных нужд при реализации областных целевых программ, осуществляет иные полномочия государственного заказчика, предусмотренные действующим законодательством. Однако в силу п. 1.3 Положения министерство промышленности, энергетики и технологий Самарской области не обладает правами юридического лица.
Оспариваемая норма противоречит требованиям ст. 2 ГК РФ, которая предусматривает, что участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. К ним приравниваются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 124 ГК РФ), от имени которых могут быть участниками регулируемых гражданским законодательством отношений органы государственной власти (ст. 125 ГК РФ).
Прокурор считает, что органы и организации, являющиеся участниками отношений регулируемых гражданским законодательством от имени субъектов гражданских отношений, перечисленных в ст. 124 ГК РФ, должны иметь статус юридического лица.
Абзацем 8 п. 2.2 оспариваемого положения было закреплено, что министерство дает согласие на получение федеральных лицензий на производство, хранение и поставку спиртсодержащей не пищевой продукции.
Однако постановлением губернатора Самарской области № 52 от 09.03.2005 "О внесении изменения в Положение о министерстве промышленности, энергетики и технологий Самарской области" в данный абзац внесены изменения, которые прокурор не оспаривает. Постановление губернатора опубликовано в газете "Волжская коммуна" 11 марта 2005 г. № 43.
В этой части судом вынесено определение о прекращении производства по делу.
Представитель губернатора Самарской области Г. требования прокурора в части признания противоречащим федеральному закону абзаца 6 п. 2.2 вышеназванного Положения не признал, пояснив, что от имени субъекта Российской Федерации приобретать своими действиями и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности могут в пределах их компетенции органы государственной власти. В законе нет указаний на то, что органы государственной власти в обязательном порядке должны быть наделены статусом юридического лица. При анализе положений ст. ст. 124, 125 ГК РФ можно сделать вывод о том, что наделение органов государственной власти статусом юридического лица необязательно.
Выслушав прокурора, представителя губернатора Самарской области, исследовав представленные доказательства, суд считает, что требования прокурора Самарской области в части признания противоречащим федеральному закону и недействующим абзаца 6 п. 2.2 Положения о министерстве промышленности, энергетики и технологий Самарской области подлежат удовлетворению.
Положение о министерстве промышленности, энергетики и технологий Самарской области утверждено постановлением губернатора Самарской области № 314 от 20.10.2004 и опубликовано в газете "Волжская коммуна" от 30.10.2004 № 205.
Согласно абзацу 6. п. 2.2 названного Положения в рамках закрепленных предметов ведения министерство наделяется полномочием заключать в пределах своей компетенции государственные контракты на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для областных государственных нужд при реализации областных целевых программ, осуществляет иные полномочия государственного заказчика, предусмотренные действующим законодательством.
Из п. 1.3 данного Положения видно, что министерство промышленности, энергетики и технологий Самарской области не обладает статусом юридического лица.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 124 ГК РФ).
Статьей 124 ГК РФ установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Статьей 125 ГК РФ, предусмотрен порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях через посредство своих органов или специально назначенных представителей. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют интересы собственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
На уровне субъекта РФ органами государственной власти, правомочными своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, являются органы законодательной и исполнительной власти.
Система органов субъекта РФ определяется Конституцией или уставом, что предусмотрено ст. 2 федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации".
Согласно ст. 100 Устава Самарской области высшим исполнительным органом государственной власти в Самарской области является Правительство Самарской области, возглавляемое губернатором Самарской области.
В систему органов исполнительной власти Самарской области входят министерства Самарской области (ст. 104 Устава).
Основное назначение государства, государственных и муниципальных образований состоит в осуществлении ими функций публичной власти. Участие данных субъектов в гражданском обороте осуществляется государственными и муниципальными органами и организациями, специально создаваемыми для этих целей, которые не обладают правом особой правосубъектности и должны быть наделены статусом юридического лица.
Доводы представителя губернатора о том, что при участии в гражданском обороте наделение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации статусом юридического лица не предусмотрено законом, является ошибочным.
Таким образом, министерство промышленности, энергетики и технологий Самарской области, не обладая статусом юридического лица, не может быть участником гражданских отношений, перечисленных в абзаце 6 п. 2 Положения о министерстве. Указанный абзац следует признать противоречащим федеральному закону и недействующим с момента его издания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования прокурора Самарской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному закону и недействующим с момента издания абзац 6 п. 2.2 Положения о министерстве промышленности, энергетики и технологий Самарской области, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области № 314 20.10.2004.
Обязать губернатора Самарской области опубликовать решение суда в газете "Волжская коммуна".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение десяти дней.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru