Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.06.2005 № А55-2623/2005-40
<ПО ИСКУ О ВЗЫСКАНИИ С УЧЕТОМ УТОЧНЕНИЯ СОЛИДАРНО В РАВНЫХ ДОЛЯХ С МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И С МИНИСТЕРСТВА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ КАЗНЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СУММЫ УБЫТКОВ, ВЫЗВАННЫХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В 2003 ГОДУ ЛЬГОТ ПО БЕСПЛАТНОМУ ПРОЕЗДУ НА ВСЕХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО И ПРИГОРОДНОГО СООБЩЕНИЯ (КРОМЕ ТАКСИ) ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ, ИХ РОДИТЕЛЯМ, ОПЕКУНАМ, ПОПЕЧИТЕЛЯМ И СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ УХОД ЗА ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ, А ТАКЖЕ ИНВАЛИДАМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 июня 2005 года Дело № А55-2623/2005-40

(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании 21 июня 2005 г. дело по иску МП "ТПАТП-3", г. Тольятти, к Министерству финансов РФ, г. Москва, министерству управления финансами Самарской области, г. Самара, с участием в деле на стороне ответчиков третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - мэрии г. Тольятти, Администрации Ставропольского района Самарской области, о взыскании 11 353 657 руб.
Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с учетом уточнения солидарно в равных долях с министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации и с Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области 11 353 657 руб., составляющих сумму убытков, вызванных предоставлением предприятием в 2003 году льгот по бесплатному проезду на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) детям-инвалидам, их родителям, опекунам, попечителям и социальным работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, а также инвалидам согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
1-й ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что на Министерство финансов РФ не возложена обязанность по распределению и перечислению указанных средств федерального бюджета истцу, Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по данному делу, а находится в бюджетных правоотношениях с Министерством управления финансами Самарской области.
2-й ответчик иск отклонил, ссылаясь на то, что все возложенные на него обязанности по возмещению транспортных льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", были исполнены им, и в соответствии со ст. 65 АПК РФ истец не доказал размер причиненных ему убытков, вину 2-го ответчика.
Мэрия г. Тольятти в отзыве на заявление указала, что относит решение данного вопроса на усмотрение суда исходя из установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела.
Администрация Ставропольского района по существу заявленных требований истца возражений не имеет, что отражено в отзыве на исковое заявление.
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие "Тольяттинский пассажирский автокомбинат" во исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 № 181-ФЗ оказало услуги по бесплатному проезду на транспорте общего пользования в 2003 году инвалидам 1, 2, 3 групп, детям-инвалидам, лицам, сопровождающим инвалидов 1 группы и детей-инвалидов за период с 01.01.2003 по 01.01.2004.
Впоследствии МУП "Тольяттинский пассажирский автокомбинат" 10.12.2004 было реорганизовано в форме присоединения к муниципальному предприятию "ТПАТП-3" с передачей последнему всех прав и обязанностей муниципального унитарного предприятия "Тольяттинский пассажирский автокомбинат", что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 17.12.2004.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что, предусматривая в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" обязанность юридических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров транспортными средствами общего пользования городского и пригородного сообщения, перевозить детей-инвалидов, их родителей, опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а также инвалидов бесплатно, законодатель не определил порядок возмещения предприятиями расходов, связанных с реализацией указанной льготы (в частности, законодателем до сих пор однозначно не определено, как именно и исходя из каких нормативов автотранспортные предприятия должны рассчитывать указанные расходы). В связи с этим, как указывает истец, в результате исполнения требований ст. 30 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" истцу причиняется имущественный вред, который выражается в виде затрат на перевозку указанной категории лиц и в виде убытков от недополученной платы за проезд. Указанный имущественный вред причиняется по вине государства, так как именно государством истцу вменена обязанность по бесплатной перевозке инвалидов, и именно государство однозначно не определило порядок компенсации данного имущественного вреда. Истец ссылается на то, что им были оказаны услуги по бесплатному проезду на транспорте общего пользования в 2003 году инвалидам 1, 2, 3 групп, детям-инвалидам, лицам, сопровождающим инвалидов 1 группы и детей-инвалидов за период с 01.01.2003 по 01.01.2004 на сумму 14648200 руб. За спорный период истцу были возмещены расходы по предоставлению льгот при проезде на городском транспорте категорий граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 № 181-ФЗ только в сумме 3 294 543 руб. Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Не возмещение расходов по предоставлению льгот инвалидам в 2003 году в сумме 11 353 657 руб. и явилось основанием для обращения истца в соответствии со ст. 1064, 1069, 1071 ГК РФ с заявленным иском в арбитражный суд.
Суд считает исковые требования истца незаконными и не обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностными лицами этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации только в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 № 273, предусмотрено, что одной из основных задач Министерства финансов Российской Федерации является составление проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения последнего в установленном законодательством порядке.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11 1995 года № 181-ФЗ для инвалидов предусмотрены льготы по транспортному обслуживанию: бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 № 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 № 85 действие указанного нормативного акта продлено до 2003 года.
Средства на компенсацию расходов на реализацию Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов" предусмотрены в федеральном бюджете на 2003 года согласно Федеральному закону РФ от 24.12.2002 № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в Приложении 15 в размере 166 597 000 руб. 00 коп. на Самарскую область.
Согласно закону Самарской области от 25.12.2002 № 108-ГД (редакция от 01.04.2004) "Об областном бюджете на 2003 год" (принят Самарской губернской Думой 17.12.2002) в Приложении № 1 к указанному Закону - "Поступление доходов в областной бюджет в 2003 году по основным источникам" - субсидии бюджета субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены в размере 166 597.00 тыс. руб.
Вышеуказанные средства предоставляются в виде субсидий, которые согласно статье 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеют целевой характер.
В соответствии со статьей 44 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
Расходование предоставленных субсидий и субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также их учреждениями и другими получателями бюджетных средств на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, денежных компенсаций инвалидам, включая выплату средств по договорам на оказание услуг организациям, предоставляющим их в соответствии Федеральным законом "О социальной защите инвалидов Российской Федерации".
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности об исполнении смет расходов бюджетных учреждений, представляют в финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований отчеты об использовании субсидий и субвенций с отражением расходов по соответствующим разделам и кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Поскольку именно на органы исполнительной власти в лице органов социальной защиты субъектов Российской Федерации возложена обязанность по финансированию расходов, содержащихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при осуществлении мероприятий, связанных с предоставлением льгот по бесплатному проезду на транспорте общего пользования, согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181 ФЗ от 24.11.1995, а также перечислить указанные средства через органы федерального казначейства, вследствие чего являются надлежащими ответчиками по делу согласно пункту 3 статьи 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное и то, что истцом не доказана противоправность, виновность действий каждого из ответчиков, непосредственно повлекших за собой причинение убытков, сам факт наличия убытков и их размер со ссылкой на первичные документы о фактически предоставленных льготах гражданам, а также на подлинные документы о том, что граждане, которым предоставляется указанная льгота, действительно имеют право на нее, и, кроме того, истцом иск к органам федерального казначейства не предъявлялся, поэтому суд считает, в исковых требованиях истца следует отказать.
Расходы по госпошлине в сумме 68 268,29 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на истца. Поскольку истец является муниципальным предприятием и финансируется из муниципального бюджета, суд уменьшает размер госпошлины, подлежащей взысканию в доход федерального бюджета, до суммы 1000 руб. Руководствуясь ст. 110, 156, 167 - 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.
Взыскать с муниципального предприятия "ТПАТП-3", г. Тольятти, в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Самарской области в течение месяца со дня принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru