Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.07.2006 № А55-6227/2006-3
<СТАТЬЯ 90 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, НО НЕ УКАЗЫВАЕТ, ЧТО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИМЕННО В СОБСТВЕННОСТЬ. ПРИ ЭТОМ СТАТЬЯ 27 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ ОГРАНИЧИВАЕТ В ОБОРОТЕ НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ НУЖД ОРГАНИЗАЦИЙ ТРАНСПОРТА, ЗАПРЕЩАЯ ИХ ПРИВАТИЗАЦИЮ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 июля 2006 г. по делу № А55-6227/2006-3

(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области, рассмотрев 25 июля 2006 г. в судебном заседании, протокол которого велся судьей, заявление ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания", г. Самара, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара, 3-е лицо ОАО "Российские железные дороги", филиал "Куйбышевская железная дорога", г. Самара, о признании недействительным решения № 277 от 16.12.2005 и договора аренды земельного участка № 58-2005/06 от 16.12.2005,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ просит признать недействительным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области № 277 от 16.12.2005 и договор аренды земельного участка № 58-2005/06 от 16.12.2005 в части предоставления в аренду земельного участка площадью 37011 кв. м, находящегося под железнодорожными путями истца, принадлежащими ему на праве собственности, а именно: по станции Средневолжская площадью 11259 кв. м, по станции Кряж - 1379 кв. м, по участку Толевый - 43 кв. м, по участку ЖБИ-3 - 4404 кв. м, по вагонному участку станции Царевщина - 19926 кв. м, как нарушающие права и законные интересы истца и возместить госпошлину.
Ответчик в отзыве на заявление требования не признал, просит в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что действовал в рамках действующего законодательства РФ.
Третье лицо - ОАО "Российские железные дороги" заявленные требования не признало, просит в удовлетворении требований отказать.
В обоснование своих требований заявитель указал на следующие обстоятельства дела:
ОАО "ВолгаУралТранс" согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) зарегистрировано как юридическое лицо, осуществляющее деятельность промышленного железнодорожного транспорта (60.10.2) и организацию перевозок грузов (63.46).
Истец, имея свои железнодорожные пути, вправе закреплять земельные участки под своей недвижимостью и полосой отвода за собой как землю железнодорожного транспорта.
Ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом по Самарской области - вправе было предоставить в аренду ОАО "РЖД" земельные участки под принадлежащими ОАО "РЖД" железнодорожными путями, а не земельные участки под железнодорожными путями ОАО "ВолгаУралТранс", причем когда часть земельного участка под железнодорожным путем оформлена в аренду, а другая часть остается у истца.
Ответчиком, 3-им лицом и землеустроителями в нарушение Земельного кодекса и Инструкций не были согласованы границы земельного участка и не учтены законные интересы смежного землепользователя - ОАО "ВолгаУралТранс".
Истец неоднократно обращался к 3-му лицу за согласованием границ земельных участков: исх. № 1359 от 01.08.2005, исх. № 1742 от 27.09.2005, но 3-е лицо ответило, что земельные участки, занимаемые подъездными железнодорожными путями ОАО "ВолгаУралТранс", будут предоставляться в субаренду (исх. № НГШ-31/32 от 31.08.2005). Истец с этим не согласен, так как нарушаются его права и законные интересы как предприятия железнодорожного транспорта, имеющего в собственности железнодорожные подъездные пути, здания, сооружения, станции, нарушается земельное и гражданское законодательство, согласно которому истец вправе закреплять землю под своей недвижимостью.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области в своем отзыве считает, что решение от 16.12.2005 № 277 о предоставлении ОАО "Российские железные дороги" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, площадью 6448841,90 кв. м, в целях деятельности организации и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта в соответствии с законом, поскольку ранее указанный участок был предоставлен 11 Самарской дистанции пути Куйбышевской железной дороги в бессрочное пользование и находится в полосе отвода железнодорожных путей, принадлежащих ОАО "Российские железные дороги".
Третье лицо - ОАО "Российские железные дороги" в своем отзыве указывает, что спорный земельный участок изначально был отведен дороге, что подтверждается актом о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование, и в соответствии с законом был переоформлен на право аренды, заключив с ответчиком договор аренды спорного земельного участка для объектов железнодорожного транспорта от 16.12.2005 № 58-2005/06 сроком на 11 месяцев. Заявитель право пользования указанным участком в установленном законом порядке не получал. Спорные участки представляют собой участки земли в местах, где железнодорожные пути заявителя примыкают к железнодорожным путям ОАО "РЖД" или находятся в непосредственной близости от них, попадая в полосу отвода ОАО "РЖД". Права заявителя не нарушены, поскольку он вправе заключить с ОАО "РЖД" договор субаренды на указанные земельные участки и пользоваться ими в соответствии с законом.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.05.2005 на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:0001 площадью 6448841,90 кв. м зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством от 26.05.2005 серия 63-АБ № 553722.
Спорный земельный участок был отведен 11 Самарской дистанции пути Куйбышевской железной дороги, что подтверждается актом о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование от 07.04.1954 № 561, решениями Куйбышевского горисполкома от 04.03.1954 № 164, от 12.09.1953 № 916, от 05.06.1952 № 598, от 21.03.1952 № 299, от 06.10.1949 № 795, от 10.07.1992 № 77/5-2 о расширении полосы отвода.
На основании вышеуказанных решений 11 Самарской дистанции пути Куйбышевской железной дороги выдано свидетельство о праве собственности на землю (постоянное пользование) от 03.08.1992 № 802.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса РФ ОАО "РЖД" является правопреемником 11 Самарской дистанции пути Куйбышевской железной дороги.
В соответствии с Кадастровым планом земельного участка от 14.05.2005 № 01-4-8/05-20902 и свидетельством от 30.03.2004 серия 63-АБ № 120953 на земельном участке (кадастровый номер 63:01:0000000:0001 площадью 6448841,90 кв. м) расположен объект недвижимого имущества - сооружение - комплекс Самарская дистанция пути (лист 25 - 6 Кадастрового плана (Приложение В.З.), находящийся в собственности ОАО "РЖД" (свидетельство от 30.03.2004 серия 63-АБ № 120953).
Согласно ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право при этом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статьи Земельного кодекса РФ.
   ------------------------------------------------------------------

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 2 статьи 3 ФЗ РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица до 1 января 2008 года обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков либо приобрести земельные участки в собственность.
16.06.2005 ОАО "РЖД" письмом № НОДГШ-1/199 обратилось в Территориальное управление Росимущества по Самарской области с просьбой заключить договор аренды на находящийся в федеральной собственности земельный участок площадью 6448841,90 кв. м.
В соответствии с Положением "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области", утвержденным Приказом Росимущества от 01.02.2005 № 37, Территориальное управление Росимущества по Самарской области осуществляет полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе земельными участками.
На основании решения от 16.12.2005 № 277, согласно статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации Территориальное управление Росимущества по Самарской области предоставило ОАО "Российские железные дороги" в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, площадью 6448841,90 кв. м, в целях деятельности организации и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Таким образом, ОАО "РЖД", заключив с Территориальным управлением Росимущества по Самарской области договор аренды земельного участка от 16.12.2005 № 58-2005/06, переоформило право постоянного (бессрочного) пользования на право пользования спорным земельным участком по договору аренды.
Заявитель не предоставил суду никаких правоустанавливающих и правоудостоверительных документов на земельный участок площадью 37011 кв. м, а именно: по станции Средневолжская площадью 11259 кв. м, по станции Кряж - 1379 кв. м, по участку Толевый - 43 кв. м, по участку ЖБИ-3 - 4404 кв. м, по вагонному участку станции Царевщина - 19926 кв. м.
Статьей 90 ЗК РФ установлено, что порядок установления полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством РФ.
ОАО "Российские железные дороги" представило в материалы дела доказательства установления ему полос отвода решениями Куйбышевского горисполкома от 04.03.1954 № 164, от 12.09.1953 № 916, от 05.06.1952 № 598, от 21.03.1952 № 299, от 06.10.1949 № 795, от 10.07.1992 № 77/5-2 с установлением границ земельных участков.
Заявитель доказательства установления ему полос отвода на земельном участке площадью 37011 кв. м, а именно: по станции Средневолжская площадью 11259 кв. м, по станции Кряж - 1379 кв. м, по участку Толевый - 43 кв. м, по участку ЖБИ-3 - 4404 кв. м, по вагонному участку станции Царевщина - 19926 кв. м - не представил.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона РФ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги" утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Пункт 2 Правил устанавливает, что пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", за исключением случая, если договор аренды был заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения до утверждения настоящих Правил.
До утверждения вышеуказанных правил между ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания" и Территориальным управлением Росимущества по Самарской области договор аренды на спорный земельный участок, на котором находится его недвижимое имущество, не заключался.
В соответствии с п. 6 ст. 22 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.
Передача имущества в субаренду предусмотрена оспариваемым Договором. Так, в соответствии с п. 5.1 Договора Арендатор вправе с письменного согласия Арендодателя передать арендованный земельный участок в субаренду.
Довод заявителя о том, что он вправе на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ получить спорный земельный участок в частную собственность, суд считает не соответствующим закону.
Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
При этом ст. 90 ЗК РФ не указывает, что предоставление земельных участков осуществляется именно в собственность.
Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Таким образом, поскольку спорный участок заявителю для нужд организаций транспорта не предоставлялся, а наоборот, предоставлялся для указанной цели ОАО "Российские железные дороги", правовые основания для предоставления его в частную собственность заявителя отсутствуют.
Получить же право на использование спорного земельного участка на праве субаренды заявитель вправе на основании положений Постановления Правительства РФ от 29.04.2006 № 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги".
Арбитражный суд считает, что доказательства незаконности действий Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области и ОАО "Российские железные дороги" и нарушения прав заявителя в отношении спорного земельного участка в материалах дела отсутствуют.
На основании вышеизложенного арбитражный суд считает, что решение Территориального управления от 16.12.2005 № 277 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара" и договор аренды земельного участка от 16.12.2005 № 58-2005/2006 не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 101 - 102, 110 - 112, 167 - 170, 176, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Самарской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru