ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 11.03.2004 № 27-ГД
(ред. от 10.10.2008)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2005 - 2009 ГОДЫ"
(принят Самарской Губернской Думой 24.02.2004)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волжская коммуна", № 45, 12.03.2004.
Изменения, внесенные Законом Самарской области от 10.10.2008 № 109-ГД, вступили в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"УЛУЧШЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2005 - 2009 ГОДЫ
Принят
Самарской Губернской Думой
24 февраля 2004 года
(в ред. Законов Самарской области
от 10.07.2006 № 76-ГД, от 15.06.2007 № 59-ГД,
от 05.10.2007 № 79-ГД, от 10.10.2008 № 109-ГД)
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Улучшение репродуктивного здоровья населения Самарской области" на 2005 - 2009 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ
г. Самара
11 марта 2004 года
№ 27-ГД
Приложение
к Закону Самарской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Улучшение репродуктивного
здоровья населения Самарской области"
на 2005-2009 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"УЛУЧШЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2005-2009 ГОДЫ
(далее - Программа)
(в ред. Законов Самарской области
от 10.07.2006 № 76-ГД, от 15.06.2007 № 59-ГД,
от 05.10.2007 № 79-ГД, от 11.03.2004 № 27-ГД)
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Улучшение
ПРОГРАММЫ репродуктивного здоровья населения Самарской
области" на 2005 - 2009 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение вице-губернатора области от 27.11.2002
РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ № 6-20/212
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация области
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ - министерство здравоохранения и социального
ПРОГРАММЫ развития Самарской области
(строка в ред. Закона Самарской области от 15.06.2007 № 59-ГД)
ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ - министерство здравоохранения Самарской области
ПРОГРАММЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - стабилизация демографической ситуации в регионе
ПРОГРАММЫ за счет улучшения репродуктивного здоровья
населения, создания условий для рождения
желанных здоровых детей и сохранения здоровья
женщин;
предупреждение инвалидности, материнской и
младенческой смертности
СРОКИ И ЭТАПЫ - 2005 - 2009 годы
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ - оснащение перинатального центра Самарской
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ областной клинической больницы им. М.И. Калинина;
создание и оснащение межрайонного перинатального
центра в городе Тольятти на базе муниципального
учреждения здравоохранения городской больницы
№ 5 "МедВАЗ";
организация и оснащение межрайонных центров
пренатальной диагностики в городах Самаре и
Сызрани;
оснащение межрайонных центров планирования
семьи и репродукции в городах Самаре и Тольятти;
создание и оснащение центров коррекции и
развития детей первого года жизни;
создание областного центра репродуктивного
здоровья детей и подростков;
укрепление материально-технической базы
родовспомогательных учреждений области;
развитие вспомогательных репродуктивных
технологий;
обучение специалистов по актуальным вопросам
охраны репродуктивного здоровья семьи;
реализация просветительских программ,
направленных на пропаганду здорового образа жизни
ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ - организации, с которыми заключаются
государственные контракты
Объемы и источники - реализация Программы осуществляется за счет
финансирования средств областного бюджета в следующем объеме:
Программы 2005 год - 31298,4 тыс. рублей;
2006 год - 60068,9 тыс. рублей;
2007 год - 47548,2 тыс. рублей;
2008 год - 104816,7 тыс. рублей;
2009 год - 87441,8 тыс. рублей;
всего - 331174,0 тыс. рублей.
Выделение средств областного бюджета бюджетам
городских округов и муниципальных районов
в целях софинансирования расходных обязательств
по приобретению медицинского оборудования
для муниципальных лечебно-профилактических
учреждений, возникших при выполнении полномочий
органов местного самоуправления по организации
оказания на территории муниципального
образования медицинской помощи женщинам в период
беременности, во время и после родов,
осуществляется в форме субсидий.
Финансирование программных мероприятий, в рамках
которых осуществляется приобретение медицинского
оборудования для муниципальных лечебно-
профилактических учреждений, производится в виде
субсидий из областного бюджета бюджетам
городских округов и муниципальных районов
в размере 99% от суммы общего объема
финансирования
(в ред. Закона Самарской области от 10.10.2008 № 109-ГД)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - снижение материнской смертности на 20%;
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ снижение плодово-младенческих потерь на 10%;
улучшение результатов лечения бесплодия в браке
на 15%;
охват догестационной подготовкой 80% супружеских
пар;
снижение частоты врожденных пороков развития
на 10%;
снижение заболеваемости детей раннего возраста
на 15%;
снижение детской инвалидности на 10%;
снижение количества абортов на 5% ежегодно;
снижение смертности от врожденных пороков
развития на 20%
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - контроль за ходом реализации программных
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ мероприятий осуществляет министерство
ПРОГРАММЫ здравоохранения Самарской области, контроль
за целевым использованием бюджетных средств
осуществляет министерство управления финансами
Самарской области.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
На протяжении последнего десятилетия в Самарской области происходит ухудшение демографической ситуации. Высокий уровень смертности населения и снижение продолжительности жизни, сокращение рождаемости и переход к малодетности, снижение миграционных потоков привели к депопуляции населения области, которая ежегодно усиливается. Естественная убыль населения характерна для всех территорий области, рост численности населения в некоторых районах области обусловлен только миграционным приростом. Низкий уровень рождаемости в области является не только фактором депопуляции, но и представляет отдельную социально-демографическую проблему. В 2001 году родилось 26,5 тысячи человек, что в 1,4 раза меньше, чем в 1991 году. Несмотря на то, что количество абортов в области ежегодно сокращается, оно превышает число родившихся. Это свидетельствует о том, что проблемы планирования семьи, развития культуры контрацепции остаются актуальными.
Тенденция роста уровня рождаемости, которая наблюдается в области с 2000 по 2002 годы, объясняется пополнением численности наиболее репродуктивного контингента женщин в возрасте 20 - 29 лет. Резервы повышения рождаемости за счет улучшения возрастной структуры женщин репродуктивного возраста ограничиваются 2010 - 2012 годами. Однако в результате ориентации семей на малодетность, снижения репродуктивных возможностей сформировался суженный характер естественного воспроизводства населения. Сложившийся уровень рождаемости в два раза меньше требуемого для замещения поколений: суммарный коэффициент рождаемости в области чуть более единицы, тогда как только для простого воспроизводства населения он должен составлять 2,15. Негативно влияет на динамику рождаемости тенденция сокращения числа заключаемых браков и нестабильность семейных отношений. В 2001 году браков зарегистрировано в 1,2 раза меньше, чем в 1991 году, а число разводов было максимальным за последние десять лет (5,5 на 1000 населения). На 1000 заключаемых браков приходится 890 разводов. Снижение количества населения, вступающего в брак, повлияло на рост внебрачной рождаемости. Почти четверть всех новорожденных в 2001 году родились у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, что в два раза больше уровня 1991 года.
На фоне сложившихся неблагоприятных демографических тенденций большую тревогу вызывает состояние репродуктивного здоровья населения. По данным статистики, 19% семей хотели бы, но из-за болезни не могут иметь детей. Резко увеличилось количество семейных пар с первичным бесплодием.
Существующая в рамках программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью система оказания помощи семье с нарушением репродуктивного здоровья не предусматривает использования современных высокотехнологичных методов реабилитации. Обычно используемые методы лечения приводят к успеху лишь в 10 - 15% случаев, тогда как применение современных протоколов лечения с использованием методов вспомогательной репродукции позволяет добиться успеха в 30 - 40%. Однако доступность этих высокоэффективных методов восстановления репродуктивной функции семьи ограничена из-за высокой стоимости медикаментов и оборудования. Стоимость медикаментов составляет около 35 тыс. рублей, а самой процедуры - около 10 тыс. рублей, что обусловливает недоступность этих видов лечения для малообеспеченных слоев населения. Ежегодно проводится 200 - 240 циклов лечения методом экстракорпорального оплодотворения (при эффективности около 35%), тогда как потребность в десятки раз выше. Приобретение и использование новейшего технологического оборудования - рабочей станции для микроманипуляций на клетке и эмбрионе с использованием микролазера - позволит увеличить эффективность лечения до 40-45%.
Одна из эффективных вспомогательных репродуктивных технологий - инсеминация спермой донора, которую проводят в центре планирования семьи и репродукции города Самары. Однако для повышения эффективности процедур необходимо приобретение соответствующего современным требованиям оборудования.
Основа репродуктивного здоровья закладывается в детском возрасте. В регионе регистрируется высокая гинекологическая заболеваемость: у детей - 34,0 случая на 1000 детей, у подростков - 168,9 случая на 1000 подростков. Однако проблемы связаны не только с заболеваниями органов репродуктивной системы. Большое влияние на становление и реализацию репродуктивной функции оказывает состояние нейрогуморальной регуляции, т.е. заболевания нервной и эндокринной систем оказывают негативное влияние на фертильность. Многие заболевания этих органов отмечаются уже в период новорожденности: более 60% новорожденных детей имеют те или иные заболевания, нуждаются в реабилитации.
Несмотря на проводимую работу по профилактике врожденной патологии (в 2002 году каждая третья женщина была охвачена догестационной подготовкой, 20% беременных прошли медико-генетическое консультирование, прервано 127 беременностей по поводу врожденных пороков развития), 20% в структуре перинатальной и младенческой смертности в области занимают пороки развития. Дальнейший резерв снижения смертности от врожденной патологии - оснащение медицинских учреждений ультразвуковой аппаратурой экспертного класса. В связи с этим назрела необходимость организации в крупных городах области центров пренатальной диагностики, оснащенных современной диагностической аппаратурой.
Основные цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является совершенствование системы оказания помощи жителям Самарской области, направленной на профилактику нарушений репротивной функции, снижение инвалидизации и смертности детей, улучшение качества оказания помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным, создание условий для рождения желанных здоровых детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение качества перинатальной помощи, направленной на:
проведение полноценной подготовки семейной пары к рождению ребенка;
пренатальную диагностику врожденных пороков развития и своевременное прерывание беременности;
создание условий для оказания семейно ориентированной помощи в родах;
внедрение новых технологий в акушерстве и неонатологии;
раннюю реабилитацию родильниц и новорожденных с целью профилактики нарушений репродуктивной функции.
2. Организация межрайонных перинатальных центров в городских округах Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Похвистнево.
(п. 2 в ред. Закона Самарской области от 15.06.2007 № 59-ГД)
3. Организация межрайонных центров пренатальной диагностики в городах Самаре и Сызрани.
4. Обучение специалистов акушеров-гинекологов, неонатологов новым технологиям.
5. Внедрение в центрах планирования семьи и репродукции в городах Самаре и Тольятти новых эффективных вспомогательных репродуктивных технологий.
6. Предоставление возможности семьям из социально незащищенных слоев населения услуг, связанных с дорогостоящей методикой экстракорпорального оплодотворения.
7. Проведение работы среди населения Самарской области, направленной на пропаганду здорового образа жизни.
8. Профилактика нарушений репродуктивной функции.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2005 по 2009 год.
В 2005-2007 годах планируется:
оснащение медицинских учреждений необходимой диагностической и лечебной аппаратурой;
обучение персонала новым методикам;
организация по мере приобретения оборудования на базе муниципального учреждения здравоохранения городской больницы № 5 "МедВАЗ" города Тольятти межрайонного перинатального центра;
создание межрайонных центров пренатальной диагностики в городах Самаре и Сызрани.
В 2008-2009 годах планируется внедрение методик профилактики и реабилитации нарушения репродуктивной функции начиная с периода новорожденности, а также изучение результатов реализации Программы.
На 2005 - 2009 годы намечено финансирование процедуры экстракорпорального оплодотворения, предоставляемой социально незащищенным семьям.
Система программных мероприятий
Основная цель и решение задач Программы достигаются за счет проведения системы программных мероприятий.
1. Совершенствование перинатальной службы в области:
организация межрайонных перинатальных центров в городских округах Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Похвистнево;
(в ред. Закона Самарской области от 15.06.2007 № 59-ГД)
создание и оснащение межрайонного перинатального центра в г. Тольятти на базе муниципального учреждения здравоохранения городской больницы № 5 "МедВАЗ";
организация и оснащение межрайонных центров пренатальной диагностики в городах Самаре и Сызрани;
оснащение межрайонных центров планирования семьи и репродукции в городах Самаре и Тольятти;
создание центров коррекции и развития детей первого года жизни;
укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений области.
2. Внедрение новых технологий:
развитие вспомогательных репродуктивных технологий;
обучение специалистов по актуальным вопросам охраны репродуктивного здоровья семьи.
3. Профилактические мероприятия:
совершенствование работы по профилактике врожденных аномалий развития у детей;
внедрение современных методов планирования семьи;
профилактика и лечение внутриутробной инфекции;
осуществление, реализация просветительских программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Финансовое обеспечение
мероприятий по реализации программы
(раздел в ред. Закона Самарской области
от 15.06.2007 № 59-ГД)
Головным исполнителем Программы является министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (далее - Министерство).
(в ред. Закона Самарской области от 10.10.2008 № 109-ГД)
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти Самарской области и организации, с которыми заключаются государственные контракты.
Реализация Программы будет осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых между Министерством с организациями-исполнителями программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
(в ред. Закона Самарской области от 10.10.2008 № 109-ГД)
В ходе реализации Программы Министерство обеспечивает координацию деятельности организаций-исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств, ежегодно формирует бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для осуществления программных мероприятий.
(в ред. Закона Самарской области от 10.10.2008 № 109-ГД)
Предоставление субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов в целях софинансирования расходных обязательств по приобретению медицинского оборудования для муниципальных лечебно-профилактических учреждений, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления по организации оказания на территории муниципального образования медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, осуществляется в соответствии со следующими критериями отбора:
наличие в соответствующем муниципальном образовании муниципального лечебно-профилактического учреждения, имеющего в своем составе родильное и педиатрическое отделения;
отсутствие в лечебно-профилактических учреждениях соответствующего муниципального образования медицинского оборудования, позволяющего оказывать квалифицированную медицинскую помощь беременным женщинам и новорожденным детям в полном объеме;
наличие в лечебно-профилактических учреждениях соответствующего муниципального образования квалифицированного медицинского персонала.
(абзацы пятый - седьмой в ред. Закона Самарской области от 10.10.2008 № 109-ГД)
Порядок предоставления и расходования субсидий
из областного бюджета бюджетам городских округов
и муниципальных районов в целях софинансирования расходных
обязательств по приобретению медицинского оборудования
для муниципальных лечебно-профилактических учреждений, возникших
при выполнении полномочий органов местного самоуправления
по организации оказания на территории муниципального образования
медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов
(введен Законом Самарской области
от 10.10.2008 № 109-ГД)
1. Настоящий Порядок устанавливает механизм предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов в целях софинансирования расходных обязательств по приобретению медицинского оборудования для муниципальных лечебно-профилактических учреждений, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления по организации оказания на территории муниципального образования медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов (далее - Субсидии).
2. Предоставление Субсидий осуществляется министерством здравоохранения и социального развития Самарской области (далее - Министерство) в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период и в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению Субсидий, утвержденных в установленном порядке Министерству.
3. Субсидии предоставляются бюджетам городских округов и муниципальных районов при соблюдении следующих условий:
наличие документального подтверждения финансирования соответствующих расходных обязательств из бюджетов городских округов и муниципальных районов;
заключение между Министерством и уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования Самарской области соглашения, предусмотренного Законом Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области" (далее - Соглашение).
4. Субсидии расходуются муниципальными образованиями на приобретение медицинского оборудования для оказания на территории муниципального образования медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
5. Условиями расходования Субсидий муниципальными образованиями являются:
использование Субсидий в сроки, установленные Соглашением;
представление органами местного самоуправления муниципальных образований, получивших Субсидии, в Министерство отчетности об использовании Субсидий в порядке, сроки и по форме, определяемые Министерством.
6. Контроль за целевым предоставлением и расходованием Субсидий осуществляется Министерством.
7. В случае установления факта нарушения органом местного самоуправления условий предоставления и расходования Субсидий, установленных настоящим Порядком, Субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 дней со дня получения органом местного самоуправления письменного требования от Министерства о возврате Субсидии. В случае, если Субсидия не возвращена, она взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство, за целевым использованием бюджетных средств - министерство управления финансами Самарской области.
(в ред. Закона Самарской области от 10.10.2008 № 109-ГД)
Оценка эффективности и ожидаемые результаты
реализации Программы
Реализация Программы позволит:
снизить материнскую смертность на 20%;
снизить плодово-младенческие потери на 10%;
улучшить результаты лечения бесплодия в браке на 15%;
повысить охват догестационной подготовкой супружеских пар до 80%;
снизить:
частоту врожденных пороков развития на 10%;
заболеваемость детей раннего возраста на 15%;
детскую инвалидность на 10%;
количество абортов на 5% ежегодно;
смертность от врожденных пороков развития на 20%.