Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 06.04.1995 № 118
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНАХ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Самарской области от 20.06.2007 № 107.



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 1995 г. № 118

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНАХ
ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ
И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ

В целях регламентации условий хозяйственной деятельности на территориях, находящихся в зонах периодического затопления и подтопления паводками, и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 1994 года № 242 "О проведении неотложных противопаводковых мероприятий в Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить Временное положение об условиях хозяйственной деятельности на территориях, находящихся в зонах периодического затопления и подтопления паводками (прилагается).

Глава Администрации области
К.А.ТИТОВ





Приложение
утверждено
Постановлением
Главы Администрации области
от 6 апреля 1995 г. № 118

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНАХ
ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ
И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ

1. Общая часть

1.1. Временное положение разработано согласно постановлению Правительства Российской Федерации "О проведении неотложных противопаводковых мероприятий в Российской Федерации" от 29 марта 1994 года № 242.
1.2. Принятые Временным положением принципы хозяйственной деятельности соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, ведомственным инструкциям и положениям, нормативно-правовым актам Самарской области, строительным нормам и правилам.
1.3. Временное положение распространяется на территории, прилегающие к акваториям водохранилищ, прудов, озер и руслам рек Самарской области и находящиеся в зонах периодического затопления и подтопления паводками, далее именуемые "Паводкоопасные территории".
1.4. В пределах паводкоопасных территорий выделяются зоны повышенного и умеренного риска хозяйственной деятельности. Порядок назначения границ паводкоопасных территорий и их зон дается в приложении № 1.

2. Хозяйственная деятельность

2.1. На паводкоопасных территориях устанавливается специальный режим хозяйствования с целью обеспечения безопасности населения, снижения или полного исключения ущерба окружающей природной среде и материальных потерь от затопления и подтопления.
2.2. В период пропуска паводков осуществляется комплекс мероприятий. Состав мероприятий, порядок их организации и проведения приведен в приложении № 2.
2.3. При сельскохозяйственном производстве на паводкоопасных территориях действуют специальные требования к использованию земель, внесению удобрений и пестицидов, согласно приложению № 3.
2.4. Строительство новых объектов на паводкоопасных территориях запрещается или ограничивается. Порядок размещения новых объектов дан в приложении № 4.
2.5. Существующие объекты эксплуатируются применительно к условиям периодического затопления, с проведением мероприятий, согласно приложению № 2.
Вынос объектов за пределы паводкоопасных мероприятий осуществляется на условиях, данных в приложении № 5.
2.6. Порядок организации хозяйственной деятельности в водоохранных зонах, зонах санитарной охраны водозаборов, лесах различных категорий, в зонах катастрофического затопления, расположенных полностью или частично в пределах паводкоопасных территорий, регулируется нормативными актами согласно приложению № 6.
2.7. При осуществлении хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях выполняются мероприятия, исключающие возможность загрязнения водных объектов и земель. Перечень природоохранных мероприятий дается в приложении № 7.
2.8. Финансирование мероприятий по ликвидации последствий. паводков осуществляется в соответствии с постановлением Главы Администрации Самарской области "О порядке финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 25.11.1994 № 560.

3. Ответственность за нарушение
требований Временного положения

3.1. Требования Временного положения должны соблюдаться при отводе земельных участков, их застройке, реконструкции действующих предприятий, эксплуатации жилых, производственных объектов и объектов социальной сферы, ведении сельскохозяйственных, лесотехнических, мелиоративных работ, организации отдыха населения, а также при выдаче заданий на проектирование и рассмотрение проектной документации.
3.2. Требования Временного положения являются обязательными для всех юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на паводкоопасных территориях.
3.3. Виновные в невыполнении требований Временного положения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Полномочия органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления осуществляют на территориях, находящихся в зоне затопления и подтопления паводками, меры, предусмотренные настоящим Временным положением.





Приложение № 1
к "Временному положению об условиях
хозяйственной деятельности на территориях,
находящихся в зонах периодического затопления
и подтопления паводками"

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ
ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ ЗОН

1. Нижняя граница паводкоопасных территорий для водохранилищ и прудов совпадает с урезом воды при нормальном подпорном уровне, для рек и озер - с урезом воды при меженных расходах.
2. Верхняя граница паводкоопасных территорий соответствует границе затопления при прохождении паводков 1% обеспеченности с вероятностью повторения 1 раз в 100 лет.
3. Паводкоопасная территория делится на две зоны:
1-я ЗОНА - зона повышенного риска - территория, затапливаемая при прохождении паводков 5% обеспеченности и более;
2-я ЗОНА - зона умеренного риска - территория, находящаяся между границами затопления при прохождении паводков 1% и 5% обеспеченности.
4. Водотоки области характеризуются цикличностью колебания стока. Многоводные циклы продолжительностью 2-5 лет сменяются маловодными продолжительностью 3-7 лет. Поэтому при сохранении в общем упомянутой вероятности повторения высоких паводков (1 раз в 100 лет,5 раз в 100 лет), при наступлении многоводного цикла угроза затоплений и подтопления будет действовать в течение 2-5 лет.
5. Границы паводкоопасных территорий установлены в атласе топографических карт районов, затапливаемых и подтапливаемых территорий, на основе материалов многолетних наблюдений.
6. Уровни 5% и 1% обеспеченности определяются в соответствии со СНиП 2.01.14-83 "Определение расчетных гидрологических характеристик".
7. Планы и карты с нанесенными границами паводкоопасных территорий выполняет проектная организация.





Приложение № 2
к "Временному положению об условиях
хозяйственной деятельности на территориях,
находящихся в зонах периодического затопления
и подтопления паводками"

СОСТАВ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОРЯДОК ИХ ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЯ В ПЕРИОДЫ ВЫСОКИХ ПАВОДКОВ

В составе работ и мероприятий выделяются:
- предупредительные;
- подготовительные;
- мероприятия в период пропуска паводка;
- послепаводковые мероприятия.
Мероприятия выполняются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принятым Государственной Думой 11 ноября 1994 года и утвержденным Президентом Российской Федерации 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ и планами, разрабатываемыми областным и районными штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - ГОЧС).

1. Предупредительные мероприятия

1.1. Предупредительные мероприятия предусматривают своевременное оповещение органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и населения об ожидаемых экстремальных паводках (и о других опасных явлениях природного и техногенного характера).
1.2. Ответственность за своевременное представление экстренной информации и ее достоверность возлагается на Приволжское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Приволжское УГМС).
1.3. Приволжское УГМС:
- на основе данных наблюдений сетевых станций и постов через гидрометеоцентр (ГМЦ) и центр по мониторингу окружающей среды (ЦМС) представляет Администрации области и областной паводковой комиссии оперативную и аналитическую информацию;
- совместно со службой ГОЧС, с использованием системы связи ГОЧС и средств массовой информации, доводит до сведения органов местного самоуправления городов и сельских районов, организаций всех форм собственности и населения тексты предупреждений (оповещений) об экстремально высоких паводках, прогнозируемых датах их наступления и возможных масштабах затоплений.

2. Подготовительные мероприятия

2.1. После получения информации о высоком паводке органы местного самоуправления городов и сельских районов, руководители организаций всех форм собственности должны:
- обеспечить завоз и создание необходимых запасов продовольствия и воды для населения, кормов для животных в населенные пункты, сообщение с которыми может быть прервано;
- вывезти ценное оборудование, инвентарь, машины, механизмы и другие материальные ценности из зоны затопления;
- принять меры к эвакуации населения, общественного и личного скота;
- создать аварийный запас строительных материалов;
- организовать аварийные бригады, оснастив их строительной техникой;
- проверить техническую готовность всех существующих зданий, сооружений, линейных коммуникаций к затоплению и при необходимости выполнить работы для снижения возможного материального ущерба;
- расчистить от снега и льда русла рек в местах размещения опор мостов на 10-100 м выше и ниже от створа моста в зависимости от режима реки;
- организовать дежурство на каждом объекте в период паводка.
2.2. В подготовительный период областная паводковая комиссия формирует оперативную группу с участием специалистов ГМЦ, ЦМС, ГОЧС для экспертной оценки обстановки в зонах ожидаемого затопления, полноты и качества выполненных подготовительных работ, оценки возможных масштабов ущерба

3. Мероприятия в период пропуска паводка

3.1. В период пропуска паводка органы местного самоуправления, руководители организаций всех форм собственности должны обеспечить:
- круглосуточное дежурство на наиболее ответственных зданиях, сооружениях, линейных коммуникациях;
- работу аварийных бригад по ликвидации отдельных разрушений сооружений, по подсыпке гребней плотин, оградительных дамб, автодорог;
- организацию при необходимости спасательных работ;
- привлечение при необходимости для ликвидации аварийных ситуаций специализированных организаций, частей гражданской обороны, Приволжского военного округа и населения;
- усиление лабораторного контроля за качеством забираемых и сбрасываемых вод в период пропуска паводка, а также вод на затопленной территории с фиксацией мест загрязнений и установлением источников загрязнений.
3.2. Районные и областная противопаводковые комиссии регулярно информируют органы местного самоуправления, комитет экологии и природных ресурсов Самарской области, Приволжское УГМС о сложившейся ситуации, авариях, катастрофах, вызвавших загрязнение окружающей среды, об ущербе и несчастных случаях.

4. Послепаводковые мероприятия

После прохождения весеннего паводка проводятся следующие мероприятия:
- комиссии из представителей органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности проводят обследование зданий, сооружений, земельных угодий, инженерных коммуникаций;
- выявляются разрушения, осадки частей сооружений, раскрытие конструктивных и деформационных швов, подмывы и размывы, деформации русел и другие последствия затопления;
- составляется проектно-сметная документация на ремонтно-восстановительные работы;
- составляются планы ремонтно-восстановительных работ и их очередность, определяются подрядчики и источники финансирования;
- выполняются первоочередные работы, остальные работы осуществляются в соответствии с планом ремонтно-восстановительных работ;
- определяются материальный ущерб и ущерб окружающей среде от затопления по формам, утвержденным Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.





Приложение № 3
к "Временному положению об условиях
хозяйственной деятельности на территориях,
находящихся в зонах периодического затопления
и подтопления паводками"

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
НА ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

1. В пределах паводкоопасных территорий землепользователи должны соблюдать специальные требования к сельскохозяйственному использованию земель:
- на естественных кормовых угодьях (сенокосах и пастбищах) проводить почвозащитные, лугомелиоративные мероприятия - коренное и поверхностное улучшение;
- залужение проводить травосмесями из влаголюбивых многолетних трав;
- подбор травосмесей осуществляется с учетом биологических свойств трав, частоты повторения затоплений и их продолжительности;
- на пахотных землях исключить посевы озимых культур и посадки овощей с длительными периодами вегетации в связи с возможностью их гибели при затоплении;
- расширить посевы на пашне влаголюбивых многолетних трав.
2. Внесение пестицидов и удобрений должно осуществляться при соблюдении следующих условий:
- не допускать внесения всех видов удобрений по снежному покрову;
- до минимума ограничить применение азотных удобрений;
- азотные удобрения вносить только в весенний период в оптимальные сроки;
- в вегетационный период применять дробное внесение удобрений;
- пестициды применять лишь в случае крайней необходимости и только кратковременного действия с быстрым разложением на безвредные вещества.
3. Подбор травосмесей, технологию внесения удобрений, использование пестицидов осуществлять с учетом рекомендаций научно-исследовательских организаций.





Приложение № 4
к "Временному положению об условиях
хозяйственной деятельности на территориях,
находящихся в зонах периодического затопления
и подтопления паводками"

ПОРЯДОК
РАЗМЕЩЕНИЯ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ
НА ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

1. На паводкоопасных территориях категорически запрещается размещение новых объектов, которые могут создать потенциальную угрозу загрязнения водоемов, ухудшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в период затопления.
К объектам - потенциальным загрязнителям относятся:
- нефтяные скважины;
- электрообессоливающие установки;
- товарные парки;
- нефтесборные пункты;
- насосные станции по перекачке нефтепродуктов;
- отстойники нефтесодержащих и высокоминерализованных пластовых вод;
- заправочные станции;
- склады ГСМ;
- ремонтно-механические мастерские;
- животноводческие комплексы и фермы;
- птицефабрики;
- летние площадки и лагеря для скота;
- временные земляные плотины;
- склады химудобрений, ядохимикатов, сильнодействующих ядовитых веществ;
- кладбища;
- скотомогильники;
- свалки;
- другие объекты-загрязнители.
2. Размещение новых жилых и производственных объектов, объектов социальной сферы, не являющихся потенциальными загрязнителями водоемов, допускается в исключительных случаях при надлежащем обосновании и при условии осуществления инженерно-технических мероприятий.
3. Необходимость проведения инженерно-технических мероприятий отмечается в актах выбора площадки под строительство, решениях органов местного самоуправления о предварительном согласовании земельного участка, архитектурно-планировочных заданиях органов архитектуры и градостроительства.
4. Инженерно-технические мероприятия включают:
- строительство дамб обвалования для защиты от затопления жилой застройки, промышленных и сельскохозяйственных производственных объектов, объектов социальной сферы, садово-дачных участков;
- берегоукрепительные сооружения в зонах населенных пунктов и крупных предприятий;
- устройство дренажных систем на затопляемых землях (головные отсечные дрены, систематический дренаж, дренаж отдельно стоящих зданий и сооружений);
- отвод поверхностного стока с территории населенных пунктов и промплощадок;
- расчистка русел малых рек и водотоков;
- строительство водохранилищ противопаводкового назначения.
5. Инженерно-технические мероприятия должны разрабатываться в составе проектно-сметной документации в соответствии со СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территорий от затопления и подтопления" и других нормативных документов.
6. Технические решения проекта должны обеспечивать нормальное функционирование объекта и полное исключение материальных потерь в период затопления.
7. Проектная документация на новые объекты на паводкоопасных территориях подлежит обязательному согласованию природоохранными органами, областным штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и рассмотрению органами государственной вневедомственной экспертизы.
8. Земельные участки для садово-дачного строительства и выращивания плодово-ягодных культур выделяются юридическим и физическим лицам только при их согласии принять на себя ответственность за возможные последствия затопления.





Приложение № 5
к "Временному положению об условиях
хозяйственной деятельности на территориях,
находящихся в зонах периодического затопления
и подтопления паводками"

ПОРЯДОК
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ
ОБЪЕКТОВ НА ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

1. На паводкоопасных территориях размещены существующие жилые, производственные объекты, объекты социальной сферы и дачные участки.
2. Эксплуатация их осуществляется применительно к условиям периодического затопления с выполнением мероприятий, предусмотренных приложением № 2.
3. Ликвидация последствий затопления и подтопления объектов, а также возмещение ущерба, причиненного другим объектам и окружающей природной среде, осуществляется за счет средств юридических и физических лиц - собственников существующих объектов.
4. Собственники существующих объектов за счет своих средств:
- ликвидируют объекты в паводкоопасных зонах с последующим строительством на новом месте на современном техническом уровне;
- реконструируют объекты с проведением инженерно-технических мероприятий.
5. Выбор вариантов осуществляется собственниками объектов на основании экономических разработок проектных организаций с учетом степени износа объекта, частоты и длительности затопления, размеров наносимого затоплением ущерба.
6. Существующие объекты - загрязнители водных ресурсов, находящиеся в водоохранных зонах в пределах паводкоопасных территорий, выносятся или реконструируются согласно утвержденным проектам водоохранных зон.





Приложение № 6
к "Временному положению об условиях
хозяйственной деятельности на территориях,
находящихся в зонах периодического затопления
и подтопления паводками"

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ, ЗОНАХ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ,
ВОДОЗАБОРОВ, ЛЕСАХ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ
И ЗОНАХ КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ

1. Кроме паводкоопасных территорий у водохранилищ, прудов, озер и рек выделяются водоохранные зоны.
В зависимости от рельефных условий и амплитуды максимальных уровней по длине береговой линии возможны следующие варианты их взаимного расположения:
- паводкоопасные территории полностью отсутствуют (при наличии крутых отвесных берегов);
- паводкоопасные территории располагаются в пределах водоохранных зон, составляя часть их площади;
- паводкоопасные территории и водоохранные зоны имеют общие внешние границы;
- паводкоопасные территории занимают обширные пространства, включая, как составную часть, так и водоохранные зоны.
2. На паводкоопасных территориях могут располагаться полностью или частично зоны санитарной охраны поверхностных и подземных водозаборов, массивы лесов различной категорийности, а также территории, затапливаемые в случаях аварий на крупных гидротехнических сооружениях, далее именуемые "зонами катастрофического затопления".
3. Хозяйственная деятельность в пределах водоохранных зон, зон санитарной охраны водозаборов, лесов различных категорий и зон катастрофического затопления регулируется соответственно:
- Положением о водоохранных зонах (полосах) рек, озер, водохранилищ в РСФСР, утвержденным Советом Министров РСФСР от 17.03.1989 № 91;
- СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения";
- Инструкцией о порядке отнесения лесов к категориям защитности, утвержденной приказом Гослесхоза СССР от 24 сентября 1974 г. № 157 и дополнений и уточнений к этой Инструкции, утвержденных приказом Гослесхоза СССР от 28 октября 1980 г. № 171;
- СНиП 2.01.51-90 "Нормы инженерно-технических мероприятий ГО";
- ВСН ГО - 36-83 "Инструкция по составлению генеральных планов городов, поселков".
4. С введением Временного положения хозяйственная деятельность в водоохранных зонах, зонах санитарной охраны водозаборов и лесах различной категорийности, расположенных в пределах паводкоопасных территорий, регулируется вышеупомянутыми нормативными актами с обязательным учетом дополнительных требований Временного положения.





Приложение № 7
к "Временному положению об условиях
хозяйственной деятельности на территориях,
находящихся в зонах периодического затопления
и подтопления паводками"

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ
СРЕДЫ НА ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Вся хозяйственная деятельность на паводкоопасных территориях должна осуществляться в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", принятым Верховным Советом Российской Федерации 19 декабря 1991 года.
В целях исключения загрязнения водоемов, ухудшения экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки, предотвращения возникновения острых кишечных инфекционных заболеваний до наступления паводка руководители организаций всех форм собственности должны обеспечить:
- очистку территории промплощадок от мусора, разлитых нефтепродуктов, других загрязняющих веществ;
- очистку шламонакопителя на паводкоопасной территории от токсичных промышленных отходов;
- удаление из зоны затопления горючесмазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений, химических реагентов, сильнодействующих ядовитых веществ;
- вывоз навоза с территорий животноводческих ферм и летних лагерей для скота;
- при угрозе интенсивного загрязнения природной среды при затоплении и подтоплении принять все меры по недопущению загрязнения вплоть до остановки отдельных цехов, производств и предприятий.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru