ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 26.12.1995 № 405
"О ПРОГРАММЕ ПО РАССЕЛЕНИЮ МИГРАНТОВ, ПРИБЫВАЮЩИХ В САМАРСКУЮ ОБЛАСТЬ, В СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 1995 - 1997 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
"Волжская коммуна", 13.02.1996
Утратил силу в связи с изданием постановления Губернатора Самарской области от 06.03.2007 № 38.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 1995 г. № 405
О ПРОГРАММЕ ПО РАССЕЛЕНИЮ МИГРАНТОВ,
ПРИБЫВАЮЩИХ В САМАРСКУЮ ОБЛАСТЬ, В СЕЛЬСКИЕ
РАЙОНЫ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 1995 - 1997 ГГ
В области сложилась напряженная обстановка с обустройством мигрантов. На 1 декабря 1995 г. официально зарегистрировано 46786 человек (19158 семей).
Большое внимание их социально-экономической адаптации уделяют администрации: г. Самара (Сысуев), г. Тольятти (Уткин), г. Жигулевск (Балахонов), Приволжского (Легостаев), Елховского (Дементьев), Кинельского (Голенковский) и ряда других районов.
Вместе с тем в отдельных районах: Алексеевском (Шанькин), Похвистневском (Колпаков), Большечерниговском (Беленин) данному вопросу не уделяется должного внимания.
В области еще не получили развития компактные поселения, фермерские хозяйства и объединения фермеров на пустующих землях, на местах брошенных сел. Не стимулируется расширение компактных поселений, фермерских и индивидуальных хозяйств поволжских немцев в первую очередь в районах их прежнего проживания.
Во исполнение Законов Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", "О беженцах" и в связи с необходимостью координации работы по упорядочению миграционных потоков, переориентации их в сельскохозяйственные районы области с целью их возрождения на основе социально-экономического стимулирования мигрантов постановляю:
1. Утвердить Программу расселения мигрантов в сельские районы Самарской области на период 1995 - 1997 гг. (прилагается).
2. Миграционной службе Самарской области (Акулову) совместно с комитетом по экономике и финансам Администрации области (Хасаевым), управлением сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Трегубовым), областным центром занятости населения (Грищенко) ежегодно при подготовке прогноза социально-экономического развития области на очередной год вносить в Программу расселения мигрантов, пребывающих в сельские районы Самарской области, необходимые коррективы.
3. Обустройство мигрантов в сельских районах области осуществлять за счет консолидированных средств из различных источников. Комитету по экономике и финансам Администрации области (Хасаеву) ежегодно при формировании бюджета области предусматривать средства на обустройство мигрантов, пребывающих в сельские районы области из других регионов России, согласно представленной бюджетной заявке.
4. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству области (Зинину) определить земельные участки, благоприятные для поэтапного, с учетом капиталозатрат, создания и развития компактных поселений и фермерских хозяйств.
5. Управлению сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Трегубову) совместно с Ассоциацией крестьянских и фермерских хозяйств (Нуриевым) подготовить перечень сел для поэтапного их заселения мигрантами и организации фермерских хозяйств с учетом долгосрочных интересов социально-экономического развития области.
6. Миграционной службе Самарской области (Акулову), комитету по земельным ресурсам и землеустройству области (Зинину), акционерному обществу "Феникс" (Беккеру) предусмотреть в Программе пункты компактного поселения поволжских немцев и источники финансирования их обустройства.
7. Департаменту поддержки предпринимательства и малого бизнеса Администрации области (Савельеву) совместно с областным центром занятости населения (Грищенко) отработать механизм целевого выделения средств для оказания финансовой помощи переселенческим организациям в развитии различных форм занятости и предпринимательства.
8. Рекомендовать главам администраций сельских районов области, руководителям хозяйств по месту расселения мигрантов, оказывать помощь переселенцам в строительстве надворных построек, приобретении скота и птицы.
9. Координацию работы по реализации настоящей Программы и контроль за выполнением возложить на первого заместителя Главы Администрации области Хасаева Г.Р.
Глава Администрации области
К.А.ТИТОВ
Утверждено
постановлением
Главы Администрации области
от 26 декабря 1995 г. № 405
ПРОГРАММА
РАССЕЛЕНИЯ МИГРАНТОВ, ПРЕБЫВАЮЩИХ В СЕЛЬСКИЕ
РАЙОНЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, НА ПЕРИОД 1995 - 1997 ГГ
Содержание
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ......................................3
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ .............................4
3. КОНЦЕПЦИЯ РАССЕЛЕНИЯ МИГРАНТОВ В
СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ ОБЛАСТИ .............................5
4. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ .......................9
4.1. Обеспечение переселенцев жильем и земельными ресурсами
.........................................................9
4.2. Обеспечение переселенцев рабочими местами ......13
5. ФИНАНСОВОЕ, ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ..................................15
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................16
1. Общие положения
Настоящая Программа социально-экономического стимулирования расселения мигрантов в сельских районах Самарской области (далее по тексту - Программа) является частью общей миграционной Программы Самарской области на 1996 - 2000 гг. Целесообразность подготовки Программы определяется необходимостью возрождения пришедших в упадок сельских населенных пунктов области на основе переориентации миграционных потоков в эти районы.
Используемое в тексте Программы понятие "мигрант" трактуется как субъект миграционных потоков, попадающий под действие Законов Российской Федерации "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", Федеральной миграционной программы России. В ряде случаев это понятие используется применительно к переселенцам из других регионов Российской Федерации, т.е. субъектам внутренней социально-экономической межрегиональной миграции, стимулируемой в интересах социально-экономического развития области.
Миграционные потоки в Самарской области (см. приложения № 10), как и в Российской Федерации в целом, имеют устойчивую тенденцию к нарастанию. По состоянию на 01.08.1995 миграционной службой зарегистрировано более 44 тысяч человек беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ и "горячих" точек Российской Федерации, в том числе 26695 человек трудоспособного возраста.
Анализ динамики и структуры миграционных потоков дает основания сделать следующие выводы.
1. В общей массе беженцев и вынужденных переселенцев преобладает вынужденная миграция по причинам осложнения социально-политической и межэтнической обстановки в исходных районах миграционных потоков, основными из которых являются бывшие республики СССР (Казахстан и Средняя Азия, Закавказье), а также Чеченская республика.
2. Миграционные потоки складываются стихийно и в основном ориентируются на города области (73% общего числа вынужденных переселенцев и беженцев). Миграционные потоки в сельскую местность носят случайный характер. Мигранты концентрируются в основном в районных центрах или вокруг них. Создание фермерских хозяйств на базе беженцев и вынужденных переселенцев пока является исключительным случаем.
3. Национальный и профессиональный состав вынужденных переселенцев и беженцев не создает серьезных препятствий для их адаптации в демографических и социально-экономических условиях, сложившихся в Самарской области.
4. Социально-экономическая обстановка в городах области (напряженность на рынке труда, дефицит жилья и др.) требует переориентации миграционных потоков на сельские районы, находящееся в сложном экономическом положении.
Таким образом, представляется необходимым стимулирование роста удельного веса беженцев и вынужденных переселенцев, направляемых для проживания и трудовой деятельности в сельскую местность. В основе содержания Программы положен комплекс социально-экономических мероприятий по приему и обустройству мигрантов, включающих:
- создание специального жилищного фонда для вынужденных мигрантов в сельских районах области;
- выделение мигрантам и их объединениям земельных участков под жилищное строительство и личное подсобное хозяйство, включая мероприятия по созданию компактных поселений, крестьянских и фермерских хозяйств;
- оказание помощи мигрантам в строительстве жилья, надворных построек, приобретении скота и птицы;
- создание новых рабочих мест для мигрантов и оказание им помощи в трудоустройстве;
- предоставление социального незащищенным категориям мигрантов пособий и материальной и других видов помощи.
Прогнозные данные по расселению мигрантов в сельские районы области, в рамках настоящей Программы, приведены в приложении 8.
2. Характеристика программы
Характеристики Программы приведены в таблице 1.
Таблица № 1
Характеристики Программы
-------------------------T--------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Содержание ¦
¦ характеристики ¦ характеристики ¦
+------------------------+--------------------------------+
¦Масштаб ¦ Областной ¦
+------------------------+--------------------------------+
¦Горизонт планирования ¦Среднесрочный на 1995 - 1997 гг.¦
+------------------------+--------------------------------+
¦Сфера применения ¦Социально-экономическая ¦
+------------------------+--------------------------------+
¦Характер финансирования ¦Смешанный ¦
L------------------------+---------------------------------
3. Концепция расселения мигрантов в сельских районах области
Концепция Программы основана на мерах социально-экономического воздействия по расселению мигрантов в сельских районах области. Ее целевыми установками являются:
- обеспечение необходимых условий жизнедеятельности для беженцев и вынужденных переселенцев, прибывающих на постоянное проживание в сельские районы Самарской области;
- увеличение миграционных потоков в сельские районы области в пределах, целесообразных с точки зрения ее развития в экономическом, демографическом и социальном аспектах.
Реализация этих целей достигается путем решения следующих основных задач:
- комплексное обустройство беженцев и вынужденных переселенцев, обеспечение достойных условий жизни их семьям;
- активное включение трудового потенциала беженцев и вынужденных переселенцев в хозяйственную деятельность в сфере агропромышленного комплекса;
- создание условий для целевого и адресного вложения средств в жизнеобеспечение беженцев и вынужденных переселенцев, в первую очередь, создание рабочих мест и жилья;
- возрождение и развитие пришедших в упадок сельских районов и населенных пунктов области.
Мероприятия по реализации настоящей Программы определяются следующими важнейшими положениями, составляющими основу миграционной политики Самарской области:
- планированием мероприятий, исходя из того, что прогноз роста миграционных потоков в Самарскую область до горизонта действия Программы признается достоверным;
- ориентацией миграционных потоков на сельскую зону Самарской области и распределение их по территории с учетом миграционного потенциала, этнографической и конфессиональной структуры сельских районов;
- выбором очередности реализации мероприятий программы с учетом степени готовности отдельных районов и населенных пунктов;
- комплексным подходом к обустройству мигрантов на новом месте жительства, предусматривающим землеотвод, создание жилья, рабочих мест, инженерной и социальной инфраструктуры;
- обеспечением непрерывности процесса обустройства мигрантов;
- выбором в качестве приоритетного направления миграционной политики создания и развития компактных поселений беженцев и вынужденных переселенцев, а также крестьянских и фермерских хозяйств;
- стимулированием процессов адаптации мигрантов путем интеграции и кооперации их с местным населением;
- учетом и соблюдением интересов всех сторон - мигрантов, местного населения, администрации и хозяйственных структур;
- финансированием мероприятий Программы за счет федерального и местного бюджетов, а также за счет фонда занятости населения; максимально возможным использованием внебюджетных источников финансирования в форме вклада местных органов исполнительной власти и коммерческих структур, а также личных средств мигрантов в создание благоприятных условий для размещения беженцев и вынужденных переселенцев в сельских районах Самарской области:
- четкой адресацией ответственности и функций контроля за выполнением каждого мероприятия Программы со стороны государственных органов управления;
- координацией усилий миграционной службы с другими органами государственного управления и международными организациями по вопросам занятости, поддержки малого бизнеса, санитарного надзора и др.;
- широким привлечением мигрантов к производственной деятельности по их собственному обустройству;
- созданием строительных переселенческих организаций, специализирующихся на сооружении жилья для мигрантов.
Основной принцип реализации мероприятий Программы заключается в рациональном соотнесении планируемых результатов и затрат на их достижение. В соответствии с этим выделяются три этапа реализации Программы:
1. Первый этап - расселение мигрантов в районах, в которых необходимы минимальные затраты на одного переселенца при наличии земельных ресурсов, рабочих мест и жилья (минимальные затраты).
2. Второй этап - расселение мигрантов в районах, в которых создать рабочие места или жилой фонд (средние затраты).
3. Третий этап - расселение мигрантов в районах, в которых необходимо заново создавать все элементы жизнедеятельности мигрантов (наибольшие затраты).
В таблице 2 приведены данные о принадлежности районов к осуществлению указанных этапов расселения мигрантов, основанные на результатах анализа миграционного потенциала сельских районов области.
В отношении регулирования миграционных потоков в сельскую местность Программа предусматривает дифференцированный подход к оказанию помощи мигрантам в зависимости от выбора ими конкретных пунктов проживания. Если мигрант выбирает город или районный центр с наиболее низким миграционным потенциалом (с высоким уровнем безработицы или отсутствием возможности строительства жилья), то помощь ему оказывается на минимальном уровне, предусмотренном действующим законодательством. В случае выбора мест проживания в создаваемых поселениях или в районах с более высоким миграционным потенциалом уровень помощи мигрантам должен быть повышен за счет использования ресурсов местных бюджетов, фонда занятости, а также средств хозяйственных и коммерческих структур. Наконец, максимальная поддержка оказывается беженцам и переселенцам, выбравшим способ жизнедеятельности в форме ведения индивидуальных крестьянских или фермерских хозяйств в районе брошенных или пришедших в упадок сел области. Разработка механизма реализации такого подхода является базовым объектом совместных усилий органов государственного и местного управления, миграционной службы, службы занятости и др.
Таблица № 2
Принадлежность районов области к этапам
расселения мигрантов
----T----------------------T--------T---------T---------T----------¬
¦ № ¦ Наименование ¦ Возмож-¦ Возмож- ¦ Наличие ¦ Принад- ¦
¦ ¦ района ¦ ность ¦ ность ¦ специ- ¦ лежность ¦
¦ ¦ ¦ органи-¦ созда- ¦ ального ¦ к этапу ¦
¦ ¦ ¦ зации ¦ ния ¦ земель- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ рабочих¦ жилищ- ¦ ного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ мест ¦ ного ¦ фонда ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ фонда ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦1. ¦ Алексеевский ¦ н ¦ н ¦ х ¦ 3 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦2. ¦ Безенчукский ¦ н ¦ н ¦ х ¦ 3 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦3. ¦ Богатовский ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 1 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦4. ¦ Большеглушицкий ¦ н ¦ н ¦ х ¦ 3 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦5. ¦ Большечерниговский ¦ н ¦ н ¦ х ¦ 3 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦6. ¦ Борский ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 1 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦7. ¦ Волжский ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 1 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦8. ¦ Елховский ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 1 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦9. ¦ Исаклинский ¦ н ¦ н ¦ х ¦ 3 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦10.¦ Камышлинский ¦ н ¦ н ¦ х ¦ 3 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦11.¦ Кинельский ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 1 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦12.¦ Кинель-Черкасский ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 1 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦13.¦ Клявлинский ¦ н ¦ н ¦ х ¦ 3 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦14.¦ Кошкинский ¦ х ¦ н ¦ х ¦ 2 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦15.¦ Красноармейский ¦ н ¦ н ¦ х ¦ 3 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦16.¦ Красноярский ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 1 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦17.¦ Нефтегорский ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 1 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦18.¦ Пестравский ¦ н ¦ н ¦ х ¦ 3 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦19.¦ Похвистневский ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 1 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦20.¦ Приволжский ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 1 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦21.¦ Сергиевский ¦ х ¦ х ¦ х ¦ 1 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦22.¦ Ставропольский ¦ х ¦ н ¦ н ¦ 3 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦23.¦ Сызранский ¦ н ¦ н ¦ х ¦ 3 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦24.¦ Хворостянский ¦ н ¦ х ¦ х ¦ 2 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦25.¦ Челно-Вершинский ¦ н ¦ н ¦ х ¦ 3 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦26.¦ Шенталинский ¦ н ¦ н ¦ х ¦ 3 ¦
+---+----------------------+--------+---------+---------+----------+
¦27.¦ Шигонский ¦ н ¦ н ¦ х ¦ 3 ¦
L---+----------------------+--------+---------+---------+-----------
х - благоприятная характеристика н - неблагоприятная
характеристика
4. Основные мероприятия программы
4.1. Обеспечение переселенцев жильем и
земельными ресурсами
Исходная ситуация по жилью для расселения мигрантов в сельских районах области с указанием в нем приведена в приложении № 2. Ее анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Ни один из сельских районов не располагает специальным жилищным фондом, достаточным для удовлетворения потребностей в расселении беженцев и вынужденных переселенцев. Это обстоятельство придает проблеме обеспечения мигрантов наиболее острый и приоритетный характер.
2. В целом по области состояние жилого фонда для мигрантов с учетом общего числа квартир, включая недостроенные, оценивается в размере 21% от потребности на конец 1995 г., из них готового жилья - 4,2%.
Самостоятельным направлением деятельности по расселению мигрантов в сельских районах области является реализация Государственной программы "Создание в Поволжье поселений российских немцев на базе фермерских агрокомплексов". На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 № 134 и постановления Главы Администрации Самарской области от 02.09.1992 № 262 исполнителем этой программы является АО "Феникс - С". Зонами расселения немцев в Самарской области определены два района: Безенчукский (с. Макарьевка и вновь создаваемое с. Иоганнесфельд) и Хворостянский (с. Соловьево и с. Высотино). В настоящее время построено свыше 100 жилых домов, сооружены газопровод в с. Высотино, водопроводы в 3-х селах, ЛЭП в 2-х селах, организованы свыше 100 рабочих мест по производству строительных работ.
4.1.1. Мероприятия по вводу жилья на период действия
Программы
В целом Программа предусматривает три основных направления мероприятий по обеспечению мигрантов жильем.
Первое направление предусматривает создание специального жилищного фонда области путем нового капитального строительства, завершения начавшегося ранее и капитального ремонта имеющегося жилья для расселения мигрантов и вынужденных переселенцев. Как правило, речь идет об одиночных или групповых объектах жилищного строительства. Общий план мероприятий Программы по этому направлению приведен в таблице 3. Финансирование создания жилья из областного бюджета предусмотрено с целью обеспечения жильем переселенцев из других регионов Российской Федерации. Работы по первому направлению ведет миграционная служба Самарской области, накопившая значительный опыт организации строительных работ.
Таблица № 3
Общий план создания специального жилого фонда для
расселения мигрантов в сельских районах
Самарской области в 1995 - 1996 гг
------------------T-----------T---------T----------T-------------¬
¦ Наименование ¦ Количество¦ Общая ¦ Сметная ¦ Примечание ¦
¦ мероприятия ¦ квартир ¦ площадь ¦ стоимость¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ млн. руб.¦ ¦
+-----------------+-----------+---------+----------+-------------+
¦ Строительство ¦ 14 ¦ 943 ¦ 1540 ¦ Приложение 4¦
¦жилья в 1995 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦за счет средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦областного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----------+---------+----------+-------------+
¦ Строительство ¦ 193 ¦ 11758 ¦ 5768 ¦ Приложение 9¦
¦ жилья в 1995 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ за счет средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ федерального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----------+---------+----------+-------------+
¦ Строительство ¦ 272 ¦ 18370 ¦ 16540 ¦ Приложение 3¦
¦ жилья в 1996 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ за счет средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ федерального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----------+---------+----------+-------------+
¦ Строительство ¦ 76 ¦ 5060 ¦ 7200 ¦ Приложение 5¦
¦ жилья в 1996 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ за счет средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ областного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----------+---------+----------+-------------+
¦ ВСЕГО ¦ 555 ¦ 36131 ¦ 31048 ¦ ¦
L-----------------+-----------+---------+----------+--------------
План капитального строительства жилья для переселенцев в Бельской местности на 1997 г. предстоит разработать и принять в 1996 г.
Качественные характеристики специального жилого фонда, создаваемого для расселения мигрантов в сельских районах Самарской области, ориентируется на наилучшее сочетание показателей "Цена - качество" при выполнении следующих условий:
1. Ориентация на индивидуальные или малоквартирные жилые дома пониженной этажности с возможностью размещения около них приусадебных участков.
2. Максимального возможная приближенность к населенным пунктам, инженерным и транспортным коммуникациям, объектам социальной инфраструктуры.
Второе направление только разворачивается и состоит в создании и развитии компактных поселений беженцев и вынужденных переселенцев. Компактные поселения мигрантов создаются на территории Самарской области с целью размещения и организации совместной (коллективной) производственной деятельности переселенцев с обеспечением их всеми необходимыми элементами жизнедеятельности (жилье, производственная и социальная инфраструктура, а также рабочие места). План создания компактных поселений на территории Самарской области приведен в приложении 11. В его реализации предполагается совместное участие миграционной службы и областного центра занятости населения. В рамках данного направления предусматриваются мероприятия по развитию компактных поселений российских немцев в Безенчукском и Хворостянском районах.
Третье направление только закладывается настоящей Программой и заключаются в организации крестьянских и фермерских хозяйств для мигрантов на свободных землях, а также в заброшенных и пришедших в упадок селах. Это направление является наиболее приоритетным с точки зрения запуска процессов возрождения ряда сельских районов и населенных пунктов. В реализации мероприятий третьего направления предстоит организовать тесное сотрудничество между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, Ассоциацией крестьянских и фермерских хозяйств, миграционной службой, областным Управлением сельского хозяйства и продовольствия, администрацией сельских районов области, руководителями предприятий агропромышленного комплекса области. Перечень мероприятий третьего направления приведен в таблице 4.
Таблица № 4
Мероприятия по созданию индивидуальных фермерских
хозяйств для беженцев и вынужденных переселенцев
------------------------------------T---------------T-----------¬
¦ Содержание ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦
¦ мероприятия ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+---------------+-----------+
¦Разработка Положения о создании¦ Ассоциация ¦ ¦
¦фермерских хозяйств для мигрантов ¦ крестьянских ¦ ¦
¦ ¦ и фермерских ¦ ¦
¦ ¦ хозяйств ¦ ¦
+-----------------------------------+---------------+-----------+
¦Определение состава населенных¦ Комитет ¦ ¦
¦пунктов и зон, пригодных для¦ по земельным ¦ ¦
¦создания фермерских хозяйств ¦ ресурсам ¦ ¦
+-----------------------------------+---------------+-----------+
¦Выделение средств из местного¦ Администрация ¦ ¦
¦бюджета для покупки фермерских¦ области ¦ ¦
¦хозяйств для миграции ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+---------------+-----------+
¦Развертывание разъяснительной и¦ ¦ ¦
¦рекламной компании в средствах¦ ¦ ¦
¦массовой информации ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------+---------------+------------
4.1.3. Обеспечение переселенцев земельными ресурсами для создания компактных поселений, садово-огородного, личного подсобного или фермерского хозяйства.
В настоящее время под индивидуальное жилищное строительство, личные подсобные и фермерские хозяйства выделено в форме специального земельного фонда 68260 га земель, из которых на момент разработки Программы задействовано менее 1 % площадей. При приемлемом для нужд миграционной службы общем размере площадей, их качественные характеристики (в частности, отдаленность от инженерных сетей, коммуникаций и объектов социальной инфраструктуры) требуют проведения тщательной проработки вопросов возможности их использования для достижения целей настоящей Программы.
План мероприятий Программы в указанном направлении приведен в таблице 5.
Таблица № 5
Мероприятия по выделению земельных
ресурсов для мигрантов
---------------------T-------------------T--------T----------------¬
¦ Содержание ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦Финансирование, ¦
¦ мероприятия ¦ ¦ ¦ тыс. руб. ¦
+--------------------+-------------------+--------+----------------+
¦Ревизия выделенного¦Миграционная служба¦ Май ¦ 50000 ¦
¦земельного фонда на¦Самарской области. ¦1996 г. ¦ ¦
¦предмет его¦ Комитет по ¦ ¦ ¦
¦использования для¦земельным ресурсам ¦ ¦ ¦
¦создания компактных¦ Самарской области ¦ ¦ ¦
¦поселений, ¦ ¦ ¦ ¦
¦фермерских хозяйств,¦ ¦ ¦ ¦
¦а также садово- ¦ ¦ ¦ ¦
¦огороднических ¦ ¦ ¦ ¦
¦мигрантов ¦ ¦ ¦ ¦
¦объединений ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------------+--------+----------------+
¦Разработка ген.¦Миграционная служб ¦ Июнь ¦ 150000 ¦
¦планов компактных¦ Самарской области ¦1996 г. ¦ ¦
¦поселений мигрантов,¦ ¦ ¦ ¦
¦зарегистрированных в¦ ¦ ¦ ¦
¦миграционной службе¦ ¦ ¦ ¦
¦Самарской области ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------------+--------+----------------+
¦Выделение земельного¦ Администрация ¦Сентябрь¦ В объеме ¦
¦участка пл. 15 га¦ Красноярского ¦1995 г. ¦ компенсации ¦
¦для создания¦ района Самарской ¦ ¦ затрат ¦
¦компактного ¦ области ¦ ¦ по отводу ¦
¦поселения ¦ ¦ ¦ ¦
¦в с. Новый Буян¦ ¦ ¦ ¦
¦Красноярского района¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------------+--------+----------------+
¦Выделение земельных¦ Администрация ¦Сентябрь¦ В объеме ¦
¦участков пл. по 5 га¦ Нефтегорского ¦1995 г. ¦ компенсации ¦
¦для создания компакт¦ района Самарской ¦ ¦ затрат ¦
¦ных поселений в селе¦ области ¦ ¦ по отводу ¦
¦Бариновка и совхозе¦ ¦ ¦ ¦
¦"Трудовой" ¦ ¦ ¦ ¦
¦Нефтегорского района¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------------+--------+----------------+
¦Разработка ¦Миграционная служба¦Декабрь ¦ ¦
¦координационного ¦ Самарской области ¦1995 г. ¦ ¦
¦плана создания¦ ¦ ¦ ¦
¦компактных поселений¦ ¦ ¦ ¦
¦мигрантов на 1996 -¦ ¦ ¦ ¦
¦1997 гг. ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------+-------------------+--------+-----------------
4.2. Обеспечение переселенцев рабочими местами
Для беженцев и вынужденных переселенцев рабочие места как практически единственный источник получения доходов являются одним из наиболее важных элементов жизнедеятельности. Вместе с тем, на фоне ныне складывающийся социально-экономической ситуации в стране и области, именно рабочие места являются будут оставаться на период действия Программы фактором, существенно снижающим возможности региона по приему беженцев и вынужденных переселенцев.
Среди направлений деятельности по содействию занятости мигрантов основными являются следующие:
1. Поиск и предоставлении мигрантам имеющихся вакансий на действующих предприятиях и организациях. В приложении 1 приведены данные миграционной службы Самарской области по сельским районам области в отношении количества беженцев и вынужденных переселенцев и потенциалу создания для них рабочих мест. Графа "Наличие вакантных рабочих мест" заполнена по данным администраций районов с оговоркой о реализации вакансий при условии предоставления переселенцам жилья или выделении средств на его строительство.
Согласно представленным официальным заявкам 14-ти сельских районов области потребность в специалистах сельскохозяйственного профиля составляет около 1 тысячи человек в год. Миграционная служба Самарской области располагает банком данных на 1845 специалистов, готовых переехать из других регионов Российской Федерации для работы в сельской местности на территории Самарской области.
Исходя из общей потребности в кадрах для сельского хозяйства следует выделить следующие районы: Волжский, Красноармейский, Сергиевский и Ставропольский. В данных районах сравнительно невысокий уровень безработицы (Волжский - 1,6%; Красноармейский - 0,9% Сергиевский - 3,9%; Ставропольский - 0,7%). При этом, в данных районах количество вакантных мест практически равно количеству безработных, а общая потребность в кадрах районах охватывает практически весь перечень профессий для сельского хозяйства. Существуют предпосылки для создания дополнительных рабочих мест.
2. Расширение действующих предприятий с целью создания дополнительных рабочих мест. Финансирование создания дополнительных рабочих мест целесообразно проводить через службу занятости на основе соглашения между ней и миграционной службой. Центр занятости может профинансировать создание 500 рабочих мест в объеме 4 млрд. рублей; для вынужденных переселенцев эта финансовая помощь может быть оказана на прямой (безвозвратной) основе.
3. Создание новых предприятий. При высокой продуктивности этого направления его реализация является наиболее трудной из-за отсутствия эффективных стимулов и налоговых льгот для предпринимателей, направляющих средства на создание новых производств. Единство возможным способом реализации может быть создание предпринимательских структур в компактных поселениях мигрантов, ориентированных на производство продукции и услуг, обеспечивающих функционирование поселений, а также необходимых коренному населению населенных пунктов размещения поселений. Планируемые виды производственной деятельности в создаваемых компактных поселениях приведены в приложении 11;
4. Самозанятость беженцев и вынужденных переселенцев. В современной обстановке это направление следует рассматривать как наиболее доступное для основной массы беженцев мигрантов. Программа устанавливает наибольший приоритет за распространением и развитием самозанятости в форме ведения крестьянских и фермерских хозяйств на свободных землях, а также в заброшенных и пришедших в упадок селах. Распространение этой формы самозанятости зависит от способности местных органов сформировать производственную инфраструктуру фермерства и, главным образом, обеспечение индивидуальных фермерских хозяйств сельскохозяйственной техникой.
Ориентировочный план мероприятий по созданию рабочих мест в сельской местности для мигрантов на 1995 - 1996 гг. приведен в приложении № 6.
5. Финансовое, правовое и организационное
обеспечение программы
Успешная реализация Программы во многом зависит от качества ее организационного сопровождения, включающего следующие компоненты.
1. Организация взаимодействия государственных органов, хозяйственных и коммерческих структур, общественных организаций в осуществлении региональной миграционной политики. Руководство и координацию такого взаимодействия следует возложить на межведомственную Комиссию Администрации области по миграции.
2. Очередность проведения мероприятий Программы в соответствии с ее концепцией с учетом состояния и готовности районов и отдельных населенных пунктов.
3. Стимулирование и создание благоприятных условий для создания и развития общественных и производственно-коммерческих объединений беженцев и вынужденных переселенцев, призванных защищать их законные права и интересы, комплексно решать вопросы расселения, обустройства и занятости.
4. Развертывание консалтинга и юридической помощи физическим лицам и организациям из числа мигрантов на льготных условиях, включая работу бизнес-планов и инвестиционных проектов. Выпуск справочной и популярной литературы для мигрантов.
5. Периодическое проведение компаний в средствах массовой информации по разъяснению основных положений региональной миграционной политики.
6. Координация мероприятий Программы с другими международными, федеральными и региональными программами, включая Программу "Немцы Поволжья".
Ориентировочный объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации настоящей Программы равен 36112 млн. рублей. Структура этих ресурсов по районам области в разрезе направлений использования и источников финансирования приведена в приложении № 7.
Мероприятия по правовому и организационному обеспечению Программы приведены в таблице 6.
Таблица № 6
Мероприятия по правовому
и организационному обеспечению Программы
------------------------------------------T---------------------T-------¬
¦ Содержание мероприятия ¦ Ответственный ¦Срок ¦
+-----------------------------------------+---------------------+-------+
¦Выделение земель под строительство жилья¦ Комитет ¦ ¦
¦вблизи населенных пунктов, имеющих¦по земельным ресурсам¦ ¦
¦инженерную и социальную инфраструктуру,¦ и землеустройству ¦ ¦
¦достаточную для обеспечения потребностей¦ Самарской области. ¦ ¦
¦компактных поселений мигрантов ¦ Миграционная служба ¦ ¦
¦ ¦ Самарской ¦ ¦
¦ ¦ области ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------------------+-------+
¦Организация комплексного финансирования¦ Миграционная служба ¦ ¦
¦мероприятий с использованием всех¦ Самарской области ¦ ¦
¦возможных источников финансирования,¦ ¦ ¦
¦включая средства заинтересованных¦ ¦ ¦
¦юридических лиц и личные средства¦ ¦ ¦
¦мигрантов ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------------------+-------+
¦Разработка предложений по установлению¦ Администрация ¦ ¦
¦налоговых льгот для предприятий, в штате¦ Самарской области. ¦ ¦
¦которых более 50% беженцев и вынужденных¦ Миграционная служба ¦ ¦
¦переселенцев ¦ Самарской области ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------------------+-------+
¦Разработка нормативной базы для создания¦ Органы ¦ ¦
¦заселения и обслуживания специального¦ представительной ¦ ¦
¦жилищного фонда Федеральной миграционной¦ власти федерального ¦ ¦
¦службы Российской Федерации ¦ уровня ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------------------+-------+
¦Создание межведомственной комиссии¦ Миграционная служба ¦нояб. ¦
¦Самарской области по расселению мигрантов¦ Самарской области. ¦1995 ¦
¦в сельских районах области ¦ Самарский областной ¦ ¦
¦ ¦ центр занятости ¦ ¦
¦ ¦ населения. ¦ ¦
¦ ¦Департамент поддержки¦ ¦
¦ ¦предпринимательства и¦ ¦
¦ ¦ малого бизнеса ¦ ¦
¦ ¦ Администрации ¦ ¦
¦ ¦ Самарской области. ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------------------+-------+
¦Создание кустовых подразделений¦Администрации районов¦декабрь¦
¦миграционной службы Самарской области в¦ Самарской области ¦1995 г.¦
¦районах области, за счет средств местного¦ ¦ ¦
¦бюджета ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------------------+-------+
¦Льготное кредитование инвестиционных¦ Администрация ¦ ¦
¦проектов миграционной службы по созданию¦ Самарской области ¦ ¦
¦компактных поселений мигрантов ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+---------------------+-------+
¦Разработка механизма передачи земельных¦Комитет по земельным ¦декабрь¦
¦участков, на которых создаются объекты¦ ресурсам и ¦1995 г.¦
¦жизнедеятельности переселенцев с¦ землеустройству ¦ ¦
¦привлечением их собственных средств, в¦ Самарской области ¦ ¦
¦собственность отдельных мигрантов или их¦ ¦ ¦
¦объединений ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------------+---------------------+--------
Приложение № 1
к Программе расселения мигрантов,
пребывающих в сельские районы
Самарской области, на период 1995 - 1997 гг.
ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РАЙОНЫ РАССЕЛЕНИЯ МИГРАНТОВ
Приложение № 6
к Программе расселения мигрантов,
пребывающих в сельские районы
Самарской области, на период 1995 - 1997 гг.
ПРОГНОЗ
СОЗДАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В СЕЛЬСКОЙ
МЕСТНОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 1995 - 1996 ГГ. ЗА СЧЕТ
СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО ФОНДА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ