Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ от 25.03.1997 № 332
"О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень Самарской Губернской Думы", № 18, 1997.






САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 25 марта 1997 г. № 332

О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ

Рассмотрев представленную Губернатором Самарской области Комплексную программу государственной поддержки малых предприятий Самарской области на 1997 - 2000 годы, Самарская Губернская Дума решила:
Утвердить Комплексную программу государственной поддержки малых предприятий Самарской области на 1997 - 2000 годы (приложение).

Председатель Думы
Л.И.КОВАЛЬСКИЙ





Приложение
к решению
Самарской Губернской Думы
от 25 марта 1997 г. № 332

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ
(далее - Комплексная программа)

Паспорт Комплексной программы

Наименование Программы Комплексная программа
государственной поддержки
малых предприятий Самарской
области на 1997 - 2000 годы.

Дата принятия решения о Постановление Главы
разработке Программы Администрации области
от 26.02.96 № 33.

Государственный заказчик Администрация Самарской
области.

Головной исполнитель Департамент поддержки
предпринимательства и малого
бизнеса Администрации
области.

Основные разработчики Департамент поддержки
Программы предпринимательства и малого
бизнеса Администрации
области, комитеты и
управления Администрации
области, администрации
городов и районов области,
департамент Федеральной
службы занятости населения
по Самарской области.

Цели и задачи Программы, Эффективное развитие малых
важнейшие целевые показатели предприятий области,
увеличение количества
рабочих мест, расширение
для бюджета области базы
налогообложения, содействие
развитию деловой и
инвестиционной активности,
развитие конкуренции на
рынках товаров и услуг.

Срок и этапы реализации В течение 1997 - 2000 годов.
Программы

Перечень программ и "Развитие системы
основных мероприятий государственной поддержки
малых предприятий в городах
и районах области";
"Развитие системы финансовой
поддержки малых предприятий";
"Создание рабочих мест на
малых предприятиях области";
"Поддержка малых предприятий
в социально незащищенной
среде";
"Поддержка предпринимательства
в научно - технической сфере
и сфере производства
промышленной продукции";
"Поддержка
предпринимательства в среде
мелких
сельхозпроизводителей";
"Поддержка
предпринимательства в среде
военнослужащих, уволенных в
запас";
"Поддержка малых
предприятий в исправительно -
трудовых учреждениях
области";
"Реклама продукции малых
предприятий";
"Обеспечение экономической
безопасности малых
предприятий".

Исполнители программ и Территориальные центры
основных мероприятий развития малого бизнеса;
департамент Федеральной
службы занятости населения
по Самарской области;
Самарское территориальное
управление ГКАП России;
уполномоченные банки
области;
лизинговые компании;
государственный научно -
координационный центр
"Перспектива";
региональное агентство
малого и среднего бизнеса;
международное акционерное
общество "Самара - бизнес -
центр";
акционерное общество
"Экспо - Волга";
акционерное общество
"Региональный центр
обучения по охране труда";
региональный центр
стандартизации,
малые предприятия области.

Объемы и источники 84 млрд. рублей - областной
финансирования бюджет;
11 млрд. рублей -
федеральный бюджет;
32 млрд. рублей - местные
банки;
25 млрд. рублей -
Европейский банк
реконструкции и развития.

Ожидаемые конечные Стабилизация рынка труда
результаты реализации области;
Программы насыщение соответствующих
товарных рынков
конкурентоспособной
продукцией и услугами
местного производства;
увеличение бюджетных
поступлений от малых
предприятий до 3 трлн.
рублей.

Система организации Контроль за реализацией
контроля за исполнением Комплексной программы
Программы осуществляется в
соответствии с
Постановлением Главы
Администрации области
от 18.03.96 № 58
"Об утверждении порядка
разработки и реализации
областных целевых
программ".

Общие положения

Одной из первоочередных задач органов исполнительной власти является создание в рамках существующего законодательства оптимальных условий для становления и развития предпринимательства, как основы экономического роста Самарской области.
Основанием для разработки и реализации Комплексной программы государственной поддержки малых предприятий Самарской области на 1997 - 2000 годы является Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Настоящая Комплексная программа является продолжением проводимой в 1994 - 1996 годах работы по реализации политики Администрации области в сфере государственной поддержки предпринимательства и развития малого бизнеса.
Головным исполнителем Комплексной программы является департамент поддержки предпринимательства и малого бизнеса Администрации Самарской области (далее - Департамент).
Мероприятия, предусмотренные Комплексной программой, реализуются в течение 1997 - 2000 годов, сроки и объем их исполнения определяются бюджетным финансированием на 1997 - 2000 годы.
В разработке Комплексной программы наряду с Департаментом принимали участие:
комитет по экономике и финансам Администрации области;
финансовое управление комитета по экономике и финансам Администрации области;
администрации городов и районов области;
департамент Федеральной службы занятости населения по Самарской области;
государственный научно - координационный центр "Перспектива";
международное акционерное общество "Самара - бизнес - центр";
региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса.
Комплексная программа состоит из ряда самостоятельных программ и мероприятий по реализации совместных программ. Структура Комплексной программы отражает специфику развития производительных сил на территории Самарской области, состояние деловой активности населения городов и районов области, отношение органов местного самоуправления к решению вопросов государственной поддержки малых предприятий.

Раздел I. Программа развития системы государственной
поддержки малых предприятий в городах и районах
области (п.1)

Настоящая Программа ставит основной целью создание, с использованием накопленного опыта, комплексной системы государственной поддержки малых предприятий в городах и районах области, включающую в себя инфраструктуру поддержки, охватывающую значительную часть малых предприятий в городах и районах.
В ходе выполнения Программ государственной поддержки развития малого бизнеса 1994 - 1996 годов отработаны основные моменты взаимодействия государственных органов управления и органов местного самоуправления, формирования элементов инфраструктуры на областном и местном уровнях. Успешно развиваются центры развития малого бизнеса в городах Сызрани, Чапаевске, Новокуйбышевске, Тольятти, районных центрах Приволжье, Красный Яр. Расширяется спектр направлений поддержке малых предприятий, идет формирование фондов краткосрочной финансовой помощи малым предприятиям, лизинговых фондов при территориальных центрах развития малого бизнеса, создаются бизнес - инкубаторы и обучающие центры, что дает возможность расширить сферу государственной поддержки малых предприятий и повысить ее эффективность.
В Программе заложен принцип создания благоприятных условий для развития малых предприятий путем поэтапного формирования местной инфраструктуры поддержки малых предприятий, создание в области достаточной правовой базы для успешного развития малых предприятий, развитие кредитных, лизинговых и иных финансовых механизмов, направленных на обеспечение эффективной деятельности малых предприятий.
Одной из основных задач настоящей Программы является обеспечение деятельности органов местного самоуправления по поддержке малых предприятий посредством развития средств информационных коммуникаций, проведения обучающих совещаний и семинаров, разработки методических рекомендаций для сотрудников органов местного самоуправления в городах и районах области, так как активная государственная политика в деле формирования благоприятных условий для успешной деятельности малых предприятий невозможна без создания системы целевого управления этим сложным процессом, имеющим развитую структуру поддержки на местном уровне.

Мероприятия программы (п.1)
развития системы государственной поддержки
малых предприятий в городах и районах области

Таблица 1
   ----------------------------------------------T-------------------¬

¦ МЕРОПРИЯТИЕ ¦ областной бюджет, ¦
¦ ПРОГРАММЫ ¦ млн. руб. ¦
¦ +----------T--------+
¦ ¦ всего ¦ 1997 г.¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦1.1. Развитие территориальной инфраструктуры ¦ ¦ ¦
¦ государственной поддержки малых ¦ ¦ ¦
¦ предприятий ¦ ¦ ¦
¦1.1.1. Создание территориальных центров ¦ 1200 ¦ 400 ¦
¦ развития малого бизнеса в городах ¦ ¦ ¦
¦ Жигулевске, Отрадном, Нефтегорске, ¦ ¦ ¦
¦ Сергиевском, Безенчукском, ¦ ¦ ¦
¦ Красноармейском, Кошкинском районах ¦ ¦ ¦
¦1.1.2. Развитие территориальной ¦ 2400 ¦ 400 ¦
¦ инфраструктуры (учебные центры, биз- ¦ ¦ ¦
¦ нес - инкубаторы, лизинговые компании,¦ ¦ ¦
¦ сервис - центры) ¦ ¦ ¦
¦ в городах Самаре, Тольятти, Сызрани, ¦ ¦ ¦
¦ Новокуйбышевске, Чапаевске и Отрадном ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦1.2. Кадровое обеспечение государственной ¦ ¦ ¦
¦ поддержки малых предприятий ¦ ¦ ¦
¦1.2.1. Обучение, переподготовка и стажировка ¦ 600 ¦ 150 ¦
¦ специалистов организаций и ¦ ¦ ¦
¦ учреждений инфраструктуры ¦ ¦ ¦
¦ государственной поддержки малых ¦ ¦ ¦
¦ предприятий; организация и участие ¦ ¦ ¦
¦ в совещаниях, семинарах, конференциях ¦ ¦ ¦
¦ для специалистов, занимающихся ¦ ¦ ¦
¦ вопросами поддержки малых предприятий ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦1.2.2. Приобретение и издание методических ¦ 450 ¦ 100 ¦
¦ пособий, информационных бюллетеней по ¦ ¦ ¦
¦ вопросам поддержки малых предприятий, ¦ ¦ ¦
¦ выпуск каталогов и сборников для ¦ ¦ ¦
¦ специалистов органов местного ¦ ¦ ¦
¦ самоуправления, структур поддержки и ¦ ¦ ¦
¦ малых предприятий ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦1.3. Информационное обеспечение ¦ ¦ ¦
¦ государственной поддержки малых ¦ ¦ ¦
¦ предприятий ¦ ¦ ¦
¦1.3.1. Развитие информационной системы ¦ 250 ¦ 100 ¦
¦ инфраструктуры государственной ¦ ¦ ¦
¦ поддержки малых предприятий: ¦ ¦ ¦
¦ Департамент - территориальные центры -¦ ¦ ¦
¦ банки - лизинговые компании - аген- ¦ ¦ ¦
¦ тства - малые предприятия ¦ ¦ ¦
¦1.3.2. Расширение и эксплуатация сети, ¦ 600 ¦ 200 ¦
¦ поддержка системных баз данных для ¦ ¦ ¦
¦ организаций инфраструктуры, кредитных ¦ ¦ ¦
¦ учреждений и малых предприятий ¦ ¦ ¦
¦ области, создание и ведение регистра ¦ ¦ ¦
¦ малых предприятий - производителей ¦ ¦ ¦
¦ продукции ¦ ¦ ¦
¦1.3.3. Развитие информационной системы ¦ 600 ¦ 150 ¦
¦ общего доступа для малых предприятий ¦ ¦ ¦
¦ на базе территориальных центров, ¦ ¦ ¦
¦ мониторинг малых предприятий, ¦ ¦ ¦
¦ издание информационных бюллетеней, ¦ ¦ ¦
¦ выпуск рекламно - товарных каталогов, ¦ ¦ ¦
¦ сборников инвестиционных предложений ¦ ¦ ¦
¦ и статистических отчетов ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦1.4. Программа правового обеспечения ¦ ¦
¦ государственной поддержки малых ¦ ¦
¦ предприятий ¦ ¦
¦1.4.1. Участие в экспертизе и разработке ¦ внутренние ¦
¦ федеральных нормативных документов ¦ источники ¦
¦ по вопросам поддержки ¦ ¦
¦ предпринимательства, налогообложения ¦ ¦
¦ малых предприятий, совершенствования ¦ ¦
¦ разрешительной системы ¦ ¦
¦1.4.2. Разработка проектов нормативных ¦ внутренние ¦
¦ документов области по вопросам ¦ источники ¦
¦ государственной поддержки малых ¦ ¦
¦ предприятий, внесение дополнений и ¦ ¦
¦ изменений в нормативные акты, ¦ ¦
¦ способствующих развитию малых ¦ ¦
¦ предприятий в области, совместно ¦ ¦
¦ с органами местного самоуправления ¦ ¦
¦1.4.3. Содействие в создании сети ¦ внутренние ¦
¦ третейских комиссий при ¦ источники ¦
¦ территориальных центрах развития ¦ ¦
¦ малого бизнеса, банках, ¦ ¦
¦ кредитующих проекты малых ¦ ¦
¦ предприятий, и иных заинтересованных ¦ ¦
¦ организациях для разрешения ¦ ¦
¦ экономических споров, ¦ ¦
¦ возникающих между предпринимателями +----------T--------+
¦1.4.4. Организация и проведение обучающих ¦ 400 ¦ 50 ¦
¦ семинаров для малых предприятий ¦ ¦ ¦
¦ по правовым вопросам: ¦ ¦ ¦
¦ налогообложения, ценообразования, ¦ ¦ ¦
¦ ведения бухгалтерского учета, ¦ ¦ ¦
¦ трудовых отношений, охраны труда, ¦ ¦ ¦
¦ сертификации продукции, ¦ ¦ ¦
¦ правовой защиты и разрешения споров ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------------+----------+---------


Мероприятия Программы развития системы государственной поддержки малых предприятий в городах и районах области ( таблица 1) реализуются совместно с органами местного самоуправления области по взаимосогласованным предложениям и рабочим планам, исходя из наличия реальных возможностей реализации как со стороны органов местного самоуправления, так и со стороны областного бюджета.
Организации инфраструктуры формируются на базе нежилых помещений, выделяемых органами местного самоуправления, и обеспечиваются в счет настоящей Программы необходимым для работы оборудованием и оснащением. Порядок деятельности организаций определяется органами местного самоуправления совместно с департаментом поддержки предпринимательства и малого бизнеса Администрации области.
Подготовка специалистов органов местного самоуправления и организаций инфраструктуры государственной поддержки малых предприятий осуществляется на основании договоров, заключаемых со структурами, которые проводят обучение, переподготовку и стажировку, а также путем проведения и участия в тематических совещаниях и семинарах.
Приобретение и издание методических пособий и информационных бюллетеней направлено на обеспечение органов местного самоуправления информацией о методах и формах государственной поддержки малых предприятий и путях их развития, методическое обеспечение деятельности организаций и учреждений инфраструктуры государственной поддержки малых предприятий.
Реализация мероприятий по информационному обеспечению государственной поддержки малых предприятий позволит осуществлять оперативный обмен фактурной информацией по вопросам состояния и развития малых предприятий на областном, республиканском и международном уровне в реальном масштабе времени, а также получать оперативную информацию о состоянии малых предприятий на местах.
Нормальное функционирование сети даст возможность осуществлять эффективное взаимодействие между предпринимателями и кредитными учреждениями, проводить целенаправленную инвестиционную политику в сфере сбалансированного развития производительных сил области, формируемых малыми предприятиями.
Финансирование мероприятий данной подпрограммы
осуществляется на консолидированной основе, совместно с органами
местного самоуправления области, с привлечением их бюджетных,
имущественных и организационных возможностей.

Раздел II. Программа развития системы финансовой
поддержки малых предприятий (п.2)

Малые предприятия, функционирующие в условиях развивающихся рыночных отношений, не всегда успешно справляются с трудностями, связанными с процессом их становления. Как показывают статистические и аналитические данные, самой серьезной проблемой для значительной части малых предприятий является привлечение финансовых ресурсов для приобретения оборудования, сырья, материалов и комплектующих, необходимых в реализации любого предпринимательского проекта, связанного с производством.
Основной целью настоящей Программы является развитие механизмов взаимодействия малых предприятий с кредитными учреждениями и потенциальными инвесторами, обеспечивающими жизнедеятельность малых предприятий и их развитие.
Для достижения цели необходимо решение совместно с банками и инвесторами ряда задач:
- совершенствование системы среднесрочного и долгосрочного кредитования проектов малых предприятий, связанных с созданием и расширением производства;
- выработка механизмов кредитования оборотных операций малых предприятий, занятых в сфере производства и оказания услуг;
- повсеместное внедрение финансового лизинга, как основы перспективного развития производительных сил малых предприятий;
- реализация государственных гарантий по рисковым операциям банков и инвесторов, участвующих в развитии малых предприятий;
- долевые субсидии на реализацию проектов малых предприятий, имеющих большое социальное значение для территорий;
- расширение банка данных инвестиционных предложений малых предприятий области;
- развитие финансовых инструментов для многократного и эффективного использования бюджетных средств в качестве кредитных ресурсов и основы залоговых обязательств.
Реализация мероприятий, входящих в настоящую Программу, позволит решить проблемы, связанные со становлением, организацией и развитием малых предприятий, а также создаст благоприятную организационную и финансовую базу для деятельности малых предприятий, участвующих в производстве товаров народного потребления и продуктов питания, оказывающих услуги населению.

Мероприятия Программы (п.2)
развития системы финансовой поддержки
малых предприятий

Таблица 2
   ----------------------------------------------T-------------------¬

¦ МЕРОПРИЯТИЕ ¦ областной бюджет, ¦
¦ ПРОГРАММЫ ¦ млн. руб. ¦
¦ +----------T--------¦
¦ ¦ всего ¦ 1997 г.¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦2.1. Формирование фондов льготного ¦ 10000 ¦ <*> ¦
¦ кредитования проектов малых предприятий ¦ ¦ ¦
¦ в уполномоченных банках области ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦2.2. Формирование местных фондов ¦ 10000 ¦ 1500 ¦
¦ краткосрочной финансовой помощи ¦ ¦ ¦
¦ малым предприятиям при территориальных ¦ ¦ ¦
¦ центрах совместно с местными банками ¦ ¦ ¦
¦ и бюджетами ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦2.3./изменен/ Формирование фондов финансового¦ 10000 ¦ 1500 ¦
¦ лизинга производственного оборудования ¦ ¦ ¦
¦ для обеспечения малых предприятий ¦ ¦ ¦
¦ средствами производства ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦2.4. Формирование страхового фонда ¦ 10000 ¦ 2500<*>¦
¦ межбанковских гарантий ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦2.5. Формирование фонда долевых субсидий ¦ 1000 ¦ 250 ¦
¦ социально - значимых проектов малых ¦ ¦ ¦
¦ предприятий ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦2.6. Расширение банка данных инвестиционных ¦ 1000 ¦ 250 ¦
¦ проектов малых предприятий Самарской ¦ ¦ ¦
¦ области для иностранных инвесторов ¦ ¦ ¦
¦ и банков, кредитующих проекты малых ¦ ¦ ¦
¦ предприятий ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------------+----------+---------


   -----------------------------

<*> - за счет возвратных средств 1994 - 1996 годов

Мероприятия Программы развития системы финансовой поддержки малых предприятий (таблица 2) реализуются исключительно по предложениям органов местного самоуправления области.
Все предложения по льготному кредитованию, созданию фондов краткосрочной финансовой помощи и лизинговых фондов, предоставлению финансовых гарантий и разработке инвестиционных проектов направляются в адрес Департамента письмом - ходатайством главы местного самоуправления города (района) с указанием социально значимых для данной территории проектов. К письму - ходатайству обязательно прилагается бизнес - заявка стандартной формы с кратким описанием проекта, финансовых затратах, порядке расчета по выделяемым средствам.
Льготное кредитование проектов малых предприятий осуществляется банком, исходя из условий платежеспособности предприятия. Кредит выдается под 25 процентов от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации сроком до одного года и не превышает 5000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых действующим законодательством.
Кредитная поддержка за счет средств фондов краткосрочной финансовой помощи малым предприятиям проводится банком в соответствии с договором между Департаментом, территориальными центрами развития малого бизнеса и местными банками в форме льготного кредита на срок до шести месяцев в размере до 2000 минимальных размеров оплаты труда, не более чем под 50 процентов от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Выдача кредитных средств производится на основании перечня, выдаваемого территориальными центрами развития малого бизнеса, на конкурсной основе.
Фонды финансового лизинга формируются из бюджетных средств с привлечением средств банков и лизинговых компаний на паритетной основе по договору. Размер лизинговой сделки не должен превышать 5000 минимальных размеров оплаты труда, срок лизинга - до 3 лет.
Средства страхового фонда используются на покрытие риска банков, осуществляющих льготное кредитование проектов малых предприятий и проведение лизинговых операций. Размер гарантий на покрытие финансовых рисков по льготному кредиту или лизингу не может превышать 50 процентов от суммы кредита или лизинга.
Банк инвестиционных проектов формируется за счет проектов, социальная значимость которых подтверждена органами местного самоуправления и финансирование которых предполагает размер кредитных средств более 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Раздел III. Реализация совместных программ

Департамент поддержки предпринимательства и малого бизнеса Администрации области в рамках Комплексной программы реализует ряд совместных программ, направленных на поддержку деловой активности и обеспечение занятости населения в различных сферах экономической деятельности, имеющих свою специфику и функционально замыкающихся на иные органы управления и организации.
Департаментом Федеральной службы занятости населения по Самарской области совместно с Департаментом разработана программа создания рабочих мест на малых предприятиях, высокая эффективность создания рабочих мест в которых была подтверждена реализацией программ развития малого бизнеса 1994 - 1995 годов.
Программой поддержки малых предприятий в социально незащищенной среде предусматривается создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и развития производства на малых предприятиях, использующих труд инвалидов и других социально незащищенных слоев населения. Данная Программа реализуется совместно с органами местного самоуправления, управлениями и отделами социальной защиты населения области и общественными объединениями инвалидов.
Совместно с Государственным венчурным фондом поддержки малого предпринимательства в научно - технической сфере области и Государственным специализированным фондом поддержки малых предприятий - производителей промышленной продукции "Содействие" реализуется программа поддержки предпринимательства в научно - технической сфере и сфере производства промышленной продукции, финансируемая за счет внешних инвесторов и Департамента, направленная на развитие производственной деятельности малых предприятий, использующих высокие технологии.
Программа поддержки предпринимательства в среде мелких сельхозпроизводителей реализуется совместно с органами местного самоуправления, направлена на содействие фермерам в переработке собственной сельхозпродукции и реализации ее на территории области.
Программа поддержки предпринимательства в среде военнослужащих, уволенных в запас, направлена на конструктивное проявление деловой активности и использование опыта бывших военнослужащих.
Программа поддержки малых предприятий в исправительно - трудовых учреждениях направлена на обеспечение занятости спецконтингента и проводится совместно с управлением внутренних дел Администрации области.

Программа создания рабочих мест
на малых предприятиях области (п.3)

В рамках государственной политики в сфере занятости населения, реализуемой Федеральной службой занятости, департаментом поддержки предпринимательства и малого бизнеса Администрации области совместно с департаментом Федеральной службы занятости населения по Самарской области (далее ДФСЗ) формируется программа создания рабочих мест на малых предприятиях Самарской области:
Таблица 3
   ----------------------------------------------T-------------------¬

¦ МЕРОПРИЯТИЕ ¦ млн. руб. ¦
¦ ПРОГРАММЫ +----------T--------+
¦ ¦ всего ¦ 1997 г.¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦3.1. Профессиональная ориентация и ¦ ¦ (ДФСЗ) ¦
¦ консультирование безработных с целью ¦ ¦ 200 ¦
¦ определения возможностей их эффективной ¦ ¦ ¦
¦ деятельности в качестве предпринимателей¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦3.2. Обучение безработных основам ¦ ¦ (ДФСЗ) ¦
¦ предпринимательства, выбранным ими ¦ ¦ 160 ¦
¦ профессиям ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦3.3. Организация консультаций по подготовке ¦ За счет средств, ¦
¦ учредительных документов, необходимых ¦ направляемых на ¦
¦ для регистрации и начала предпринима- ¦ обучение ¦
¦ тельской деятельности, в том числе по ¦ ¦
¦ составлению бизнес - плана ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------T--------+
¦3.4. Предоставление финансовой поддержки за ¦ ¦ (ДФСЗ) ¦
¦ счет средств Государственного фонда ¦ ¦ 5000 ¦
¦ занятости населения Российской ¦ ¦ ¦
¦ Федерации в рамках программы создания ¦ ¦ ¦
¦ рабочих мест ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦3.5. Предоставление финансовой поддержки ¦ Федеральная ¦
¦ за счет средств, выделяемых ¦ миграционная ¦
¦ Федеральной миграционной службой ¦ служба России ¦
¦ России на создание рабочих мест ¦ ¦
¦ для переселенцев ¦ ¦
L---------------------------------------------+--------------------


Основными приоритетами этой Программы являются:
- создание условий для повышения предпринимательской активности в сфере переработки и реализации сельхозпродукции, производства товаров народного потребления, создания средств коммуникаций, оказания деловых и социально - бытовых услуг;
- поощрение предприятий, расширяющих возможности для занятости граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, в том числе для занятости в сфере оказания социально - бытовых услуг и обеспечения занятости в исправительно - трудовых учреждениях;
- создание реальных возможностей для организации и развития самостоятельной занятости, индивидуально - трудовой и предпринимательской деятельности безработных.
Средства департамента Федеральной службы занятости населения по Самарской области направляются на создание рабочих мест на малых предприятиях на конкурсной основе, в соответствии с установленным порядком оказания финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан.

Программа поддержки малых предприятий
в социально незащищенной среде (п.4)

Программа предусматривает создание благоприятных условий для деятельности малых предприятий, использующих труд работников, имеющих устойчивые ограничения в осуществлении социально - трудовой деятельности. Средства выделяются на предпринимательскую деятельность, направленную на производство товаров народного потребления и оказание бытовых услуг населению, в том числе социально незащищенным слоям:

Таблица 4
   ----------------------------------------------T-------------------¬

¦ МЕРОПРИЯТИЕ ¦ областной бюджет, ¦
¦ ПРОГРАММЫ ¦ млн. руб. ¦
¦ +----------T--------+
¦ ¦ всего ¦ 1997 г.¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦4.1. Фонд кредитной поддержки ¦ 4000 ¦ 500 ¦
¦ предпринимательских проектов малых ¦ ¦ ¦
¦ предприятий в социально - незащищенной ¦ ¦ ¦
¦ среде, ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ - производство швейных изделий ¦ 1000 ¦ 250 ¦
¦ - производство мебели ¦ 1000 ¦ 250 ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦4.2. Фонд финансовой помощи малым предприя- ¦ 4000 ¦ 500 ¦
¦ тиям в социально - незащищенной среде ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------------+----------+---------


Предложения по кредитованию малых предприятий в социально незащищенной среде направляются в адрес Департамента органами местного самоуправления совместно с управлениями социальной защиты населения городов и районов области, общественными организациями инвалидов.
Средства фонда кредитной поддержки выделяются банком - агентом по представлению Департамента под 10 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации сроком до полутора лет. Средства фонда финансовой помощи малым предприятиям выделяются в виде краткосрочных кредитов под 25 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации сроком от трех до девяти месяцев в размере не более 1000 минимальных размеров оплаты труда на пополнение оборотных средств малых предприятий.

Программа поддержки предпринимательства
в научно - технической сфере и сфере производства
промышленной продукции (п.5)

Программа направлена на создание благоприятных условий для формирования и повышения научно - технического и инновационного потенциала малых предприятий, освоение и внедрение новых наукоемких технологий с использованием патентов и лицензий:

Таблица 5
   ----------------------------------------------T-------------------¬

¦ МЕРОПРИЯТИЕ ¦ областной бюджет, ¦
¦ ПРОГРАММЫ ¦ млн. руб. ¦
¦ +----------T--------+
¦ ¦ всего ¦ 1997 г.¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦5.1. Конкурсный отбор научно - технических ¦ 200 ¦ 50 ¦
¦ проектов, экспертиза и контроль за ¦ ¦ ¦
¦ целевым использованием финансовых ¦ ¦ ¦
¦ средств, создание инструментального ¦ ¦ ¦
¦ обеспечения поддержки малых предприятий ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦5.2. Финансирование научно - технических ¦ 2000 ¦ 500 ¦
¦ проектов малых предприятий ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦5.3. Льготное кредитование проектов малых ¦ 2000 ¦ <*> ¦
¦ предприятий - производителей промышлен- ¦ ¦ ¦
¦ ной продукции ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------------+----------+---------


   -----------------------------

<*> - финансирование осуществляется в счет Программы развития системы финансовой поддержки малых предприятий (п.2).

Финансирование научно - технических проектов осуществляется Государственным венчурным фондом поддержки малого предпринимательства в научно - технической сфере области на паритетных началах с Федеральным фондом содействия развитию малых предприятий в научно - технической сфере через банк в форме кредита сроком до одного года под 25 процентов от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Льготное кредитование проектов малых предприятий - производителей промышленной продукции осуществляется по представлению Государственного специализированного фонда поддержки малых предприятий - производителей промышленной продукции "Содействие".

Программа поддержки предпринимательства
в среде мелких сельхозпроизводителей (п.6)

Настоящая Программа направлена на поддержку мелких сельхозпроизводителей, развитие комплексных фермерских и межфермерских хозяйств, осуществляющих, наряду с производством, переработку сельхозпродукции и реализующих ее на территории Самарской области:

Таблица 6
   ----------------------------------------------T-------------------¬

¦ МЕРОПРИЯТИЕ ¦ областной бюджет, ¦
¦ ПРОГРАММЫ ¦ млн. руб. ¦
¦ +----------T--------+
¦ ¦ всего ¦ 1997 г.¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦6.1. Фонд льготного кредитования проектов ¦ 10000 ¦ 2500 ¦
¦ фермерских хозяйств и межфермерских ¦ ¦ ¦
¦ объединений по переработке ¦ ¦ ¦
¦ сельхозпродукции ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦6.2. Создание страхового фонда межбанковских ¦ 4000 ¦ 1000 ¦
¦ гарантий для банков, кредитующих ¦ ¦ ¦
¦ проекты фермерских хозяйств и ¦ ¦ ¦
¦ межфермерских объединений, ¦ ¦ ¦
¦ осуществляющих переработку собственной ¦ ¦ ¦
¦ продукции ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------------+----------+---------


Финансирование Программы осуществляется отдельной строкой бюджета.
Средства фонда кредитования проектов межфермерской кооперации выделяются по решению конкурсной комиссии через уполномоченный банк, исходя из условий платежеспособности фермерского хозяйства, его производственного профиля и складывающейся конъюнктуры на рынке сельхозпродукции.
Средства страхового фонда используются на паритетное покрытие рисков банков, кредитующих проекты фермерских хозяйств и межфермерских объединений, осуществляющих переработку собственной сельхозпродукции.

Программа поддержки предпринимательства в среде
военнослужащих, уволенных в запас (п.7)

Настоящая Программа направлена на поддержку предпринимательства в среде военнослужащих, уволенных в запас и участвующих в создании и деятельности малых предприятий области, формирующих деловую активность в предпринимательской сфере:

Таблица 7
   ----------------------------------------------T-------------------¬

¦ МЕРОПРИЯТИЕ ¦ областной бюджет, ¦
¦ ПРОГРАММЫ ¦ млн. руб. ¦
¦ +----------T--------¦
¦ ¦ всего ¦ 1997 г.¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦7.1. Фонд льготного кредитования проектов ¦ 4000 ¦ <*> ¦
¦ малых предприятий, реализуемых ¦ ¦ ¦
¦ военнослужащими, уволенными в запас ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦7.2. Фонд краткосрочной финансовой помощи ¦ 4000 ¦ <*> ¦
¦ малым предприятиям военнослужащих, ¦ ¦ ¦
¦ уволенных в запас ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------------+----------+---------


   -----------------------------

<*> - финансирование осуществляется в счет Программы развития системы финансовой поддержки малых предприятий (п.2).

Средства на реализацию данной Программы выделяются по заявке органов местного самоуправления совместно с ветеранскими организациями и иными общественными организациями военнослужащих.
Средства фонда кредитной поддержки выделяются банком по представлению Департамента под 10 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации сроком до полутора лет в размере не более 5000 минимальных размеров оплаты труда.
Средства фонда краткосрочной финансовой помощи малым предприятиям выделяются в виде краткосрочных кредитов под 25 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации сроком до шести месяцев в размере не более 1000 минимальных размеров оплаты труда на расширение воспроизводства.

Программа поддержки малых предприятий
в исправительно - трудовых учреждениях области (п.8)

Настоящая Программа направлена на поддержку малых предприятий, территориально расположенных в исправительно - трудовых учреждениях области и обеспечивающих занятость в вышеназванных учреждениях и финансовые поступления, необходимые для нормального функционирования исправительно - трудовых учреждений, а также на создание рабочих мест, обеспечивающих занятость освобождающихся из мест заключения:

Таблица 8
   ----------------------------------------------T-------------------¬

¦ МЕРОПРИЯТИЕ ¦ областной бюджет, ¦
¦ ПРОГРАММЫ ¦ млн. руб. ¦
¦ +----------T--------+
¦ ¦ всего ¦ 1997 г.¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦8.1. Фонды льготного кредитования проектов ¦ 10000 ¦ <*> ¦
¦ малых предприятий и краткосрочной ¦ ¦ ¦
¦ финансовой помощи малым предприятиям в ¦ ¦ ¦
¦ исправительно - трудовых учреждениях ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦8.2. Создание рабочих мест на малых ¦ ДФСЗ ¦
¦ предприятиях для освободившихся из ¦ по Самарской ¦
¦ мест заключения ¦ области по ¦
¦ ¦ согласованию с ¦
¦ ¦ головным ¦
¦ ¦ исполнителем ¦
L---------------------------------------------+--------------------


   -----------------------------

<*> - финансирование осуществляется в счет Программы развития системы финансовой поддержки малых предприятий (п.2).

Средства на реализацию данной Программы выделяются по заявке управления исправительных учреждений управления внутренних дел Администрации области.
Средства фонда кредитной поддержки выделяются банком по представлению Департамента под 10 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации сроком до полутора лет, средства фонда финансовой помощи малым предприятиям выделяются в виде краткосрочных кредитов под 25 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации сроком от трех до девяти месяцев в размере не более 1000 минимальных размеров оплаты труда на пополнение оборотных средств малых предприятий.

Программа рекламы продукции
малых предприятий (п.9)

Программа направлена на повышение конкурентоспособности продукции малых предприятий области, ее продвижения на рынок за счет регулярного проведения целевых рекламно - выставочных кампаний и ярмарочных мероприятий:

Таблица 9
   ----------------------------------------------T-------------------¬

¦ МЕРОПРИЯТИЕ ¦ областной бюджет, ¦
¦ ПРОГРАММЫ ¦ млн. руб. ¦
¦ +----------T--------+
¦ ¦ всего ¦ 1997 г.¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦9.1. Реклама малых предприятий области в ¦ 480 ¦ 120 ¦
¦ средствах массовой информации, ¦ ¦ ¦
¦ организация мероприятий по пропаганде ¦ ¦ ¦
¦ предпринимательства (теле-, радиопере- ¦ ¦ ¦
¦ дачи, публикации, конкурсы, акции и ¦ ¦ ¦
¦ др.) ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦9.2. Проведение регулярных тематических выс- ¦ 320 ¦ 80 ¦
¦ тавок - ярмарок товаров, производимых ¦ ¦ ¦
¦ малыми предприятиями "Малый бизнес-97" ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦9.3. Проведение выставки - ярмарки товаров, ¦ 160 ¦ 40 ¦
¦ производимых малыми предприятиями со- ¦ ¦ ¦
¦ циально - незащищенных групп населения ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦9.4. Участие малых предприятий области в ¦ 240 ¦ 60 ¦
¦ местных (городских) выставках - ярмарках¦ ¦ ¦
L---------------------------------------------+----------+---------


Участие малых предприятий в рекламе и выставках - ярмарках осуществляется по заявкам органов местного самоуправления.
Выставочные мероприятия проводятся совместно с акционерным обществом "Экспо - Волга", рекламными агентствами, средствами массовой информации, ярмарочными комитетами и другими заинтересованными организациями на основании соглашений и договоров.

Программа обеспечения экономической
безопасности малых предприятий (п.10)

Целью Программы является предотвращение внеэкономических банкротств малых предприятий, повышение их финансовой стабильности и обеспечение безопасности и качества выпускаемой продукции, а также защита малых предприятий и собственности предпринимателя от преступных посягательств:
Таблица 10
   ----------------------------------------------T-------------------¬

¦ МЕРОПРИЯТИЕ ¦ областной бюджет, ¦
¦ ПРОГРАММЫ ¦ млн. руб. ¦
¦ +----------T--------+
¦ ¦ всего ¦ 1997 г.¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦10.1. Изучение и организация работ по ¦ 80 ¦ 20 ¦
¦ устранению барьеров выхода на рынки ¦ ¦ ¦
¦ малых предприятий, организация ¦ ¦ ¦
¦ постоянно действующих зональных ¦ ¦ ¦
¦ семинаров - консультаций по вопросам ¦ ¦ ¦
¦ экономической безопасности для ¦ ¦ ¦
¦ руководителей, бухгалтеров и ¦ ¦ ¦
¦ юрисконсультов малых предприятий ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦10.2. Обеспечение безопасной деятельности ¦ 60 ¦ 15 ¦
¦ предприятий, реализующих проекты ¦ ¦ ¦
¦ настоящей Программы, и содействие в ¦ ¦ ¦
¦ разработке мер по локализации ¦ ¦ ¦
¦ возникающих проблем и ситуаций ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦10.3. Организация совместно с Центром ¦ 100 ¦ 25 ¦
¦ охраны труда профилактической работы ¦ ¦ ¦
¦ по охране труда на малых предприятиях ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦10.4. Содействие хозрасчетным испытательным ¦ 100 ¦ 25 ¦
¦ центрам в расширении аккредитации и ¦ ¦ ¦
¦ проведении испытаний продукции, ¦ ¦ ¦
¦ производимой малыми предприятиями, ¦ ¦ ¦
¦ и обеспечении ее безопасности ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+----------+--------+
¦10.5. Изучение локальных рынков ¦ 60 ¦ 15 ¦
¦ социально - значимых товаров ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------------+----------+---------


Для проведения тематических циклов привлекаются сотрудники Государственной налоговой инспекции по Самарской области, управления Федерального казначейства по Самарской области, финансового управления комитета по экономике и финансам Администрации области и другие квалифицированные специалисты.
Мероприятия Программы осуществляются совместно с Главным управлением труда Администрации области, Самарским территориальным управлением по антимонопольной политике Российской Федерации и Региональным центром стандартизации.

Заключительные положения

Настоящая Комплексная программа разработана департаментом поддержки предпринимательства и малого бизнеса Администрации области совместно с территориальными центрами развития малого бизнеса и заинтересованными комитетами и управлениями Администрации области, при непосредственном участии организаций, занимающихся вопросами поддержки предпринимательства и малого бизнеса, в том числе местных банков.
Комплексная программа предусматривает как прямые бюджетные ассигнования, так и использование бюджетных кредитных ресурсов и реализуется в рамках бюджетных средств, направляемых на поддержку малых предприятий области:

   -------T-------------------T--------------T--------------T------------¬

¦Раздел¦Финансирование ¦ Ассигнования,¦ Кредитование,¦ Всего, ¦
¦ ¦ ¦ млн. руб. ¦ млн. руб. ¦ млн. руб. ¦
¦ ¦ +-------T------+-------T------+------T-----+
¦ ¦ ¦ всего ¦ 1997 ¦ всего ¦ 1997 ¦ всего¦ 1997¦
+------+-------------------+-------+------+-------+------+------+-----+
¦I. ¦Программа развития ¦ 6500 ¦ 1550¦ - ¦ - ¦ 6500¦ 1550¦
¦ ¦системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поддержки малых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦городах и районах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------+-------+------+-------+------+------+-----+
¦II. ¦ Программа развития¦ 2000 ¦ 500¦ 30000 ¦ 3000¦ 32000¦ 3500¦
¦ ¦системы финансовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поддержки малых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------+-------+------+-------+------+------+------

¦III. ¦Реализация ¦ 2200 ¦ 450¦ 44000 ¦ 1500¦ 46200¦ 1950¦
¦ ¦совместных программ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------+-------+------+-------+------+------+-----+
¦ ИТОГО ¦ 10700 ¦ 2500¦ 74000 ¦ 4500¦ 84700¦ 7000¦
L--------------------------+-------+------+-------+------+------+------

Возвращаемые средства, получаемые в результате исполнения Комплексной программы и ранее реализованных программ развития государственной поддержки малого бизнеса, направляются на рефинансирование настоящей Комплексной программы.
Наряду с бюджетными средствами Комплексной программой предусмотрено привлечение за период 1997 - 2000 годов:
32000 млн. рублей - средств местных банков;
25000 млн. рублей - средств Европейского банка реконструкции
и развития;
11000 млн. рублей - средств Федерального бюджета.
Ответственность за реализацию настоящей Комплексной программы возложена на департамент поддержки предпринимательства и малого бизнеса Администрации области, в части исполнения бюджета - на комитет по экономике и финансам Администрации области, по разделу "Реализации совместных программ" - на соответствующие органы государственного управления.
Основными признаками эффективного выполнения Комплексной программы являются:
- двухкратное увеличение количества рабочих мест на малых предприятиях области за период 1997 - 2000 годов;
- увеличение налоговых поступлений от малых предприятий области к 2000 году до 3 трлн. рублей;
- двухкратное увеличение объема выпущенной продукции малыми предприятиями области за период 1997 - 2000 годов.
Все финансовые показатели соотнесены к апрелю 1996 года и корректируются при реализации бюджетных заявок и составлении отчетных документов на период 1997 - 2000 годов.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru