Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 25.04.1997 № 20-18/22
"РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 25 апреля 1997 г. № 20-18/22

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ

Всем горрайГосНИ

Рассмотрев и обобщив запросы государственных налоговых инспекций и плательщиков, направляем для использования в практической работе разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства по местным налогам и сборам.
1. Какой порядок уплаты местных налогов установлен для предприятий, имеющих структурные подразделения в других районах и городах области, если по инструкциям, принятым на местах, они определены плательщиками?
Что считать датой представления расчетов по местным налогам по структурным подразделениям?
- По предприятиям, имеющим структурные подразделения в других районах и городах области, принят порядок уплаты местных налогов и сборов, по которому расчеты по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, целевому сбору на содержание милиции... представляются в целом по юридическому лицу в налоговую инспекцию по месту своей регистрации, и далее сумма налога пропорционально численности распределяется и перечисляется в бюджеты районов и городов по месту расположения подразделений. Копии расчетов направляются в налоговые инспекции, где находятся подразделения для начисления налогов.
В соответствии со ст.15 Федерального Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" день представления расчетов по местным налогам в районные и городские налоговые инспекции по месту нахождения структурных подразделений следует определять по дате их почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности, о чем сообщено всем налоговым органам области.
2. Какие льготы предоставлены образовательным учреждениям по местным налогам в г. Самаре?
- Согласно принятым в г. Самаре инструкциям о порядке исчисления и уплаты местных налогов, льготы образовательным организациям (кроме бюджетных - образовательных учреждений) не установлены.
Согласно совместному письму Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 17.03.94 № ВЗ-4-15/39Н, № 28 к бюджетным организациям относятся учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием являются открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.
3. Следует ли работы, выполненные хозспособом, отражать по кредиту счета 46 и облагать налогом на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы?
- Согласно приказу Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. № 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с НДС и акцизами" по мере ввода объекта расходы, связанные с его строительством (с учетом ранее начисленных сумм налога на добавленную стоимость) списываются с К 08 в Д 46. Одновременно по Д 01 "Основные средства" в корреспонденции с К 46 "Реализация продукции" отражается первоначальная стоимость объекта с учетом НДС, исчисленного по окончании строительства. Таким образом, в кредит счета 46 попадает весь объем выполненных работ по объекту, который включается и в налогооблагаемую базу для налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.
4. Следует ли уплачивать местные налоги по договорам о совместном деятельности? Каков порядок их уплаты?
- В соответствии с письмом Минфина РФ от 24 января 1994 г. № 7 участник, ведущий общие дела по договору о совместной деятельности, "обеспечивает отдельный учет операций по договору" и "Отражение операций по совместной деятельности, расчет и учет финансовых результатов осуществляется в общеустановленном порядке". Таким образом, если в результате совместной деятельности возникла реализация продукции (работ, услуг), то необходимо начислять и уплачивать налог на содержание жилфонда, который относится на финансовые результаты. После этого конечный финансовый результат делится между участниками.
Если для осуществления совместной деятельности необходимо уплатить налог или сбор, который относится на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия (например, сбор за право торговли), то налог должен уплатить один из участников. Сумма налога будет рассматриваться как вклад в совместную деятельность.
5. Распространяется ли пункт 13 Указа Президента от 08.05.96 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" на местные налоги и сборы и как следует его применять?
- В этом пункте речь идет о всех налоговых платежах, в т. ч. и о местных налогах и сборах. Согласно нему технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями.
Госналогслужбы РФ письмом от 28.06.96 № ПВ-6-09/450(зарегистрировано Минюстом РФ 16 июля 1996 г. № 1124) дала разъяснение:
"Если налогоплательщик самостоятельно и своевременно (до проверки налоговым органом) выявил ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или не полностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность, в расчеты по налогам и платежам, произвел уплату причитающихся сумм, то допущенную ошибки налоговыми нарушениями не являются.
В указанных случаях с налогоплательщика пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей не взыскиваются".
В соответствии с письмом Госналогслужбы от 14.12.96 № 09-02-07 к понятию "техническая ошибка" относится любая ошибка при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленная до проверки налоговым органом. При несвоевременной уплате причитающихся сумм налоговых платежей с налогоплательщика взыскиваются пени в общеустановленном порядке (с установленного срока уплаты).
6. Если организация перешла на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должна ли она уплачивать лицензионный сбор за право торговли винно - водочными изделиями, предусмотренный статьей 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы"?
- В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения организациями, подпадающими под действие названного закона, предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога. Для таких организаций сохраняется действующий порядок уплаты таможенных и государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений во внебюджетные фонды и лицензионных сборов.
Под лицензионными сборами в данном случае понимаются сборы, которые взыскиваются за лицензирование той или иной деятельности.
Лицензионные сборы, которые взыскиваются в соответствии со статьей 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", относятся к местным налогам, следовательно, начисляться не должны.
7. Что является базой для исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурой сферы по инвестиционным фондам (финансовым посредникам)?
- Согласно письму Госкомимущества России и Минфина РФ от 25.05.93 г.,21.05.93 г. N№ ДВ-2/3498,62 "О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах", письму Госналогслужбы РФ, Минфина РФ от 17.03.97 № СШ-4-07/11Н, № 1-35/128 базой для исчисления налога на содержание жилфонда... по инвестиционным институтам является финансовый результат от реализации активов фонда, который определяется как разница между выручкой от продажи ценных бумаг и их учетной стоимостью, а также расходов в виде комиссионных, вознаграждений, процентов (доходов) по проданным облигациям, начисленным с момента их последней выплаты.
8. Предприятие приобретает товарно - материальные ценности для дальнейшей продажи, приходует их на счет 10 "Материалы". При реализации использует счет 48 "Реализация прочих активов". Валовый доход в этом случае не облагает налогом на содержание жилищного фонда. Правомерны ли действия предприятия?
- В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий (утверждена приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56 с учетом изменений, утвержденных приказом Минфина от 28.12.94 № 173) счет 10 "Материалы" отражает обобщенную информацию о наличии и движении принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива и других ценностей, предназначенных для обработки, переработки и использования в производстве либо для хозяйственных нужд.
В том случае, когда материальные ценности приобретаются предприятием специально для продажи, они должны учитываться на счете 41 "Товары" вне зависимости от того, имеется ли на предприятии специальное подразделение, осуществляющее их реализацию.
Таким образом, полученные материальные ценности могут быть учтены на счете 10 "Материалы" только в том случае, если они изначально предназначены для использования внутри предприятия (например, полученные ГСМ для заправки собственного автотранспорта, строительные материалы - для ремонта или осуществления нового строительства и т. п.). При этом последующая продажа этих ценностей является реализацией прочих активов и отражается по счету 48.
Если же полученные предприятием материальные ценности не предполагается и не могут быть использованы для собственных нужд (то есть целью их приобретения является последующая реализация), то оно фактически осуществляет торгово - закупочную деятельность, а полученные материальные ценности являются товаром. Учет товаров осуществляется на счете 41, их реализация отражается на счете 46.
В случае установления факта отражения реализации товаров, приобретенных специально для продажи, на счетах прочей реализации (47,48) требования налоговых органов по включению таких оборотов в состав налогооблагаемой базы по налогу на содержание жилищного фонда..., налогу на пользователей автодорог будут правомерными.
Кроме того, предприятие должно и уплатить сбор за право торговли, лицензионный сбор за право торговли подакцизными товарами.
В противном случае к предприятию применяются санкции в соответствии с 13 статьей Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".
9. Предприятие списывает стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты и премий работникам минуя счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг) " и не облагает указанные суммы налогом на содержание жилфонда. Правомерно ли это?
- Предприятие поступает неправомерно. Реализация продукции в любом случае должна пройти через счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". При этом начисление суммы работникам отражается по дебету счетов 20 "Основное производство",23 "Вспомогательное производство",25 "Общепроизводственные расходы и др. с кредитом счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Выдача продукции отражается по дебету счета 70 и кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Выручка от реализации продукции облагается налогом в общеустановленном порядке.
10. Предоставляется ли льгота по налогу на содержание жилищного фонда... по пионерским лагерям, домам отдыха, пансионатам, находящимся на балансе предприятия, или финансируемыми ими в порядке долевого участия?
- Вышеперечисленные объекты относятся к объектам социально-культурной сферы, следовательно, фактические затраты по их содержанию льготируются по данному налогу в общеустановленном порядке, несмотря на то что льгота по прибыли по этим объектам не предусмотрена.
11. Кем должны утверждаться нормативы на содержание жилья и объектов социально - культурной сферы по налогу на содержание жилищного фонда?
- В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в РФ" по налогу на содержание жилищного фонда норматив утверждается органами представительной власти муниципальных образований или местной администрацией, если им переданы эти полномочия.
12. Являются ли плательщиками налога на содержание жилищного фонда... негосударственные пенсионные фонды, и что является налогооблагаемой базой по этим организациям.
По разъяснению Росналогслужбы (письмо от 05.03.97 № 13-0-16/59) негосударственные пенсионные фонды не являются плательщиками налога на содержание жилищного фонда..., налога на пользователей автомобильных дорог из-за отсутствия налогооблагаемой базы.
При решении всех вопросов следует руководствоваться приказом инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минсоцзащиты РФ от 07.02.96 № 16 "О порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности в негосударственных пенсионных фондах", который согласован с Минфином России, а также Инструкцией по применению Временных указаний о порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности в негосударственных пенсионных фондах, утвержденная приказом Инспекции от 13.02.97 № 11 (уточненная редакция напечатана в газете "Экономика и жизнь" № 10 за март 1997 г.).
Согласно данным документам операции негосударственных пенсионных фондов отражаются в учете без использования счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг).
Поступившие пенсионные взносы учитываются на счете 96 "Целевые финансирования и поступления", после чего направляются в резерв будущих пенсионных выплат, учитываемых на счете 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей".
Полученный инвестиционный доход отражается по кредиту счета 80 "Прибыли и убытки" в корреспонденции со счетами денежных средств или счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Использование инвестиционного дохода в части покрытия расходов фонда отражается по дебету счета 80 и кредиту счета 96. При этом фактические расходы фонда по обеспечению своей деятельности ежемесячно списываются в дебет счета 96 со счета 26 "Общехозяйственные расходы".
13. Предприниматель перешел на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Должен ли он уплачивать местные налоги, в т. ч. сбор за право торговли, лицензионные сбор за право торговли подакцизными товарами?
- В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения предпринимателем предусматривает только замену уплаты подоходного налога на доход от предпринимательской деятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью и не освобождает его от уплаты местных налогов, в т. ч. сборов за право торговли.
14. Освобождает ли уплата лицензионного сбора за право торговли винно - водочными изделиями от лицензирования деятельности по оптовой и розничной торговле алкогольной продукцией?
- Лицензионный сбор за право торговли винно - водочными изделиями вводится в соответствии со статьей 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и является местным налогом. Лицензирование деятельности по оптовой продаже алкогольной продукции введено согласно Федеральному закону от 22.11.95 № 171-ФЗ, по розничной торговле - по Постановлению Правительства РФ от 19.08.96 г. № 987.
Поэтому уплата местного налога не освобождает предприятие, занимающееся оптовой и розничной торговлей алкогольной продукцией, от уплаты сборов за выдачу лицензий на осуществление этих видов деятельности.
15. Должен ли продавец, торгующий на основании договора с предпринимателем, иметь собственный патент или лицензию?
В соответствии с разъяснениями Росналогслужбы от 21.04.96 № 08-1-04/180 индивидуальный предприниматель может использовать наемный труд на условиях гражданско - правовых договоров (в частности, договоров подряда). Продавец, торгующий на основании такого договора, должен иметь лицензию или ее копию, выданную на предпринимателя, документ, удостоверяющий личность продавца, документ, подтверждающий правоотношения продавца с предпринимателем (договор).

Зам. начальника инспекции -
госсоветник налоговой
службы III ранга
Г.В.ЗАДЫХИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru