Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 08.07.1997 № А55-113/97-17
<ПО ИСКУ К ГОСНИ О ПРИЗНАНИИ РЕШЕНИЯ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 08 июля 1997 года Дело № А55-113/97-17


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску АО Сбербанка РФ в лице Железнодорожного ОСБ 8020 к ГосНИ по Железнодорожному району, г. Самары о признании решения частично недействительным.
Истец просил признать недействительным решение ГосНИ по Железнодорожному району г. Самары от 14.04.97 № 07-21/181 в части очередности исполнения инкассового распоряжения по АООТ "Галант" и неперечислении денежных средств "Желдорпроект Поволжья" на счет недоимщика, а также возвратить 67 193 200руб.
В судебном заседании истец предмет иска уточнил, изменил и просит признать недействительным п.2 указанного решения ответчика о начислении и взыскании пени в сумме 595 200 руб., п.3 решения в части взыскания пени в сумме 65 402 000 руб., обязать ответчика возвратить из бюджета 65 997 200 руб.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, обозрев дело № 158/28 по аналогичному спору между теми же сторонами, заслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

ГосНИ по Железнодорожному району г. Самары была проведена проверка Железнодорожного отделения СБ РФ г. Самары в части своевременности и полноты перечисления средств в бюджет, по исполнению п.3 Указа Президента РФ № 1212 от 18.08.96, по результатам которой составлен акт от 28.03.97. В акте отражено, что, в нарушение совместного письма МФ РФ, ГНС РФ, ЦБ РФ от 22.08.96 № 318, банк при поступлении средств АООТ "Галант", р/с 1467606, производил выдачу денежных средств на выплаты заработной платы и оплату больничных листов при наличии в картотеке № 2 предприятия инкассового распоряжения налоговой инспекции от 18.10.96г. № 171 на сумму 67 713 700руб. по НДС. В связи с этим, на основании ст.15 Закона "Об основах налоговой системы в РФ", банку была начислена пеня из расчета 0,2% за каждый день просрочки, всего в сумме 595 200руб. Кроме этого, в нарушение п.3 Указа Президента РФ от 18.08.96г. № 1212, отделение банка осуществляло выдачу денежных средств ГП "Желдорпроект Поволжья", р/с 421601, на выплату заработной платы, оплату командировочных расходов, расходов на хозяйственные нужды, тогда как должно было перечислить их на зарегистрированный в налоговом органе счет недоимщика. В связи с этим, банку была начислена пеня в размере 0,2% за каждый день просрочки, всего в сумме 66 598 000руб. Кроме этого, в акте отражены иные, не оспариваемые истцом нарушения.
На основании акта проверки, начальником налоговой инспекции было принято решение от 14.04.97 № 07-21/171 о взыскании с отделения банка пени в сумме 67 206 800 руб., из которых истец оспаривает сумму 65 402 000 руб.
Во исполнение решения, платежными поручениями от 18.04.97 № 269 и № 270 истец перечислил в бюджет 67 206 800 руб.
Между тем, согласно ст.855 ГК РФ, при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, производится в четвертую очередь, а списание по оплате труда, отчислениям в Пенсионный фонд производится во вторую и третью очередь. Следовательно, налоговая инспекция необоснованно усмотрела в действиях истца нарушение очередности списания денежных средств со счета АООТ "Галант" при их недостаточности во исполнение инкассового распоряжения по перечислению налога на добавочную стоимость. Ссылка ответчика на ст.15 Закона "Об основах налоговой системы в РФ", а также доводы о том, что вопросы очередности списания денежных средств по платежам в бюджет регулируются не гражданским, а налоговым законодательством, являются ошибочными. Согласно п.3 ст.864 ГК РФ, поручения плательщика исполняются банком с соблюдением очередности списания средств со счета (ст.855 ГК РФ).
Следовательно, вопросы очередности исполнения платежных поручений законодательно отнесены к гражданско - правовым, а не налоговым отношениям. Ст.15 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" не устанавливает очередности списания денежных средств со счета плательщика в случае их недостаточности, а лишь запрещает банкам задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет. В связи с этим, применение ответчиком к истцу установленной ст.15 Закона ответственности в виде взыскания пени в сумме 595 000 руб. следует признать незаконным. Аналогичные выводы содержатся в решение арбитражного суда Самарской области от 17.12.96, постановлениях апелляционной и кассационной инстанций от 24.02.97 и 24.04.97 по делу № 152/28 по аналогичному спору между теми же сторонами. Нельзя признать обоснованным и взыскание с истца пени в сумме 65 402 000руб. за неперечисление средств на счет недоимщика по ГП "Желдорпроект Поволжья".
Из материалов дела видно, что в Железнодорожном ОСБ РФ № 8020 открыт расчетный счет предприятия № 421601. Кроме этого, предприятием открыт счет в КБ "Волга-кредит".
Согласно Указу Президента РФ от 18.08.96 № 1212, денежные средства, поступающие на любые денежные счета предприятий - недоимщиков в банках, за исключением средств, направленных на оплату расчетных документов 1-й и 2-й групп очередности платежей, установленных ст.855 ГК РФ, полностью перечисляются на счет недоимщика, на основании поручений владельцев счетов. Однако, такого поручения ГП "Желдорпроект Поволжья" в период с 15.10.96 по 09.12.96(т. е. в период выдачи банком его денежных средств, указанный в акте проверки) отделению банка не давало. Доказательств направления предприятием банку справки - поручения о перечислении средств на зарегистрированный счет недоимщика ответчик не представил. В деле имеется лишь уведомление о направлении этой справки, зарегистрированное в Железнодорожном ОСБ 11.12.96, т. е. после выдачи денежных средств на зарплату (15.10.96,21.10.96,06.12.96,09.12.96). Следовательно, нарушения требований Указа в действиях истца отсутствуют. Кроме этого, по смыслу п.3 Указа, перечислению на счет недоимщика подлежат те денежные средства, которые имеют последующую после бюджетной очередность исполнения. Платежные документы на выдачу денежных средств на нужды заработной платы являются первоочередными, перед платежами в бюджет. Следовательно, истец правомерно 15.10.96, 21.10.96, 6.12.96, 9.12.96 осуществлял выдачу денежных средств ГП "Желдорпроект Поволжья" на выплату зарплаты и оплату очередных отпусков. Таким образом, ответчик неправомерно начислил истцу пени в сумме 65 402 000 руб. Расчет истца оспариваемым сумм пени ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах, исковые требования следует удовлетворить полностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.37,95,124-134 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить полностью.
Признать недействительным п.2 решения ГосНИ по Железнодорожному району г. Самары от 14.04.97 № 07-21/181 о начислении и взыскании с Железнодорожного ОСБ РФ № 8020 г. Самары пени в сумме 525 000руб., п.3 решения - в части взыскания пени в сумме 65 402 000руб.
Возвратить истцу из бюджета сумму пени в размере 65 997 200руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу. Предложить ответчику возвратить истцу из федерального бюджета госпошлину в сумме 3 450 696руб.
При уклонении от возврата выдать исполнительный лист на списание суммы госпошлины со счета налоговой инспекции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru