Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.04.1996 № 6-ГД
(ред. от 29.07.1997)
"О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ГЛАВ И ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМОЙ 27.02.1996)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волжская коммуна", № 62-63, 03.04.1996.



Утратил силу в связи с принятием Закона Самарской области от 07.10.2002 № 65-ГД.



1 апреля 1996 года № 6-ГД

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
ГЛАВ И ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Законов Самарской области от 02.10.1996 № 16-ГД,
от 29.07.1997 № 10-ГД)

Принят
Самарской Губернской Думой
27 февраля 1996 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования закона

Настоящий Закон устанавливает на основе Конституции и законов Российской Федерации, Устава Самарской области при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением непосредственно.

Статья 2. Основные принципы выборов

1. Выборы в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц местного самоуправления Самарской области являются свободными и осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Выборы в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным округам (один круг - один депутат).
3. Срок полномочий депутатов и глав местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования и составляет 4 года. Частичное обновление состава депутатов органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с законами Самарской области, уставом муниципального образования.
4. Нормы настоящего Закона применяются в отношении выборов иных должностных лиц местного самоуправления.

Статья 3. Всеобщее избирательное право

1. Право избирать в органы местного самоуправления принадлежит гражданам Российской Федерации, достигшим 18-летнего возраста, проживающим на территории муниципального образования.
2. В представительный орган местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и проживающий на территории муниципального образования не менее 1 года.
3. Главой местного самоуправления города областного, районного значения, района (уезда) может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года и постоянно проживающий на территории самоуправления не менее 1 года. Главой местного самоуправления иных муниципальных образований может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, проживающий на соответствующей территории не менее 6 месяцев. Факт проживания на соответствующей территории подтверждается документом, содержащим отметку о регистрации гражданина Российской Федерации.
Граждане, проживающие в городах, являющихся административными
центрами районов Самарской области, вправе быть зарегистрированными в качестве кандидатов на пост местного самоуправления или депутаты представительного выборного органа местного самоуправления данного района на основании документа, удостоверяющего место их работы в тех или иных учреждениях, организациях, предприятиях соответствующего района.
4. Право на участие в голосовании предоставляется гражданам Российской Федерации, временно проживающим на территории местного самоуправления: учащимся, студентам, аспирантам дневной формы обучения на основании документа, подтверждающего регистрацию (прописку) для временного проживания.
5. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда.

Статья 4. Численный состав депутатов представительных органов местного самоуправления

1. Численный состав депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования.
2. Численный состав депутатов представительного органа местного самоуправления, где на момент назначения выборов отсутствует устав муниципального образования, определяется решением Самарской губернской Думы в зависимости от численности жителей соответствующей территории муниципального образования.

Статья 5. Обновление состава депутатов

В случае если уставом муниципального образования предусмотрена ротация мандатов в представительном органе местного самоуправления города областного значения, промежуточные выборы депутатов проводятся по правилам, действующим при проведении выборов на общих основаниях, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 6. Назначение и сроки проведения выборов

Выборы в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц местного самоуправления назначаются представительными органами местного самоуправления не позднее, чем за 90 дней до дня проведения выборов.

Статья 7. Финансирование выборов

Финансирование выборов на основании настоящего Закона осуществляется за счет средств консолидированного бюджета Самарской области и средств бюджета соответствующего муниципального образования.

Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 8. Система избирательных комиссий

1. Для организации и проведения выборов в органы местного самоуправления образуются:
а) территориальные (городские, районные, районные в городе) избирательные комиссии в соответствующих муниципальных образованиях;
б) окружные избирательные комиссии - в избирательном округе;
в) участковые избирательные комиссии.
2. Территориальные (городские, районные) избирательные комиссии являются юридическими лицами, имеют расчетные счета в банке.
3. Участковые избирательные комиссии имеют печати установленного территориальными (городскими и районными) избирательными комиссиями образца.

Статья 9. Порядок формирования избирательных комиссий

1. Территориальная избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления в составе 9 - 11 членов избирательной комиссии не позднее чем за 60 дней до дня выборов. В случае отсутствия представительного органа местного самоуправления состав территориальной избирательной комиссии формируется избирательной комиссией Самарской области. Председатель (либо его заместитель) или секретарь избирательной комиссии должны иметь юридическое образование.
Председатель, заместитель председателя, секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии.
2. Окружные избирательные комиссии формируются территориальной избирательной комиссией в каждом избирательным округе в составе 9 - 11 членов избирательной комиссии не позднее чем за 55 дней до дня выборов.
Председатель, заместитель председателя, секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
По решению представительного органа местного самоуправления окружные избирательные комиссии могут не создаваться. В этом случае их функции возлагаются на соответствующую территориальную избирательную комиссию.
3. Участковая избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня выборов в количестве 5 - 15 членов.
В случае, если представительный орган местного самоуправления не сформирует состав участковой избирательной комиссии в установленный срок, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией.
Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
4. Формирование территориальных, окружных, участковых избирательных комиссий осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
5. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Лицо, состоящее в одной из избирательных комиссий и выдвинутое кандидатом, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом.
6. После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в другие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 10. Гласность в деятельности избирательных комиссий

1. На заседаниях соответствующих избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители общественных избирательных объединений, трудовых коллективов и средств массовой информации.
2. Решения избирательных комиссий (кроме участковых) публикуются в печати.
3. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, уполномоченные общественными объединениями или инициативными группами, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели, зарегистрированные в установленном Законом порядке. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность на основании и в соответствии с Федеральным законом. Право назначения наблюдателей принадлежит общественным объединениям или инициативным группам, зарегистрированным в установленном законодательством порядке, если такая регистрация является обязательной.

Статья 11. Статус наблюдателя на избирательном участке

1. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера и места нахождения избирательного участка, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок не требуется.
2. Наблюдатель вправе: знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в выборах; присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка; присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования; обращаться в участковую комиссию с предложениями и замечаниями; обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии в территориальную комиссию.
3. Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия участковой комиссии не допускается.

Статья 12. Участие избирательной комиссии Самарской области в проведении выборов в органы местного самоуправления

Избирательная комиссия Самарской области:
а) дает разъяснения законодательства о выборах в органы местного самоуправления на основе рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, обеспечивает их единообразную реализацию;
б) формирует состав территориальных комиссий в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона;
в) организует учебу членов территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий;
г) изучает избирательную практику и готовит предложения по совершенствованию законодательства о выборах;
д) готовит предложения по созданию системы регистрации и учета избирателей;
е) обеспечивает внедрение в практику работы избирательных комиссий современных методов обработки данных, в том числе результатов голосования, с использованием компьютерной техники и средств электронной связи;
ж) несет ответственность и обеспечивает контроль за целевым расходованием денежных средств, выделяемых в установленном порядке на проведение выборов;
з) осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством о выборах в органы местного самоуправления.

Статья 13. Полномочия территориальной (городской, районной) избирательной комиссии

1. Территориальная (городская, районная) избирательная комиссия:
а) дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает единообразие и обязательное его исполнение;
б) определяет границы избирательных округов и число избирателей в избирательном округе, утверждает составы окружных избирательных комиссия;
в) руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий;
г) рассматривает заявления, жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;
д) издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;
е) обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной деятельности для всех кандидатов;
ж) осуществляет контроль за законностью проведения выборов;
з) устанавливает формы и тексты избирательных бюллетеней, списков избирателей и других документов, определяет порядок их хранения;
и) распределяет выделенные из областного консолидированного и местного бюджетов средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование;
к) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов;
л) регистрирует кандидатов на пост главы местного самоуправления и его доверенных лиц;
м) получает от окружных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов в органы местного самоуправления и публикует в местной печати сведения о зарегистрированных кандидатах;
н) организует досрочное голосование в помещении территориальной избирательной комиссии;
о) получает от окружных избирательных комиссий протоколы о результатах выборов органов местного самоуправления;
п) устанавливает результаты голосования, регистрирует избранных депутатов и главу местного самоуправления, публикует в печати сообщение об итогах выборов и списки избранных депутатов и главы местного самоуправления, выдает удостоверение избранному главе местного самоуправления;
р) передает мандатной комиссии избранного представительного органа местного самоуправления документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов, в том числе все жалобы, заявления по поводу нарушений в процессе выборов;
с) назначает и обеспечивает проведение повторных выборов вместо выбывших депутатов и главы местного самоуправления;
т) передает в архив документацию, связанную с проведением и организаций выборов;
у) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
2. Решения территориальной (городской, районной) избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений всех форм собственности и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы сведения и материалы.
3. Территориальная избирательная комиссия сохраняет свои полномочия до назначения новых выборов в органы местного самоуправления (обновления состава депутатов на промежуточных выборах).

Статья 14. Полномочия окружной избирательной комиссии

1. Окружная избирательная комиссия по выборам в органы местного самоуправления:
а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории своего избирательного округа;
б) утверждает рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения;
в) координирует работу по составлению списков избирателей;
г) регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов;
е) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными территориальной (городской, районной) избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу;
ж) обеспечивает участковые комиссии бюллетенями для голосования;
з) устанавливает результаты выборов по округу и передает в территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию;
и) обеспечивает передачу в архив документации, связанной с организацией и проведением выборов;
к) выдает удостоверения избранным депутатам;
л) контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
м) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
н) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
2. Срок полномочий окружной избирательной комиссии оканчивается после признания полномочий избранных кандидатов в органы местного самоуправления. При выборах депутатов вместо выбывших досрочно полномочия окружной избирательной комиссии могут быть возобновлены решением территориальной (городской, районной) избирательной комиссии.

Статья 15. Полномочия участковой избирательной комиссии

1. Участковая избирательная комиссия:
а) организует работу по составлению списка избирателей;
б) проводит ознакомление со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке, решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в) совместно с окружной избирательной комиссией оповещает население о дне выборов и месте голосования;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов;
д) обеспечивает подготовку помещения для голосования и избирательного оборудования;
е) организует досрочное голосование в помещении участковой избирательной комиссии;
ж) организует на избирательном участке голосование в день выборов;
з) проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и передает их в окружную избирательную комиссию;
и) передает в архив документацию, связанную с проведением и организацией выборов;
к) рассматривает заявления, жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
2. Срок полномочий участковых избирательных комиссий заканчивается после признания полномочий избранных кандидатур в органы местного самоуправления. При выборах депутатов и главы местного самоуправления место выбывших досрочно полномочия участковой комиссии могут быть возобновлены окружной избирательной комиссией.

Статья 16. Организация работы избирательной комиссии

1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
2. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной и участковой избирательных комиссий избираются тайным голосованием на первом заседании соответствующей комиссии большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Данное решение доводится до сведения избирателей.
4. Члены комиссии заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии. Члены комиссии вправе: выступать на заседаниях избирательной комиссии, вносить предложения по обсуждающимся вопросам и требовать проведения голосования по ним; задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы; знакомиться с документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.
5. Решения избирательных комиссий о регистрации, отмене регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования или результатов выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. При равенстве голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим.
Решения избирательных комиссий подписываются председателем и секретарем комиссии.
6. Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и секретарем.
7. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок.
8. При рассмотрении жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
9. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии.
10. Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач, в том числе предоставлять бесплатный транспорт, помещения, средства связи, а также предоставлять сведения и материалы и давать ответы на обращения.
11. В соответствии с решением территориальной (городской, районной), окружной избирательных комиссий председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены территориальной, окружных, участковых комиссий могут работать в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы с оплатой их труда за счет средств, выделенных на проведение выборов; размер оплаты определяет территориальной (городской, районной) избирательной комиссией.
12. Полномочия членов территориальной (городской, районной) избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты (избирательные объединения), их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов.

Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ
УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 17. Образование избирательных округов

1. Избирательные округа по выборам в органы местного самоуправления образуются представительным органом соответствующего муниципального образования с равным числом избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются территориальной (городской, районной) избирательной комиссией.
В случае, если представительный орган местного самоуправления не образовал избирательные округа в срок, установленный настоящей статьей, либо если на данной территории представительный орган отсутствует, образование избирательных округов производится территориальной избирательной комиссией.
2. Избирательные округа в своей совокупности должны охватывать всю территорию муниципального образования.
3. Число, схема, границы избирательных округов определяются и утверждаются территориальной (городской, районной) избирательной комиссией не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
4. Списки избирательных округов публикуются территориальной избирательной комиссией не позднее чем через 5 дней после их утверждения.
5. В течение пяти дней после опубликования списка избирательных округов границы избирательных округов в соответствии с настоящим Законом могут быть оспорены. Жалоба подается в территориальную избирательную комиссию, которая в течение пяти дней осуществляет проверку жалобы и производит соответствующее исправление границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы либо выдает заявителю справку с мотивированным отклонением жалобы.
6. Отклонение жалобы территориальной избирательной комиссией или невыполнение ею обязанностей может быть обжалована в вышестоящую избирательную комиссию и в суде в установленном законом порядке.

Статья 18. Образование избирательных округов

1. Для проверки голосования и подсчета голосов при выборах избирательные округа делятся на избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местного самоуправления по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями из расчета от 100 до 3000 избирателей на один участок.
2. Избирательные участки образуются с учетом границы городов, сел, районов, поселков с целью создания максимальных удобств для избирателей и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
3. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, в труднодоступных и отдаленных районах избирательные участки образуются из расчета не менее 15 человек.
4. Список избирательных участков с указанием их границ, адресов участковых избирательных комиссий публикуется соответствующей избирательной комиссией в местной печати, а также доводится до сведения избирателей иными способами не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Статья 19. Списки избирателей

1. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией по избирательному участку на основании сведений, представленных по установленной форме главой местного самоуправления (администрации). Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местного самоуправления (администрации) по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии непосредственно после назначения дня выборов. Список подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
2. Список избирателей составляется в соответствии с требованиями статьи 2 настоящего Закона в порядке, удобном для организации голосования.
3. Список избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
4. Избиратели, не включенные в основной список, включаются дополнительно в список избирателей в день выборов на основании документов, подтверждающих факт проживания избирателя на территории данного избирательного участка.
5. Запрещается внесение изменений в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей.
6. Каждый избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявителя. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немедленно.

Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

Статья 20. Право выдвижения кандидатов

1. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
2. Избирательными объединениями и блоками, имеющими право выдвижения кандидатов, являются: региональные (областные, городские, районные) отделения всероссийских и межрегиональных партий, движений и иных общественных объединений, устав которых предусматривает участие в выборах; региональные отделения блоков объединений, партий, движений, создаваемых на период проведения выборов и зарегистрированных в территориальной (муниципальной) избирательной комиссии после представления ими в комиссию совместной кандидатуры; другие общественные объединения, созданные в Самарской области, устав которых предусматривает участие в выборах, зарегистрированные в отделе юстиции администрации области не позднее чем за 6 месяцев до объявления выборов.
3. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и проживающий на территории местного самоуправления, имеет право выдвигать свою кандидатуру в представительный орган местного самоуправления, на выборную должность местного самоуправления.

Статья 21. Порядок выдвижения кандидатов

1. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления начинается с момента образования окружной избирательной комиссии и заканчивается за 25 дней до дня выборов. Контроль за выдвижением кандидатов осуществляет окружная избирательная комиссия.
2. Выдвижение кандидата на выборную должность местного самоуправления начинается с момента образования территориальной избирательной комиссии и заканчивается за 35 дней до дня выборов. При последующих выборах дата выдвижения кандидатур определяется ранее созданной территориальной комиссией. Контроль за выдвижением кандидатов осуществляется территориальная избирательная комиссия.
3. Каждый гражданин или группа граждан, обладающие в соответствии с настоящим Законом активным избирательным правом, могут образовывать инициативную группу избирателей в количестве не менее 50 человек для выдвижения кандидата.
4. Инициатива по выдвижению кандидатов непосредственно избирателями реализуется на собраниях по месту работы, службы, месту жительства соответствующего избирательного округа при выдвижении кандидата в депутаты представительного органа; соответствующей территории местного самоуправления при выдвижении кандидата на должность главы местного самоуправления. Инициатива по выдвижению кандидатов подтверждается протоколами, подписанными председателем и секретарем собрания с приложением списка присутствующих. К протоколу прилагается список членов инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и паспортных данных.
5. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются путем голосования на собраниях (конференциях) этих объединений при кворуме, определенном в уставах избирательных объединений, но не менее 50% членов объединения для собрания, не менее 2/3 делегатов конференции.
6. Избирательное объединение может выступать в блоке с другими избирательными объединениями. В этом случае выдвижение кандидатов проводится на конференциях представителей объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений подлежат регистрации в соответствующей территориальной комиссии после представления им в комиссию совместной кандидатуры.
7. Заявления, протоколы выдвижения кандидата представляются в соответствующую избирательную комиссию, которая не позднее чем через 3 дня после получения документов выдает кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, группы избирателей письменное подтверждение о принятии документов.
8. Сбор подписей в поддержку кандидата начинается с момента выдачи соответствующей избирательной комиссией письменного подтверждения о приеме документов. В поддержку кандидата должно быть собрано не менее 2% голосов избирателей данного округа (для кандидатов в представительный орган), данного муниципального образования (для главы местного самоуправления). Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства. Администрация предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязана оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов, сбора подписей в их поддержку.

Статья 22. Подписные листы

1. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях 1, 2, 3, 4 настоящего Закона.
2. Подписной лист должен содержать информацию о кандидате: фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий и постоянное место жительства, по желанию кандидата его национальность, принадлежность к избирательному объединению, блоку, партии либо независимый статус.
3. В подписном листе избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности и ставит подпись.
4. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и уполномоченным представителем избирательного объединения, блока или инициативной группы избирателей, выдвинувших кандидата, с указанием тех же данных, а также кандидатом, в поддержку которого собирались подписи.

Статья 23. Регистрация кандидатов

1. Представление документов для регистрации кандидата производится самим кандидатом либо его доверенным лицом, уполномоченным избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, в соответствующую избирательную комиссию.
2. Для регистрации кандидата в депутаты, на должность главы местного самоуправления в соответствующую избирательную комиссию представляются следующие документы: личное заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, на данной территории местного самоуправления с указанием фамилии, имени, отчества, должности по основному месту работы, паспортные данные и сведения о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению, партии или о его независимом статусе; подписные листы в поддержку кандидата; протокол о выдвижении кандидата; обязательство кандидата в случае избрания депутатом освободить должность, не совместимую со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, должностью главы местного самоуправления в двухнедельный срок. Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде не позднее чем за 32 дня до дня выборов.
3. Избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона на основании представленных документов и в течение трех дней регистрирует его либо отказывает ему в регистрации. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, заявлении кандидата, или достоверности подписей избирателей избирательная комиссия организует проверку подписных листов, заявления кандидата. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с приложением мотивов отказа. Мотивом отказа могут служить только невыполнение требований федеральных законов и настоящего Закона, приговор и решение суда.
4. Кандидат в депутаты, на должность главы органа местного самоуправления может быть зарегистрирован только в одному избирательном округе, на одной территории местного самоуправления.
5. Избирательная комиссия в течение 48 часов после регистрации кандидата публикует в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, по желанию кандидата партийной принадлежности или независимом статусе кандидата, места жительства, а также выдает удостоверение о регистрации кандидата.
6. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе (территории) будет зарегистрировано менее 2-х кандидатов, выборы в округе (на территории) по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительных действий. Контрольные сроки избирательных действий в таком случае устанавливаются избирательной комиссией.
7. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую частью понесенных ею расходов, включая средства, выделенные на предвыборную кампанию. При наличии средств в фонде поддержки кандидата произведенные затраты на выборы возмещаются кандидатом в любое случае.
8. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в территориальную избирательную комиссию или в суд.

Глава V. СТАТУС КАНДИДАТОВ

Статья 24. Гарантии деятельности кандидатов

1. Кандидаты, находящиеся на государственной либо муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
2. Кандидаты после регистрации по их личному заявлению освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачиваем им денежную компенсацию среднего заработка, начисленного за последние 3 месяца, предшествующие дате регистрации, но не более десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом.
3. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов (кроме такси) в пределах территории муниципального образования, в котором он баллотируется, из средств соответствующей избирательной комиссии.
4. Кандидат может иметь до 15-ти доверенных лиц, регистрируемых соответствующей избирательной комиссией. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам, по их просьбе, неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, несут ответственность за их деятельность и вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию.
5. Кандидат не может быть призван на военную службу до дня опубликования итогов выборов включительно.
6. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
7. Кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора города, района к уголовной ответственности, арестован, задержан (кроме случаев задержания на месте преступления) или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Орган, применивший соответствующую меру воздействия, извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Глава VI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Статья 25. Право на предвыборную агитацию

1. Кандидаты с момента их регистрации участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.
2. Избиратели, общественные объединения вправе беспрепятственно вести предвыборную агитацию в поддержку или против кандидатов с момента их регистрации.
3. Кандидат имеет право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.
4. Предвыборная агитация может проводиться через средства массовой информации: путем проведения публичных предвыборных мероприятий) собраний и встреч с избирателями, дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и иных мероприятий); путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов; в других, не запрещенных законом формах.
5. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные материалы: федеральным органам государственной власти, органам государственной власти и управления Самарской области; органам местного самоуправления; должностным лицам государственной органов и органов местного самоуправления; воинским частям, военным учреждениям и организациям; благотворительным организациям и религиозным объединениям; членам избирательных комиссий.
6. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных и частных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
7. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

Статья 26. Сроки проведения предвыборной агитации

1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов.
2. В день выборов и предшествующий день любая предвыборная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах. У зданий, где проводятся голосование, могут располагаться стенды с информацией биографических данных каждого кандидата.
3. За три дня до выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами, проведение агитации в помещениях избирательных комиссий, участков.

Статья 27. Условия проведения агитации через средства массовой информации

1. Кандидат имеет право на бесплатное предоставление ему эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний на равных основаниях, а также получить за плату время вещания сверх времени, предоставленного бесплатно. Условия оплаты должны носить равный по отношению к кандидатам характера.
2. Частные телерадиокомпании, средства массовой информации, участвующие в избирательной кампании, предоставляют кандидатам (доверенным лицам) возможность доступа к средствам массовой информации на равных для кандидатов основаниях.
3. Должностные лицам государственных органов и органов местного самоуправления обязаны безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями на равных основаниях.

Статья 28. Выпуск агитационных печатных материалов

Звуковая агитация
1. Кандидаты, избирательные объединения, блоки вправе беспрепятственно выпускать плакаты и иные агитационные материалы.
2. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте только с письменного согласия собственника, владельца или пользователя этих объектов. Запрещается вывешивание печатных и иных агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий и в помещениях для голосования. Администрация муниципального образования до начала предвыборной агитации определяет места для размещения печатных и иных агитационных материалов (на стендах и др.).
3. Агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за издание, выходные данные, издательство, тираж. Распространение анонимных материалов запрещается. Избирательные комиссии в случае обнаружения подложных, анонимных материалов, не содержащих указанных выше реквизитов, обязаны принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений.
4. Кандидаты обязаны в трехдневный срок с момента опубликования представить в соответствующую избирательную комиссию по два экземпляра каждого из видов печатного агитационного материала.
5. Звуковая агитация может проводиться только при соблюдении правил общественного порядка не ранее 8 и не позже 20 часов.
6. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Глава VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

Статья 29. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

1. Средства, выделенные из местного бюджета на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение территориальной избирательной комиссии немедленно после ее образования и распределяются ею между всеми нижестоящими избирательными комиссиями.
2. Территориальная (городская, районная) избирательная комиссия представляет выборному представительному органу отчет о расходовании средств на организацию и проведение выборов не позднее 2-х месяцев после опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован территориальной (муниципальной) избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее одного месяца со дня его направления в представительный орган местного самоуправления.

Статья 30. Избирательные фонды, порядок их создания и расходования

1. Кандидаты и избирательные объединения вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.
2. Избирательные фонды могут создаваться за счет:
а) средств, выделенных кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;
б) собственных средств кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
3. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
Если кандидат или избирательное объединение использовали иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в их избирательные фонды, соответствующая избирательная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата.
4. Средства избирательного фонда должны содержаться на специальном временном счете в отделении Сберегательного банка Российской Федерации. Право распоряжения средствами избирательного фонда для указания целей принадлежит исключительно создавшему этот фонд кандидату.
5. Отделения Сберегательного банка Российской Федерации открывают зарегистрированным кандидатом на основе сообщения в письменной форме избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, специальные временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.
6. Сумма средств в избирательный фонд кандидата от физического лица не может превышать 10-кратного минимума месячной заработной платы, от юридического лица - 100-кратного минимума месячной заработной платы. Общая сумма средств физических и юридических лиц, поступивших в фонд кандидата, не может превышать минимум месячной заработной платы соответственно в 100 и 1000 раз. Личные средства кандидата в совокупности со средствами физических и юридических лиц не могут превышать 1100-кратный минимум месячной заработной платы.
7. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30%, международных организаций и международных общественных объединений, фондов, учрежденных иностранными организациями, государствами и гражданами либо их учреждениями и предприятиями, за счет гарантов, полученных от иностранных граждан, организаций, учрежденных с их участием фондов и т.п., а также государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений, органов местного самоуправления, благотворительных организаций и религиозных объединений, а также анонимные пожертвования.
8. В течение 30 дней после дня голосования независимо от результатов голосования каждый кандидат обязан представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своего избирательного фонда, а также производственных затрат.
Избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию.
9. Остатки избирательных средств кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на расчетные (текущие) счета лиц, осуществивших перечисления и пожертвования. При невыполнении указанной обязанности остатки средств фонда перечисляются физическим и юридическим лицам по распоряжению окружной (территориальной) комиссии.

Глава VIII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Статья 31. Помещение для голосования

1. Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковых избирательных комиссий главами администраций, руководителями предприятий, организаций всех форм собственности. Помещения, являющиеся государственной, муниципальной собственностью, предоставляются безвозмездно.
2. Помещения для голосования оборудуются кабинами для тайного голосования, которые оснащаются столиками и письменными принадлежностями, определяются места выдачи избирательных бюллетеней и устанавливаются избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образец заполненного избирательного бюллетеня и информационные материалы обо всех кандидатах. В информационных материалах о кандидатах и об их предвыборных платформах не должны содержаться агитационные призывы. Образец заполненного избирательного бюллетеня, помещенный на стенде, не должен содержаться фамилии кандидатов.

Статья 32. Избирательный бюллетень

1. Форма избирательного бюллетеня утверждается территориальной (городской, районной) избирательной комиссией не позднее чем за 22 дня до дня выборов. Текст избирательного бюллетеня должен быть возмещен только на одной стороне бюллетеня.
2. В избирательный бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства каждого кандидата, принадлежности к общественному объединению, независимом статусе, по желанию кандидата его национальность. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списков кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
3. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения.
4. Избирательные бюллетени печатаются по решению территориальной избирательной комиссии и направляются окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 15 дней до проведения выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за 3 дня. На лицевой стороне бюллетеня в правом верхнем углу ставится печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов.
5. В случае выбытия кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней окружные или участковые избирательные комиссии по указанию территориальной избирательной комиссии вычеркиваются в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.

Статья 33. Досрочное голосование

1. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны известить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации и иным способом.
2. Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении территориальной (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой (не ранее чем за три дня до дня выборов) избирательной комиссии, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования.
3. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему бюллетеня ставятся подписи двух членов территориальной избирательной комиссии. Заполненный избирательный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии.
4. Отметку о получении избирательного бюллетеня (подпись) избиратель, голосующий досрочно в помещении территориальной избирательной комиссии, ставит в составляемом в этом случае территориальной избирательной комиссией списке проголосовавших досрочно, содержащем необходимые данные об избирателе.
5. При досрочном голосовании в помещении избирательного участка избиратель расписывается о получении избирательного бюллетеня в списке избирателей. Территориальная избирательная комиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня выборов.
6. В случае досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись "досрочно" (после поступления в участковую избирательную комиссию запечатанного конверта с избирательным бюллетенем из территориальной избирательной комиссии) и расписывается. Соответствующая отметка ставится при досрочном голосовании в помещении избирательного участка.

Статья 34. Порядок голосования

1. В день выборов голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени.
В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатывают или пломбируют.
2. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяется неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
3. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
4. В случае если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. Лицо, оказавшее избирателю помощь, указывает свою фамилию и расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня".
5. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.
6. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов избирательной комиссии и наблюдателей.
7. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателей, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений.
8. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. После возвращения членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.
9. Член участковой избирательной комиссии отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
10. В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

Статья 35. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке

1. По истечении времени для голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, региональные избирательные объединения и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, дает удостовериться в неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам и вскрывает избирательные ящики. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков.
3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.
4. При обнаружении в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.
5. Случаи, указанные в части четвертой настоящей статьи, с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражаются в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
6. При подсчете голосов избирателей, прежде всего, отделяются бюллетени не установленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.
7. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
8. Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели.

Статья 36. Протокол участковой избирательной комиссии

1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные:
число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной позиции);
фамилии, имена и отчества, а при их голосовании - иные данные внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
2. Протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии% наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
3. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
4. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.
5. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую окружную (территориальную) избирательную комиссию.
6. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, региональных объединений, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
7. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
8. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов.
9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.

Статья 37. Установление результатов выборов

1. Окружная (территориальная) избирательная комиссия после получения протоколов участковых избирательных комиссией производит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
2. По итогам голосования окружная (территориальная) избирательная комиссия составляет протокол, в протоколе указывается:
число участковых избирательных комиссий;
число протоколов участковых избирательных комиссией, на основании которых составляется протокол об итогах голосования;
общее число избирателей, внесенных в списки избирателей по избирательному округу (территории), включая избирателей, внесенных в списки дополнительно;
число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число избирательных бюллетеней неустановленной формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
общее число действительных избирательных бюллетеней;
общее число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащихся отметок ни по одной из позиций);
фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах; число голосов, поданных за каждого из кандидатов: число голосов, поданных против всех кандидатов.
3. Члены окружной (территориальной) избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. Окружная (территориальная) избирательная комиссия принимает одно из следующих решений:
признания избранным в депутаты представительного органа кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов;
при равном количестве голосов избранным в депутаты представительного органа считается кандидат, зарегистрированный раньше другого;
признание избранным на должность главы местного самоуправления кандидата, получившего более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
признание выборов недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
признание выборов несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% зарегистрированных избирателей.
4. Протокол окружной (территориальной) избирательной комиссии составляет в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования, включающая в себя полные данные протоколов участковых избирательных комиссий.
5. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления), поступившие в окружную (территориальную) избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений окружной (территориальной) избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
6. Первый экземпляр протокола окружной (территориальной) избирательной комиссии после его подписания вместе с протоколом участковых избирательных комиссий и сводной таблицей незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
7. Второй экземпляр протокола вместе со сводной таблицей и списками наблюдателей от кандидатов, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранится у секретаря окружной (территориальной) избирательной комиссии до окончания ее работы.
8. Третий экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, представителям средств массовой информации.
9. Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов.
10. При подписании протокола о результатах выборов члены избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Статья 38. Установление общих итогов выборов

1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий территориальная избирательная комиссия не позднее 3 дней после дня выборов устанавливается общие итоги выборов.
2. Территориальная избирательная комиссия признает выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
3. Вся документация избирательных комиссией всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение срока полномочий депутатов (главы местного самоуправления), а протоколы избирательных комиссией в течение одного года со дня объявления даты следующих выборов, выборов обновляемой части состава представительного органа, после чего они сдаются на постоянное хранение в архив.

Статья 39. Повторное голосование

1. В случае если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность главы местного самоуправления и ни один из них не был избран, территориальная избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам главы местного самоуправления по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
2. Повторное голосование проводится не позднее чем через 30 дней со дня установления результатов выборов, в соответствии с действующим законодательством.
Сообщение о дате проведения повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения территориальной избирательной комиссией.
3. Если до проведения повторного голосования остался один кандидат на должность главы местного самоуправления, по решению территориальной избирательной комиссии вторым кандидатом для проведения повторного голосования, признается кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым территориальная избирательная комиссия первоначально назначила повторное голосование.
4. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность главы местного самоуправления, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Статья 40. Повторные выборы

1. Если по избирательному округу выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, территориальная избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на одну треть. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов окружной и участковой комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках.
2. В избирательных округах, где выборы дважды признавались несостоявшимися в связи с неявкой избирателей, новые выборы могут не назначаться при условии, что в представительный орган местного самоуправления избрано не менее двух третей депутатов от установленного числа.
3. В случае если выборы главы местного самоуправления не состоялись или признаны недействительными, полномочия действующего главы местного самоуправления сохраняются.

Статья 41. Проведение выборов депутатов и главы местного самоуправления вместо выбывших

1. В случае признания полномочий депутата или главы местного самоуправления недействительными, а также в случае досрочного прекращения полномочий по другим причинам в соответствующих избирательных округах на территории местного самоуправления в трехмесячный срок с момента выбытия депутата или главы местного самоуправления проводятся новые выборы. Выборы назначаются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с соблюдением настоящего Закона.
2. Выборы не проводятся, если до истечения полномочий осталось 6 месяцев.

Статья 42. Регистрация избранных депутатов и главы местного самоуправления

1. Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает кандидата о его избрании депутатом или главой местного самоуправления.
2. Окружная (территориальная) избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов не позднее чем через пять дней после опубликования комиссией общих итогов выборов производит регистрацию избранных депутатов, главы местного самоуправления и выдачу им удостоверения об избрании.
3. Если в ходе выборов или при подсчете голосов, либо определении результатов выборов имелись нарушения настоящего Закона, соответствующая избирательная комиссия может обращаться в суд с заявлением об отказе в регистрации депутата или главы местного самоуправления и признать выборы недействительными.

Статья 43. Опубликование итогов голосования и результатов выборов

1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссией, должны представляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой информации.
2. Территориальная избирательная комиссия публикует общие итоги выборов, в том числе данные протоколов окружных избирательных комиссий, не позднее 20 дней со дня выборов.

Глава IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

Статья 44. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан

Ответственность за нарушения избирательных прав граждан наступает в соответствии с действующими законами Российской Федерации и Самарской области.

Статья 45. Обжалование нарушений избирательных прав граждан

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения по существу жалобы, заявления являются окончательными.

Статья 46. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

1. Решения и действия или бездействие избирательных комиссий и из должностных лиц, совершенные с нарушением настоящего Закона, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суде в порядке, установленном законами Российской Федерации и Самарской области. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, рассматриваются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно.
2. Территориальная и окружная избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны в течение 2 рабочих дней дать ответ по существу, а в день выборов немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок, но не позднее чем за один день до голосования. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельные решения по существу жалобы.

Статья 47. Ответственность кандидата

При нарушении кандидатом положений настоящего Закона окружная (территориальная) избирательная комиссия выносит ему предупреждение. При повторном нарушении территориальная избирательная комиссия вправе обращаться в суд с предложением об отмене решения о регистрации этого кандидата, о чем доводится до сведения избирателей округа.

Статья 48. Ответственность за нарушение условий проведения агитации через средства массовой информации

Нарушение должностными лицами средств массовой информации журналистом условий проведения предвыборной агитации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и настоящим Законом, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 49. О применении федерального законодательства

Избирательные отношения, не урегулированные настоящим Законом, регулируются Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", другими применимыми федеральными законами. В случае противоречия положений настоящего Закона вновь принимаемым федеральным законам применяются нормы соответствующего федерального закона. Соответствующие избирательные комиссии вправе применять методические рекомендации, инструкции, разъяснения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 50. О проведении первых выборов после вступления в силу настоящего Закона

1. Финансирование первых выборов в представительные органы и глав местного самоуправления в муниципальных образованиях, где отсутствуют представительные органы, после вступления в силу настоящего Закона осуществляется за счет средств областного бюджета.
2. Первые выборы в представительные органы и глав местного самоуправления после вступления в силу настоящего Закона проводятся не позднее декабря 1996 года.
3. Полномочия глав местного самоуправления, ранее назначенных вышестоящим должностным лицом, сохраняются до дня проведения выборов.

Статья 51. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации
Самарской области
К.А.ТИТОВ
г.Самара
1 апреля 1996 года
№ 6-ГД





Приложение № 1
к Закону
Самарской Губернской Думы
от 1 апреля 1996 г. № 6-ГД

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в
депутаты Самарской области ______________________________________
(название представительного органа, в
__________________________________________________________________
который проводятся выборы)
по избирательному округу № _______________________________________
__________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество кандидата)
родившегося "___" _____________ года _____________________________
(занятие кандидата)
проживающего в ___________________________________________________
(постоянное место жительства кандидата)
род занятий ______________________________________________________
иные сведения: ___________________________________________________
__________________________________________________________________
от избирательного объединения "___________________________________
__________________________________________________________________
№ п/п Фамилия, имя, отчество Год рождения Адрес
__________________________________________________________________
Паспорт (удостоверение личности) Подпись
1
2
3
4
5
6
7
Подписной лист удостоверяю _______________________________________
(ФИО, адрес, данные паспорта и подпись)
__________________________________________________________________
Предлагаемый кандидат ____________________________________________
(дата, ФИО, адрес, данные паспорта и подпись)





Приложение № 2
к Закону
Самарской Губернской Думы
от 1 апреля 1996 г. № 6-ГД

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в
депутаты Самарской области ______________________________________
(название представительного органа, в
__________________________________________________________________
который проводятся выборы)
по избирательному округу № _______________________________________
__________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество кандидата)
родившегося "___" _____________ года _____________________________
(занятие кандидата)
проживающего в ___________________________________________________
(постоянное место жительства кандидата)
род занятий ______________________________________________________
иные сведения: ___________________________________________________
__________________________________________________________________
от избирательного объединения "___________________________________
(председатель - _________________________________________________)
(фамилия, инициалы)
__________________________________________________________________
№ п/п Фамилия, имя, отчество Год рождения Адрес
__________________________________________________________________
Паспорт (удостоверение личности) Подпись
1
2
3
4
5
6
7
Подписной лист удостоверяю _______________________________________
(ФИО, адрес, данные паспорта и подпись)
__________________________________________________________________
Уполномоченный представитель избирательного объединения: _________
__________________________________________________________________
(дата, ФИО, адрес, данные паспорта и подпись)
Предлагаемый кандидат ____________________________________________
(дата, ФИО, адрес, данные паспорта и подпись)





Приложение № 3
к Закону
Самарской Губернской Думы
от 1 апреля 1996 г. № 6-ГД

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на
должность главы местного самоуправления Самарской области
__________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество кандидата)
родившегося "___" _____________ года _____________________________
(занятие кандидата)
проживающего в ___________________________________________________
(постоянное место жительства кандидата)
род занятий ______________________________________________________
иные сведения: ___________________________________________________
__________________________________________________________________
от избирательного объединения "___________________________________
(председатель - _________________________________________________)
(фамилия, инициалы)
__________________________________________________________________
№ п/п Фамилия, имя, отчество Год рождения Адрес
__________________________________________________________________
Паспорт (удостоверение личности) Подпись
1
2
3
4
5
6
7
Подписной лист удостоверяю _______________________________________
(ФИО, адрес, данные паспорта и подпись)
__________________________________________________________________
Уполномоченный представитель избирательного объединения: _________
__________________________________________________________________
(дата, ФИО, адрес, данные паспорта и подпись)
Предлагаемый кандидат ____________________________________________
(дата, ФИО, адрес, данные паспорта и подпись)





Приложение № 4
к Закону
Самарской Губернской Думы
от 1 апреля 1996 г. № 6-ГД

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на
должность главы местного самоуправления Самарской области
__________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество кандидата)
родившегося "___" _____________ года _____________________________
(занятие кандидата)
проживающего в ___________________________________________________
(постоянное место жительства кандидата)
род занятий ______________________________________________________
иные сведения: ___________________________________________________
__________________________________________________________________
№ п/п Фамилия, имя, отчество Год рождения Адрес
__________________________________________________________________
Паспорт (удостоверение личности) Подпись
1
2
3
4
5
6
7
Подписной лист удостоверяю _______________________________________
(ФИО, адрес, данные паспорта и подпись)
__________________________________________________________________
Предлагаемый кандидат ____________________________________________
(дата, ФИО, адрес, данные паспорта и подпись)


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru