Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 11.08.1998 № А55-86/98-17
<ПО ИСКУ ФОНДА ИМУЩЕСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ К ГОСНИ О ПРИЗНАНИИ РЕШЕНИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ О ВЗЫСКАНИИ И ВОЗВРАТЕ ЕМУ ИЗ БЮДЖЕТА СПИСАННЫЕ В БЕССПОРНОМ ПОРЯДКЕ ИНКАССОВЫМ ПОРУЧЕНИЕМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 августа 1998 года Дело № А55-86/98-17


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел материалы судебного дела по иску Фонда имущества Самарской области, г. Самара, к ГосНИ по Самарской области, г. Самара и ГосНИ по г. Чапаевску о признании решения недействительным.
Истец просит признать недействительным решение ГосНИ по Самарской области № 05-21 от 1.04.98 о взыскании с Фонда имущества Самарской области 22204,182 руб. и возвратить ему из бюджета г. Чапаевска 23029 руб.90 коп., списанные со счета ФИСО в бесспорном порядке Госналогинспекцией по г. Чапаевску инкассовым поручением № 140 от 18.06.98.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

В феврале - марте 1998 г. ГосНИ по Самарской области проведена проверка правильности распределения по нормативам полноты и своевременности перечисления в соответствующее бюджеты Фондом имущества Самарской области средств, поступивших от приватизации государственного и муниципального имущества за период с 01.04.97 по 1.06.98, по результатам которой был составлен акт от 27.03.98.
В акте проверки отражено, что в апреле 1997 г. имеется распределение средств от приватизации здания детского сада по ул. Победы,85 в г. Чапаевске на сумму 21 450 000 руб., в том числе в бюджет г. Чапаевска 15 015 000 руб. ФИСО средства в сумме 15 015 000 руб. в бюджет г. Чапаевска не перечислены.
02.04.98 на основании акта проверки и ст.7 Закона "О Государственной налоговой службе РСФСР", ст.13 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" ГосНИ по Самарской области было принято решение № 05-21 о взыскании с ФИСО в бюджет г. Чапаевска 22 204 182 руб., в т. ч. пени за несвоевременную уплату 7 189 182 руб.
23.06.98 на основании данного решения со специального счета ФИСО, аккумулирующего средства от приватизации для последующего их распределения, Госналогинспекцией по г. Чапаевску инкассовым поручением от 18.06.98 № 140 в бесспорном порядке были списаны денежные средства в сумме 23 029 руб.90 коп., в т. ч. пени в сумме 8 014 руб.90 коп.
В обоснование иска истец ссылается на то, что оспариваемое решение ГосНИ по Самарской области приняла с превышением полномочий, т. к. перечисленные Фондом в бюджет средства от приватизации налогом не являются и налоговым законодательством не регистрируются.
Ответчик в отзыве ссылается на то, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с п.4.3 Положения о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлениями средств от приватизации государственной и муниципальной собственности (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.10.95 № 962), письмом ГНС РФ, ГКИ и РФФИ от 16.11.95 и п. "в" ст.13 Закона "Об основах налоговой системы в РФ". Между тем в соответствии с ст.7,12 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", разделом 4 Госпрограммы приватизации, утвержденного Указом Президентом РФ от 24.12.93 № 2284, разделом 6 Основных положений Госпрограммы после 1.07.94, утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.94 № 1535, Повышением о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации (зарегистрировано в МСО 18.10.95 № 962) продажи объектов приватизации (Фонда имущества) обязан производить перечисление по установленным нормативам средства от продажи объектов приватизации, поступившие на специальные счета продавца.
Из материалов дела, однако, видно, что покупатель объекта приватизации Т. по договору купли - продажи от 11.03.97 № 23 за приобретенное здание уплатил ФИСО не установленную договором сумму 21 450 000 руб., а всего лишь 6 435 000 руб. по приходным кассовым ордерам от 3.08.97 № 110 и от 7.04.97 № 176.
Таким образом, денежные средства в сумме 15 015 000 руб. (21 450 000 - 6 435 000 руб.) на специальный счет ФИСО не поступали, в связи с чем и не могли быть перечислены в бюджет г. Чапаевска. Факт утверждения председателем ФИСО акта распределения средств от приватизации указанного здания от 9.04.97 в отсутствие фактического поступления суммы 15 015 000 руб. не создает для Фонда обязанности их перечисления в бюджет г. Чапаевска (нельзя перечислить то, чего нет). Более того, письмом от 3.04.97 № Д-25 Глава администрации г. Чапаевска просил Фонд имущества не перечислять причитающуюся бюджету г. Чапаевска сумму 15 015 000 руб. и соответственно уменьшить на эту сумму размер платежа Т.
Данные обстоятельства, исключающие ответственность Фонда имущества, ответчиком при принятии оспариваемого решения во внимание не принимать.
Кроме этого, по смыслу и содержанию ст.2,18-21 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" средства приватизации государственной и муниципальной собственности видом налога или иным платежом (обязательным взносом) не являются.
Фонд имущества не является плательщиком средств от приватизации, а выступает органом, распределяющим поступившие средства и перечисляющим их в бюджеты соответствующих уровней.
Следовательно, решение ГосНИ Самарской области о применении к Фонду имущества Самарской области по установленному актом проверки от 27.03.98 факту финансовых санкций на основании ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" является неправомерным.
Ссылки представителей ответчиках в судебном заседании на п.4.3. Положения о порядке уплаты... средств от приватизации и письмо ГНС РФ, ГКИ РФ, РФФИ от 16.11.95 "Об ответственности продавцов объектов приватизации за несвоевременное перечисление средств в доход бюджета" являются также необоснованными. Указанным положением конкретные меры ответственности не установлены, в п.4.2 содержится лишь ссылка на ответственность продавца в случае несвоевременного перечисления средств от приватизации в соответствии с действующим законодательством.
Письмо ГНСРФ, ККИ РФ, РФФИ от 16.11.95, незарегистрированное в Минюсте РФ, применению не подлежит и арбитражным судом в силу ст.11 АПК РФ во внимание не принимается.
При этом в оспариваемом решении ссылки на указанные Положение и письмо отсутствуют, расчет начисленной пени также отсутствует, тогда как в письме от 16.11.95 речь идет не о взыскании пени, а о взыскании в соответствии со ст.395 ГК РФ процентов из расчета 1/300 учетной ставки ЦБ РФ на каждый день просрочки. Процентов из расчета 1/300 учетной ставки ЦБРФ на каждый день просрочки.
В силу ст.53 АПК РФ обязанность доказывания правомерности оспариваемого решения лежит на ответчике - ГосНИ по Самарской области, который не доказал ни обоснованности применения к истцу финсанкций в целом, ни обоснованности расчета начисленной пени.
При этом у ответчика во всяком случае отсутствовали правовые основания для взыскания с истца в бесспорном порядке основного платежа - денежных средств в сумме 15 015 000 руб.
При таких обстоятельствах исковые требования в этой части следует удовлетворить, оспариваемое решение ГосНИ по Самарской области признать недействительным как не соответствующие Закону и нарушающие права и законные интересы истца.
Вместе с тем из материалов дела видно, что по распоряжению ГосНИ по Самарской области, г. Чапаевск, возвратила Фонду имущества Самарской области по мемориальному ордеру № 417 от 31.07.98 списанные ранее с его специального счета 23 029 руб.90 коп.
Таким образом, до принятия решения по делу ответчика - ГосНИ по г. Чапаевску удовлетворил требованиям ФИСО о возврате из бюджета списанных средств в бесспорном порядке 23 029 руб.90 коп.
В связи с этим в части в иске следует отказать.
В силу ст.119 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие второго ответчика - ГосНИ по г. Чапаевску, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 119, 124 - 134
АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Решение ГосНИ по Самарской области от 01.04.98 № 05-11 о взыскании с Фонда имущества Самарской области 22 204 182 руб. признать недействительным.
В остальной части иска отказать.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru