Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 10.11.1998 № 02-26/533
"ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ - СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Письма Управления МНС РФ по Самарской области от 02.08.2000 № 02-26/406.



ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 10 ноября 1998 г. № 02-26/533

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ
СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ - СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В связи с многочисленными запросами Государственная налоговая инспекция по Самарской области направляет для сведения и руководства в работе разъяснения о порядке практического применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства.
В настоящее время действуют следующие законодательные и нормативные документы, регулирующие действие указанной системы (приведены в хронологическом порядке):
1. Федеральный Закон от 29.12.95 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее по тексту Федеральный закон).
2. Приказ Госналогслужбы РФ от 24.01.96 г. № ВГ-3-02/5 "Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства".
3. Письмо Госналогслужбы РФ от 6.02.96 г. № НН-6-02/77 "О порядке применения Федерального Закона от 29.12.95 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
4. Приказ Минфина РФ от 22.02.96 г. № 18 "О форме Книги учета доходов и расходов и о порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" (далее Приказ № 18).
5. Приказ Минфина РФ от 15.03.96 г. № 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29.12.95 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Приказ № 27).
6. Закон Самарской области от 12.05.96 г. № 8-ГД "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
7. Закон Самарской области от 16.07.98 г. № 14-ГД "О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов предпринимательства"
Кроме того, в работе можно использовать письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.01.96 г. № СБ-7/03-38 "О Федеральном Законе "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Целью этого письма является рассмотрение вопросов, возникающих у предприятий и организаций при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, поэтому порядок перехода на упрощенную систему рассмотрен здесь не будет, поскольку такой порядок довольно подробно изложен в действующих нормативных документах.

1. Определение объекта обложения единым налогом

Пунктом 1 статьи 3 Федерального Закона от 29.12.95 г. № 222-ФЗ объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Во исполнение Федерального Закона Самарской Губернской Думой были приняты Закон Самарской области от 12.05.96 г. № 8-ГД "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и Закон Самарской области от 16.07.98 г. № 14-ГД "О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Поскольку и первым, и вторым Законами в качестве объекта обложения принимались как валовая выручка, так и совокупный доход, то рассмотрим формирование и того, и другого объекта обложения.

2. Формирование валовой выручки

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального Закона валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Другими словами, валовая выручка формируется исходя из фактических поступлений, полученных хозяйствующим субъектом от реализации за отчетный период товаров, работ, услуг, продажной цены реализованного имущества и полученных внереализационных доходов (Приказ № 27). Исходя из изложенного при формировании валовой выручки используется так называемый метод определения выручки "по оплате".
При этом для определения составляющих валовой выручки - выручки от реализации, продажной цены имущества и внереализационные доходы - используются общеэкономические понятия.
Так, выручкой от реализации товаров, работ, услуг является получение за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги денежных средств в кассу или на расчетный счет предприятия, проведение зачета взаимных требований, а также получения имущества в порядке проведения товарообменных (бартерных) операций.
При получении поставщиком в качестве оплаты за товары (работы, услуги) векселя, выписанного покупателем этих товаров (работ, услуг), выручка определяется по мере погашения векселя или передачи его поставщиком по индоссаменту.
Если же покупатель товаров (работ, услуг) расплачивается векселем третьего лица (в том числе и банка), то у поставщика этих товаров (работ, услуг) выручка определяется в момент его получения.
Авансовые платежи и предоплата под последующую отгрузку товаров (работ, услуг) в выручку от реализации, а соответственно, и валовую выручку не включаются.
При осуществлении организацией посреднических операций с участием в расчетах в валовую выручку включается вся сумма, поступившая за выполнение договоров (комиссии, поручения и др.), а не только сумма комиссионного вознаграждения.
Если предприятием осуществляется посредническая сделка без участия в расчетах, т. е. на счет (в кассу) поступает только сумма комиссионного вознаграждения, в валовую выручку включается только эта сумма.
Продажная цена реализуемого имущества - ни что иное, как выручка от реализации имущества предприятия (основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, иностранной валюты).
Внереализационные доходы в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности - это полученные предприятием доходы, непосредственно не связанные с процессом реализации (доходы от сдачи имущества в аренду; штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, полученные предприятием; суммы, поступившие в погашении дебиторской задолженности или причиненных убытков; суммы полученных страховых возмещений по договорам страхования и др.).
В состав доходов включаются также денежные средства и иное имущество, полученное безвозмездно и в виде финансовой помощи (Приказ № 18).
Доходы в иностранной валюте, пересчитанные в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, подлежат налогообложению по совокупности с валовой выручкой, полученной в рублях. Что касается сумм курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшихся в связи с изменением курса иностранной валюты по отношению к рублю, то указанные суммы по предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности не возникают (см. Письмо Госналогслужбы РФ от 28 марта 1997 г. № 02-01-16).
Однако, неоднозначным в этом случае остается решение вопроса о курсовой разнице, возникающей при хранении наличной иностранной валюты в кассе предприятия, либо безналичной - на валютном счете в банке. При изменении курса иностранных валют по отношению к рублю будет изменяться сумма денежных средств в рублевом эквиваленте либо в сторону увеличения (при росте курса) либо в сторону уменьшения (при падении курса). Соответственно, за счет указанных средств предприятием может осуществлять больше расходов, чем полученные доходы, либо наоборот, меньше расходов. Поэтому, по нашему мнению, в состав внереализационных доходов должна включаться положительная курсовая разница, возникающая при изменении курса иностранной валюты по отношению к рублю, в случае наличия иностранной валюты в банке, либо в кассе предприятия.
Курсовая разница включается во внереализационные доходы по мере возникновения.
Если организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является участником совместной деятельности, то результаты от участия в таком договоре учитываются в составе внереализационных доходов и подлежат включению в валовую выручку.

3. Формирование совокупного дохода

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Приказом № 27 установлено, что Федеральным Законом определен конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта обложения используется показатель совокупного дохода. Этот перечень видов расходов является исчерпывающим и изменению не подлежит. Это означает, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не пользуются Положением о составе затрат при формировании расходов, а органы государственной власти субъекта Российской Федерации при выборе в качестве объекта обложения единым налогом совокупного дохода не могут в своих законодательных актах вводить дополнительные расходы, кроме указанных в Федеральном Законе.
В перечень не включены такие расходы, как затраты на капитальные вложения и приобретения нематериальных активов (включая их износ), а также расходы по оплате труда работников в любой форме.
Перечисленные в Федеральном Законе расходы принимаются при расчете базы налогообложения, если они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства (предпринимательской деятельности). Аналогично формированию доходов расходы принимаются только при их фактическом осуществлении и их фактической оплате.
Поскольку формирование расходов вызывает наибольшее количество вопросов как у бухгалтеров организаций, так и у налоговых инспекторов, считаем необходимым остановиться на рассмотрении каждой статьи расходов отдельно.
1) Стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива. Стоимость их формируется исходя из цен их приобретения (без учета НДС), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.
К сырью, материалам относятся сырье и основные материалы (в том числе строительные - у строительных предприятий), входящие в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательные материалы, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных или управленческих нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственная продукция, заготовленная для переработки.
К вспомогательным материалам можно отнести бумагу для печати или используемую для ксерокса, принтера, факса; расходные материалы для компьютера и другой оргтехники; канцелярские принадлежности и бланки документов, используемые в производственной и коммерческой деятельности и др.
2) Эксплуатационные расходы представляют собой расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности. В частности, к таким расходам можно отнести расходы по тепло-, энерго-, водоснабжению предприятия, расходы по уборке зданий и помещений и др.
При этом принимаются расходы как по собственным, так и по арендованным зданиям и помещениям при условии заключения договоров в соответствии с действующим законодательством.
3) По статье "Стоимость текущего ремонта" отражаются затраты на текущий ремонт оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности.
Следует отметить, что предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не вправе включать в расходы затраты по капитальному и среднему ремонту оборудования, зданий и сооружений. При этом под капитальным ремонтом следует понимать ремонт с периодичностью, как правило, свыше одного года, при котором производится замена изношенных узлов, агрегатов, конструкций, деталей на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.
4) Затраты на аренду помещений, используемых для производственной или коммерческой деятельности, включают в себя затраты по арендной плате и другие расходы в соответствии с заключенными договорами аренды. При этом арендоваться помещения могут как у юридических, так и у физических лиц, учитывая, что согласно действующему гражданскому и жилищному законодательству жилые помещения не могут использоваться для производственной или коммерческой деятельности.
5) Затраты на аренду транспортных средств: к транспортным средствам, в частности, относятся автомобили, аппараты летательно-воздушные и прочие транспортные средства, используемые для производственной или коммерческой деятельности. Аренда транспортных средств может осуществляться как у юридических, так и у физических лиц. По указанной статье расходов отражаются как расходы по уплате арендной платы, так и затраты по содержанию арендованных транспортных средств.
6) Расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента).
По указанной статье включаются уплаченные проценты банкам по кредитам на приобретение товарно-материальных ценностей, оплату производственных услуг, а также согласно приказу № 27 связанные с капитальными затратами и просроченными кредитами.
7) Наибольшее количество вопросов, как правило, связано со статьей затрат "Стоимость оказанных услуг". В эту статью может включаться оплата услуг связи, банков, вычислительных центров, юридических, информационных, аудиторских, рекламных, страховых, охранных (сторожевых), в области пожарной безопасности и др.
Расходы по оплате услуг, оказываемых предприятию, принимаются при расчете базы налогообложения только в том случае, если они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства (предпринимательской деятельности). Это основное правило по отнесению стоимости оказанных услуг к расходам и его следует придерживаться каждый раз при решении вопроса об отнесении к расходам конкретных услуг.
Несмотря на то, что Департаментом налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации в одном из ответов на частный запрос рекомендовано при определении видов оказанных услуг, подлежащих исключению из валовой выручки при определении дохода, применение перечня услуг, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), приведенного в Положении о составе затрат, следует очень осторожно использовать данные рекомендации на практике.
Так, например, командировочные расходы и расходы на представительские цели при общеустановленной системе налогообложения включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности не исключаются из выручки, хотя в состав командировочных расходов включается оплата гостиничных услуг, а в представительских - услуги переводчика.
8) Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная поставщикам, принимается при расчете объекта обложения только по тем товарно-материальным ценностям и услугам, которые учитываются при определении совокупного дохода.
9) Отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды. В данном случае имеются в виду отчисления в Пенсионный фонд (28%), Фонды обязательного медицинского страхования (3,6%), Фонд социального страхования (5,4%), Фонд занятости населения (1,5%). В расходы включаются начисленные и фактически перечисленные взносы в указанные фонды. Что касается вопроса включения в расходы отчислений в Фонд социального страхования, то здесь нередко возникает ситуация, когда за счет этих средств предприятие оплачивает пособия по временной нетрудоспособности, а в Фонд перечисляет взносы за вычетом оплаченных больничных.
В указанном случае, по нашему мнению, в расходы должны включаться взносы в Фонд социального страхования в момент перечисления, с учетом оплаченных пособий.
10) Сумма налога на приобретение автотранспортных средств включается в расходы только по тем приобретенным автомобилям, которые используются непосредственно в процессе производства (предпринимательской деятельности). Так, например, при приобретении автомобиля для представительских целей уплата организацией налога на добавленную стоимость, налога на приобретение автомобиля, государственная пошлина и иные связанные с этой операцией налоги исключению из выручки при определении базы обложения не подлежат.
11) Это относится и к уплаченным таможенным платежам, государственным пошлинам и лицензионным сборам.
Под лицензионными сборами следует понимать плату за приобретение лицензии на определенный вид деятельности (строительные работы, медицинские услуги, транспортные услуги и т. д.). Если плата за лицензию осуществляется одновременно за весь срок действия лицензии (один год, три года, пять лет и т. д.), то и в расходы она включается полностью в том периоде, в котором произведен платеж, если же производятся периодические платежи, то в расходы они включаются в том отчетном периоде, в котором производятся.
Лицензионные сборы за право торговли подакцизными товарами, введенные постановлениями представительных органов власти на территории Самарской области на основании Указа Президента от 29.09.92 г. № 1311, и сборы за право торговли, введенные в соответствии со ст.21. Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", относятся к местным налогам и сборам.
Поскольку Федеральным Законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, то организации, применяющие указанную систему, плательщиками местных сборов за право торговли и лицензионных сборов за право торговли подакцизными товарами являться не должны.
Уже в период действия Федерального закона начали возникать вопросы об уплате субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности следующих платежей, не поименованные в пункте 2 статьи 1 Федерального Закона, как обязательные к перечислению субъектами кроме единого налога:
1. Платежи за загрязнение окружающей природной среды.
2. Арендная плата за землю.
До внесения изменений в Федеральный закон субъекты упрощенной системы будут являться плательщиками указанных платежей.
4. Бухгалтерский учет и отчетность.
Бухгалтерский учет ведется по упрощенной форме. Это означает, согласно пункту 4 статьи 1 Федерального Закона, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности оформляют первичные документы бухгалтерской отчетности и ведут Книгу учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. В частности, организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, нет необходимости в формировании учетной политики предприятия.
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения Книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.
Форма Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций разработана и утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.02.96 г. № 18. В Книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде.
Исходя из положений Федерального Закона и приказа Минфина № 18 Книга учета доходов и расходов не может вестись с помощью компьютера, поскольку, во-первых, Книга предъявляется в налоговый орган для регистрации при получении патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, при этом на первой ее странице налоговым органом фиксируется регистрационный номер патента и дата его выдачи, и во-вторых, на последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью руководителя организации и оттиском печати налогового органа.
Для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняются порядок ведения кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным решением Совета Директоров Центробанка России от 22.09.93 г. № 40, и представления необходимой статистической отчетности. В соответствии с постановлением Госкомстата Российской Федерации от 5 января 1996 г. № 4 субъекты малого предпринимательства представляют в территориальные органы статистики форму федерального государственного статистического наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью (форма № МП).
Отчетность организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, подаваемая в налоговый орган, представляет собой выписку из книги учета доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период, и расчет подлежащего уплате единого налога. Выписка из книги учета доходов и расходов представляет собой раздел 11 "Расчет совокупного дохода" указанной книги. При заполнении этого раздела по строке "Валовая выручка" отражается сумма по графе "Доходы" (графа "4" минус графа "5") раздела 1 книги учета доходов и расходов, сформированная в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального Закона, а по строке "Расходы" - суммы вычетов в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального Закона (графа "6" минус графа "7"). Следовательно, по строке "Совокупный доход" отражается разница строк "Валовая выручка" и "Расходы". В изложенном порядке выписка из книги учета доходов и расходов должна заполняться всеми организациями независимо от установленного для них обложения единым налогом.
Срок представления отчетности установлен пунктом 7 статьи 5 Федерального Закона, а именно до 20-го числа месяца следующего за отчетным периодом (кварталом).

5. Порядок исчисления и у платы в бюджет единого налога

Единый налог исчисляется налогоплательщиком самостоятельно нарастающим итогом с начала года по следующей формуле:

ЕН=О х С (%),
где ЕН - сумма единого налога,
О - объект обложения (валовая выручка или совокупный доход),
С (%) - ставка единого налога в %.

Выбор объекта налогообложения согласно статье 3 Федерального Закона осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного выше Самарской Губернской Думой был принят Закон Самарской области от 12.05.96 г. № 8-ГД "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
В соответствии со статьей 2 Закона объектом обложения единым налогом организаций считалась валовая выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Для организаций бытового обслуживания населения и розничной торговли, за исключением реализующих подакцизную продукцию, по их заявлению, объектом обложения единым налогом может устанавливаться совокупный доход.
Ставки единого налога устанавливались статьей 3 указанного Закона:
10% от суммы валовой выручки;
30% от совокупного дохода.
Указанные ставки налога и объекты обложения единым налогом действовали в таком виде до 1 июля 1998 года, т. е. до принятия Закона Самарской области от 16.07.98 № 14-ГД "О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъекта малого предпринимательства".
Указанным Законом внесены изменения в установление на территории Самарской области объектов обложения. Согласно Закону от 16.07.98 объектом обложения единым налогом для малых предприятий является валовая выручка, полученная за отчетный период, если доля совокупного дохода в валовой выручке до 40% включительно, или совокупный доход, если доля этого дохода в валовой выручке более 40%. Это общее правило при выборе объекта обложения.
Статьей 2 указанного Закона, устанавливающий ставки единого налога, предусмотрены два исключения из общего правила для отдельных видов деятельности. А именно, для малых предприятий, осуществляющих приоритетные виды деятельности, независимо от доли совокупного дохода в валовой выручке, установлен объект налогообложения - валовая выручка и ставка единого налога - 7%.
Для отнесения предприятия к приоритетному, необходимо, чтобы доля выручки от приоритетного вида деятельности была не менее 70% общей суммы валовой выручки.
К приоритетным видам деятельности отнесены:
- наука и научное обслуживание;
- информационно-вычислительное обслуживание;
- образование;
- здравоохранение;
- производство лекарственных и других медицинских изделий и техники;
- производство продовольственных товаров и товаров народного потребления;
- оказание бытовых услуг населению;
- производство, реализация и организация потребления продукции общественного питания собственного производства;
- природоохранная деятельность;
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов жилого фонда и культурно-бытового назначения;
- благоустройство городов и населенных пунктов;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции.
Другое исключение из общего правила - это предприятия розничной торговли, для которых независимо от доли совокупного дохода в валовой выручке установлен объект обложения - совокупный доход и ставка единого налога 30%.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Так, например, если предприятие осуществляет розничную и оптовую торговлю, то для отнесения его к предприятию розничной торговли необходимо, чтобы его розничный товарооборот составлял более 50% общего объема товарооборота за год.
Ставки единого налога для остальных субъектов упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, установленные Законом Самарской области от 16.07.98 № 14-ГД:
- для предприятий, не осуществляющих приоритетные виды деятельности и розничную торговлю, с долей совокупного дохода в валовой выручке до 40% включительно - 10% от суммы валовой выручки;
- для предприятий с долей совокупного дохода в валовой выручке свыше 40% до 45% - 24% от совокупного дохода;
- свыше 45% до 50% - 25% от совокупного дохода;
- более 50% - 30% от совокупного дохода.
Определение доли совокупного дохода в валовой выручке может производиться в выписке из Книги учета доходов и расходов за отчетный период (квартал).
Учитывая, что расчет единого налога составляется нарастающим итогом с начала года, с читаем целесообразным и долю совокупного дохода в валовой выручке определять нарастающим итогом.
Соответственно, после исчисления этой доли организация определяет объект обложения единым налогом, который и будет отражаться в расчете единого налога за отчетный период.
Согласно пункту 7 статьи 5 Федерального Закона расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента представляется в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Вместе с расчетом представляется, как уже отмечалось выше, выписка из Книги учета доходов и расходов.
При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, Книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
Поскольку Федеральным Законом не предусмотрен срок уплаты в бюджет единого налога, однако, предусмотрено предъявление в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, платежного поручения с отметкой банка об исполнении. Из изложенного можно сделать вывод, что срок уплаты единого налога установлен до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).
Согласно пункту 6 Приложения № 2 к Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.04.94 № 26 "О порядке ведения в Государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" по платежам, которые уплачиваются до 20-го числа месяца, сроком уплаты считается 19-ое число.
Для правильного распределения платежей по единому налогу между бюджетами различных уровней в платежном поручении на уплату единого налога в графе "Назначение платежа" следует указывать "Уплата единого налога за __квартал 199__года по ставке ___%" с указанием конкретной ставки единого налога за отчетный период.

6. Ответственность субъектов упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности за нарушение налогового
законодательства

Статьей 6 Федерального закона предусматривается, что ответственность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, наступает в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.
Ответственность за нарушения налогового законодательства установлена статьей 13 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В условиях действия упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности положения статьи 13 применяются следующим образом:
- за сокрытие совокупного дохода в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 взыскивается вся сумма сокрытого дохода и сумма штрафа в таком же размере; кроме того взыскивается штраф в размере 10% доначисленных сумм налога за ведение учета объекта обложения с нарушением установленного порядка;
- за сокрытие валовой выручки с предприятия взыскивается сумма налога от сокрытого объекта обложения и штраф в таком же размере, а также сумма штрафа в размере 10% от суммы налога за ведение учета объекта обложения с нарушением установленного порядка.
При повторном нарушении штраф взыскивается в двойном размере:
- в случае задержки уплаты единого налога или платы за патент с предприятия взыскиваются пени в размере 0,1%, установленном Федеральным Законом Российской Федерации от 23.07.98 № 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 1998 год" с 1 апреля 1998 года.
Кроме того, органам Госналогслужбы РФ согласно Закону "О Государственной налоговой службе" предоставлено право налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, виновных в сокрытии (занижении) дохода или сокрытии (неучтении) других объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ предусмотрено, что при утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с наложением на организацию штрафа, размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В статье 9 Закона Самарской области от 12.05.96 г. № 8-ГД для организаций установлен штраф за утерю патента, равный десятикратному минимальному размеру оплаты труда на момент наложения штрафа.
На книгу учета доходов и расходов, первичные документы распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что налогоплательщик обязан обеспечить сохранность отчетов о финансово - хозяйственной деятельности не менее 5 лет.
Статьей 17 Федерального Закона "О бухгалтерском учете" предусматривается, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность не менее 5 лет.
За несоблюдение условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдение порядка ведения кассовых операций, к предприятию, применяющему упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, будут применяться меры финансовой ответственности, предусмотренные пунктом 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей":
- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;

Примечание: предельный размер установлен:
с 17.11.94 - 2млн. руб.;
с 29.09.97 - 3 млн. руб.;
с 01.01.98 - 3 тыс. руб.;
с 14.10.98 - 10 тыс. руб.;
- за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;
- за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.

Первый заместитель руководителя
инспекции - государственный
советник налоговой службы III ранга
А.А.ЗУБКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru