Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.02.1999 № А55-205/98-17
<ПО ИСКУ К УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРИЗНАНИИ РЕШЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ К ПРЕДПРИЯТИЮ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 февраля 1999 года Дело № А55-205/98-17


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дела по иску Предприятия "Самаратрансгаз" ОАО "Газпром", г. Самара, к Управлению Федеральной службы налоговой полиции РФ по Самарской области, г. Самара, о признании решения недействительным.
Истец просит признать недействительным решение ответчика от 25.12.98 № 9070 о применении к предприятию "Самаратрансгаз" ОАО "Газпром" финансовых санкций в сумме 2 423 568 386 руб.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной службы налоговой полиции РФ по Самарской области проведена проверка соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов в бюджет предприятия "Самаратрансгаз" ОАО "Газпром" за период с 1.01.96 по 9 месяцев 1998, по результатам которой был составлен акт от 17.12.98. В акте проверки отражены факты занижения предприятием прибыли, налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, акциза, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.
На основании акта проверки УФСНП РФ по Самарской области было принято решение от 25.12.98 № 9070 о применении к предприятию "Самаратрансгаз" финансовых санкций на общую сумму 2 423 568 386 руб., в том числе о взыскании заниженных акцизов в сумме 474 225 460 руб., налога на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы в сумме 12 866 475 руб., налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 14 708 298 руб., предприятию предложено перечислить в бюджеты различных уровней заниженную прибыль в сумме 709 983 961 руб., штраф в том же размере, штрафы в размере заниженного акциза, налога на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы, налога на пользователей автомобильных дорог.
В обоснование иска истец ссылается на то, что предприятие обязано произвести уплату налогов только после фактического, реального получения денежных средств за товары (работы, услуги), никакие долговые обязательства, в том числе векселя, не могут заменить для целей налогообложения реальное поступление денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия.
В обоснование возражений ответчик указывает на то, что ДП "Самаратрансгаз" при получении в счет погашения имеющейся задолженности АО "Самараэнерго" векселей третьих лиц было обязано включить сумму 1 896 901 838 424 руб. в выручку от реализации продукции за 1 квартал 1997, определить финансовый результат и включить в объект налогообложения за 1997, чего не выполнило. Невыполнение предприятием указанных требований привело к нарушению п.1 ст.11 Закона "Об основах налоговой системы в РФ", п.1 ст.2, ст.8 Закона "О налоге на прибыль", ст.5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ", ст.2, п.5 ст.5 Закона РФ "Об акцизах", п.2.1 Инструкции "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы", утв. постановлением Главы г. Самары от 31.03.93 № 528, в результате чего в 1997 истцом была занижена налогооблагаемая прибыль, налог на прибыль и другие указанные в акте проверки налоги.
Из материалов дела видно, что в течение 1996 предприятие "Самаратрансгаз" поставляло АО "Самараэнерго" газ. С учетом остатка задолженности АО "Самараэнерго" перед ДП "Самаратрансгаз" на 1.01.96 общая задолженность АО "Самараэнерго" за полученный газ на 01.01.97 составила 1 896 901 938 424 руб., что подтверждается актом сверки взаимных задолженностей.
В погашение указанной задолженности между ДП "Самаратрансгаз" и АО "Самараэнерго" были заключены соглашения от 14.01.97 и от 17.01.97, в соответствии с которыми АО "Самараэнерго" обязалось оплатить полученный газ на сумму 1 275 000 000 000 руб. и 708 519 105 270 руб. соответственно.
Согласно п.2 данных соглашений стороны предусмотрели право погашения задолженности АО "Самараэнерго" путем перечисления денежных средств либо передачей ценных бумаг на сумму задолженности.
Кроме того, согласно п.1 соглашений АО "Самараэнерго" должно погасить имеющуюся задолженность до 17.01.97 и 20.01.97 соответственно.
В обеспечение исполнения обязательств по соглашению от 14.01.97 между ДП "Самаратрансгаз" и ТОАО "Синтезкаучук", ОАО "Самарский завод синтетического спирта", ОАО "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат" был заключен договор поручительства № 15а от 14.01.97, согласно которому поручители обязались отвечать перед кредитором - ДП "Самаратрансгаз" - за исполнение обязательств по оплате задолженности за поставку газа на сумму 1 275 000 000 000 руб.
Аналогичный договор поручительства № 14в от 17.01.97 был заключен между ДП "Самаратрансгаз" и ООО "Протон", согласно которому последнее обязалось погасить задолженность АО "Самараэнерго" перед ДП "Самаратрансгаз" на сумму 708 519 105 270 руб.
Во исполнение соглашений от 14.01.97, от 17.01.97, договоров поручительства № 14в от 17.01.97 и № 15а от 14.01.97 поручители ТОАО "Синтезкаучук", ОАО "Самарский завод синтетического спирта", ОАО "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат", ООО "Протон" передали свои векселя в ДП "Самаратрансгаз" на общую сумму 1 983 519 105 270 руб., что подтверждается актами приема - передачи б/н от 17.01.97, б/н от 15.01.97, б/н от 15.01.97, б/н от 20.01.97, № 20-01 от 20.01.97.
С учетом установленных обстоятельств в акте проверки от 17.12.98 сделан вывод о том, что в январе 1997 г. задолженность АО "Самараэнерго" перед ДП "Самаратрансгаз" за поставленный в 1996 газ была погашена путем передачи векселей третьих лиц на сумму 1 983 519 105 270 руб., обязательства АО "Самараэнерго" перед ДП "Самаратрансгаз" в соответствии со ст.408 ГК РФ было прекращено соглашением сторон путем передачи векселей третьих лиц, которые являлись средством платежа. Поэтому, как указано в ответе ответчика от 25.12.98 № 9069 на протокол разногласий истца, требование оплатить в бюджет налоги с полученных ценных бумаг является обоснованным и законным.
Между тем в соответствии с п.1.2 ст.2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг), определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления денежных средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товара (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателем расчетных документов. Указанный порядок исчисления данных по реализации продукции (работ, услуг) распространяется при определении также налога на добавленную стоимость и спецналога, на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов соцкультсферы и других налогов, которые определяются от выручки (валового дохода) от реализации продукции, выполненного объема работ, оказанных услуг.
Согласно ст.1 ФЗ РФ "Об акцизах" (ред. от 10.01.97 и от 14.02.98) акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара (продукции).
В соответствии со ст.3 данного Закона объектом налогообложения является стоимость подакцизных товаров.
В соответствии с п.5 ст.5 Закона датой (моментом) реализации природного газа считается день поступления денежных средств за природный газ на счета в учреждениях банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления денежных средств в кассу.
Из материалов дела, объяснений представителей истца видно, что передачей указанных в акте проверки векселей предприятие "Самаратрансгаз" и АО "Самараэнерго" производили расчеты за поставленный природный газ в связи с отсутствием денежных средств. Сам вексель является денежным обязательством, не может отождествляться с денежными средствами.
Вексель - это ценная бумага, ее выдает та сторона обязательства (в данном случае АО "Самараэнерго"), которая, получив товар (природный газ) от другой стороны (предприятие "Самаратрансгаз"), не платит за него сразу, но путем выдачи векселя указывает лицо (ОАО "Синтезкаучук", ОАО "Новокуйбышевский НХК", АООТ "СЗСС"), обязанное удовлетворить требование векселедержателя.
Между тем налогоплательщик предприятие "Самаратрансгаз" векселя к платежу не предъявил, денежные средства по указанным в акте проверки векселям налогоплательщику не выплачивались.
Возможность уплаты налогов в бюджет векселями законодательством не предусмотрена, что отмечено в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.10.97 № 2600/97.
Пунктом 31 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты НДС" прямо предусмотрено, что датой совершения оборота по реализации товаров (работ, услуг) как объекта налогообложения считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждениях банков, включая поступление денежных средств по векселю. Вопреки доводам УФСНПРФ по Самарской области вексель не может заменить денежные средства, поэтому его требование к предприятию "Самаратрансгаз" уплатить налоги в бюджет с полученных векселей является неправомерным.
Исходя из правовой природы акциза как косвенного налога, включаемого в цену товара (в данном случае природного газа), предприятие "Самаратрансгаз", прежде чем уплатить акциз в бюджет, должно получить его в денежном выражении от покупателя - АО "Самараэнерго" (п.5 ст.5 ФЗ "Об акцизах"), чего при передаче векселей в счет оплаты поставленного природного газа не происходит.
Следовательно, при получении от АО "Самараэнерго" векселей, а не денежных средств в счет оплаты стоимости газа, у предприятия "Самаратрансгаз" не возникает обязанности по уплате сумм акциза в бюджет. Таковая обязанность возникает с момента предъявления векселей к платежу и получения по ним денежных средств. Аналогичный порядок установлен и в отношении другого косвенного налога - налога на добавленную стоимость. В связи с этим вывод ответчика о занижении истцом за январь 1997 акциза в сумме 474 225 459 606 руб. является неправомерным.
Неучет ответчиком данного обстоятельства влечет за собой противоречивость содержащегося в акте проверки расчета заниженной истцом налогооблагаемой прибыли.
При определении суммы выручки предприятия "Самаратрансгаз" от реализации газа в 1 квартале 1997 в период получения векселей ответчик исключает из суммы выручки 1 896 901 838 424 руб. акциз в сумме 474 225 459 606 руб., НДС в сумме 316 150 306 404 руб.. Однако данный налог, равно как и акциз, при передаче векселей АО "Самараэнерго" истцу не уплатили, т. к. уплата поставщику НДС и акциза должна производиться денежными средствами. При выдаче векселя покупателем товаров во исполнение обязательств по договору купли - продажи поставщику товаров фактической оплаты сумм налога на добавленную стоимость, акциза не производится, т. к. вексель не является денежным средством. В то же время в акте проверки указано, что НДС ДП "Самаратрансгаз" включит в облагаемый оборот с указанной выручки при поступлении денежных средств по векселю.
Таким образом, при исчислении заниженной истцом налогооблагаемой прибыли при получении векселей ответчик вынужден исключать из определенной им выручки 1 896 901 838 424 руб. от реализации газа не уплаченный получателем газа НДС и акциз, что также свидетельствует об ошибочной его позиций.
Таким образом, выводы ответчика о занижении истцом за проверенный период с учетом деноминации прибыли в сумме 730 300 490 руб., налога на прибыль в сумме 255 605 171 руб., налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 15 086 475 руб., налога на содержание жилищного фонда в сумме 13 181 623 руб., акциза на природный газ в сумме 474 225 460 руб. являются необоснованными. Доводы, изложенные в отзыве на иск, на действующем налоговом законодательстве не основаны и во внимание арбитражным судом не принимаются.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали правовые основания для применения к истцу оспариваемым решением указанных финансовых санкций, в связи с чем иск следует удовлетворить, оспариваемое решение ответчика признать недействительным.
В соответствии со ст.93,95 АПК РФ, пп.6 п.4 ст.6 Закона РФ "О государственной пошлине" истцу следует возвратить из федерального бюджета госпошлину в сумме 834 руб.90 коп., уплаченную истцом платежным поручением от 28.12.98 № 9122.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 93, 95, 124-34
АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.
Решение Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Самарской области от 25.12.98 № 9070 о применении к предприятию "Самаратрансгаз" ОАО "Газпром" финансовых санкций в сумме 2 423 586 386 руб. признать недействительным.
Возвратить истцу из федерального бюджета уплаченную госпошлину в сумме 834 руб. 90 коп.
Справку выдать.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru