Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ от 02.02.1999 № 175
"О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МЕДИЦИНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ" ДЛЯ СОЦИАЛЬНО НЕ ЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2001 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень Самарской Губернской Думы", № 10(34), 1999






САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 1999 г. № 175

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МЕДИЦИНА
ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ" ДЛЯ СОЦИАЛЬНО НЕ ЗАЩИЩЕННЫХ
СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1999-2001 ГОДЫ

Рассмотрев представленную Губернатором Самарской области территориальную целевую программу "Медицина высоких технологий" для социально не защищенных слоев населения Самарской области на 1999-2001 годы, Самарская Губернская Дума решила:
Утвердить территориальную целевую программу "Медицина высоких технологий" для социально не защищенных слоев населения Самарской области на 1999-2001 годы.

Председатель Думы
Л.И.КОВАЛЬСКИЙ





Утверждено
решением
Самарской Губернской Думы
от 2 февраля 1999 г. № 175

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МЕДИЦИНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ" ДЛЯ
СОЦИАЛЬНО НЕ ЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 1999-2001 ГОДЫ

Паспорт программы

НАИМЕНОВАНИЕ - территориальная целевая программа
ПРОГРАММЫ "Медицина высоких технологий" для социально
не защищенных слоев населения Самарской
области" на 1999-2001 годы.
К понятию "медицина высоких технологий"
в рамках Программы относятся: лечение
методом эндопротезирования, лечение больных
с черепно-лицевой патологией, лечение
методом гравитационной хирургии,
диагностическая и лечебная ангиохирургия,
операции по поводу ишемической болезни
с применением искусственного кровообращения,
операции при аневризме восходящей аорты,
плановая коронарная ангиопластика и
стентирование, выполнение внутрикоронарного
тромболизиса пациентам с острым инфарктом
миокарда в экстренном порядке (с организацией
круглосуточного поста в рентгеноперационной)

ДАТА ПРИНЯТИЯ - решение о разработке Программы принято
РЕШЕНИЯ О 23.04.1998 на основании поручения Губернатора
РАЗРАБОТКЕ области
ПРОГРАММЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК

ГОЛОВНОЙ - Главное управление здравоохранения
ИСПОЛНИТЕЛЬ Администрации области (директор
Программы Галкин Р. А., начальник Главного
управления здравоохранения Администрации
области)

ОСНОВНЫЕ - Середавин В.Д.- главный врач Самарской
РАЗРАБОТЧИКИ областной клинической больницы имени
ПРОГРАММЫ М. И. Калинина
Кузнецов С. И. - заместитель начальника
Главного управления здравоохранения
Администрации области
Замятин В. В. - главный хирург
Главного управления здравоохранения
Администрации области
Осина В. И. - заместитель главного врача
Самарской областной клинической больницы
имени М. И. Калинина
Мокина Л.Д. - главный экономист Самарской
областной клинической больницы имени
М. И. Калинина
Усенко В. И. - главный врач областного
кардиологического диспансера
Хохлунов С. М. - заведующий кардиологическим
отделением областного кардиохирургического
диспансера

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - повышение социального, медицинского и
экономического эффекта при оказании помощи
с применением "медицины высоких технологий"
в условиях Самарской областной клинической
больницы имени М. И. Калинина и областного
кардиологического диспансера

ПЕРЕЧЕНЬ - 1. Обеспечить финансирование медицинской помощи
ОСНОВНЫХ с применением "медицины высоких технологий"
МЕРОПРИЯТИЙ 2. Проводить ежегодный мониторинг для оценки
фактической социальной, медицинской и
экономической отдачи от "медицины высоких
технологий"
3. По итогам реализации Программы представить
концептуальную финансово-организационную
модель ресурсосбережения в здравоохранении
на основе внедрения "медицины высоких технологий"

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - начало: 1 января 1999 года;
ПРОГРАММЫ окончание: 31 декабря 2001 года

ОБЪЕМЫ И - реализация Программы осуществляется
ИСТОЧНИКИ за счет средств областного бюджета:
ФИНАНСИРОВАНИЯ 1999 год - 7 519 008,72 рубля;
2000 год - 7 509 824,73 рубля;
2001 год - 7 509 824,73 рубля;
Всего 22 538 658,18 рубля

ОЖИДАЕМЫЕ - 1. Повышение медицинских, социальных
КОНЕЧНЫЕ и экономических результатов при
РЕЗУЛЬТАТЫ применении "медицины высоких технологий".
РЕАЛИЗАЦИИ 2. Снижение летальности и
ПРОГРАММЫ инвалидизации населения.
3. Включение в трудовую деятельность.
4. Сокращение социальных выплат по
временной и стойкой нетрудоспособности

ОРГАНИЗАЦИЯ - контроль за исполнением Программы
КОНТРОЛЯ ЗА осуществляют департамент по социальной
ИСПОЛНЕНИЕМ политике Администрации области,
ПРОГРАММЫ департамент финансов Администрации области

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Мероприятия Программы предназначены для оказания медицинской помощи социально не защищенным слоям населения Самарской области, а именно: детям и инвалидам, - по абсолютным показаниям.
В Самарской области создан значительный потенциал для оказания медицинской помощи населению по самым современным технологиям. Это мощная материальная база Самарской областной клинической больницы имени М.И. Калинина (далее - СОКБ) и областного кардиологического диспансера, это квалифицированные кадры врачей и среднего медицинского персонала. Применение методик внутрисосудистых вмешательств, протезирования крупных суставов позволяет добиться выздоровления тяжелых больных, которые при применении обычных методов лечения становятся инвалидами. Однако современный порядок финансирования ограничивает доступность самых эффективных медицинских технологий для социально не защищенных категорий граждан: детей, инвалидов.
Начиная с 1994 года на базе СОКБ идет интенсивная разработка и внедрение комплексных высокотехнологичных дорогостоящих лечебных и диагностических методик - "медицины высоких технологии" - за счет средств областного бюджета и частично на хозрасчетной основе.
Внедрение данных методик показывает их высокую как медико-социальную, так и экономическую эффективность: достигается возврат к труду больных, ранее обреченных на инвалидность и даже смерть.
Проведение же традиционного, принятого в рамках обязательного медицинского страхования, лечения завершается в лучшем случае глубокой инвалидизацией пациентов со значительным увеличением потребления финансовых ресурсов в последующем.
Дальнейшее внедрение "медицины высоких технологий" сдерживается недостаточным бюджетным финансированием. Это ограничивает ее доступность для детей, инвалидов и лиц пенсионного возраста. Для страховых организаций, занимающихся добровольным медицинским страхованием, данная категория населения Самарской области в силу высоких страховых рисков пока особого интереса не представляет. Использование эндопротезирования в ортопедии, методик внутрисосудистых вмешательств, пластических и реконструктивных операций с применением эндохирургических методов воздействия и других комплексных лечебно-диагностических методик для оказания медицинской помощи по абсолютным показаниям социально не защищенным группам населения области обеспечит систему равной доступности этих услуг по жизненно важным показаниям.
Кроме того, планируемые объемы медицинской помощи населению с применением "медицины высоких технологий" существенным образом повышают медицинскую, социальную и экономическую отдачу здравоохранения области и позволяют интенсивно развиваться медицинским технологиям, определяющим перспективы развития медицины на рубеже XXI века. Следует также отметить, что материально-техническая база указанных медицинских технологий в СОКБ уже создана: имеются подготовленные кадры, все методики стандартизированы. Капиталовложения необходимы в основном на дорогостоящий качественный расходный материал, который пока не производится в России.
Использование традиционного лечения при целом ряде заболеваний травматолого - ортопедического профиля, нервных и сосудистых болезнях, поражениях челюстно-лицевой области и других тяжелых сочетанных соматических болезнях не гарантирует излечения.
После неоднократно проводимого традиционного лечения и диспансерного наблюдения на фоне высокой инвалидизации и резкого снижения качества жизни идет также увеличение бюджетных выплат по социальным пособиям и пенсиям. Прямое же финансирование через областной бюджет медицинских технологий, разработанных в СОКБ и областном кардиологическом диспансере, даст прямой и косвенный эффект как для здравоохранения, так и для социальной сферы области в целом.
Дальнейшее внедрение "медицины высоких технологий" для социально незащищенных групп населения области потребует ужесточения отбора больных на этапах оказания медицинской помощи и координации работы с муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями области.
Создание мониторинговой службы Программы на базе СОКБ обеспечит работу по разъяснению практическим врачам - терапевтам и хирургам абсолютных показаний для своевременного и правильного отбора социально незащищенных больных для использования "медицины высоких технологий".
Только в рамках реализации Программы возможна координация и постоянная связь с врачами области, издание специальной методической литературы, проведение научно-практических семинаров и конференций.
Аналогично складывается ситуация по оказанию жителям Самарской области кардиохирургической помощи. В областном кардиологическом диспансере созданы условия для значительного увеличения количества кардиохирургических вмешательств.
В 1997 году количество операций с применением искусственного кровообращения доведено до 170 в год, в том числе по поводу ишемической болезни сердца (коронарное шунтирование, резекция аневризмы сердца, операции с использованием двух и более методов) - до 80. Кроме того, в областном кардиологическом диспансере в 1997 году было выполнено несколько процедур внутрикоронарного тромболиза при остром инфаркте миокарда, выполнена операция внутрисосудистого коронарного стентирования. Поскольку операции баллонной коронарной ангиопластики и стентирования не финансируются за счет средств обязательного медицинского страхования, выполняются они в единичных случаях.
Как показывает опыт, при применении рентгеноангиохирургических методик достигается экономия прямых затрат (уменьшение количества госпитализаций и расходование бесплатных медикаментов в течение года) до 5500 рублей на каждое вмешательство. Аналогичные результаты получены при оценке эффективности пересадки крупных суставов и кардиохирургических операций. Однако оценка экономии всех затрат, включая уменьшение социальных расходов, при применении "медицины высоких технологий" еще не проводилась.
Лишь предполагаемый программный комплекс мероприятий позволит решить проблему оказания помощи больным с тяжелой патологией по нормативно-затратному механизму, сокращая дополнительные экстренные больничные и амбулаторные услуги социально незащищенным группам населения области.

2. Цели и задачи программы

Целью Программы является повышение социального, медицинского и экономического эффекта при оказании медицинской помощи жителям области с применением "медицины высоких технологий". Высокотехнологичные лечебно-диагностические методики будут применяться в СОКБ и областном кардиологическом диспансере.
Для достижения подавленной цели ставятся следующие задачи:
обеспечить финансирование медицинской помощи с применением "медицины высоких технологий" для 1625 больных в СОКБ и 155 больных в областном кардиологическом диспансере ежегодно;
оценить фактическую социальную, медицинскую и экономическую отдачу от "медицины высоких технологий";
представить концептуальную финансово-организационную модель ресурсосбережения в здравоохранении на основе внедрения "медицины высоких технологий" по итогам реализации Программы.

3. Сроки и этапы реализации программы

Начало реализации Программы - 1 января 1999 года. Окончание реализации Программы - 31 декабря 2001 года.
На первом этапе реализации Программы (1999 год) будет организована мониторинговая служба Программы на базе СОКБ. Это обеспечит отслеживание отдаленных результатов применения "медицины высоких технологий", разработку порядка оказания медицинской помощи социально-незащищенным категориям граждан с применением "медицины высоких технологий".
На втором этапе реализации Программы (2000 год) изменятся потоки больных с созданием системы плановой медицинской помощи населению по "медицине высоких технологий".
На третьем этапе (2001 год) - по результатам Программы будет представлена концептуальная финансово-организационная модель ресурсосбережения в здравоохранении на основе внедрения "медицины высоких технологий".
Ежегодно будет оказываться медицинская помощь пропорционально финансовому обеспечению по следующим направлениям:
1. Лечение методом эндопротезирования - в СОКВ.
2. Лечение больных с черепно-лицевой патологией - в СОКВ.
3. Лечение методом гравитационной хирургии - в СОКБ.
4. Диагностическая и лечебная ангиохирургия - в СОКБ.
5. Операции по поводу ишемической болезни сердца с применением искусственного кровообращения - в областном кардиологическом диспансере.
6. Операции при аневризме восходящей аорты - в областном кардиологическом диспансере.
7. Плановая коронарная ангиопластика и стентирование - в областном кардиологическом диспансере.
8. Выполнение внутрикоронарного тромболизиса пациентам с острым инфарктом миокарда в экстренном порядке (с организацией круглосуточного поста в рентгеноперационной) - в областном кардиологическом диспансере.

4. Система программных мероприятий

4.1. Организация мониторинговой службы для оценки фактической социальной, медицинской и экономической отдачи от "медицины высоких технологий", применяемой в СОКБ и областном кардиологическом диспансере.
4.2. Разработка порядка оказания медицинской помощи населению области с применением "медицины высоких технологий".
4.3. Финансирование лечения больных с применением "медицины высоких технологий".
4.4. Создание концепции финансово-организационной модели ресурсосбережения в здравоохранении на основе внедрения "медицины высоких технологий" в СОКБ и областном кардиологическом диспансере.

5. Финансовое обеспечение мероприятий по
реализации программы

   ----T--------------------T----------------------------------------------¬

¦N№ ¦ Наименование ¦Объем финансирования за счет средств ¦
¦п/п¦ мероприятия ¦областного бюджета, рублей ¦
¦ ¦ +-----------T----------T-----------T-----------+
¦ ¦ ¦ 1999 год ¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦ Итого ¦
+---+--------------------+-----------+----------+-----------+-----------+
¦1. ¦ Организация- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ мониторинговой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ службы ¦41931,17 ¦32747,18 ¦ 32747,18 ¦107425,53 ¦
+---+--------------------+-----------+----------+-----------+-----------+
¦2. ¦ Финансирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ лечения больных ¦7477077,55 ¦7477077,55¦ 7477077,55¦22431232,65¦
+---+--------------------+-----------+----------+-----------+-----------+
¦ в том числе в СОКБ: ¦
+---T--------------------T-----------T----------T-----------T-----------+
¦ ¦лечение методом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эндопротезирования ¦ 594745,00 ¦594745,00 ¦594745,00 ¦1784235,00 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лечение больных с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦черепно - лицевой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦патологией ¦2211335,00 ¦2211335,00¦2211335,00 ¦6634005,00 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лечение методом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гравитационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ хирургии ¦ 853369,80 ¦ 853369,80¦ 853369,80¦ 2560109,40¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦диагностическая и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лечебная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ангиохирургия ¦ 635592,75 ¦ 635592,75¦ 635592,75 ¦ 1906778,25¦
+---+--------------------+-----------+----------+-----------+-----------+
¦ в областном кардиологическом диспансере: ¦
+---T--------------------T-----------T----------T-----------T-----------+
¦ ¦операции по поводу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ишемической болезни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сердца с использова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нием искусственного¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кровообращения ¦757200,00 ¦757200,00 ¦757200,00 ¦2271600,00 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦операции при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аневризме восходящей¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аорты ¦740325,00 ¦740325,00 ¦ 740325,00 ¦2220975,00 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плановая коронарная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ангиопластика и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стентирование ¦1071560,00 ¦1071560,00¦1071560,00 ¦3214680,00 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнение внутри- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коронарного тромбо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лизиса пациентам с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦острым инфарктом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦миокарда в экстрен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ном порядке ¦612950,00 ¦612950,00 ¦612950,00 ¦1838850,00 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Всего ¦75190108,72¦7509824,73¦7509824,73 ¦22538658,18¦
L---+--------------------+-----------+----------+-----------+------------


Количество больных, которым планируется оказать медицинскую помощь и течение года, будет определяться при уточнении финансового обеспечения мероприятий по реализации Программы.

6. Механизм реализации программы

6.1. Основным исполнителем Программы является Главное управление здравоохранения Администрации области.
6.2. С целью успешной реализации Программы организуется мониторинговая служба. Ее функциями являются оценка фактической социальной, медицинской и экономической результативности "медицины высоких технологий", систематическое обобщение исходов лечения больных с тяжелыми заболеваниями с применением "медицины высоких технологий" и сопоставление с аналогичными показателями общебольничной лечебной сети области.
6.3. В Программе предлагается использование "медицины высоких технологий" для диагностики и лечения, что позволит улучшить эффективность оказания медицинской помощи и приведет к последующему улучшению показателей здоровья граждан с грубой органной патологией.

7. Организация управления программой
и контроль за ходом ее реализации

Администрация области организует управление Программой и контроль за ходом ее реализации.
7.1. Главное управление здравоохранения Администрации области распределяет финансовые поступления. Специалисты Главного управления здравоохранения Администрации области уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств.
7.2. Контроль за целевым использованием средств осуществляет департамент финансов Администрации области.
7.3. Контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент по социальной политике Администрации области.

8. Оценка эффективности социально-экономических
результатов программы

Реализация Программы позволит значительно повысить медицинские, социальные и экономические результаты оказания медицинской помощи лицам с тяжелыми заболеваниями.
Так, прямой эффект экономии средств при применении рентгеноангиохирургических методик только для четырех групп заболеваний (сосудистые поражения мозга у детей, болевые синдромы при остеохондрозах, симптоматические васкулярные гипертензии, стенозирующие заболевания магистральных сосудов) за год для здравоохранения области может составить - 1571 тыс. рублей, а за три года реализации - 4715 тыс. рублей. Прямой эффект от экономии средств за три года при применении современных методик эндопротезирования только для групп заболеваний с деформирующим коксаартрозом и переломом шейки бедра для здравоохранения области может составить 713 тыс. рублей.
Однако наибольший эффект от применении "медицины высоких технологий" ожидается в социальной сфере за счет снижения летальности, инвалидизации, сокращения социальных выплат по временной и стойкой нетрудоспособности, включая в трудовую деятельность инвалидов, снижения затрат на дальнейшее лечение, повышения качества жизни.
Оценка фактической социальной, медицинской и экономической эффективности Программы будет осуществляться мониторинговой службой.
По результатам Программы будет представлена концептуальная финансово-организационная модель ресурсосбережения в здравоохранении на основе внедрения "медицины высоких технологий".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru