Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.02.1999 № А55-182/98-28
<ВЫНЕСЕННЫЕ РАНЕЕ СУДЕБНЫЕ АКТЫ ПО ИСКУ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПЕРЕДАЧЕ СПОРНОГО ОБЪЕКТА ОТВЕТЧИКУ ОТМЕНЕНЫ, Т.К. К МОМЕНТУ ИЗДАНИЯ ОТВЕТЧИКОМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СПОРНЫЙ ОБЪЕКТ НЕ ЯВЛЯЛСЯ НИ АРЕНДНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ, НИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОТВЕТЧИК СВОИМ АКТОМ ВПРАВЕ БЫЛ ПРИНЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА О РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ВКЛЮЧЕНИЯ ЕГО В СОСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ>
(вместе с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ФАС Поволжского округа от 27.07.1999)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 27.07.1999 № А55-182/98-28 Решение Арбитражного суда Самарской области от 01.02.1999 и Постановление апелляционной инстанции от 09.04.1999 по данному делу отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерацией

РЕШЕНИЕ

от 01 февраля 1999 года № А55-182/98-28


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску Обкома профсоюзов работников кооперативов и предприятий других форм собственности, г. Самара, к Администрации г. Самары о признании недействительным постановления.
Истец просит признать недействительным постановление Администрации г. Самары от 8.12.92 за № 1147 о передаче имущества санатория - профилактория "Гвоздика" муниципальному предприятию "Ремстройблагоустройство" в связи с тем, что в имуществе санатория - профилактория "Гвоздика" имеется доля истца, постановлением нарушаются его права и законные интересы.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждено почтовым уведомлением № 776 о вручении определения суда.
В заседание арбитражного суда ответчик не явился, отзыв на иск не представил. Арбитражный суд, руководствуясь п. 2 ст. 119 АПК РФ, считает возможным рассмотреть спор в отсутствие ответчика.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Ответчик 8.12.92 принял оспариваемое постановление за № 1147 "О статусе санатория - профилактория "Гвоздика", п. 2 которого поручил Комитету по управлению имуществом г. Самары передать имущество санатория - профилактория "Гвоздика" муниципальному предприятию "Ремстройблагоустройство".
Истец полагает, что это постановление принято в нарушение ст. 3 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" и не учитывает того, что по договору от 31.07.90 истец принимал долевое участие в реконструкции санатория - профилактория и у него возникло право собственности на часть имущества санатория - профилактория.
Доводы истца подтверждаются договором о долевом участии в реконструкции и содержании санатория - профилактория "Гвоздика", заключенным истцом 31.07.90 с государственным предприятием "Специализированное ремонтно - строительное объединение"; платежным поручением от 19.08.90 за № 118 о перечислении денежных средств в сумме 50 000 руб. на реконструкцию санатория - профилактория "Гвоздика"; решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области № 690 от 12.07.93 "О доле государственной собственности в имуществе санатория - профилактория "Гвоздика", из которого следует, что санаторий - профилакторий "Гвоздика" был построен и содержался за счет средств предприятий жилищно - коммунального хозяйства, областного бюджета и средств общественных организаций. Этим решением определялась доля истца в имуществе санатория - профилактория "Гвоздика" в размере 0,5%.
Арбитражный суд на основе исследованных документов, представленных истцом, приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято без учета указанных обстоятельств и нарушает права и законные интересы истца, в силу чего подлежит признанию недействительным.
Руководствуясь ст. ст. 124 - 127,132,134,135 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить, признать недействительным постановление Администрации г. Самары от 8.12.92 за № 1147.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 834 руб. 90 коп. взыскать с ответчика - Администрации г. Самары - в пользу истца - Обкома профсоюзов работников кооперативов и предприятий других форм собственности.
Исполнительный лист выдать по вступлению решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда по Самарской области в месячный срок.





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 27 июля 1999 года Дело № А55-182/98-28


(извлечение)

Обком профсоюза работников кооперативов и предприятий других форм собственности, г. Самара, обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации г. Самары о признании недействительным ее Постановления от 08.12.1992 № 1147 "О статусе санатория - профилактория "Гвоздика", согласно которому имущество санатория - профилактория "Гвоздика" передавалось Муниципальному предприятию "Ремстройблагоустройство", чем нарушаются права и законные интересы истца, поскольку в передаваемом имуществе имеется и его доля. Решением суда от 01.02.1999 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 09.04.1999 решение суда оставлено без изменения. В обоснование судебного акта указано, что при принятии ответчиком Постановления не учтено наличие долей в передаваемом имуществе других предприятий и организаций, которые принимали участие в строительстве и поддержании санатория.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение. В иске отказать. Свои требования заявитель мотивирует нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права. Проверив в соответствии со ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, проанализировав доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению. Установлено, что глава Администрации г. Самары издал постановление от 08.12.1992 № 1147, согласно которого принято предложение трудового коллектива санатория - профилактория "Гвоздика" о его включении в состав Муниципального предприятия "Ремстройблагоустройство" на правах структурного подразделения - Цеха "Здоровье".
Из материалов дела видно, что с/п "Гвоздика" был построен в 1976 году на долевых началах предприятиями областного управления жилищно - коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, местной промышленности и газового хозяйства. Имущество с/п "Гвоздика" было передано и значилось первоначально на балансе и собственностью Специализированного ремонтно - строительного треста № 1, преобразованного затем в Объединение "Куйбышевспецремстрой".
Постановлением главы Администрации г. Самары от 13.05.1992 № 293 Объединение "Куйбышевремстрой" было ликвидировано и на его базе учреждены новые муниципальные предприятия, в том числе МП "Ремстройблагоустройство". Обком профсоюза работников кооперативов был образован в 1989 году, следовательно, не мог принимать участия в строительстве с/п "Гвоздика".
Выводы суда о том, что договор от 31.07.1990, заключенный между истцом и Объединением "Куйбышевспецремстрой", - это договор о долевом участии в реконструкции и содержании с/п "Гвоздика", подтверждение чему - платежное поручение от 19.08.1990 № 118 о перечислении денежных средств в сумме 50 000 руб. (в неденоминированных ценах) и решение Комитета от 12.07.1993 № 690 "О доле государственной собственности в имуществе с/п "Гвоздика", согласно которого доля истца в имущества с/п "Гвоздика" составляет 0,5%, являются ошибочными, сделаны без учета и правового анализа названных документов. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что договор от 31.07.1990 носит разовый и краткосрочный характер - сроком до 31.12.1990, перечисленная сумма 50 000 руб. является платой за выделяемые "Объединением" для работников Обкома профсоюзов путевки в количестве 5 штук на каждый заезд (п. 2). В договоре отсутствует условие о праве истца на часть имущества с/п "Гвоздика" как о его доле в результате финансирования им строительства и реконструкции. Истцом на основании договора от 31.07.1990 "Объединением" перечислено 282 тыс. руб., за что "во исполнение п. 2 договора Обкому в 1990 году выделены 43 путевки". Комитет по управлению имуществом по Самарской области решением от 15.09.1995 № 628 признал утратившим силу свое решение от 12.07.1993 № 690 "О доле государственной собственности в имуществе с/п "Гвоздика".
При таких обстоятельствах утверждения истца о передаче ответчиком путем издания Постановления от 08.12.1992 № 1147 и его доли имущества совместно с имуществом с/п "Гвоздика" в муниципальную собственность несостоятельны. Выводы суда о том, что Постановление Администрации г. Самары от 08.12.1992 № 1147 принято с нарушением требований Закона Российской Федерации "О собственности", ст. 37 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Основ законодательства об аренде, Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1, Распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп, а потому оно подлежит признанию недействительным, также являются ошибочными.
02.09.1991 между трудовым коллективом с/п "Гвоздика" и Объединением заключен договор об аренде имущества государственного предприятия. Функция по учету имущества арендного предприятия с/п "Гвоздика" после ликвидации объединения была передана его правопреемнику - вновь учрежденному муниципальному предприятию "Ремстройблагоустройство". Из протоколов № 4 от 09.10.1992, № 6 от 28.10.1992, № 8 от 24.11.1992 общих собраний арендного предприятия усматривается, что трудовой коллектив проголосовал за ликвидацию арендного предприятия и вхождения его в МП "Ремстройблагоустройство" на правах структурного подразделения - Цеха "Здоровье". 25.11.1992 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и трудовым коллективом с/п "Гвоздика" подписано соглашение, которым договор арендного имущества с/п "Гвоздика" признан недействительным. Поэтому решение Комитета от 22.12.92 № 1382, принятое во исполнение спорного Постановления ответчика о прекращении деятельности арендного предприятия и его реорганизации путем присоединения к муниципальному предприятию, не противоречит требованиям Закона. Согласно пп. 2.2,2.3,4 Устава АП "С/п "Гвоздика" от 01.02.1991 высшим его органом является общее собрание трудового коллектива, которое вправе решать вопросы реорганизации и прекращения деятельности предприятия.
В соответствии с действующей на то время ст. 37 Закона РСФСР от 25.12.1990 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" ликвидация либо реорганизация предприятия производится по решению собственника его имущества или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия коллектива работников предприятия, а согласно Основам законодательства Союза ССР и Союзных республик "Об аренде" - по соглашению сторон, т.е. трудового коллектива и арендодателя. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 № 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий" правопреемником арендодателя муниципального имущества является Комитет по управлению имуществом г. Самары.
В этой связи утверждения истца о том, что названный Комитет не мог являться стороной заключенного 25.11.1992 соглашения, несостоятельны. Таким образом, к моменту издания спорного Постановления № 1147 с/п "Гвоздика" не является ни арендным предприятием, ни юридическим лицом, следовательно, Администрация г. Самары как собственник муниципального имущества своим актом вправе была принять предложение трудового коллектива о реорганизации предприятия и включении его на правах Цеха "Здоровье" в состав МП "Ремстройблагоустройство", поручив Комитету осуществить передачу имущества в установленном порядке. Доводы истца со ссылкой на п. 6 Приложения № 2 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 о том, что с/п "Гвоздика" является объектом федеральной собственности, который может быть передан лишь в государственную собственность области, поскольку не является объектом муниципальной собственности, необоснованны. Пункт 6 данного Приложения предусматривает, что к объектам федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность областей, относятся государственные санаторно - курортные учреждения, кроме входящих в состав имущества предприятий.
Как установлено судом, имущество с/п "Гвоздика" входило в состав имущества объединения "Куйбышевспецремстрой", затем МП "Ремстройблагоустройство". Кроме того, согласно п. 2 Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности... " к муниципальной собственности относятся учреждения и объекты здравоохранения, каковым по виду деятельности и является с/п "Гвоздика".
В соответствии с пунктом 1 Приложения № 3 к вышеназванному Постановлению относится и жилищно - коммунальное, а также их обслуживающие ремонтное предприятие, каковым и являлось ликвидированное объединение и МП "Ремстройблагоустройство".
В соответствии с Положением о пообъектном определении собственности, каждый объект в установленном порядке включается в реестр федеральной, государственной либо муниципальной собственности. Судом установлено, что решением Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991 "О разграничении государственной собственности на территории Самарской области" имущество "Куйбышевспецремстроя" полностью отнесено к муниципальной собственности г. Самара. Затем решениями городского Совета № 64 от 02.03.1992 "О составе муниципальной собственности города", № 203 от 06.08.1992 с тем же названием, № 222 от 17.09.1992 "Об утверждении Перечня муниципальной собственности г. Самары" имущество Объединения, также как и имущество Специализированного ремонтно - строительного треста № 1, где первоначально значилось на его балансе имущество с/п "Гвоздика", были включены в состав муниципальной собственности. Решение об отнесении объекта к федеральной собственности либо о передаче объекта федеральной собственности в государственную собственность области вправе принять только Правительство Российской Федерации.
В материалах дела в отношении с/п "Гвоздика" такого решения не имеется. Изложенные обстоятельства являлись предметом исследования и оценки и были признаны законными и обоснованными в ряде актов - Постановлении Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15.02.1994 № К 4-8/8-8228-93/11-7/2951, решении судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 06.06.1996 № 03-8/96, определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.1996 № 46Г96-5, которые к данному рассматриваемому спору имеют преюдициальное значение. Кроме того, из материалов дела видно, что какие-либо общественные организации к Комитету по управлению имуществом г. Самары либо к МП "Ремстройблагоустройство" требований по поводу своей доли в имуществе либо по форме собственности с/п "Гвоздика" не предъявляли. Не предъявлялись эти требования и истцом.
Доводы заявителя жалобы о нарушении апелляционной инстанцией требований ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несостоятельны, поскольку председатель судебного состава апелляционной инстанции участия по данному делу в суде первой инстанции не принимал. Участие его в рассмотрении спора о том же предмете и по тем же основаниям, но по другому делу между разными лицами не является нарушением указанной нормы процессуального права. Поэтому оснований для отмены состоявшихся судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение не имеется.
При изложенных обстоятельствах коллегия принятые судебные акты находит незаконными и подлежащими отмене и отказу в удовлетворении требований Обкома профсоюза работников кооперативов и других форм собственности о признании недействительным Постановления Администрации г. Самары от 08.12.1992 № 1147 "О статусе санатория - профилактория "Гвоздика". Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии с правилами, изложенными в статье 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, п. 2,177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ПОСТАНОВИЛА:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 01.02.1999 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 09.04.99 по делу № А 55-182/98-28 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В иске Обкома профсоюза работников кооперативов и других форм собственности о признании недействительным Постановления Администрации г. Самары от 8 декабря 1992 № 1147 "О статусе санатория - профилактория "Гвоздика" отказать.
Взыскать с Обкома профсоюза работников кооперативов и других форм собственности в пользу Муниципального унитарного предприятия "Ремстройблагоустройство" государственную пошлину в сумме 417 руб.45 коп. по кассационной жалобе и по 834 руб.90 коп. по иску и апелляционной жалобе, по которым исполнительный лист выдать по отдельному требованию Администрации г. Самары после представления доказательств исполнения о взыскании суммы госпошлины по ранее принятым судебным решениям.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru