Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 27.09.1999 № 275
"О БЮДЖЕТНОМ ПОСЛАНИИ ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 1999 г. № 275

О БЮДЖЕТНОМ ПОСЛАНИИ ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2000 ГОД"

Рассмотрев бюджетное послание Губернатора области "Основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области на 2000 год", постановляю:
Направить бюджетное послание Губернатора области "Основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области на 2000 год" в Самарскую Губернскую Думу.

Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ





Приложение
к Постановлению
Губернатора Самарской области
от 27 сентября 1999 г. № 275

БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 ГОД"

1. Оценка итогов развития экономики Самарской области в
1999 году. Анализ исполнения бюджетного послания
Губернатора области на 1999 год

1999 год стал годом относительной нормализации ситуации в экономике Самарской области после финансового кризиса, охватившего Российскую Федерацию. Этому способствовала точность прогнозных расчетов, предвидение последствий негативных процессов, развивающихся в экономике, социальной сфере и финансовом секторе, своевременное принятие управленческих решений.
Помесячная динамика показателей промышленности свидетельствует о поступательном развитии производства. В феврале, марте, апреле, июне, июле происходил ежемесячный прирост объемов производства по сравнению с предыдущими месяцами. За 8 месяцев этого года объем промышленного производства составил 108,9 процента от уровня 1998 года. Одиннадцать подотраслей промышленности из пятнадцати увеличили объемы производства, в том числе электроэнергетика, машиностроение, химия и нефтехимия, черная и цветная металлургия, пищевая промышленность.
Факторами роста производства явились благоприятные условия для экспортно-ориентированных предприятий и развития импортозамещающих технологий. По итогам года прогнозируется рост объемов промышленного производства на 5,5 процента, валовой продукции сельского хозяйства - на 12 процентов.
Но о стабильности экономического роста можно будет говорить только тогда, когда увеличение объемов производства будет сопровождаться улучшением финансового положения предприятий, ростом инвестиций. Если же этого не произойдет, то относительно благополучная динамика производства вновь будет носить временный характер.
Пока инвестиционная активность в области низка. По итогам года снижение объемов инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 5 процентов.
Вместе с тем особо стоит отметить динамику объемов жилищного строительства. За 8 месяцев введено в эксплуатацию 249,6 тыс. кв. метров общей жилой площади, что на 28 процентов больше, чем в январе - августе 1998 года. Почти 49 процентов жилья построено индивидуальными застройщиками (рост на 30 процентов).
В 1999 году финансовое состояние предприятий и организаций практически не изменилось. Доля убыточных предприятий все еще остается значительной.
Положительные тенденции в экономике области пока не сопровождаются ростом уровня жизни населения, который имеет для нас первостепенное значение. Реальные доходы населения по оценке за 1999 год снизятся на 10 процентов.
За 8 месяцев цены на товары и услуги выросли на 25,1 процента. По оценке, за год потребительские цены возрастут в 1,5 раза, что соответствует прогнозным значениям.
В связи со снижением жизненного уровня населения неоднократно в течение 1999 года принималось решение о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы области. В результате уровень оплаты труда у тех работников, которые финансируются из областного бюджета, с 1 ноября 1999 года будет выше федерального на 38 процентов.
Не оставлены без внимания и пенсионеры. Каждому пенсионеру, проживающему в области, единовременно в октябре текущего года будет выплачено 100 рублей за счет средств областного бюджета.
Мы и дальше будем проводить политику улучшения материального благосостояния граждан Самарской области.
Год еще не подошел к завершающей стадии, но уже можно говорить о некоторых решенных задачах налогово-бюджетной политики, поставленных в бюджетном послании Губернатора области на 1999 год.
Самарской Губернской Думой принят бездефицитный, основанный на реалистичном прогнозе областной бюджет.
Уже по итогам исполнения областного бюджета за 8 месяцев 1999 года можно сделать вывод о том, что бюджет будет исполнен в полном объеме. Мы даже пошли на некоторое увеличение отдельных особо значимых расходов, несмотря на негативные для области изменения федерального законодательства.
Схожая ситуация наблюдается в муниципальных образованиях области. Лишь в 11 из 37 территориях области местные бюджеты сформированы с дефицитом, который, однако, не превышает 3 процентов их собственных доходов. По итогам 8 месяцев показатель исполнения расходов местных бюджетов в целом даже выше, чем аналогичный показатель областного бюджета.
Сформирована новая система внутриобластных межбюджетных отношений, основанная на едином подходе к муниципальным образованиям, объективности расчетов финансовой помощи, стимулировании роста доходов территорий. В то же время имеются факты, когда средства муниципальных бюджетов при наличии задолженности по заработной плате направляются на финансирование иных расходов. Это всегда служит предметом серьезного разбирательства.
В целях усиления контроля за использованием бюджетных средств начата работа по внедрению казначейского исполнения областного бюджета.
Снижена доля неденежного финансирования бюджетных расходов. По итогам исполнения областного бюджета за 8 месяцев она составила 18 процентов.
Улучшилось по сравнению с 1998 годом финансирование объектов областной инвестиционной программы, что связано с реалистичностью ее параметров, заложенных в бюджет. При этом расчеты преимущественно осуществляются деньгами, снижается объем взаимозачетов и финансирования векселями.
В 1999 году мы приступили к практической реализации законодательных актов, направленных на реформирование налоговой системы области. В пакет этих документов вошли такие законы Самарской области, как "О налоге с продаж" с учетом последующих изменений, "О плате за пользование водными объектами", "О едином налоге на вмененный доход от деятельности по продаже горюче-смазочных материалов через автозаправочные станции" и " О едином налоге на вмененный доход от деятельности по оказанию услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей".
С целью оздоровления финансово-хозяйственной деятельности предприятий Самарской области продолжена работа по реструктуризации их задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Организована работа по реализации имущества и ценных бумаг предприятий в счет погашения задолженности по налоговым платежам в областной бюджет. Создано региональное отделение Федерального долгового центра, основной задачей которого является создание в области необходимых условий эффективного функционирования системы определения ликвидности, оценки и реализации конфискованного и арестованного имущества.
Налоговыми органами проводятся мероприятия по наложению ареста на имущество неплательщиков налогов в бюджет.
Несмотря на то что в 1999 году появились положительные тенденции в развитии экономики, стартовые условия 2000 года остаются сложными.

2. Основные направления бюджетной и налоговой политики
Самарской области в 2000 году

2.1. Цели и задачи органов государственной власти области
в 2000 финансовом году

Экономическая ситуация в Самарской области в 2000 году во многом будет зависеть от общеэкономических тенденций страны в целом. Определяющее воздействие на экономику области окажут темпы роста цен, которые в полной мере отражают макроэкономическую политику государства, значительно влияют на уровень жизни населения, инвестиционную и кредитную активность, другие сферы экономики и финансов.
Кардинального пересмотра налоговой системы в 2000 году не ожидается. Фискальное бремя на отечественного товаропроизводителя принципиально не ослабнет. Хотя замена ряда не играющих значительной роли доходных источников бюджета налогом с продаж, увеличение ставки налога на имущество физических лиц - еще один шаг в стратегическом направлении переноса налоговой нагрузки на граждан, имеющих высокие доходы.
В 2000 году мы должны поставить перед собой одну из главных задач бюджетной политики на современном этапе - увеличение доходов бюджетов всех уровней. Причем ее реализацию необходимо проводить не за счет увеличения роли государства в экономике, а за счет оптимизации налоговой системы, а также расширения налогооблагаемой базы, связанного с привлечением в Самарскую область новых хозяйствующих субъектов, содействием расширенному воспроизводству.
В первом направлении необходимо действовать, реализуя право законодательной инициативы на федеральном уровне, так как возможности региона по оптимизации своей налоговой системы в рамках действующего законодательства резко ограничены.
Второе направление является достаточно сложным, но в сегодняшней ситуации наиболее эффективным, поэтому мы предпримем все меры по его реализации.
Стратегической целью социально-экономической политики Администрации области является реальный и устойчивый рост уровня жизни населения области.
Для достижения этой цели необходимо обеспечить макроэкономическую стабилизацию экономики. У нас уже действует программа социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу, которая определяет основные приоритеты, источники и механизмы экономического развития области. Теперь главное - реализовать ее в полном объеме и вести постоянный поиск новых механизмов управления экономикой в целом, отраслями и конкретными предприятиями.
Важно создать на территории области экономические условия, стимулирующие инвестиционную активность, обновление производства, развитие предпринимательства, создание новых современных рабочих мест.
Стабилизация экономической ситуации в регионе будет напрямую зависеть от того, насколько удастся переломить негативные тенденции в инвестиционной сфере. Поэтому в 2000 году задача привлечения инвестиций в экономику Самарской губернии сохраняет за собой первостепенное, стратегическое значение.
В связи с этим будет активизирована работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, содействию притоку отечественных и иностранных капиталовложений в реальный сектор экономики, активному развитию собственного производства конкурентоспособных товаров.
Считаю, что на предприятиях должна быть усилена роль амортизационных отчислений как источника инвестиционных ресурсов. Эти ресурсы только в промышленности области оцениваются в 5-7 млрд. рублей в год. Задача заключается в том, чтобы сформировать современный механизм превращения их в реальные инвестиции. Для ее решения мы предлагаем в порядке законодательной инициативы выйти с предложениями о внесении необходимых изменений в федеральное законодательство, регулирующее эти вопросы.
Важнейшим направлением мобилизации источников формирования инвестиций станет дальнейшее развитие ипотечного кредитования. Уже разработана и принята нормативная правовая база, определяющая его внедрение, создан Самарский областной Фонд жилья и ипотеки. Это позволит решить важнейшую социальную задачу обеспечения жителей Самарской области жильем, послужит толчком для роста инвестиционной активности, создаст благоприятные условия для развития предприятий стройиндустрии и предприятий сопряженных отраслей.
Роль Администрации области как инвестора будет заключаться в поддержке базовых жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы, не привлекательных для частного капитала.
В целях повышения конкурентных преимуществ Самарской области должна быть разработана программа развития экспортоориентируемых и импортозамещающих отраслей.
Требует активизации деятельность по разработке системы государственного земельного кадастра области как многоцелевой информационной инфраструктуры регулирования земельных отношений, поддержки земельного рынка, оперативного контроля за эффективностью хозяйственного использования и оборота земель, что будет способствовать расширению налогооблагаемой базы.
В целях создания благоприятных условий для повышения деловой активности в городах Чапаевске, Октябрьске, Похвистнево и Похвистневском районе продолжится реализация Закона Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области".
Несмотря на то, что объективные условия сделали выпуск внешнего займа Самарской области нецелесообразным, Администрация области не исключает такой возможности в 2000 году. При наличии благоприятных предпосылок мы обязательно вернемся к этому направлению, а также рассмотрим возможность размещения сберегательного займа Самарской области, развития рынка ипотечных бумаг.

2.2. Особенности функционирования бюджетной сферы
в 2000 году

Налогово-бюджетная политика является центральным звеном экономической политики государства. От качества областного бюджета, заложенных в него параметров в первую очередь зависит уровень социальной защиты граждан.
Учитывая складывающуюся ситуацию в экономике Самарской области, следует отметить, что областной бюджет на 2000 год должен быть не менее жестким, чем бюджет текущего года.
Номинальная сумма доходов, безусловно, увеличится, но на реальный рост поступлений рассчитывать пока не приходится. Снижение же жизненного уровня населения заставляет формировать бюджет с еще более высокой долей социальных расходов.
Областной бюджет на 2000 год также, как и областной бюджет на 1999 год, должен быть сформирован без дефицита. Обращаюсь также к главам органов местного самоуправления с рекомендацией придерживаться аналогичной позиции при формировании местных бюджетов.
С 1 января 2000 года вводится в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации. В связи с этим областной и местные бюджеты Самарской области на 2000 год должны быть сформированы строго с учетом его требований. Многие новшества для нас не станут неожиданностью, так как при составлении областного бюджета на 1999 год мы уже ориентировались на Бюджетный кодекс.
Формирование расходной части областного бюджета необходимо строить с учетом достижения конкретных задач, которые органы власти ставят перед собой в целях реализации социально-экономической политики Самарской области.
Концепция формирования расходной части должна основываться на:
безусловном исполнении закладываемых расходов бюджета;
результативности бюджетной политики.
В соответствии с первым направлением был составлен областной бюджет на 1999 год. Таким же должен быть и областной бюджет на 2000 год.
Главными принципом, которым необходимо руководствоваться при выделении средств из бюджета, должен быть - "жить по средствам и не давать пустых обещаний". Регулярный срыв финансирования федерального бюджета - плохой пример для подражания.
Второе направление концепции - результативность бюджетной политики - не менее значимо, а может быть, даже более существенно в условиях дефицита бюджетных ресурсов, чем первое. Результативность должна заключаться в решении социальных проблем. Одна и та же сумма в бюджете способна решить разные задачи с разным эффектом. При разработке бюджета об этом не стоит забывать.
Основываясь на предлагаемой концепции, мы сможем достичь того, что денежные параметры бюджета перестанут быть предметом "торга". Сама концепция, ее внутренняя структура, взаимосвязь должны стать объектом обсуждения бюджета как такового.
Приоритетными направлениями бюджетного финансирования остаются образование, здравоохранение, социальная политика. Кроме того, крайне важным для нас будет финансирование реформы жилищно-коммунального хозяйства, прежде всего, ресурсосберегающих технологий.
Тем не менее одной из важнейших задач останется реализация принципа экономии государственных расходов, который не может сводиться к простому сокращению затрат, а должен преследовать своей целью оптимизацию бюджетных расходов.
Вновь возникнет проблема с включением областных целевых программ в бюджет в полном объеме. Здесь следует выбрать приоритеты. Половинчатые шаги могут только усугубить проблему реализации поставленных программами задач.
При формировании областной программы капитальных вложений особое внимание должно уделяться следующим направлениям:
газификация жилого фонда городов и районов Самарской области;
строительство жилья для инвалидов и участников Великой Отечественной войны;
развитие жилищно-коммунального хозяйства области;
укрепление материальной базы образования и здравоохранения области.
В целях более эффективного использования бюджетных средств будет происходить увязка областной инвестиционной программы и инвестиционных программ муниципальных образований области.
Бюджетный кодекс отменяет так называемые "защищенные статьи" бюджета. Это еще больше подтверждает нашу ответственность перед населением по формированию бездефицитного, реального для исполнения бюджета.
С учетом требований нового законодательства исполнение бюджета должно производиться на основе лимитов бюджетных обязательств. Жестко контролируемые лимиты, доводимые до бюджетополучателей, позволят получателям средств бюджета планировать расходы на ближайшую перспективу.

2.3. Внутриобластные межбюджетные отношения

С 1999 года в Самарской области межбюджетные отношения стали строиться на новой основе. Разработанная в полном соответствии с действующим законодательством новая методика показала свою жизненность, своевременность и современность. Равенство бюджетных прав муниципальных образований во взаимоотношениях с Самарской областью стало ее основой.
В связи с этим в основу бюджета 2000 года должен быть заложен действующий порядок межбюджетных отношений с некоторыми коррективами.
При определении сумм финансовой помощи, распределяемых в виде трансфертов, в расчетах за базу должен браться показатель текущих начислений за II полугодие 1998 года и 1 полугодие 1999 года. Это позволит более объективно оценить налоговый потенциал территорий, будет стимулировать снижение недоимки в местный бюджет.
В целях сокращения встречных финансовых потоков и увеличения собираемости доходов для органов местного самоуправления будет заложена возможность получения трансфертов из тех сумм доходов, которые собираются на их территории.
Будет предложен такой порядок. Органам местного самоуправления дается право перечислять в доход местного бюджета со счетов отделений федерального казначейства ежемесячную сумму доходов областного бюджета, собранных на их территории, в размере 1/12 от объема трансферта, установленного Законом "Об областном бюджете на 2000 год".
Новым направлением финансовой поддержки муниципалитетов может стать фонд целевых субвенций. Он будет иметь строгую целевую направленность - осуществление мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Выделение средств из этого фонда конкретному муниципальному образованию будет происходить при условии выполнения задания по снижению недоимки по налогам в местный бюджет.
Правильная организация эксплуатации и управления жилищно-коммунальным хозяйством должна постепенно переводить эту отрасль на самоокупаемость и самофинансирование.
Необходимы также разработка и принятие комплексной программы по благоустройству сельских населенных пунктов, которые должны реализовываться за счет различных источников финансирования, в том числе внебюджетных.
Важным направлением работы для органов местного самоуправления может стать организация общественных работ по содержанию городского хозяйства. Активное привлечение населения к работам позволит эффективно решить проблему благоустройства муниципальных образований.
В 2000 году органам местного самоуправления придется проводить напряженную работу по оптимизации расходных частей местных бюджетов. В первую очередь это касается затрат жилищно-коммунального хозяйства и штатной политики.
Поиск резервов сокращения отдельных направлений расходов в условиях существующей методики межбюджетных отношений станет реальным источником дополнительного финансирования (в первую очередь, содержания и благоустройства муниципальных хозяйств), так как сокращение затрат местных бюджетов не ведет к уменьшению размера финансовой помощи.
У муниципалитетов появляются действенные стимулы к увеличению своих доходов, финансовому самообеспечению, более рациональному и ответственному использованию бюджетных средств.
Совместная работа органов местного самоуправления и органов государственной власти Самарской области будет способствовать реализации задач бюджетной политики.

3. Реализация бюджетного послания

Настоящее бюджетное послание представляет собой общую концепцию бюджетной и налоговой политики Самарской области на 2000 год.
Реализация его основных компонентов отражена в программе социально-экономического развития Самарской области, проекте областного бюджета на 2000 год, плане мероприятий Администрации области.
В качестве ближайших задач, которые, кроме всего прочего, необходимо поставить для решения, можно назвать следующие:
разработка формализованной системы отчетов каждого бюджетного учреждения, основанной на количественных показателях эффективности деятельности;
организация контроля за их исполнением;
принятие решений в части финансирования сметы и формирования штатного расписания с учетом указанных позиций.
Считаю, что реализация настоящего бюджетного послания будет способствовать нормализации и улучшению социально - экономического положения Самарской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru