Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.10.1999 № А55-43/98-26
<ПО ИСКУ ПРОКУРОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ К КОМИТЕТУ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ Г. САМАРЫ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПЛАНА ПРИВАТИЗАЦИИ, РЕШЕНИЙ, ДОГОВОРА, СВИДЕТЕЛЬСТВА О СОБСТВЕННОСТИ В ЧАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СДЕЛКИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 октября 1999 года Дело № А55-43/98-26


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску прокурора Самарской области, г. Самара, к Комитету по управлению имуществом г. Самары, фонду имущества г. Самары и АООТ "Хлебокомбинат № 8", г. Самара, о признании недействительными плана приватизации, решений, договора, свидетельства о собственности в части применения последствий недействительности сделки.
Прокурор области с учетом уточнения исковых требований, которые суд принял, просит признать недействительным:
1. План приватизации Самарского хлебокомбината № 8;
2. Решение Комитета по управлению имуществом г. Самары от 28.04.1992 № 7 "О приватизации хлебозавода № 1";
3. Решение Комитета по управлению имуществом от 25.09.1992 № 703 "Об утверждении актов стоимости имущества хлебокомбината № 8";
4. Решение Комитета по управлению имуществом г. Самары от 08.10.1992 № 803 "Об утверждении плана приватизации Самарского хлебокомбината № 8";
5. Договор № 1/3 от 30.06.1994 передачи имущества в собственность акционерного общества открытого типа "Хлебокомбинат", заключенный между Фондом имущества г. Самары и АООТ "Хлебокомбинат № 8";
6. Свидетельство о собственности № 621 от 30.06.1994, выданное Фондом имущества г. Самары АООТ "Хлебокомбинат № 8", в части включения в уставный капитал и передачи в собственность АООТ "Хлебокомбинат № 8" помещений, расположенных в литерах "Б", "В", "В1", "Е", "К", "М", "Н", "О", "П", "У", "Ц" в здании по адресу: г. Самара, ул. Венцека, 48.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки.
АООТ "Хлебокомбинат № 8" в отзыве на исковое заявление и в судебном заседании иск не признало. Ответчик считает, что здания, принадлежащие ОАО "Хлебокомбинат", не находятся под государственной охраной как памятник истории или культуры. В этих зданиях сохранились до настоящего времени лишь фрагменты строений, имеющие историческую и культурную ценность. Эти фрагменты не отнесены к памятникам, а указанные обстоятельства не препятствуют приватизации. Акционерное общество полагает, что спорные помещения не являются "Домом Неклютиных", а если бы и являлись, то к объектам исторического и культурного наследия федерального значения в силу Указа Президента № 176 они были бы отнесены с 1995 года, т.е. спустя год после завершения приватизации помещений "Хлебокомбината".
Ответчик просит учесть, что истек срок исковой давности для признания сделки недействительной.
Комитет по управлению имуществом г. Самары иск не признал. Он пояснил, что все нормативные акты, положенные Прокуратурой в обоснование своих исковых требований, были приняты уже после принятия Комитетом решения о приватизации Самарского хлебокомбината и обратной силы не имеет.
Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284, устанавливающая запрет на приватизацию движимых и недвижимых объектов исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утвержденному Правительством РФ, вступила в действие соответственно 24.12.1993. А само спорное здание было включено в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения Указом Президента РФ № 176 от 20.02.1995, т.е. спустя год после выдачи Фондом имущества г. Самары свидетельства АООТ "Хлебокомбинат № 5". Также и указанный в исковом заявлении Указ Президента РФ от 26.11.1994 № 2121 "О приватизации в РФ недвижимых памятников истории и культуры местного значения" был принят гораздо позже после совершения сделки приватизации и обратной силы иметь не может.
Фонд имущества г. Самары постановлением главы г. Самары от 30.04.1999 № 249 "О реорганизации Комитета по управлению имуществом г. Самары" присоединен к Комитету по управлению имуществом г. Самары, поэтому в силу положения ст. 58 ГК РФ к последнему перешли права и обязанности присоединенного Фонда имущества.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд

УСТАНОВИЛ:

Как видно из заключения Отдела управления памятниками истории и культуры при управлении культуры Администрации Самарской области, помещения, принадлежащие ОАО "Хлебокомбинат" по ул. Венцека, 48, расположенные в литерах "Б", "В", "В1", "Е", "К", "М", "Н", "О", "П", "У", "Ц", относятся к памятнику - дому Неклютиных, обладая с ним общностью времени постройки (до 1917 года), территории и функциональной взаимосвязи. Указанные литеры входили в состав сложного исторического и архитектурного комплекса городской усадьбы купцов Неклютиных, совмещавшей на своей территории жилую (особняк Неклютиных), административно - торговую (конторы, торговые лавки, склады) и производственную (с открытием в 1912 году второй в России механической хлебопекарни) функции. Принадлежащие ОАО "Хлебокомбинат № 8" вышеуказанные литеры обладают историко - архитектурной, научной ценностью и содержат в себе предмет охраны, к которым экспертиза отнесла:
- фрагменты зданий и сооружений постройки до 1917 года как носители исторической памяти;
- подлинные конструкции (стены, перекрытия, опоры, возведенные до 1917 года) как представляющие научный интерес для изучения развития строительного искусства;
- пространственно - планировочная структура зданий или их фрагментов (зальные пространства, анфилады, производственные помещения);
- фрагменты декоративного убранства интерьеров (винтовая металлическая лестница и керамическая плитка на полу в литере "К");
- композиционное построение и декор фасадов (сохранившихся);
- функции, соответствующие пространственной и образной структуре объекта и не утратившие актуальности (механическая хлебопекарня и хлеботорговля Неклютиных). Остальные литеры, принадлежащие ОАО "Хлебокомбинат" по адресу: ул. Венцека, 48 ("Г", "Е1", "Е2", "Е3", "Л"), не имеют отношения к дому и исторической городской усадьбе Неклютиных.
Историко - культурная экспертиза, проведенная на основании определения арбитражного суда от 17.09.1999 по данному делу, подтверждает тот факт, что помещения, принадлежащие ОАО "Хлебокомбинат № 8" по ул. Венцека, 48, расположенные в литерах "Б", "В", "В1", "Е", "К", "М", "Н", "О", "П", "У", "Ц", относятся к памятнику - дому Неклютиных.
Согласно решению исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 06.05.1987 № 165 этот дом является памятником архитектуры города Куйбышева как памятник местного значения.
В приложении к решению указано, что современным пользователем дома Неклютиных является поликлиника ПриВО, которая, как видно из материалов дела, занимает часть памятника архитектуры г. Куйбышева.
Поэтому доводы АООТ "Хлебокомбинат № 8", что спорные помещения не относятся к памятнику архитектуры, суд не принимает.
Названное выше решение облисполкома не отменено, в нем же указано, что "Дом Неклютиных" принимается на государственную охрану.
В связи с этим суд отмечает, что по приватизации объектов культурного и исторического наследия законодательством установлен особый порядок.
Госпрограммой приватизации по Указу Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 предусматривалась продажа таких объектов местного значения по решению Правительства РФ.
В последующем, Указом Президента РФ от 26.11.1994 № 2121 подтверждено это требование с оговоркой, что такое разрешение может быть дано после утверждения Правительством перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Указом Президента РФ от 20.02.1995 № 176 спорный объект признан объектом федерального значения.
Ссылка, что объект включен в перечень после приватизации безосновательна, так как вышеуказанными нормативными актами запрещалась приватизация объектов местного значения, когда он таковым назывался, без разрешения Правительства РФ. Затем разрешение требовалось после утверждения перечня объектов федерального значения.
Указом Президента РФ от 20.02.1995 № 176 лишь конкретизирован перечень объектов, которые не в каких случаях не подлежат приватизации.
Суд учитывает также, что в программе приватизации Самарской области, утвержденной решением Самарского областного Совета народных депутатов от 20 ноября 1991 года, которую суд обозрел в судебном заседании, в разделе 1 прямо указано, что не подлежат приватизации недвижимые памятники истории, культуры и архитектуры.
Суд не соглашается с доводами ответчиков о том, что оспариваемые документы имели место до издания нормативных актов, запрещающих приватизацию объектов исторического и культурного наследия или устанавливающих особый порядок приватизации. Указанные выше Госпрограмма приватизации, программа приватизации Самарской области вступили в силу до заключения оспариваемого договора и до даты выдачи свидетельства о собственности.
Судом установлено, что исковое заявление направлено в суд после проведения прокуратурой проверки по жалобе жильцов от 05.05.98, приобщенной к делу, поэтому срок исковой давности для защиты интересов государства прокурором области не пропущен.
При таких обстоятельствах требования искового заявления о признании недействительными ненормативных актов, договора подлежат удовлетворению.
Требования искового заявления о применении последствий недействительности сделки удовлетворению не подлежат ввиду неконкретизации обязанностей сторон.
Расходы по госпошлине суд в соответствии со ст. 95 АПК РФ относит на ответчика - АООТ "Хлебокомбинат № 8", Комитет по управлению имуществом от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 95,124 - 127,132,134 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично. Признать недействительными план приватизации Самарского хлебокомбината № 8, решение Комитета по управлению имуществом г. Самары № 7 от 28.04.1992 "О приватизации Хлебозавода № 1", решение Комитета по управлению имуществом г. Самары № 703 от 25.09.1992 "Об утверждении актов стоимости имущества хлебозавода № 8", решение Комитета по управлению имуществом г. Самары № 803 от 08.10.1992 "Об утверждении плана приватизации Самарского хлебозавода № 8", договор № 1/3 от 30.06.1994 передачи имущества в собственность акционерного общества открытого типа "Хлебокомбинат", заключенный между Фондом имущества г. Самары и АООТ "Хлебокомбинат № 8", свидетельство о собственности № 621 от 30.06.1994, выданное Фондом имущества г. Самары АООТ "Хлебокомбинат № 8" в части включения в уставный капитал и передачи в собственность акционерному обществу открытого типа "Хлебокомбинат № 8" помещений, расположенных литерах "Б", "В", "В1", "Е", "К", "М", "Н", "О", "П", "У", "Ц" в здании по адресу: г. Самара, ул. Венцека, 48.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с акционерного общества открытого типа "Хлебокомбинат № 8" в доход федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 834 руб.90 коп.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru