Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 23.03.2000 № 82
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2000 г. № 82

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях усиления роли региональной системы профессионального образования как фактора социально-экономического развития Самарской области постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития системы профессионального образования Самарской области (далее - Концепция).
2. Главному управлению образования Администрации области (Когану) в месячный срок разработать мероприятия по реализации Концепции.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника Главного управления образования Администрации области Когана Е.Я.

И.о. Губернатора
Самарской области
Ю.М.ЛОГОЙДО





Приложение
к постановлению
Губернатора Самарской области
от 23 марта 2000 г. № 82

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение

В конце XX века в цивилизованном мире произошло переосмысление статуса образования: от рассмотрения его как отрасли (ведомства) к признанию его межведомственной организации. Сфера образования - это совокупность соорганизованных, а во многом и интегрированных социокультурных, политических, жизнеобеспечивающих процессов, задающих форму и структуру социума конкретного региона, где образование оказывается, с одной стороны, консолидирующим фактором, а с другой - механизмом развития самого этого социума. Профессиональное образование представляет собой тот компонент целостной системы образования региона, который наиболее прямо и активно определяет его социально - экономическую динамику. Оно подготавливает, обеспечивает, а в отдельных случаях и инициирует (или тормозит) процесс экономического развития территории.
Основные направления влияния профессионального образования на экономический рост:
изменение профессионально-кадровой структуры трудоспособного населения региона;
подготовка кадров для малого и среднего бизнеса;
активная политика в сфере занятости, реализуемая через обучение и переобучение высвобождающегося населения в региональной системе профессионального образования.
Для Самарской области сегодня характерна слабая сбалансированность трех основных факторов воспроизводства социально-профессиональной структуры трудоспособного населения (спрос - потребность - предложение). Об этом свидетельствуют показатели высвобождения рабочей силы, занятости молодежи, ее профессиональной интеграции в рынок, особенности мотивации труда, которая выступает индикатором направленности воспроизводственных процессов.
Анализ, проведенный департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области по состоянию на 1 июля 1999 года, показывает, что из 59,5 тысячи безработных жителей около 38 % люди с высшим и средним профессиональным образованием. Каждый третий безработный - из молодежной категории граждан. Необоснованность дублирующей подготовки в системе профобразования области приводит к перенасыщению рынка труда невостребуемыми специалистами. Например, в общей численности безработных экономистов и бухгалтеров области (3660 человек) - выпускники 1998 года вузов (74 человека) и техникумов (381 человек). Соответственно, из 3204 безработных инженеров и техников выпускников вузов - 305 человек, техникумов - 408 человек.
Исследования социологов показывают, что удельный вес среди безработной молодежи в возрасте 16-29 лет в ближайшие годы в связи со складывающейся демографической ситуацией возрастет. При сокращении общей численности населения будет расти численность трудовых ресурсов (по России в 2000 году она составит 85,7 миллиона, а в 2005 году - 87,6 млн. человек относительно 84,3 млн. человек в 1995 году): в трудовой возраст вступит поколение, по численности превышающее предыдущее.
Основным средством достижения динамичного баланса рынка труда выступает региональная система подготовки и переподготовки кадров. В условиях рынка значимость инвестиций в научное обоснование и разработку выверенной стратегии реформирования профессионального образования региона не менее высока, чем значимость инвестирования конкретных экономических проектов. Особенно это актуально для России, в которой высокообразованная рабочая сила выступает наиболее ценным производственным ресурсом по сравнению с устаревшим и сильно изношенным основным капиталом.
Реалии сегодняшнего дня настоятельно требуют формирования региональной образовательной политики в области профессионального образования как составной части стратегии экономического развития Самарской области. Для того чтобы система профессионального образования стала ведущим механизмом развития социально-экономического потенциала региона, необходимо ее кардинальное преобразование.
Стратегическая цель реформирования региональной системы образования - превращение ее в средство социально-экономического развития региона на основе консолидации институтов общего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профобразования, научно-исследовательских подразделений.
Обозначенная стратегическая цель реализуется по пяти ключевым направлениям реформирования системы непрерывного профессионального образования области:
1. Создание единого профессионально-образовательного пространства региона на основе непрерывности, многоуровневости и вариативности профессионального образования, превращения его в открытую динамичную государственно-общественную систему.
2. Поэтапное внедрение регионального прогнозного перечня профессий и специальностей начального, среднего, высшего и дополнительного профобразования, отвечающих текущим и перспективным потребностям социума региона.
3. Оптимизация сети профессионально-образовательных учреждений разных типов и уровней, а также форм собственности для ориентации на текущие и перспективные потребности развития территорий.
4. Достижение нового качества непрерывного профессионального образования на всех его уровнях и ступенях.
5. Реализация стратегии управления качеством профессионального образования региона на основе системных мониторингов качества кадрового потенциала, источников формирования содержания образования, информационного, педагогического и методического обеспечения, позволяющих достичь в образовательном процессе соответствующих норм и качества образования.

I. Создание единого профессионально-образовательного
пространства региона

Единое профессионально-образовательное пространство Самарской области включает в себя совокупность всех субъектов, прямо или косвенно участвующих в профессионально-образовательных процессах либо заинтересованных в них. Это учащиеся и студенты, их родители, преподаватели, образовательные учреждения разных уровней, работодатели и их объединения, профессиональные союзы, профессиональные ассоциации, Торгово-промышленная палата, службы занятости, ассоциации малого предпринимательства, службы социальной защиты населения, комитеты по делам молодежи и другие.
Построение единого профессионально-образовательного пространства области осуществляется в соответствии с принципами:
непрерывности профессионального образования, при котором высокий уровень динамики рынка труда определяет необходимость пожизненной "образовательной активности" рабочих и специалистов в режимах переподготовки, повышения квалификации и т.д. Система непрерывного профессионального образования области должна представлять собой такую номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязей, которые с необходимостью и достаточностью создают пространство профессионально-образовательных услуг, обеспечивающих преемственность образовательных программ, способных удовлетворять потребности кадрового обеспечения социально-экономического развития региона и индивидуальные образовательные потребности личности;
многоуровневости профобразования, которая характеризуется увеличением завершенных и сертифицированных соответствующим государственным документом уровней и ступеней профессионального образования в регионе, позволяющих расширить возможности удовлетворения образовательных потребностей личности. Функция управленческого и научно-методического обеспечения такой многоуровневой системы должна состоять в реализации преемственности профессионально-образовательных программ различных уровней (например, через механизм их сквозной стандартизации и т.д.);
гибкости профессионального образования, что обеспечивает вариативность структуры рабочей силы, приводя ее в соответствие с запросами рынка труда. Базовое профессиональное образование (начальное, среднее и высшее) должно сочетаться с дополнительным профобразованием, отвечающим конъюнктуре регионального рынка труда и реализуемым через построение образовательных программ в виде краткосрочных, но завершенных модулей. Гибкость профобразования задается и многообразием его организационных форм: очно-заочное обучение, вечернее, экстернат. С появлением альтернативного сектора экономики возникла необходимость в новых схемах профессионализации (открытое обучение, возобновляющееся (дискретное) образование, университеты без стен, неформальное образование и т.д.), представляющих возможности образовательного маневра.

II. Формирование регионального заказа на специалистов
профессионального образования всех уровней

Для того чтобы система профобразования обслуживала интересы территории, необходимо отказаться от ведомственной структуры приема в средние и высшие профессионально-образовательные учреждения и формировать единый региональный заказ на специалистов всех уровней, соответствующий конъюнктуре областного рынка труда. Такая образовательная стратегия используется в большинстве развитых стран и на опыте подтвердила свою эффективность.
Назрела необходимость реформирования сети средних профессиональных учебных заведений, поскольку именно специалисты со средним специальным профобразованием являются наиболее многочисленной категорией предпринимателей, работающих в малом и среднем бизнесе, и очень важно в кратчайшие сроки переориентировать их подготовку на нужды региона. Именно на региональном уровне должен решаться вопрос организации целевых наборов подготовки специалистов разных уровней по заказам предприятий, организаций, учреждений как на бюджетной, так и на хоздоговорной основе с заключением соответствующих контрактов гражданами с образовательными учреждениями и работодателями на профессиональное обучение.

III. Оптимизация сети профессионально-образовательных
учреждений на территории Самарской области

Сегодняшняя система профобразования Самарской области в значительной степени сохранила устаревшую нерациональную сеть учебных заведений, а также служб, обеспечивающих их работу (методические службы, центры и т.д.), оторванных от образовательных запросов региона. Очевидно, что профессиональный спектр образовательных программ конкретной территории должен быть сопряжен с прогнозами ее экономического роста, а прием в учреждения начального, среднего и высшего профобразования производиться под программы развития региона. Необходимость такого подхода связана с низкими показателями мобильности кадров, обусловленными причинами экономического и социокультурного характера.
Оптимизация инфраструктуры профессионально-образовательных учреждений необходима прежде всего в целях обеспечения полноты и непрерывности профессионализации конкретного человека, проживающего на данной территории. Принцип полноты удовлетворения образовательных потребностей как местного сообщества, так и личности предполагает индивидуальное для каждой территории соотношение элитарных и экспериментальных, удовлетворяющих спрос и направленных на массовый охват потребителей образовательных моделей и структур профподготовки.

IV. Достижение нового качества непрерывного
профессионального образования на
всех его уровнях и ступенях

Организация системы профобразования как фактора экономического роста региона требует качественного преобразования всех ее компонентов: целей, содержания, форм и методов подготовки кадров, и включает в себя решение следующих задач:
1. Смена целевых приоритетов профессионализации на подготовку профессионально мобильной, конкурентоспособной личности, готовой к постоянному самообразованию и саморазвитию в условиях высокой инновационной динамики в профессиональной деятельности. Анализ ситуации свидетельствует, что в настоящее время у молодых людей отсутствуют навыки и способы поведения на рынке труда, направленные на самостоятельный поиск работы или форм занятости. Отсутствуют подобные ("рыночные") формы поведения и у взрослых, что исключает для молодежи возможность действовать по образцу, используя опыт старших поколений. Поэтому в состав целей профессионального образования необходимо включить задачу освоения эффективного поведения на рынке труда, т.е. развития способностей учащихся и студентов оперативно решать актуальные социально-профессиональные задачи: поиск работы (или другой формы занятости), трудоустройство или создание собственного дела, формирование гибких жизненных и профессиональных стратегий, выстраивание индивидуальной модели профессионального становления, вхождения и адаптации на рынке труда.
2. Непрерывное обновление содержания профессионального образования на основе новых парадигм организации знаний, связанных с их интеграцией, переходом от предметно-дисциплинарной к проблемно-ориентированной широкопрофильной подготовке. Необходимость в этом возникает в связи с преобразованием профессий: их усложнением, изменением характера труда в традиционных профессиональных областях, возникновением интегрированных профессий (например, "бухгалтер - юрист"), усилением междисциплинарного характера профессиональной деятельности, ее многофункциональности. Оптимизация содержания профессионального образования может быть реализована за счет устранения дублирования "блоков" знаний и умений, укрупнения дидактических единиц (технология "сжатия" информации), фундаментализации образования (например, выход на общетехнический уровень в родственных специальностях). Необходима разработка новых учебников, отвечающих современным требованиям нового качества профессионального образования. В целях развития навыков эффективного поведения на рынке труда в содержание образования должны быть включены соответствующие спецкурсы ("Основы предпринимательства", "Технология трудоустройства" и т.д.).
3. Использование высоких образовательных технологий, включая телевизионное и дистантное образование, национальные и международные сети знаний, блочно-модульные и проблемно-развивающие педагогические технологии, новые технологии производственного обучения и т.д.
4. Осуществление принципа "прогрессирующей специализации" на основе "ступенчатой модели" профессионализации - профессионального образования, которое представлено как несколько относительно самостоятельных циклов, каждый из которых завершается получением соответствующего сертификата (параметры гибкости и мобильности такая структура приобретает благодаря конкретизации целей образования на каждой ступени в зависимости от динамики регионального рынка труда).
5. "Запуск" эффективной системы непрерывной переподготовки, повышения квалификации и перепрофилирования кадров региона в соответствии с конъюнктурой местных рынков труда и занятости населения.

V. Реализация стратегии управления качеством
профессионального образования в регионе

Как показывает опыт многих стран, эффективность самих нововведений в любой сфере в меньшей степени сказывается на темпах развития, чем эффективность системы управления ими. В ситуации ограниченных финансовых ресурсов необходима сильная региональная образовательная политика, которая позволит минимизировать издержки, сконцентрировать усилия на главных для области направлениях, с максимальным эффектом использовать существующую инфраструктуру профессионального образования.
Для этого региональная политика в области профессионального образования должна формироваться как составная часть стратегии экономического развития Самарской области.
Усиление управления качеством профессионального образования с динамикой социально-экономического роста может быть реализовано:
посредством лицензирования учреждений, организаций, осуществляющих образовательные услуги, и аттестации учреждений профессионального образования;
введением регионального компонента содержания профессионального образования и разработкой региональных перечней востребованных профессий и специальностей;
путем совершенствования нормативной правовой базы обеспечения нового качества профобразования в регионе.
Необходимыми предпосылками такого управления выступают системные мониторинги качества профессиональной подготовки учащихся и студентов, качества кадрового потенциала системы профобразования, источников формирования содержания образования, информационного, педагогического и методического обеспечения, позволяющих достичь в образовательном процессе соответствующих норм качества образования.
Организационно-экономические механизмы решения указанных задач следующие:
1. Преодоление замкнутости и самоизоляции систем начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования путем замены отраслевого и ведомственного принципов их организации принципом регионализации (поэтапная передача средних и высших профессионально-образовательных учреждений в областную собственность, формирование единого перспективного регионального образовательного заказа на подготовку специалистов различного уровня).
2. Реструктуризация сложившейся сети профессионально-образовательных учреждений всех уровней путем создания системы региональных колледжей - образовательных учреждений универсального типа, в которых могут быть реализованы образовательные программы начального, среднего, первого уровня высшего (бакалавриат) и дополнительного профессионального образования по специальностям и профессиям, обеспечивающим развитие конкретных территорий, губернских университетов (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, дополнительное профессиональное образование).
3. Создание условий "рыночного функционирования" профессионально-образовательных учебных заведений на основе стимулирования процессов их образовательной диверсификации, формирования различных организационно-экономических норм учебной (по разным уровням образовательных программ и разным профилям учебных заведений), учебно-производственной, учебно-научно-производственной региональной интеграции и кооперации.
4. Обеспечение экономической поддержки сферы профессионального образования через такие дополнительные формы привлечения экономических ресурсов, как:
- часть средств, выделяемых по конверсионным программам, переадресовать в учреждения профессионального образования для подготовки специалистов, реализующих программу конверсии;
- приватизация земельных участков, занимаемых профессионально-образовательными учреждениями, с целью создания баз учебно-производственной практики и механизмов дополнительного самофинансирования развития технополисных структур;
- выделение во всех типах региональных экономических реформ (аграрная реформа, приватизация земли, создание фермерских хозяйств, конверсия и т.д.) раздела инвестиций в сферу профессионального образования.
5. Включение в инвестиционные процессы региона системы профессионального образования как составной части всех инвестиционных проектов, реализуемых на конкретных территориях, в целях кадрового обеспечения их экономической и социокультурной динамики.
6. Осуществление государственно-общественной модели управления и контроля за качеством профессионального образования в рамках единого профессионально-образовательного пространства региона на базе консолидации всех социальных партнеров образования: работодателей, Торгово-промышленной палаты, служб занятости, профессиональных союзов, органов местного самоуправления, родителей, выступающих соучредителями, инвесторами, попечителями образовательных структур различных уровней образования и организационно-правовых форм.
7. Развитие кадрового потенциала системы непрерывного многоуровневого профессионального образования региона.

VI. Основные направления реализации Концепции развития
системы профессионального образования Самарской области

1. Создание единого регионального профессионально - образовательного пространства Самарской области на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего и дополнительного профобразования.
Разработка и согласование договора между Министерством образования Российской Федерации и Администрацией Самарской области о разграничении прав, обязанностей и ответственности в отношении высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного образования федерального подчинения, находящихся на территории Самарской области.
2. Создание новых экономических механизмов ресурсного обеспечения региональной системы профобразования.
2.1. Разработка и внедрение региональной системы налоговых льгот и стимулов, побуждающих хозяйствующие субъекты и коммерческие организации участвовать в финансировании профессионально - образовательных программ и проектов.
2.2. Разработка механизма личного социального образовательного кредита и страхования образовательных услуг, стимулирующих инвестиции населения области в собственное образование.
2.3. Привлечение в качестве учредителей, инвесторов, попечителей и совместное финансирование профессионально - образовательных учреждений работодателями, органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления.
2.4. Создание регионального фонда дополнительного профессионального образования Самарской области.
2.5. Включение в качестве критерия при определении победителей конкурсов на размещение госзаказов для областных нужд участие организаций в инвестировании профессионально-образовательных проектов.
3. Создание на базе региональных экспериментальных площадок новой практики профессионального образования.
3.1. Отработка модели регионального (муниципального) колледжа, реализующего образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования и дополнительного профобразования по специальностям и профессиям, обеспечивающим развитие конкретной территории.
3.2. Отработка государственно-общественной модели управления и контроля за качеством профессионального образования через областную программу как средство консолидации всех социальных партнеров образования.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru