Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 12.07.2001 № 252
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2001 года № 252

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОХРАНЫ
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001-2005 ГОДЫ

В целях дальнейшего совершенствования организации медицинской помощи населению области и реализации государственной политики в области укрепления здоровья населения постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития здравоохранения и охраны здоровья населения Самарской области на 2001 - 2005 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя департамента здравоохранения Администрации области Гусарову Г.И.

Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ





Приложение
к постановлению
Губернатора Самарской области
от 12 июля 2001 г. № 252

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОХРАНЫ
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2005 ГОДЫ
(далее - Концепция)

Введение

Система здравоохранения Самарской области в сложных социально - экономических условиях минувшего десятилетия в целом выполнила возложенные на нее задачи и, сохранив государственный характер, объем и качество бесплатной медицинской помощи, обеспечила тем самым реализацию конституционного права граждан России на охрану здоровья. Этому способствовала реализация Концепции развития здравоохранения Самарской области на 1996-2000 годы.
Обстановка в здравоохранении в настоящее время характеризуется наличием комплекса трудноразрешимых проблем. Уровень смертности населения, несмотря на некоторую стабилизацию, продолжает оставаться довольно высоким. В связи с низкой рождаемостью и высокой смертностью велика естественная убыль населения области.
Продолжает оставаться напряженной обстановка с заболеваемостью населения острыми кишечными инфекциями, растет заболеваемость вирусными гепатитами В и С.
Особую тревогу вызывает непрекращающийся рост заболеваемости туберкулезом, болезнями, передающимися половым путем, СПИДом. Значительно распространилась наркомания.
Главными причинами смертности населения продолжают оставаться заболевания сердечно - сосудистой системы, онкологические болезни, травмы, несчастные случаи и отравления, растет смертность среди трудоспособного населения.
Подобное положение дел настоятельно требует корректировки подходов к развитию здравоохранения, конкретизации целей и приоритетов в отрасли. Все действия должны быть подчинены совершенствованию управления здравоохранением и созданию максимально благоприятных условий для деятельности системы здравоохранения в целом.
Необходимо направить основные усилия на предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия, т.е. на профилактику болезней.
Настоящая Концепция развития здравоохранения и охраны здоровья населения Самарской области на 2001-2005 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 № 1202-р, в котором представлена и одобрена Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, и поручением Губернатора Самарской области от 07.09.2000.
Сохранение принципа вертикальности в управлении с одновременным приданием большей самостоятельности корпоративным объединениям медицинских, социальных, санаторно-курортных учреждений, страховых организаций является современным направлением развития здравоохранения.

1. Основная цель, приоритеты, принципы,
задачи и направления реализации Концепции

Главной стратегической целью Концепции является обеспечение доступности медицинской помощи для населения, эффективного функционирования единой системы здравоохранения как неотъемлемой части государственной системы жизнеобеспечения - важнейшего фактора национальной безопасности.
Основными приоритетами Концепции являются:
охрана здоровья женщин и детей, медико-социальная защита семьи;
развитие комплекса социального, психолого-педагогического, медицинского обслуживания семьи и детей как системы сохранения духовных, психических, физиологических и социальных возможностей человека;
увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
охрана здоровья работающих, предупреждение инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте;
развитие медицинской помощи пожилым людям;
борьба с инфекционными заболеваниями;
борьба с социально значимыми болезнями - туберкулезом, СПИДом, заболеваниями, передаваемыми половым путем, наркозависимостью, алкоголизмом;
развитие здравоохранения в сельской местности;
профилактика и лечение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, травматизма, сахарного диабета;
развитие медицинской науки, внедрение передовых медицинских технологий;
развитие санаторно-курортной помощи.
Основными принципами Концепции являются:
всеобщность, социальная справедливость и обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов;
организация системы управления здравоохранением области на принципах самостоятельного принятия конкретных решений органами и организациями здравоохранения области с учетом местных условий, постоянное совершенствование системы управления здравоохранением на основании целостного подхода;
профилактическая направленность;
экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений;
единство медицинской науки и практики;
активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.
Основными задачами Концепции являются:
обеспечение государственных гарантий медицинской помощи гражданам в объеме областной территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения и государственными целевыми программами здравоохранения;
реализация на территории области единого подхода к техническому и технологическому обеспечению учреждений здравоохранения, службы охраны семьи и санаторно-курортной службы;
формирование и развитие конкурентной среды на рынках медицинских и фармацевтических услуг;
развитие профилактических мер и ранней диагностики заболеваний;
развитие системы обязательного медицинского страхования, совершенствование информационного взаимодействия между субъектами обязательного медицинского страхования;
внедрение интенсивных технологий лечения и реабилитации в целях сокращения сроков восстановления утраченного здоровья населения;
создание на всех уровнях управления новых функциональных направлений, ведающих медицинской профилактикой, стратегическим планированием и прогнозированием, отраслевой стандартизацией, инновациями;
разработка и внедрение целевых программ с привлечением средств бюджетов всех уровней;
рациональное использование лечебной базы, внедрение новых организационных форм деятельности лечебных и санаторно-курортных учреждений;
развитие медико-социальной помощи семье;
внедрение медико-экономических, фармацевтических стандартов;
развитие частной медицинской деятельности;
развитие информатизации инфраструктуры, внедрение принципов телемедицины;
развитие многостороннего партнерства (внутриотраслевого, межведомственного, международного, с профсоюзами, с общественными объединениями);
создание единой межведомственной системы профилактики наркомании;
формирование единой системы здравоохранения без ведомственных разграничений.
Основными направлениями реализации Концепции являются:
обеспечение целостного (холистического) подхода к управлению здравоохранением в области, сочетающего преимущества "вертикального" и "горизонтального" механизмов принятия решений, проведение единой государственной политики и повышение ответственности всех органов власти за реализацию принятых решений;
обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения;
обеспечение комплексного медико-социального решения вопросов семейной политики;
развитие негосударственного сектора в здравоохранении;
совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;
интеграция санаторно-курортной системы с отраслью здравоохранения;
разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека;
проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений - максимальный медицинский, социальный и экономический эффект на единицу затрат;
повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки;
повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы;
привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки;
совершенствование государственного регулирования в области обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;
повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.
Комплексное выполнение поставленных задач по приоритетным направлениям является основным условием развития здравоохранения Самарской области.

2. Развитие системы управления
здравоохранением

Для реализации единой политики государства в области здравоохранения следует модернизировать структуру управления отраслью. Для этого необходимо:
обеспечить на территории области единый подход к техническому и технологическому обеспечению отрасли здравоохранения;
проводить организацию и совершенствование системы управления здравоохранением на основе целостного (холистического) подхода к планированию, нормированию, стандартизации, аккредитации, сертификации с учетом общих правил функционирования системы, создавая тем самым основу для самостоятельного принятия решений органами управления здравоохранением с учетом местных условий;
предусмотреть реорганизацию сети медико-социальных, санаторно-курортных учреждений, медико-страховых медицинских организаций в корпоративные территориальные медицинские центры на основе традиционно сложившихся потоков больных путем развития самостоятельности центров и "горизонтальных" связей между ними, передачи части полномочий "сверху вниз", повышения гибкости планирования, совершенствования системы самоуправления и самоконтроля;
определять приоритетные направления развития здравоохранения области, охраны семьи, материнства и детства;
разрабатывать и вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию отраслевой законодательной и нормативной базы;
разрабатывать областную территориальную программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
обеспечивать на территории области взаимодействие органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления, службы санитарно-эпидемиологического надзора, организаций, расположенных на территории области, по вопросам охраны здоровья населения, охраны семьи, материнства и детства;
осуществлять координацию взаимодействия организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

3. Совершенствование организации
медицинской помощи

Настоящей Концепцией предусмотрено:
оказывать гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Самарской области, за счет средств бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (далее - Программа госгарантий), обеспечивать комплексное решение медико-социальных проблем семьи, координировать максимальное использование имеющейся базы санаторно-курортных учреждений;
формировать на основании Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью территориальные нормативы и объемы медицинской помощи с учетом медико-организационных, демографических, климато-географических и экономических условий обеспечения доступности бесплатной медицинской помощи для населения и особенностей их реализации на территории Самарской области;
осуществить структурную перестройку стационарной медицинской помощи к 2005 году, распределив сеть стационаров по принципу:
больницы интенсивного наблюдения;
больницы восстановительного лечения;
больницы для лечения больных с хроническими заболеваниями;
больницы медико-социальной помощи;
осуществить дальнейшее приоритетное развитие амбулаторно-поликлинического звена, перераспределив стационарные объемы медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический уровень, за счет увеличения числа и мощности сети дневных стационаров;
развивать сеть специализированных центров (подразделений) амбулаторной хирургии, хирургии одного дня;
развивать сеть консультативно-диагностических центров;
продолжить совершенствование участковой службы как базовой в поликлинике, завершив переход к оказанию первичной медицинской помощи врачами общей практики;
внедрить стандарты диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях;
развивать неотложную медицинскую помощь;
развивать здравоохранение в сельской местности, сосредоточив внимание на следующих направлениях:
усиление роли врача общей практики,
сосредоточение стационарной помощи в районных и центральных районных больницах;
дальнейшее развитие межрайонных клинико-диагностических центров, имеющих в своем составе передвижные лечебно-диагностические кабинеты;
активная поддержка деятельности фельдшерско-акушерских пунктов;
обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения, четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений;
обеспечить использование лечебных факторов санаторно-курортных учреждений для реабилитационного этапа лечения;
предоставить медицинским организациям и лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, возможность на конкурсной основе участвовать в реализации целевых программ здравоохранения, муниципальных заказов в соответствии с существующим законодательством.

4. Совершенствование системы
финансирования здравоохранения

Совершенствование системы финансирования здравоохранения должно обеспечить повышение качества медицинской помощи населению.
Для этого необходимо:
в полном объеме выполнять Программу госгарантий как основу стратегии развития системы здравоохранения, добиваясь оптимальной сбалансированности государственных гарантий с финансовыми возможностями бюджетов всех уровней и средств системы обязательного медицинского страхования области;
осуществить комплекс мер по формированию единого правового пространства системы здравоохранения, направленных на регулирование новых общественных отношений, в том числе и отношений собственности, гражданской и экономической ответственности работодателей и отдельных лиц за поддержание и укрепление здоровья, гарантий и прав пациентов, определение роли, места и задач профессиональных медицинских объединений, социальной защиты работников отрасли;
совершенствовать подушевой принцип финансового обеспечения территориальных систем здравоохранения в целях создания оптимальной структуры здравоохранения городов и районов области;
обеспечить сохранение объемов финансирования медицинских учреждений при рациональном сокращении использования имеющихся мощностей на основании использования современных технологий;
обеспечить переход от оплаты фактических объемов медицинской помощи к оплате планируемых объемов медицинской помощи, определяемых на основе государственного заказа медицинским организациям, т.е. продолжить работу по объемно-нормативным показателям для конкретного лечебного учреждения;
осуществить переход на принцип конкурсного размещения заказа в медицинских организациях в зависимости от их способности обеспечить наибольшие объемы медицинской помощи на единицу затрат, а также от качественных параметров деятельности;
продолжить работу по программно-целевому финансированию актуальных направлений медико-социальной помощи для внедрения новых дорогостоящих методов лечения и решения важных социальных межведомственных проблем (профилактика СПИДа, наркомании);
совершенствовать систему предоставления платной медицинской помощи населению;
способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг;
совершенствовать конкурсную систему закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
предусмотреть объединение средств, предназначенных на социальное и обязательное медицинское страхование, для обеспечения более эффективного их использования в рамках единой системы обязательного медико-социального страхования.

5. Научно-практическое развитие
здравоохранения области

Основным принципом развития медицинской науки в Самарской области является связь с практическим здравоохранением.
В 2001-2005 годах главным в этом направлении будет:
формирование стратегии сохранения и укрепления здоровья населения Самарской области;
разработка и внедрение новых методов профилактики, диагностики и лечения болезней, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни человека;
разработка и внедрение программ комплексного социального, медико-психолого-педагогического сопровождения семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении;
развитие системы раннего вмешательства по своевременному предупреждению, выявлению и реабилитации психического недоразвития детей;
разработка новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением;
возрастание роли программно-целевого планирования по заказу практического здравоохранения области;
развитие научно-технического предпринимательства, создание малых внедренческих предприятий и опытных производств;
защита прав интеллектуальной собственности исследователей на результаты научной деятельности;
определение приоритетов в научных разработках прикладного характера и координация территориальных программ в части научного обеспечения охраны здоровья людей и государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
координация взаимодействия государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области с научно-исследовательскими институтами, учреждениями и организациями медико-биологического профиля;
разработка и реализация системы мер по укреплению международных связей в целях решения актуальных проблем отечественной науки.

6. Совершенствование медицинского
образования и кадровой политики

Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения, для чего необходимо:
разработать программу реформирования системы медицинского образования, предусматривающую сокращение подготовки медицинских работников по традиционным специальностям, пересмотр структуры подготовки специалистов;
формировать резерв специалистов на замещение руководящих должностей;
усовершенствовать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения;
реорганизовать систему количественного планирования, обучения и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение "врач - медицинский работник среднего звена" в сторону увеличения числа последних;
оптимизировать систему аттестации медицинских кадров области;
продолжить на территории Самарской области практику формирования органами управления здравоохранением целевых заказов на подготовку специалистов с заключением соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами;
совершенствовать профессиональные международные медицинские связи.
В целях привлечения медицинских работников к деятельности, направленной на развитие здравоохранения, необходимо:
совершенствовать систему оплаты труда работников здравоохранения с учетом вредных условий труда, сложности, объемов и качества лечебно-профилактической работы;
регулярно пересматривать размеры тарифов на медицинские услуги на основе тарифных соглашений с профессиональными медицинскими объединениями.
В области обеспечения охраны труда медицинских работников необходимо:
разработать нормативные документы по безопасности труда в учреждениях здравоохранения и учреждениях службы охраны семьи;
организовать обучение по вопросам охраны труда руководителей органов управления и учреждений здравоохранения, студентов медицинских образовательных учреждений;
проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые условия труда медицинских работников.

7. Совершенствование лекарственного
обеспечения населения

Реализацию государственной политики обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения следует осуществлять путем развития рынка фармацевтических услуг, для чего необходимо:
разработать и внедрить системы учета и контроля средств, направляемых на льготное лекарственное обеспечение, создание условий, обеспечивающих заинтересованность граждан в рациональном использовании льгот по лекарственному обеспечению;
на этапе амбулаторного лечения:
обеспечить адресное предоставление на льготных условиях лекарственных средств и изделий медицинского назначения, внедрив системы персонифицированного учета и контроля за расходованием средств;
формировать в рамках государственных гарантий бесплатной медицинской помощи потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения для льготного обеспечения граждан;
формировать в рамках государственных гарантий перечни и объемы лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения социально значимых заболеваний;
на этапе стационарного лечения обеспечить бесплатное снабжение лекарственными препаратами в соответствии с видами, объемами и условиями оказания медицинской помощи, предусмотренными в программе государственных гарантий;
в области оптовых закупок и розничной продажи лекарственных средств:
осуществлять закупки и продажи на конкурсной основе и обеспечивать гласность в выборе оптовых поставщиков лекарственных средств;
обеспечивать безопасность, эффективность и качество лекарственных средств путем отбора и контроля за соблюдением стандартов;
обеспечивать наличие широкого ассортимента лекарственных средств в розничной продаже, в стационарной сети в соответствии с Программой госгарантий;
организовать и постоянно проводить мониторинг цен на лекарственные средства.

8. Развитие материально-технической базы
здравоохранения области

В целях дальнейшего развития материально-технической базы здравоохранения области необходимо продолжить:
реконструкцию имеющейся лечебной базы, оснащение учреждений здравоохранения медицинской техникой с учетом новых технологий, для чего необходимо разработать и реализовать целевую программу по строительству, реконструкции, ремонту и оснащению лечебных учреждений области;
компьютеризацию системы здравоохранения области;
дальнейшее развитие единого информационного пространства здравоохранения путем интеграции информационных систем всех субъектов здравоохранения, обязательного медицинского страхования и социальной защиты населения в единую информационно-аналитическую систему;
совершенствование структуры и периодичности сбора медико-статистической информации;
использование при формировании отчетных статистических форм персонифицированных баз данных и телекоммуникационных систем;
создание "опорных зон" и "опорных объектов" информатизации в регионах для отработки решений по созданию и использованию информационных технологий и баз данных;
создание единой системы учета населения с использованием персонального идентификационного номера в целях повышения достоверности медико-статистической и экономической информации, определения объемов финансирования здравоохранения.

9. Расширение социальной базы
здравоохранения

К работе по охране здоровья граждан и оказанию медико-социальной помощи необходимо привлекать непрофессиональные общественные организации и профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, что позволит повысить эффективность профилактической работы, в том числе с социально незащищенными слоями населения, облегчить реабилитационную работу с группами пациентов, развить принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами.
Работа, связанная с расширением социальной базы здравоохранения, должна осуществляться по следующим направлениям:
привлечение внимания населения к вопросам охраны здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам;
создание системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информации в популяризации здорового образа жизни, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера;
содействие в реализации государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение и защиту нравственного здоровья общества;
работа среди населения по планированию семьи в целях формирования осознанного отношения к семье, материнству и отцовству.

10. Служба охраны семьи

В рамках целенаправленной деятельности по охране здоровья семьи необходимо продолжить:
работу по улучшению медико-социальной, психологической помощи детям с проблемами в развитии, детям с ограниченными возможностями, включая раннее выявление проблем в развитии, своевременную коррекцию, реабилитацию;
создание и внедрение программ подготовки родителей основам реабилитации детей с физическими и психическими недостатками;
обеспечение приоритетного права проживания и развития ребенка в условиях семьи;
работу по социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи;
развитие сети учреждений медико-психологической диагностики и коррекции развития детей, социально-медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями, создание социальных учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с грудными детьми;
совершенствование системы комплексного медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи, безопасного материнства;
дальнейшее развитие центров "Семья" как первичного звена в системе комплексного обслуживания семьи и детей;
совершенствование системы круглогодичного оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями;
создание системы единого комплекса профилактики, диагностики социальных девиаций и реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении.

11. Санаторно-курортная помощь

В целях совершенствования санаторно-курортной помощи населению области необходимо:
продолжить развитие системы поэтапной реабилитации больных инфарктом миокарда, язвенной болезнью желудка и другими заболеваниями, для чего использовать коечную мощность санаторно-курортных учреждений;
обеспечить санаторный этап реабилитации больных туберкулезом, освобожденных из мест лишения свободы;
создать единую систему экспертной оценки качества санаторно-курортных учреждений;
продолжить совершенствование системы стандартизации в санаторно-курортных учреждениях.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru