Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.09.2001 № А55-10971/01-4
<ПО ИСКУ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО ВАЛЮТНОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ И СРЕДНЕ-ВОЛЖСКОМУ РЕГИОНАЛЬНОМУ ЦЕНТРУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ВАЛЮТНОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ Г. САМАРА О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 2001 года Дело № А55-10971/01-4


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску ЗАО "Трансрейл-Самара", г. Самара, к Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю и Средне-Волжскому региональному центру Федеральной Службы России по валютному и Экспортному контролю г. Самара о признании недействительным решения.
ЗАО "Трансрейл-Самара" г. Самара просит признать недействительным решение № 20301-98/0059 от 19.08.1998 Средне-Волжского регионального центра Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.
Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что ЗАО "Трансрейл-Самара", являясь дочерним предприятием фирмы "Трансрейл-АГ" (Швейцария) заключает договора от собственного имени на территории РФ, используя при этом коды, льготные тарифы и ставки, имеющиеся у "Трансрейл-АГ". От собственного имени истцом были заключены договора по оказанию услуг на перевозку грузов и на территории Куйбышевской Железной дороги истец самостоятельно от своего имени оказывал услуги по экспедированию грузов, при этом неправомерно выставляя счета предприятиям в иностранной валюте. Таким образом, исходя из того, что ЗАО "ТПС" является резидентом, осуществляющим деятельность по оказанию экспедиторских услуг на территории РСФСР от своего имени и, поскольку договора № 001 от 17.10.1995 с АО "Волгатрансинвест" и соглашение № 5 от 15.08.1996 с ТОО СП "Волгаинтранс" об оказании услуг в железнодорожных перевозках предусматривают проведение расчетов в иностранной валюте между резидентами, Средне-Волжский региональный центр ВЭК России вынес решение о взыскании всего полученного по названным сделкам в доход государства.
Проверив материалы дела и заслушав объяснения представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, Средне-Волжским региональным центром Федеральной службы России по валютному и экспертному контролю была произведена документальная проверка соблюдения валютного законодательства ЗАО "Трансрейл-Самара" г. Самара.
По результатам проверки принято решение № 20901-98/00059 от 19.08.1998 о взыскании ЗАО "Трансрейл-Самара" в доход государства 1 148 708,94 долларов США.
Принимая данное решение Средне-Волжский региональный центр ВЭК России исходил из того, что договор № 001 от 17.10.1995, заключенный "Трансрейл-Самара" с АО "Волготрансинвест" и соглашение № 5 от 15.08.1998, заключенное с ТОО СП "Волгаинтранс" об оказании услуг в железнодорожных перевозках предусматривает проведение расчетов в иностранной валюте между резидентами. Проведение расчетов между резидентами - экспедиторскими организациями на территории СССР в каждом отдельном случае допускается только с разрешения Госбанка СССР и Центральных банков республик. Разрешения (лицензии) Банка России на осуществление расчетов в иностранной валюте с резидентами у ЗАО "ТРС" не имеется. Таким образом ЗАО "ТРС" нарушен п. 2 ст. 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона сделки, заключенные в нарушение положений настоящего Закона являются недействительными.
Между тем, как установлено, предприятие с иностранными инвестициями ЗАО "Трансрейл-Самара" (истец), в соответствии с п. 2.1 своего Устава является фрактовым агентом и осуществляет организацию перевозок грузов внешнеэкономического комплекса, а также подрядническую деятельность. Согласно договора № 001 от 17.10.1995 и соглашения № 5 от 15.08.1996 истец выступает перед ОАО "Волготрансинвест" внешнеэкономическим посредником по продаже фракта на перевозку грузов по железным дорогам стран СНГ и Балтии в долларах США на условиях полученных от компании "Трансрейл".
На основании п. 2.2.5 договора от 06.02.1996 истец наряду с функциями фактического агента имеет право дополнительно оказывать полный комплекс экспедиторский услуг.
Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных в договоре экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Таким образом, истец не выполнял и не организовал выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов, а лишь выступал посредником между комитентом - нерезидентом и организациями, которые непосредственно осуществляли экспедиторские услуги, то есть выступал в качестве внешнеэкономического посредника (фрахтового агента, комиссионера) между фирмой - нерезидентом и предприятиями экспедиторами.
Деятельность истца сводилась к передаче экспедиторам права использовать коды нерезидента, а также его льготные тарифы и ставки для оформления перевозочных документов на грузы российских клиентов, привлекаемых нерезидентом. Полученные им денежные средства составляют комиссионное вознаграждение и оплату расходов, предъявленных нерезидентом в иностранной валюте.
Осуществление такой деятельности на основании пунктов "д" и "ж" пункта 1 Раздела 3 "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР" от 24.05.1991 допустило без получения лицензии ЦБ РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемое истцом решение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем доводы ответчика, изложенные в отзыве не могут быть приняты во внимание и иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 95 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 95, 124-127,
132 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.
Признать недействительным решение № 20901-98/0059 от 19.08.1998 Средне-Волжского регионального центра Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.
Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате госпошлины в сумме 834 руб. 90 коп.
Исполнительный лист выдать.
Выдать истцу справку на возврат излишне уплаченной госпошлины в сумме 834 руб. 90 коп.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru