Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 10.01.2002 № А55-14349/01-19593"А"/01-39
<ПО ИСКУ ИМНС РФ О ВЗЫСКАНИИ С ОТВЕТЧИКА ШТРАФА ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ВСТРЕЧНЫЙ ИСК О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ И ВОЗВРАТЕ ИЗ БЮДЖЕТА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 января 2002 года Дело № А55-14349/01-19593"А"/01-39

(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Самары к ЗАО "Агро-Моторс", г. Самара, о взыскании 5 599 руб. и встречный иск о признании недействительным решения и возврате из бюджета 16 991 руб.
Истец просит взыскать с ответчика штраф за нарушение налогового законодательства в сумме 5 599 руб.
Ответчик иск не признал, предъявив встречное исковое заявление о признании частично недействительным решения ИМНС Железнодорожного района г. Самары № 02-48/278 от 05.05.2001, в соответствии с которым истец просит взыскать с него налоговые санкции.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы истца и ответчика, суд

УСТАНОВИЛ:

В ходе выездной налоговой проверки ЗАО "Агро-Моторс", проведенной ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Самары по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления и уплаты налогов за период с 03.08.1998 по 30.09.2000 был составлен акт выездной налоговой проверки № 02-46/60 ДСП от 17.04.2001.
Данный акт проверки послужил основанием к принятию решения № 02-48/278 от 15.05.2001 о привлечении ЗАО "Агро - Моторс" к ответственности в соответствии п. 3 ст. 122 Налогового Кодекса, в размере 40 процентов от суммы неуплаченного налога на реализацию ГСМ, в сумме 5 599 руб., и предложении уплатить не полностью уплаченный налог на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 13 998 руб., а также пени в сумме 2 933 руб. за несвоевременную уплату налога на реализацию горюче-смазочных материалов, пени в сумме 1 274 руб. - за несвоевременную уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 1998 г. - 9 месяцев 2000 г.
ЗАО "Агро-Моторс" не согласно с указанным решением в части взыскания налога на реализацию ГСМ в сумме 13 998 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 2 933 руб., штрафа в сумме 5 599 руб. за неуплату налога на реализацию ГСМ, просит в этой части решение признать недействительным и возвратить из бюджета денежные средства, списанные с него в безакцептном порядке в части налога на реализацию ГСМ в размере 13 998 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 2 933 руб., всего в сумме 16 931 руб.
При этом ЗАО "Агро-Моторс" исходит из того, что он не является плательщиком налога на реализацию ГСМ, поскольку у него отсутствует база для исчисления данного налога.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, в соответствии с которым ремонт автомобилей на станции технического обслуживания относится к бытовым услугам, тогда как согласно Инструкции ГНС РФ от 15.05.1995 № 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" плательщиками налога на реализацию ГСМ являются юридические лица и граждане, занимающиеся перепродажей, реализацией ГСМ.
Истец в обоснование возражений по встречному иску ссылается на то, что станция технического обслуживания является торговой точкой по реализации ГСМ, при этом ссылается на то, что реализация сервисных услуг по заказ - нарядам находит свое отражение на балансовом счете 46 "Реализация товаров, работ, услуг", а выбытие масла и запчастей, используемых в технологическом процессе, отражается по счету 41 "Товары, запасы".
Кроме того, истец ссылается на то, что в представленных ответчиком заказ-нарядах отдельно выделяется стоимость услуг (выполненных ремонтных работ) и стоимость запчастей по продажной стоимости. В бухгалтерском учете предприятия отдельно отражается облагаемый оборот по стоимости услуг (сч.46.3, ст. 46.4), облагаемый оборот с разницы между ценой приобретения и ценой реализации запчастей (сч.46.1, сч.46.2).
Исходя из изложенного, ссылаясь также на Закон РФ от 18.10.1991 "О дорожных фондах в РФ" с изменениями и дополнениями и Инструкцию ГНС РФ от 15.05.1995 № 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", в соответствии с которыми при перепродаже ГСМ объектом налогообложения налогом является сумма разницы между выручкой от реализации ГСМ (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС), а также на ст. 39 НК РФ, истец делает вывод о том, что, учитывая способ формирования цены на работы автосервиса (без учета стоимости запчастей и материалов) и порядок бухгалтерского учета материальных ценностей, ЗАО "Агро-Моторс" является плательщиком налога на реализацию горюче - смазочных материалов.
Оценив материалы дела, доводы истца и ответчика по встречному иску, суд считает, что встречный иск подлежит частичному удовлетворению в части признания недействительным решения налогового органа от 05.05.2001 в части взыскания налога на реализацию ГСМ в сумме 13 997 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 2 933 руб., штрафа в сумме 5 599 руб.
В части возврата из бюджета денежных средств, списанных со счета ответчика в безакцептном порядке на основании оспариваемого им решения, иск следует оставить без рассмотрения, поскольку ответчик не представил суду доказательств соблюдения им предусмотренной ст. 78, 79 Налогового Кодекса порядка возврата налоговым органом излишне уплаченного налога, который является обязательной досудебной процедурой.
ЗАО "Агро - Моторс", зарегистрированное Постановлением Администрации Железнодорожного района г. Самары № 624/2 от 03.08.1998, осуществляет такие виды деятельности, как торговля автомобилями, осуществление гарантийного и сервисного обслуживания отечественных и импортных автомобилей, предусмотренные его уставом.
Истец осуществляет ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств на коммерческой основе на основании лицензии № СТО-63-012684 от 23.10.2000. В техническом процессе ремонта и технического обслуживания автомобилей истец использует ГСМ.
Ремонт автомобилей на станции технического обслуживания согласно общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993, относится к бытовым услугам, тогда как плательщиками налога на реализацию ГСМ, в соответствии с Инструкцией ГНС РФ от 15.05.1995 № 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", являются юридические лица и граждане, занимающиеся перепродажей, реализацией ГСМ.
В решении № 02-48/278 от 15.05.2001 Инспекция Железнодорожного района приравнивает СТО к торговой точке, реализующей ГСМ, обосновывая это тем, что реализация сервисных услуг по заказ - нарядам находит свое отражение на балансовом счете 46 "Реализация товаров, работ, услуг", однако в Плане счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом МФ СССР от 01.11.1991 № 56 с изменениями и дополнениями, нет другого балансового счета кроме "46", который бы отражал выполненный предприятием объем реализации сервисных услуг.
На предприятии установлен порядок формирования себестоимости сервисных услуг без включения в себестоимость выполненных работ стоимости запасных частей и масла.
Учет масла и запасных частей, используемых в технологическом процессе, ведется предприятием на балансовом счете 41 "Товары, запасы", который рекомендован к применению отраслевым учетом.
Согласно ПБУ 5/98 "Учет материально-производственных запасов" товары - часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
Потребляемые масла и запасные части в техническом обслуживании используются предприятием в том виде, в котором они приобретены.
В то время как на счете 10 "Сырье и материалы" согласно Плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина СССР от 01.01.1991 № 45 с изменениями и дополнениями, учитываются ценности, входящие в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющиеся необходимыми компонентами при ее изготовлении, вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу, то есть на счете "10" учитываются материалы, требующие дополнительной обработки.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что принятый предприятием способ учета сервисных услуг не меняет сути предприятия, автосервис не становится торговой точкой по реализации используемых в технологическом процессе расходных материалов, а остается предприятием бытового обслуживания населения. Станция технического обслуживания автомобилей не перепродает ГСМ, а использует его в технологическом процессе ремонта и технического обслуживания автомобилей.
Таким образом, суд считает, что ЗАО "Агро-Моторс" не является плательщиком налога на реализацию горюче - смазочных материалов, в связи с чем встречный иск в части признания недействительным решения налогового органа от 05.05.2001 в части взыскания налога на реализацию ГСМ в сумме 13 997 руб., пени в размере 2 933 руб., штрафа в сумме 5 599 руб. подлежит удовлетворению.
Соответственно первоначальный иск ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Самары о взыскании с ЗАО "Агро-Моторс" штрафа в сумме 5 599 руб. за неуплату вышеуказанного налога удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 95, 124 - 127, 132 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении первоначального иска отказать.
2. Встречный иск удовлетворить частично. Признать недействительным решение ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Самары № 02-48/278 от 15.05.2001 в части взыскания налога на реализацию ГСМ в сумме 13 997 руб., пени на несвоевременную уплату налога в размере 2 933 руб., штрафа в сумме 5 599 руб. В остальной части иск оставить без рассмотрения.
3. Выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 1 000 руб. по встречному иску.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru