ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 23.01.2002 № 360
"О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ ТОЛЬЯТТИ" НА 2002 ГОД (ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ)"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2002 г. № 360
О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ ТОЛЬЯТТИ"
НА 2002 ГОД (ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ)
Рассмотрев проект городской целевой программы "Молодежь Тольятти" на 2002 г., подготовленный ко второму чтению рабочей группой, городская Дума постановила:
1. Утвердить городскую целевую программу "Молодежь Тольятти" на 2002 год (приложение № 1).
2. Утвердить План мероприятий городской целевой программы "Молодежь Тольятти" на 2002 год (приложение № 2).
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянную комиссию по социальной политике (Н.В. Карманников).
Мэр города
Н.Д.УТКИН
Председатель Думы
А.Н.ДРОБОТОВ
Приложение № 1
к Постановлению
городской Думы
от 23 января 2002 г. № 360
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МОЛОДЕЖЬ ТОЛЬЯТТИ" НА 2002 ГОД
Паспорт
городской целевой Программы "Молодежь Тольятти" на 2002 год
Наименование - городская целевая программа "Молодежь
Программы: Тольятти" на 2002 год
Дата принятия
решения о
разработке
Программы:
Дата утверждения - Постановление Тольяттинской городской
Программы: Думы № 360 от 23.01.2002
Заказчик: - Мэрия г. Тольятти
Разработчик - Комитет по делам молодежи мэрии
Программы: г. Тольятти,
- отдел по делам молодежи администрации
Автозаводского района,
- отдел по делам молодежи администрации
Центрального района,
- отдел по делам молодежи администрации
Комсомольского района,
- молодежные общественные организации.
Головной - Комитет по делам молодежи мэрии
исполнитель: г. Тольятти
Цели и задачи - Создание и развитие правовых,
Программы, экономических и организационных условий
важнейшие для воспитания у молодежи гражданского
целевые показатели: сознания в условиях демократического
общества, рыночной экономики и правового
государства, личностной самореализации
молодых людей как активных участников и
равноправных партнеров в процессе
развития современного общества
Сроки и этапы - 2002 год
реализации
Программы,
подпрограмм,
проектов, основных
мероприятий:
Исполнители - Комитет по делам молодежи мэрии
программных г. Тольятти;
мероприятий: - отдел по делам молодежи администрации
Автозаводского района,
- отдел по делам молодежи администрации
Центрального района,
- отдел по делам молодежи администрации
Комсомольского района,
- молодежные общественные организации и
объединения.
Объемы и источники - Предполагаемый объем необходимых
финансирования: финансовых средств для реализации
Программы - 14433,92 тыс. руб.
Источник финансирования: городской
бюджет.
Ожидаемые конечные 1. Создание нормативной правовой базы для
результаты реализации молодежной политики.
реализации 2. Решение вопросов профессиональной
Программы: ориентации и занятости молодежи.
3. Выработка у молодежи мотивированного
отказа от вредных привычек, снижение
уровня городской преступности.
4. Улучшение качества проводимых
культурно-досуговых и спортивных
мероприятий и увеличение количества
молодежи, принимающей в них участие.
5. Реализация общественно-значимых
инициатив, увеличение количества
детских и молодежных объединений,
повышение деловой и социальной
активности молодежи.
6. Повышение уровня гражданско-
патриотического воспитания молодежи.
Система организации Осуществляется:
контроля за - мэрией города через ежеквартальную
исполнением финансовую и статистическую отчетность
Программы: исполнителей 1 раз в квартал;
- через заслушивание на Совете по
молодежной политике при мэре г. Тольятти
- городской Думой в пределах ее компетенции.
I. Содержание проблемы
На 01.01.2000 в г. Тольятти проживало 735819 тыс. человек. Численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет составила 189006 тыс. человек или 25,69% от всего населения, в том числе в возрасте от 15 до 19 лет - 58144 тыс. человек, от 20 до 24 лет - 62775 тыс. чел., и от 25 до 30 лет - 68087 тыс. человек.
Существуют 4 возрастные группы молодежи от 14 до 30 лет:
1) 14 - 15 лет - подростки (учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей);
2) 16 - 17 лет - юношество (возраст самоопределения, начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора дальнейшей учебы. В этом возрасте начинается процесс социализации, происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, расширяются интересы и ответственность);
3) 18 - 22 года - молодежь (студенты и молодые люди, завершающие профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи. В этом возрасте продолжается процесс социализации);
4) 23 - 30 лет - старшая молодежь (основной сферой деятельности является труд, завершается процесс формирования зрелой личности, молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях).
Динамика численности молодежи и ее удельного веса в структуре населения г. Тольятти приводится в таблице № 1:
Таблица № 1
Динамика численности молодежи и ее удельного веса
в структуре населения за 1979 - 2000 гг.
Изучение динамики социально-экономического положения тольяттинской молодежи по результатам социологических исследований "Молодежь Тольятти: сегодня и завтра" (1999 г.) позволило выявить следующие "проблемные зоны".
Учебно-производственная сфера. Контингент потенциальной безработицы составляет среди молодежи 5,4% - это молодые люди, трудоустройство которых в случае потери нынешней работы будет по различным причинам практически невозможно. Реальная безработица (т.е. доля тех, кто уже остался без работы) в целом по городу составляет сегодня 3,5%.
28% молодых людей указали на отсутствие реальных возможностей подработки в свободное время (при наличии такой потребности). Каждый второй опрошенный высказал желание получить дополнительную специальность. Для 23% опрошенных фактически недоступно качественное образование (в том числе платное и специализированное).
Материально-бытовая сфера. 4% молодых людей проживают в семьях с крайне низким доходом, которого недостаточно даже для полноценного питания. Около трети молодых людей, нуждающихся в жилье, указали на полное отсутствие возможностей его получения. Для 29% опрошенных (в молодых семьях - 51%) практически недоступна качественная медицинская помощь (в том числе платная и специализированная).
Общественно-политическая сфера. Из городских структур, занятых в большей или меньшей степени молодежными проблемами, наиболее высоко оценивается молодежная работа "Телефона доверия" Комитета по делам молодежи, достаточно высок уровень доверия и к религиозным организациям. Существенно ниже оценки эффективности деятельности служб трудоустройства, юридических консультаций для молодежи и центров "Семья и дети".
У местных молодежных телепрограмм и специализированных молодежных изданий пока не сформировано массовой устойчивой аудитории. Выходившие в эфир в 1999 году молодежные программы "Параллельно" ТВ ВАЗа смотрели около 14% опрошенных, из них только 3% являлись постоянными зрителями этой программы; объем аудитории ток-шоу "Новый поворот" телекомпании "Паритет" составлял около 7%. "Студенческий вестник" и "Молодежный бульвар" регулярно читают 7 - 8% опрошенных, в основном это студенты вузов. Уровень информированности о молодежных журналах "Перекресток" и "Альма-матер" очень низок (менее 1% ответов).
Заметно вырос уровень вовлеченности молодежи в религиозную жизнь - 11% молодых людей являются верующими и соблюдают религиозную обрядность. Достаточно высок уровень информированности молодежи о тоталитарных сектах (34%), притом, что их общественную опасность осознают лишь менее половины подростков.
Социальное самочувствие молодежи. Остается высокой для молодых людей с дезадаптивными типами социального самочувствия - "дискомфортно-агрессивным" (14%) и "дискомфортно-депрессивным" (4%). За четыре года (с 1995 г. по 1999 г.) заметно вырос уровень тревожности молодых людей - с 12% до 20% выросла доля подростков, чье социальное самочувствие может быть определено как пограничное.
Учебно-производственная и внутрисемейная конфликтность. На постоянно возникающие конфликты с товарищами по учебе указали 3% опрошенных, на конфликты с преподавателями - 5%. Хроническая межпоколенная конфликтность отмечена у 15% молодых людей. 12% опрошенных проживают в семьях, где происходят постоянные конфликты между родителями. В 1,4% семей имеет место практика применения физических наказаний к детям, в 5,4% хотя бы один из родителей злоупотребляет алкоголем.
26% молодых людей считает вполне допустимыми фактические (не зарегистрированные) браки несовершеннолетних. При этом уровень медико-социальной информированности молодежи низок - более половины опрошенных испытывают потребность в информации о способах разрешения конфликтных ситуаций, 41% - о способах профилактики венерических заболеваний, треть - о предохранении от нежелательной беременности.
Сфера досуга. Возможности для проведения досуга по месту жительства, по мнению большинства подростков (62%), чаще всего отсутствуют - "Во дворе некуда пойти"). Около 5% подростков регулярно и 12% эпизодически проводят свободное время в подъездах и подвальных помещениях. Более четверти молодых людей посвящают свой досуг бессодержательному пассивному домашнему отдыху ("ничегонеделанью").
К депрессивным сферам досуга могут быть отнесены клубные объединения по интересам (снижение уровня посещаемости вдвое) и спортивные секции (уменьшение числа посещений на треть). Объем неудовлетворенных досуговых потребностей (то есть "недостающих" занятий, которым молодые люди хотели бы посвятить свое свободное время, но не имеют такой возможности) составил 20%. В структуре неудовлетворенных досуговых потребностей преобладают занятия, требующие известных финансовых возможностей (серфинг, конный спорт, большой теннис, горнолыжный спорт, путешествия, компьютерные игры и проведение времени в сети Интернет и т.п.).
Криминогенный потенциал ближайшего социального окружения у большинства тольяттинских подростков достаточно высок. У 16% опрошенных есть знакомые, которые состоят в асоциальных молодежных группировках, 24% таких знакомых имеют доступ к оружию. Более половины опрошенных молодых людей были свидетелями употребления наркотиков кем-либо из членов ближайшего социального окружения (в вузах - 61%), у 44% подростков есть знакомые, имеющие доступ к наркотикам.
Остается высокой - 23% - доля респондентов, которые считают употребление наркотиков личным делом каждого человека, в которое не следует вмешиваться. На более или менее регулярное употребление алкоголя указали 7% молодых людей (от 4% среди 16-летних до 11% среди молодых людей 18 - 19 лет).
Уровень информированности экспертов о вовлеченности молодежи в различные формы отклоняющегося поведения достаточно низок: 83% экспертов ничего не знают об участии своих воспитанников в асоциальных группировках, 79% - об участии в тоталитарных религиозных сектах, 76% - о подростках, имеющих доступ к оружию, две трети - о доступе к наркотикам и злоупотреблении алкоголем.
По сведениям городской комиссии по делам несовершеннолетних, растет количество несовершеннолетних, совершивших правонарушение, и количество неблагополучных семей, стоящих на учете в центрах семьи.
Таблица № 2
----T---------------------------------T------T------T-------T--------------------¬
¦ № ¦ Наименование показателей ¦Всего ¦Всего ¦ Всего ¦ В том числе ¦
¦ ¦ ¦ за ¦ за ¦ за 1 +------T------T------+
¦ ¦ ¦ 1999 ¦ 2000 ¦полуг. ¦Автоз.¦Центр.¦Комс. ¦
¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦2001 г.¦ р-н ¦ р-н ¦ р-н ¦
+---+---------------------------------+------+------+-------+------+------+------+
¦1. ¦Количество несовершеннолетних,¦ 1818 ¦ 1890 ¦ 999 ¦ 461 ¦ 219 ¦ 319 ¦
¦ ¦совершивших правонарушение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+------+------+-------+------+------+------+
¦2. ¦Количество неблагополучных семей,¦ 739 ¦ 690 ¦ 812 ¦ 268 ¦ 282 ¦ 262 ¦
¦ ¦состоящих на учете в центрах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Семья", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в них несовершеннолетних ¦ 1094 ¦ 1105 ¦ 1236 ¦ 363 ¦ 482 ¦ 452 ¦
L---+---------------------------------+------+------+-------+------+------+-------
Типология поведения молодежи. За четыре года вдвое (до 31%) сократилась доля молодых людей "нормального" или, точнее, социально приемлемого поведения с отрицательным отношением к употреблению психоактивных веществ и отсутствием криминальных контактов в ближайшем социальном окружении. С 16% до 26% выросла за это время доля молодых людей с отклоняющимся (девиантным) типом поведения, для которых характерны вполне сформировавшиеся положительные наркотические установки и наличие криминальных контактов в ближайшем социальном окружении.
Большая часть молодежи (43%) сегодня находится в так называемом пограничном состоянии, балансируя между социальной нормой и отклонением (девиацией). Эта группа названа потенциально девиантной, или группой риска, где возможно употребление психоактивных веществ и не исключены те или иные асоциальные действия, несмотря на то, что склонность к потреблению наркотических веществ и наркотическая зависимость по разным причинам пока не сформированы.
Поскольку категория молодежи социально принимаемого типа поведения может считаться благополучной, а контингент девиантного поведения может считаться запущенным и плохо поддающимся воспитательным действиям, то основным направлением совершенствования молодежного образа жизни должна стать профилактическая работа именно с группой риска. Предупреждение перехода потенциально девиантного поведения в отклоняющееся могло бы увеличить благополучный контингент до 74%, что значительно стабилизировало бы ситуацию в городе.
Нуждаемость молодежи в социальной помощи. 24% опрошенных нуждаются в единовременной социальной помощи для решения одной или нескольких жизненно важных проблем (как правило, это проблема качественного образования, его доступность) и последующего трудоустройства. При своевременном оказании помощи они перейдут в категорию благополучных, и дальнейших затрат не потребуется. В случае игнорирования их проблем, эти молодые люди пополнят социально неблагополучный контингент, что повлечет значительное увеличение затрат на стабилизацию их положения.
8% молодых людей нуждаются в постоянной социальной поддержке (своего рода "социальном патронаже") с неудовлетворительными социальными показателями без перспективы улучшения. Эта категория требует, возможно, не крупных, но стабильных финансовых затрат и организации эффективной системы контроля за их социальным положением.
Социально неблагополучные молодые люди, находящиеся в критическом состоянии и нуждающиеся в неотложной социальной помощи по всем направлениям (своего рода "социальной скорой помощи"), составили 3%. Здесь потребуются максимальные единовременные затраты на вывод из критического состояния и, в дальнейшем, стабильная поддержка с обязательным контролем за процессом нормализации социальных показателей.
Формирование молодежной политики в городе, ее цели должны определяться согласно с меняющимися социальными условиями, потребностями и интересами молодых людей. Экономические условия жизни молодежи являются фактором, определяющим как ее политические настроения, так и уровень культурного развития молодежи.
В целом большинство молодежи г. Тольятти оценивает свое нынешнее материальное положение как удовлетворительное. Динамика намерений дополнительно подрабатывать у молодежи достигала пиковых значений в весенне-летний период и особенно перед началом летних каникул учащихся.
Служба содействия занятости молодежи ежемесячно трудоустраивает на временные дополнительные рабочие места 1300 подростков в возрасте с 14 до 18 лет.
Среди молодежи работа служб занятости приобретает дальнейшую актуальность. Сокращение рынка труда приводит молодых людей к поиску посредников в решении проблем занятости и подработок. В целом все категории молодежи г. Тольятти в выборе работы более ориентированы на стабильную, пусть даже невысокую зарплату.
Социальное развитие молодежи заключается в формировании самостоятельности и вхождении ее в основные сферы общественной жизни.
Социологические исследования молодежи подтверждают необходимость проведения в г. Тольятти последовательной молодежной политики.
Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить жизнь молодежи (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Цель определяет две взаимосвязанные задачи:
- создание объективных условий для социального становления и развития подрастающего поколения;
- создание благоприятных условий для самостоятельной деятельности молодежи в различных общественных сферах и в интересах самого общества.
II. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.
Для достижения основных целей требуется решение следующих задач:
- создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
- формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны;
- реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;
- формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, вредных привычек;
- развитие и поддержка системы информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей, подготовка специалистов по работе с молодежью.
III. Технико-экономическое обоснование Программы
Численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в г. Тольятти составляет 25% от общей численности жителей города. Создание правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи является приоритетным направлением развития городского сообщества.
Формирование мероприятий Программы закладывалось, исходя из следующих параметров:
- количество молодежи, проживающей в районе;
- количество участников (организаций, учреждений, объединений и молодых граждан), задействованных в проекте (мероприятии);
- выбор места проведения мероприятия в зависимости от его технических параметров и требований, необходимых для проведения мероприятия;
- выполнение нормативных актов и законодательства муниципального, регионального и федерального уровней в области молодежной политики.
IV. Основные направления деятельности
4.1. Подпрограмма "Перспектива". Решение вопросов занятости,
профессиональной ориентации и социализации молодежи
Анализ ситуации:
В настоящее время наибольшей сложностью в процессе социализации молодежи является отсутствие у подрастающего поколения достаточных возможностей для самоопределения и саморазвития, и, как следствие этого, неудовлетворенность социальными гарантиями, социальные конфликты.
Важным фактором самоопределения молодежи является временное трудоустройство на временные дополнительные рабочие места, где подросток на практике знакомится с основами различных профессий, получает определенную финансовую независимость, ответственность.
На сегодняшний день в г. Тольятти решением вопросов занятости молодежи занимаются совместно с Тольяттинским городским Центром занятости населения службы содействия занятости молодежи при муниципальных учреждениях "Молодежный центр "Альянс" (Автозаводский район), "Молодежный центр "Альтернатива" (Центральный район), "Молодежный центр "Гарант" (Комсомольский район). Одним из приоритетных направлений их деятельности является трудоустройство молодежи в возрасте 14 - 18 лет. Для этого службы содействия занятости молодежи заключают договоры с государственными, муниципальными и коммерческими предприятиями и организациями города (библиотеками, детскими садами, школами, ссузами, пансионатами, обществами и др.) на создание временных дополнительных рабочих мест. В 2001 году заключены договоры с 205 предприятиями и организациями трех районов города: Автозаводский - 75 договоров, Центральный - 82 договора, Комсомольский - 48 договоров. За летний период на временных дополнительных рабочих местах работали 4599 подростков, из них в Автозаводском районе - 1641 чел., В Центральном районе - 1501 чел., в Комсомольском - 1457 чел. Приоритетом при трудоустройстве пользовались подростки из социально незащищенной категории: сироты, инвалиды, дети из неблагополучных и многодетных семей, дети, находящиеся под опекой, состоящие на учете в ОДН УВД.
Особое значение для подростков играет оплата их труда. В 2001 году зарплата их труда составила в июне - 200 рублей, в июле и августе - 300 рублей. С сентября размер оплаты увеличивается до 450 рублей, что позволяет планировать увеличение численности подростков, желающих трудоустроиться (для сравнения за тот же летний период в 2000 году было трудоустроено 4420 чел.).
Содействовать улучшению информированности молодежи о существующих вакансиях призваны ярмарки вакансий и учебных мест, а также дискуссионно-профориентационный клуб "Карьера".
Для создания единого информационного пространства молодежи планируется проведение фестиваля молодежных СМИ, который позволил бы наладить контакты со многими молодежными изданиями, освещающими молодежную тематику.
Огромное значение для будущего профессионального роста молодых людей играет широкая система стимулирования заинтересованности в результатах образовательного процесса и ранней профессиональной ориентации.
Стимулировать профессиональную ориентацию молодежи призваны научно - практические конференции, ролевые игры, конкурсы профессионального мастерства. Благодаря подобным мероприятиям молодые люди стремятся повысить свой профессиональный уровень.
С целью повышения заинтересованности учащейся молодежи в результатах образовательного процесса учреждены именные стипендии, вручаемые студентам государственных и муниципальных учебных заведений за отличные показатели в учебе и проявившим себя в различных олимпиадах, конкурсах, фестивалях в области культуры, образования, научного творчества.
Немаловажную роль в процессе социализации молодежи играет создание детских и молодежных объединений. Большое внимание в программе уделено организации пространства клубной деятельности через развитие органов самоуправления в образовательных учреждениях, развитие молодежного добровольческого движения, участие ребят в проектах "Дебаты", "Предпринимательство юных", акциях "Затейник" и "Классная компания".
Так, например, в районных штабах школьного самоуправления старшеклассники могут получать навыки самоорганизации и организации своих сверстников, работы в управленческом процессе, развить собственные лидерские качества.
В рамках проекта "Волонтер" создаются условия для реализации молодежных инициатив в социально значимой деятельности. Участники проекта на добровольных началах оказывают практическую помощь социально незащищенным категориям населения.
Проект "Дебаты" - одна из технологий развития профессиональных качеств, применимых практически в любой сфере человеческой деятельности: публичные выступления, теория и практика коммуникаций, работа с имиджем, принятие решений в условиях ограниченного времени.
"Предпринимательство юных" - это проект, нацеленный на воспитание у молодых людей предпринимательского мышления, выработке адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов. Основные формы работы: обучающие семинары, деловые игры, конкурсы проектов позволяют молодым людям на практике ознакомиться с основами предпринимательской деятельности.
Опыт отдела по делам молодежи администрации Автозаводского района по организации педагогических отрядов летом 2001 года позволил поднять вопрос о необходимости создания постоянно действующих студенческих отрядов, нацеленных на организацию досуг молодежи. Студенты, чей возрастной отрыв от подростков невелик, намного быстрее находят контакт с ребятами, делают их досуг ярче, интереснее и полезнее.
Значительное упущение в работе с молодежью - отсутствие внимания к работающей молодежи. Сегодня на крупнейших предприятиях города возрождаются службы по работе с молодежью - комиссии по работе с молодежью, Советы молодых специалистов. Семинары для работников таких служб позволят наладить контакт с работающей молодежью, наметить перспективы роста молодых специалистов и выпускников тольяттинских вузов.
Проблема:
Процесс трансформации общества усугубил имевшиеся проблемы социализации молодежи: понимание истинных и мнимых ценностей, овладение навыками успешной реализации накопленных знаний, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям.
Цели:
Создание условий для удовлетворения потребности молодежи в саморазвитии и самореализации.
Задачи:
- создание условий для воспитания, образования и развития молодежи вне зависимости от материального состояния их родителей;
- содействие занятости молодежи;
- создание условий для социально - полезного досуга и творческой деятельности.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- снижение негативных последствий, связанных с молодежной безработицей;
- создание механизмов социальной защиты молодежи в рыночных условиях;
- снижение уровня преступности в молодежной среде;
- повышение квалификации и конкурентоспособности молодежи на рынке труда.
4.2. Подпрограмма "Партнер". Поддержка деятельности детских
и молодежных общественных организаций
Анализ ситуации:
Итогом развития общественного сектора стало оформление системы функционирующих общественных организаций.
На сегодняшний день в г. Тольятти насчитывается свыше 20 детских и молодежных объединений (ДиМО). Многие из них активно включаются в подготовку и проведение городских мероприятий: "Классная компания", "Дебаты", "Предпринимательство юных", летние обучающие семинары и лагеря.
Уже сегодня руководители ДиМО, студенческих организаций включились в работу Совета по молодежной политике при мэре г. Тольятти, молодежного парламента при Тольяттинской городской Думе и Совета студенческих организаций при Комитете по делам молодежи. Осуществляя общественную экспертизу программ молодежной политики, выступая инициатором инноваций и изменений, они во многом способствуют повышению эффективности работы с молодежью в городе.
В целях поддержки ДиМО в 2001 г. подготовлены проекты нормативных актов: "Положение о муниципальной поддержке ДиМО", "Положение о конкурсе бюджетных грантов в области молодежной политики", "Положение о выделении субсидий ДиМО", "Положение о перечне ДиМО".
Проведение ярмарки общественных объединений и некоммерческих организаций позволит проанализировать динамику развития ДиМО в городе, а также значительно расширить информированность детей и подростков о работе этих организаций.
Большим пробелом в развитии ДиМО являются неподготовленность и низкий профессиональный уровень управленческих кадров. Его заполнению должны способствовать соответствующие семинары для руководителей общественных и некоммерческих организаций.
Многие ДиМО города сегодня выходят на уровень мероприятий и программ областного и федерального уровня. Так, например, Региональное общественное объединение "ДИМСИ" уже несколько лет участвует в Всероссийском детском центре "Орленок", на различных всероссийских съездах и фестивалях, откуда ребята приезжают с инновационными проектами и успешно внедряют их в жизнь.
Проблемы:
Отсутствие развитой системы финансовой и организационной поддержки ДиМО.
Цели:
Создание системы взаимодействия между общественными молодежными и детскими организациями и органами государственной власти и управления.
Развитие системы общественных молодежных и детских организаций, как формы вовлечения молодежи в решение социально - экономических проблем.
Задачи:
- создание равных условий для всех молодежных и детских общественных организаций на получение поддержки при реализации их программ и проектов;
- создание условий для становления существующих и создания молодежью новых общественных организаций;
- привлечение бюджетных и внебюджетных источников финансирования различных проектов и мероприятий молодежных и детских организаций.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- увеличение количества работоспособных молодежных и детских объединений закладывает основы гражданского общества, помогает молодому человеку решать самостоятельно свои проблемы, снимает с государства часть не свойственных ему функций в деле социализации молодежи, создает реальные демократические механизмы общественного развития.
Анализ ситуации:
В последнее время особую тревогу вызывает отношение молодого поколения к службе в Вооруженных Силах. У молодежи призывного возраста патриотизм и гражданственность в системе ценностей стоят на одном из последних мест: каждый второй считает, что воинская честь и доблесть - понятия прошлого и сегодня лишены смысла; 70% призывников не желают служить в Вооруженных Силах. Неблагоприятная экологическая обстановка, социальные проблемы сильно сказываются на психофизическом состоянии будущих призывников.
Для изменения сложившейся ситуации требуется действенная помощь в нравственно-психологической и физической подготовке молодых людей для службы в Вооруженных Силах.
В рамках программы предусматриваются следующие мероприятия:
- "День призывника" проводится совместно с районными призывными комиссиями. Призывники и их родители получают консультации по прохождению медицинской комиссии, военной службе, а также информацию о тех войсковых частях, куда они будут призваны. Для знакомства призывников с условиями несения военной службы организовывается посещение войсковых частей.
- соревнования по военно-спортивным и техническим видам спорта. Поддержка деятельности военно-спортивных клубов;
- городские военно-спортивные игры на местности для учащихся школ, ПУ, ссузов, вузов. Участники эстафеты получат навыки действий в экстремальных ситуациях, военно-профессиональной подготовки, патриотического воспитания;
- трехдневные военно-полевые сборы для патриотических клубов города пройдут на базе В/Ч 6622. В программу сборов войдут: военно-спортивная подготовка, ознакомление с уставом военной службы, история российских вооруженных сил, занятия по огневой подготовке, строевые занятия, организация досуга и т.д.;
- организация праздничных встреч и концертов для ветеранов ВОВ и военнослужащих, оказание помощи ко Дню Победы и Дню защитника Отечества.
Среди допризывной молодежи стала престижной служба на подшефном корабле связи "Василий Татищев", где созданы хорошие условия, благодаря поддержке АО "Куйбышевазот".
Проблемы:
1. Отсутствие помещений и должного финансирования и, как следствие, уменьшение общего числа детских и молодежных объединений, занимающихся воспитанием гражданственности и патриотизма.
2. Недостаточное внимание СМИ к освещению патриотической работы и ее результатов.
Цели:
Формирование условий для гражданского становления и патриотического воспитания молодежи, всестороннее развитие личности.
Задачи:
- формирование у молодых людей общественного самосознания, позитивного отношения к службе в Вооруженных Силах РФ;
- содействие в создании новых и поддержка действующих патриотических клубов.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- формирование у молодых людей гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование у молодых людей позитивного отношения к службе в Вооруженных Силах РФ.
4.4. Подпрограмма "Тольятти фестивальный". Развитие
творческого потенциала и организация досуга молодежи
Анализ ситуации:
На сегодняшний день в связи с последними изменениями в нашей стране для молодежи стало недостаточно недорогих культурных мест для отдыха. Большинство развлекательных центров является частной собственностью, а следовательно, путь в них, в связи со стоимостью входного билета, для многих недоступен.
Данная подпрограмма включает в себя преимущественно традиционные мероприятия. КВН укрепился в студенческой среде, однако, предполагается развитие КВН-овского движения среди школ.
КВН - наиболее доступная и демократическая форма самовыражения молодежи, позволяющая самореализоваться в различных творческих направлениях.
С 1998 года проводятся игры КВН среди учащихся ПУ и ссузов.
В четвертом сезоне 1999 - 2000 учебного года в играх КВН приняли участие 17 команд из 9 вузов города, 11 команд из ПУ и ссузов. В пятом сезоне 2000 - 2001 года в играх КВН приняло участие 22 команды из 14 вузов города, 8 команд из ссузов и ПУ. Число участников с каждым годом растет. Лучшие команды принимают участие в Международном Фестивале КВН в г. Сочи.
Семь лет в городе проходит студенческий фестиваль "Таланты и поклонники". С 1996 года проводится фестиваль молодежного творчества среди учащихся ПУ и ссузов. С каждым годом растет количество участников и их профессионализм. Лауреаты фестиваля принимают участие в городских праздниках и молодежных мероприятиях. Лучшие творческие коллективы в составе делегации Самарской области стали лауреатами фестиваля "Российская Студенческая Весна".
С 1987 г. в г. Тольятти проходит фестиваль современной молодежной музыки "Автоград", в котором принимают участие группы из других регионов России. Этот фестиваль становится первой ступенькой в профессиональный мир музыки. На фестивале представлены все популярные направления современной молодежной музыки.
Для учащихся 6 - 7-х классов проводится акция "Затейник", посвященная Дню защиты детей. Принимая участие в этой ситуации, они выступают в роли организаторов различных мероприятий для класса и школы.
Тольятти является одним из самых молодежных городов России, и поэтому организация досуга подростков и молодежи является важной задачей. В подготовке и проведении молодежных праздничных мероприятий принимают участие лучшие молодежные коллективы и исполнители - лауреаты и дипломанты городских конкурсов, также приглашаются студенческие коллективы г. Самары.
Стали уже традиционными такие праздники, как Международный День студента, Новый год, День знаний, Посвящение в студенты. Заключением творческого сезона является День Молодежи.
Все эти мероприятия в какой-то мере помогают молодежи самовыразиться, реализовать свои творческие инициативы или найти свое призвание, будущую профессию.
Проблемы:
Недостаточность и недоступность культурного отдыха для большего числа молодежи.
Цели:
Развитие системы культурного досуга молодежи через проведение культурно-массовых мероприятий.
Создание условий для самореализации творческого потенциала молодого человека.
Задачи:
Увеличение числа культурно-массовых мероприятий.
Повышение позитивного воздействия мероприятий на молодежь.
Увеличение числа привлеченной к мероприятиям молодежи.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- содействие молодежи в творческом развитии, поиске;
- выявление талантливой и одаренной молодежи;
- поддержка самодеятельных детских и молодежных творческих коллективов, студий и объединений;
- развитие самодеятельного творческого движения молодежи в городе.
4.5. Подпрограмма "Служба помощи".
Работа специализированных молодежных служб
Анализ ситуации:
По результатам социологического опроса многим нуждающимся молодым людям недоступны психологическая, консультационная и информационная помощь специалистов. Из-за высоких цен на услуги подростки и молодежь сталкиваются с неразрешимыми проблемами, оказываются за чертой социальной нормы. Оказание помощи молодежи и подросткам путем предоставления бесплатных юридических и психологических консультаций осуществляют:
1. Юридические отделы муниципальных учреждений: "ГМЦ "Шанс", "МЦ "Альянс" (Автозаводский район), "МЦ "Альтернатива" (Центральный район), "МЦ "Гарант" (Комсомольский район).
Консультации проводятся по темам:
- трудовое право (виды, порядок заключения и расторжения трудовых договоров/контрактов, увольнение по инициативе администрации, восстановление на работе, невыплата заработной платы, выходных пособий, задержка выдачи трудовой книжки);
- семейное право (порядок расторжения браков, алименты, раздел жилья и имущества, брачный договор);
- вопросы создания и регистрации общественных молодежных организаций;
- жилищное право (проблемы, возникающие в процессе покупки, обмена, продажи, аренды жилья, права на жилье, прописка);
- гражданское право (вопросы заключения договоров и сделок, а также консультации по проблемам, вытекающим из их неисполнения или ненадлежащего исполнения, порядок возмещения убытков, причиненных таким неисполнением).
2. Городская служба экстренной психологической службы "Телефон доверия".
Данные работы "Телефона доверия" показывают, что в 2001 году ежемесячно в эти службы обращалось от 400 до 600 детей, подростков и молодых людей в возрасте от 8 до 30 лет. Многим из них необходима консультационная помощь в вопросах межличностных отношений детей и родителей, профилактики наркомании и алкоголизма в семье, ранних браков, сексуальных и других проблем.
В целях социальной защиты молодежи и с целью увеличения ее потребительских возможностей, подпрограмма предусматривает заключение договоров с предприятиями о предоставлении дисконтных карт молодежи города.
Конкурс студенческих общежитий проводится среди молодежных общежитий ссузов и вузов города. Цель проведения конкурса - подготовка общежитий к новому учебному году, улучшение материально - технической базы, соответствие нормам СЭС и пожарной безопасности.
Проблема.
Увеличение количества молодежи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации.
Низкий уровень правовых знаний.
Цель:
Создание необходимых условий и социальных гарантий для решения молодежных проблем.
Задачи:
- информационно-методическое обеспечение деятельности специализированных консультационных служб;
- повышение правовой грамотности молодежи;
- решение социально значимых проблем молодежи, оказавшейся в критических конфликтных ситуациях, ее социальная реабилитация;
- снижение темпов роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- повышение правовой грамотности молодежи;
- решение социально значимых проблем молодежи, оказавшейся в критических, конфликтных ситуациях, ее социальная реабилитация.
4.6. Подпрограмма "Здоровый образ жизни".
Развитие детского и молодежного отдыха и туризма
Анализ ситуации:
Город Тольятти по своему географическому положению находится в живописном месте. На протяжении 38 лет в районе Молодецкого Кургана проводится туристический слет памяти Ю. Захарова, в котором принимают участие представители городов Поволжья. Фестиваль авторской песни им. В. Грушина собирает любителей активного отдыха и авторской песни России и зарубежья. С 1999 года на фестивале организовывается "Студенческая поляна", что привлекает к фестивалю большее число молодежи.
В 2001 г. ЦДЮТ и турклубом "Лада" сделана попытка по созданию турклубов в профессиональных учебных заведениях города. В целях популяризации туризма среди студенческой и учащейся молодежи. В 2002 году планируется проведение спартакиады по туристическому многоборью (4 этапа).
Другим направлением реализации творческого потенциала молодежи являются танцевальный конкурс "Стартинейджер" и фестиваль брейк - культуры "Золотой Гвоздь". Победители городского конкурса "Стартинейджер", в котором принимают участие старшеклассники и учащиеся профессиональных лицеев и училищ, неоднократно становились призерами областного конкурса. Стиль "брейк" сейчас переживает второе рождение и очень популярен в молодежной среде.
С каждым годом все актуальней становится проблема экологической безопасности в нашем городе. День Земли - праздник, развивающий у молодежи любовь к своей земле и окружающей нас природе, в рамках которого проводятся акции по облагораживанию лесопарковой зоны, парков и улиц города.
Эта подпрограмма направлена как на изучение истории родного края, так и на повышение уровня здоровья подростков и молодежи, на развитие системы досуга, возможность самовыражения, на подготовку ребят к службе в ВС РФ, на привлечение внимания и повышение интереса молодежи к охране окружающей среды.
Все мероприятия, проводимые в рамках программы, направлены на первичную профилактику вредных привычек молодежи.
Проблемы:
Недостаточное финансирование проектов, направленных на развитие туризма и отдыха, и отсутствие материальной базы.
Цели:
Привлечение широкого круга детей, подростков и молодежи к занятиям физической культуры, спортом и туризмом.
Задачи:
- привлечение широкого круга детей и молодежи к спортивно-оздоровительным мероприятиям;
- пропаганда среди молодежи здорового образа жизни;
- популяризация активных форм отдыха;
- развитие семейного отдыха.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
Реализация данной подпрограммы будет способствовать решению проблем оздоровления детей, подростков и молодежи, эффективной организации свободного времени, развитию массовых видов спорта, пропаганды здорового образа жизни.
4.7. Подпрограмма "Открытый мир".
Международное молодежное сотрудничество
Анализ ситуации:
Комитет по делам молодежи поддерживает отношения с органами исполнительной власти и молодежными организациями городов - побратимов Вольфсбург (Германия) и Флинт (США). Одним из приоритетных направлений в рамках данного сотрудничества является установление дружеских и партнерских отношений. Особое внимание в рамках данной подпрограммы будет уделено обмену опытом в решении молодежных проблем. В этих целях в 2002 году членами Совета по молодежной политике при мэре города и Молодежного Парламента и представителями молодежных творческих организаций г. Тольятти планируется посещение городов Лоян (Китай) и Надьканижа (Венгрия).
В 2002 году ожидаются визиты: делегации г. Вольфсбург - подростки, занимающиеся в клубах по месту жительства и члены комиссии по работе с молодежью на предприятии VW; делегации г. Флинта - представители организаций по работе с молодежью.
Цели:
1. Установление и развитие партнерских связей с соответствующими ведомствами по делам молодежи зарубежных стран.
2. Обмен опытом в рамках молодежной политики.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- изучение опыта работы с молодежью за рубежом и внедрение новых программ и проектов в г. Тольятти.
4.8. Подпрограмма "Информационно-методическое
обеспечение молодежной политики"
Анализ ситуации:
Недостаток информации, обеспечивающей молодежь знаниями о способах решения ее проблем - одна из ключевых проблем молодежной политики. Отсутствие информации о своих правах и возможностях отмечают 75% молодежи.
Обеспечением информацией занимаются многие государственные, коммерческие и общественные учреждения, но их разрозненные усилия не решают проблемы:
- информационные агентства и СМИ, как правило, предоставляют событийную и конъюнктурную информацию. Среди особенностей современных СМИ можно выделить ориентацию, в основном, на крупную сферу деятельности. Основная же масса молодежных мероприятий имеет более скромные масштабы и недостаточно часто попадает в сферу внимания корреспондентов;
- аналитические и исследовательские центры работают в основном на заказ, поэтому их информация узко специализирована и направлена на удовлетворение лишь интереса заказчика;
- у статистической службы и вычислительных центров, а также научно-исследовательских институтов, информация труднодоступна для широкого пользователя.
Ни одна из перечисленных служб не предоставляет информацию социального характера и ни одна из них не работает в сфере решения социальных проблем, которые являются основными для каждого молодого человека.
Специфика молодежи как социальной группы состоит в том, что она не всегда имеет сформировавшиеся цели и интересы.
Не меньшей проблемой является отсутствие у органов управления объективной информации о состоянии молодежной среды, достаточной для проведения эффективной политики, а также несформированность системы своевременного сбора и анализа информации, выработки рекомендаций.
Проблема:
Неинформированность молодежи о возможностях реализации своих инициатив.
Отсутствие объективной информации о состоянии молодежной среды у органов управления.
Цель:
Создание системы качественного и своевременного обеспечения молодежи информацией "для молодежи" и органов управления необходимой информацией "о молодежи", аналитическими и методическими разработками, прогнозами, рекомендациями и проектными предложениями.
Задачи:
- создание инфраструктуры, обеспечивающей органы власти полной и объективной информацией о молодежи города для ведения аналитической и прогностической работы, ее социально-экономическом положении, морально-ценностных ориентациях, особенностях менталитета; о формах проявления активности и инициативы, формальных и неформальных организациях; о методических разработках и опыте по осуществлению различных молодежных программ;
- обеспечение самой молодежи информацией и знаниями о возможных путях решения ее проблем, в т.ч. через СМИ;
- упорядочение взаимодействия с уже существующими официальными и общественными информационными структурами.
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
- молодой человек, получив информацию о возможных путях и средствах решения поставленных жизнью проблем (трудоустройство, жилье и др.), сможет более рационально расходовать свои и общественные ресурсы, проявить инициативу;
- более качественная реализация молодежных программ и проектов.
4.9. Подпрограмма "Мой дворик". Организация работы
с молодежью по месту жительства
Анализ ситуации:
В 1999 - 2001 гг. действовала утвержденная Решением городской Думы № 603 от 14.07.1999 Программа "Организация работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства граждан в г. Тольятти".
В соответствии с данной Программой в трех районах города созданы муниципальные учреждения, подведомственные Комитету по делам молодежи:
- Автозаводский район - "Молодежный центр "Альянс";
- Центральный район - "Молодежный центр "Альтернатива";
- Комсомольский район - "Молодежный центр "Гарант".
Основными направлениями деятельности данных учреждений являются:
- трудоустройство подростков на временные дополнительные рабочие места;
- организация работы по месту жительства;
- оказание правовой помощи.
В трех районах города были созданы 17 молодежных площадок, территориально расположенных на базе муниципальных образовательных учреждений. При всех площадках созданы территориальные советы, в состав которых вошли представители ТОС, МОУ, МОУДОД, ОДМ. Специфика видов деятельности определяет условия и график работы, это в основном работа в вечернее время, в выходные и праздничные дни, что позволяет максимально организовать досуг детей и подростков вне школы. К участию в работе молодежных площадок привлекаются подростки и из так называемой "группы риска" (состоящих на учете в ИДН, из социально незащищенных семей), что способствует профилактике наркомании и других негативных и непредвиденных ситуаций. В данную подпрограмму включены мероприятия, проводимые МУ "Молодежные центры".
Проблема:
1. Межведомственная разобщенность участников Программы.
2. Недостаточное количество объектов культурно-досуговой и физкультурно-оздоровительной направленности на территориях кварталов и микрорайонов.
3. Недостаточное материально-техническое оснащение муниципальных учреждений, подведомственных Департаменту образования, Департаменту культуры, Комитету по делам молодежи, Комитету по физкультуре и спорту, в связи с чем происходит отток молодежи.
4. Проблема кадрового обеспечения Программы.
Цель:
Организация работы с молодежью по месту жительства граждан для решения вопроса детской и подростковой безнадзорности, проведение целенаправленной работы по физическому, культурному и духовному развитию детей, подростков и молодежи через создание муниципальных учреждений по работе с молодежью по месту жительства.
Задачи:
- обеспечение нормативной и правовой базы, упорядочивающей работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства;
- создание системы межведомственного взаимодействия по реализации данной программы, вовлечение семьи и общественности в работу с молодежью по месту жительства;
- сохранение, модернизация и комплексное развитие досуговой инфраструктуры по организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства в городе;
- подготовка и переподготовка специалистов по работе с молодежью по месту жительства;
- поддержка и создание условий для развития детских и молодежных объединений;
- социально - педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности).
Деятельность в рамках подпрограммы:
Социальный эффект:
Создание стабильно работающей системы полноценного и развивающего досуга детей, подростков и молодежи по месту жительства, улучшение материально-технической базы действующих объектов досуга по месту жительства, снижение и стабилизация уровня правонарушений в молодежной среде.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Исполнение основных мероприятий Программы обеспечивается:
- Комитетом по делам молодежи мэрии города Тольятти;
- отделами по делам молодежи администраций районов;
- муниципальными учреждениями:
- городским молодежным центром "Шанс";
- молодежным центром "Альянс";
- молодежным центром "Альтернатива";
- молодежным центром "Гарант";
- молодежными общественными организациями и объединениями.
Бюджетное финансирование Программы с разбивкой по районам составило:
Головным исполнителем Программы является Комитет по делам молодежи мэрии, который координирует деятельность по исполнению данной Программы.
Реализацию Программы "Молодежь Тольятти" в 2002 году Комитет по делам молодежи мэрии и отделы по делам молодежи администраций районов города осуществляют со следующими социальными партнерами:
--------------------------------¬ ---------------------------¬ --------------------------¬
¦Комиссия по социальной политике¦ ¦Совет по молодежной поли- ¦ ¦Средства массовой инфор- ¦
¦ Тольяттинской городской Думы ¦ ¦тике при мэре г. Тольятти ¦ ¦мации ¦
L-------------------------------- L--------------------------- L--------------------------
--------------------------------¬
--------------------------¬
¦Молодежный Парламент при Толь-¦ ¦ Советы ветеранов ¦
¦яттинской городской Думе ¦ ¦ ¦
L-------------------------------- L--------------------------
--------------------------¬
¦ Департамент образования мэрии ¦ ¦ ¦
¦ г. Тольятти: ¦ ¦ Центр профессиональной ¦
¦- МОУ ¦ ----------------------------¬ ¦ ориентации ¦
¦- МОУДОД ¦ ¦Комитет по делам молодежи, ¦ ¦ ¦
L-------------------------------- ¦отделы по делам молодежи ¦ L--------------------------
--------------------------------¬ ¦администраций районов ¦ --------------------------¬
¦ Департамент культуры мэрии ¦ ¦ города ¦ ¦ ¦
¦ г. Тольятти: ¦ L---------------------------- ¦ Детские и молодежные ¦
¦- МОУДОД ¦ ¦ организации ¦
¦- МУК ¦ ¦ ¦
L-------------------------------- L--------------------------
--------------------------------¬
--------------------------¬
¦ Департамент здравоохранения ¦ ¦ ¦
¦ мэрии г. Тольятти: ¦ ¦ Центры занятости ¦
¦- Центр профилактики; ¦ ¦ ¦
¦- Центр "АнтиСПИД"; ¦ L--------------------------
--------------------------------T-------------------------------T-------------------------¬
¦Комитет по физкультуре и спорту¦ Муниципальные учреждения: ¦Отдел по делам несовер- ¦
¦ мэрии г. Тольятти: ¦ ГМЦ "Шанс", МЦ "Альянс", ¦шеннолетних Управления ¦
¦- Спортивные клубы; ¦МЦ "Альтернатива", МЦ "Гарант" ¦внутренних дел ¦
¦- Федерации по видам ¦ ¦ ¦
L-------------------------------+-------------------------------+--------------------------
--------------------------------¬
--------------------------¬
¦Комитет по вопросам семьи, ма-¦ ¦ ¦
¦теринства и детства мэрии: ¦ ¦ Военкоматы ¦
¦- Центры "Семья" ¦ ¦ ¦
L-------------------------------- L--------------------------
--------------------------------¬
--------------------------¬
¦Комиссия по делам несовершенно-¦ ¦ Войсковые части ¦
¦летних ¦ ¦ ¦
L-------------------------------- L--------------------------
Исполнение Программы осуществляется через систему программных мероприятий, включенных в раздел IV Основные направления деятельности.
VII. Этапы и сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2002 год.
VIII. Порядок управления и контроля
Организация управления Программой осуществляется Комитетом по делам молодежи мэрии г. Тольятти и отделами по делам молодежи администраций районов города в пределах своей компетенции.
Организация контроля за исполнением Программы осуществляется:
- мэрией города через ежеквартальную финансовую и статистическую отчетность исполнителей один раз в квартал;
- через заслушивание на Совете по молодежной политике при мэре г. Тольятти;
- городской Думой в пределах ее компетенции.
IX. Ожидаемые социально-экономические результаты
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим качество жизни молодых людей, их социальную интеграцию в общество через проведение мониторинговых исследований.
Критерии оценки результатов Программы:
- Количество проводимых мероприятий;
- Количество молодежи, принявшей участие в мероприятиях;
- Реализуемость молодежных инициатив;
- Степень удовлетворенности молодежи, участвующей в мероприятиях.
Решение проблем, поставленных в Программе, позволит:
- Создать в молодежной среде условия, способствующие формированию у молодых людей гражданско-патриотической позиции, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям;
- Снизить уровень безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, увеличение числа рабочих мест, повысить деловую активность молодежи;
- Повысить качество проводимых мероприятий;
- Создать условия для развития детских и молодежных объединений;
- Подготовить кадры для работы с молодежью.
Председатель
городской Думы
А.Н.ДРОБОТОВ
Приложение № 2
к Постановлению
городской Думы
от 23 января 2002 г. № 360
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДЕЖЬ ТОЛЬЯТТИ" НА 2002 ГОД
1. Подпрограмма "Перспектива". Решение вопросов занятости, профессиональной ориентации и социализации молодежи.